Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Криворожский метротрам

Криворожский скоростной трамвай
Трамвайная система
Страна

Украина

Город

Кривой Рог

Тип системы

пассажирская система скоростного трамвая

Дата открытия

26 декабря 1986

Количество маршрутов

2

Общая длина маршрутов

17,7 км

Пассажиропоток за день

45,3 тыс чел.

Пассажиропоток за год

16552 тыс чел. (2009)

Компания-перевозчик

КП «Скоростной трамвай»

Криворо́жский скоростно́й трамва́й[1][2] (укр. Криворізький швидкісний трамвай)  — транспортная система скоростного трамвая, сочетающая особенности метрополитена и трамвая, расположена в Кривом Роге (Украина). Работает с 26 декабря 1986 года.

Длина единственной линии составляет 17,7 км, на ней расположены 11 станций, из них под землёй — 6,8 км с 4 станциями. Действуют 2 маршрута: «Кольцевая» — «Площадь Труда» и «Кольцевая» — «Заречная». На линии одно депо, расположенное вблизи станции «Площадь Труда».

Содержание

История

Проект Криворожского скоростного трамвая разработан в 1972 году Харьковским институтом «УкркоммунНИИпроект», минжилкоммунхоза УССР и «Харьковметропроектом Минстроя УССР». И уже в июне 1974 года, началось строительство скоростного трамвая, в котором принимали участие около сорока организаций со всего СССР.

Скоростной трамвай открыли 26 декабря 1986 года. Первая очередь протяжённостью 7,7 км от завода горного оборудования (КЦРЗ), станция «Площадь Труда», до железнодорожной станции «Мудрёная» (станция «Дзержинская»), состояла из четырёх станций («Пл. Труда», «Октябрьская» (ныне «Имени Гутовского»), «Пл. Артёма», «Дзержинская»). Пассажиров обслуживали 7 поездов. Возле станции «Площадь Труда» находится депо скоростного трамвая. На станции «Дзержинская» расположено кольцо, до пуска второй очереди пассажиры выходили перед стрелкой на кольцо, а садились — после проезда стрелки.

Вторая очередь пущена с запозданием из-за частых затоплений грунтовыми водами. Сначала пустили челнок до станции «Дом Советов». На подземном перегоне туннели меняются местами, так как станция односводчатая с одной платформой по центру. 2 мая 1989 года была открыта вторая очередь, что дало возможность запустить полноценное движение на участке от станции «Площадь Труда» до станции «Кольцевая». Протяжённость первой и второй очередей составила 12,2 км, из них 5,3 км тоннели глубиной от 6 до 22 метров. Трамвай преодолевает этот участок за 20 минут. Также на первой очереди три подземных станции «Проспект Металлургов» и «Дом Советов» — односводчатые, «Площадь Артёма» — колонная, с боковыми платформами, две станции крытые наземные «Дзержинская» и «Имени Гутовского», правда, последняя, скорее, надземная, и две наземные «Кольцевая» и «Площадь Труда» представляющие из себя разворотные кольца, на которых расположены платформы на высадку и крытые платформы на посадку. Между станциями «Дом Советов» и «Проспект Металлургов» есть служебная остановка — там расположены насосы и другие агрегаты для защиты туннеля от грунтовых вод; есть возможность перехода во встречный тоннель или выхода на поверхность возле дзержинского универмага (ныне — «Фокстрот-маркет» на Соцгороде). Трамваи на ней не останавливаются, но сбавляют скорость до 10-15 км/ч.

В 1992 году началось строительство третьей очереди, которая дала продолжение линии в северном направлении. Новая линия официально открыта 26 октября 1999 года Президентом Украины Леонидом Кучмой. На новом участке из четырёх станций работали только две: «Заречная» и «Индустриальная», а две промежуточные были ещё в стадии строительства; а также проведена реконструкция станции «Площадь Труда».

Новую очередь соединили со старой так, что пришлось ввести новый скоростной трамвайный маршрут № 2 — для того чтобы попасть на новую линию трамваи проходят мимо станции «Площадь Труда» (платформы для высадки и посадки пассажиров находятся по одну сторону кольца на расстоянии 30 м).

19 июня 2000 года, открыта станция «Электрозаводская». Четвёртая станция третьей очереди — «Шерстепрядильная» не открыта и по сей день. Протяжённость трассы третьей очереди — 5,5 км, из них 1,5 км тоннели мелкого заложения. Таким образом, протяжённость линии скоростного трамвая составила 17,7 км, из них 6,8 км подземный участок. В третью очередь вошли три крытых наземных станции («Заречная», «Индустриальная» и недостроенная «Шерстепрядильная») и одна подземная — «Электрозаводская».

Ко дню города, 19 мая 2001 года, в девятистах метрах от ст. «Октябрьская» (с 2007 года — «Имени Гутовского») введена в строй ст. «Городская больница». Все станции скоростного трамвая являются архитектурным украшением районов, в которых они расположены.

