«Лембит» | ||
---|---|---|
Lembit | ||
|
||
Лембит на довоенной эстонской открытке | ||
История корабля | ||
Государство флага | Эстония → СССР → Эстония | |
Порт приписки | Таллин, Либава, Кронштадт | |
Спуск на воду | 7 июля 1936 | |
Выведен из состава флота | 1979 | |
Современный статус | музейный корабль в Таллине | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | Торпедно-минная подводная лодка | |
Обозначение проекта | Kalev | |
Разработчик проекта | Vickers and Armstrongs Ltd. | |
Скорость (надводная) | 13,5 узлов | |
Скорость (подводная) | 8,5 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 70 м | |
Предельная глубина погружения | 90 м | |
Автономность плавания | 20 суток | |
Экипаж | 32 человека (в т. ч. 4 офицера) - EST; 38 человек (в т. ч. 7 офицеров) - СССР |
|
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 665 т | |
Водоизмещение подводное | 853,4 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 59,5 м | |
Ширина корпуса наиб. | 7,24 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 3,5 м | |
Силовая установка | ||
Дизель-электрическая, двухвальная. 2 дизеля Vickers and Armstrongs Ltd. суммарной мощностью 1 200 л. с., 2 электродвигателя Metropolitan-Vickers суммарной мощностью 790 л. с., два винта |
||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
4 носовых ТА x 533 мм, 8 торпед, 20 мин | |
ПВО | автоматическое орудие «Бофорс» калибра 40 мм, пулемёт «Льюис» калибра .303 British | |
Изображения на Викискладе |
«Ле́мбит» (эст. Lembit) — эстонская подводная лодка, построенная в 1937 году в Великобритании по заказу эстонского правительства, второй корабль типа «Калев». В 1940 году лодка вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота СССР. С 1979 года — музейный корабль в Таллине.
Содержание |
Корабль был построен на британской верфи «Виккерс-Армстронг», в городе Барроу-ин-Фернесс, графство Камбрия, Великобритания. Строительство лодки было начато в мае 1935 года. 13 мая 1936 года приказом Главнокомандующего вооружёнными силами Эстонии генерал-лейтенанта Йохана Лайдонера № 92 строившейся под строительным номером 706 подводной лодке было присвоено имя Lembit, а 7 июля 1936 года в 13 часов 7 минут «Лембит» вместе с однотипным «Калевом» были спущены на воду и переданы Эстонии. Крёстной матерью корабля со словами:
Annan sulle nimeks "Lembit". Õnnelik ja edurikas olgu sinu tegevus. Õnnistagu Jumal kõiki, kes sinul teenivad.— Lembit (allveelaev)
(рус. «Даю тебе имя Lembit. Пусть счастливой и успешной будет деятельность твоя. Благослови, Господь, всех, кто на тебе служить будет.») стала супруга эстонского посла в Великобритании Элис Шмидт (Alice Schmidt). 14 мая 1937 года подводная лодка после достройки, соответствующих тестов и испытаний была введена в эксплуатацию и пополнила военно-морской флот Эстонии.
Эстонский старейшина Лембиту в 1211 году возглавил борьбу племён эстов против вторгшегося на эстонские земли Ордена меченосцев. Лембиту погиб в бою 21 сентября 1217 года и почитается в Эстонии как народный герой и поныне. Именем «Лембит» была названа канонерская лодка эстонского флота, бывшая российская канонерка «Бобр». В 1930-х годах имя «Лембит» закономерно унаследовала новейшая эстонская подводная лодка, предназначенная для защиты независимости молодого эстонского государства, впервые в своей истории обретшего независимость в 1918 году.
Девиз лодки — «Будь достоин своего имени» (эст. «Vääri oma nime»).
«Лембит» и «Калев» составили дивизион подводных минных заградителей и базировались в Таллине. За три года службы в составе ВМС Эстонии система постановки мин «Лембита» не использовалась ни разу[1].
18 сентября 1940 года на «Лембите» был поднят советский военно-морской флаг. Лодка была включена в состав Балтийского флота. В связи с этим на корабле произошло почти полное обновление экипажа. Новых членов экипажа обучали работе с незнакомой советским подводникам техникой оставшиеся эстонские моряки — старшины некоторых групп.
Во время Великой Отечественной войны командиром лодки был назначен капитан второго ранга Матиясевич.
1 августа 1994 года «Лембит» был зачислен в список кораблей Эстонских ВМС кораблём под № 1. 16 мая 2011 года на «Лембите» был спущен военно-морской флаг. 20 мая 2011 года «Лембит» отбуксировали к слипу и 21 мая 2011 подняли с помощью надувных подушек на берег.
До 2011 года «Лембит» находился на стоянке в порту Таллина и являлся филиалом Эстонского морского музея, открытым для посещения. В отличие от большинства других подводных лодок-музеев, в которых проделаны специальные входы для посетителей, в «Лембит» экскурсанты попадают через один из предусмотренных проектом входов — торпедопогрузочный люк в первом отсеке. «Лембит» входит в число немногих сохранившихся подводных лодок времён Второй мировой войны и в 2011 году являлся самой старой подводной лодкой в мире из всё ещё находившихся на плаву[2]. В 2011 году корабль был поднят из воды и перебазирован в царский ангар для гидросамолётов на сухое хранение. Доступ экскурсантов открылся 12 мая 2012 года.
Подводная лодка Lembit у причала в Пирита в 1999 году
Подводная лодка Lembit в ангаре для гидросамолётов в Таллине в 2012 году
Лембит (подводная лодка).