Маршруты

# Конечные станции Цвет Введена в строй Количество станций Протяжённость (км)
№ 1 «Кольцевая» — «Площадь Труда» Красный 29.12.1986 8 12,2
№ 2 «Кольцевая» — «Заречная» Синий 26.10.1999 10 17,7
Всего: 11 17,7

Хронология пусков

Участок Дата пуска Длина Кол-во станций
«Площадь Труда» — «Дзержинская»
Без станции «Городская больница»
29 декабря 1986 7,7 км 4
«Дом советов»
Челночное движение до станции
13 февраля 1988 - 1
«Дзержинская» — «Кольцевая»
Полноценное движение на линии
2 мая 1989 4,5 км 2
«Октябрьская» — «Заречная»
Без станции Электрозаводская
26 октября 1999 5,5 2
«Электрозаводская» 19 июня 2000 - 1
«Городская больница» 19 мая 2001 - 1
Всего: 17,7 км 11 станций

История переименований

Станция Предыдущие названия Годы
Имени Гутовского Октябрьская 1986-2007

Станции

Схема маршрутов в географически точном масштабе

Подвижной состав

По состоянию на 2009 год на линиях Криворожского скоростного трамвая используются вагоны типа Tatra Т3SU, Tatra Т3M, 71-611, а также Tatra K3R-N. Первая поставка Tatra Т3SU из 15 вагонов была произведена в 1986 году, которые были сцеплены в сцепки по два-три вагона. В следующем году Кривой Рог получил ещё две партии трамваев. В первой партии было 15 вагонов, а во второй — 20. Трамваи, прибывшие в Кривой Рог, ничем не отличались от аналогичных, поставляемых в тот же период в другие города.

Экономический кризис начала 90-х годов отразился и на скоростном трамвае. Так вместо закупки новых вагонов были закуплены б/у вагоны из Запорожья, и из Праги, которые в отличие от запорожских вагонов прошли капитально-восстановительный ремонт в Чехии.

Вагоны типа Tatra Т3М не являются самостоятельной моделью, это всего лишь результат капитального ремонта вагонов Tatra Т3SU, проведенный в киевском депо «Дарница». Первый вагон типа Tatra Т3M в Кривом Роге практически всё время простаивал в моечной в течение года, начиная с января 2004 года, изредка выезжая на обкатку.

В январе 2005 года на линии с пассажирами появилась сцепка № 064+065+066. Его внешняя светотехника значительно ярче по сравнению с головной оптикой других вагонов Т3. Основным отличием криворожских вагонов от таких же вагонов, эксплуатируемых в Киеве, является отсутствие проштамповки в передней и задней части кузова. В январе 2006 г. введён в пассажирскую эксплуатацию аналогичный двухвагонник № 031+032, изготовленный из старых криворожских вагонов с теми же бортовыми номерами.

Также в Кривом Роге используются вагоны типа 71-611. Вагоны этой модели довольно оригинальны: выпущено всего 13 штук, из них 11 находятся в Кривом Роге, а другие два — в Волгограде. Вагоны № 201+202 прибыли в марте 2003 г. С 2003 по 2004 год стоял без движения в депо на приколе возле № 210 и снегоочистителя С-6. С 1 июня 2004 г. вышел на линию № 201+202 после годичного простоя в депо (маршрут № 2).

1994 год ознаменовался прибытием трёхвагонника № 203+204+205. В 1995 г. в депо прибыли № 206+207+208. В 1996 году депо получило последний усть-катавский состав данной модели № 209+210+211.

В 2000 году Кривой Рог заказал ещё два двухвагонных состава 71-611 с использованием элементной базы вагонов 71-611, но от оплаты отказался. Недостроенные вагоны были разобраны на заводе.

Сборка Tatra K3R-N происходила в цехе капитальных ремонтов дарницкого трамвайного депо г. Киев. За характерный внешний вид сочленённый трамвай сразу же получил прозвище «Кобра».

Ещё до прохождения сертификации вагона КП «Криворожский скоростной трамвай» заказал «Кобру» в 2004 году, но в связи с финансовыми проблемами заказчика трамвай изготовили к концу 2005 года, и уже в начале 2006 года все секции вагона по одиночке при помощи трейлера доставили в Кривой Рог. После успешной обкатки без пассажиров трамвай закреплён под бортовым № 067 и приступил к регулярной пассажирской эксплуатации на маршрут № 2 29 августа 2006 года.

См. также

Ссылки

  • Криворожский скоростной трамвай на сайте «Мир метро»
  • Криворожский скоростной трамвай на сайте Urbanrail.net  (англ.)
  • «Криворожский метрополитен (метротрамвай)» на «Сайте о железной дороге»
  • История Криворожского метротрама в схемах на сайте metroschemes.narod.ru
  • Схема путевого развития Криворожского скоростного трамвая

Примечания

  1. Інформація про роботу відділу транспорту і зв’язку  (укр.)
  2. Об итогах социально-экономического развития города в I полугодии 2008 года



Криворожский метротрам.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24