Не следует путать с нарт-орстхойцами и орсойцами.
Орстхойцы самоназв. — арсхте, арстхой |
|
Другие названия |
арште, арштхой, орстхоевцы, орстхой/орштхой, эрстхой/эрштхой |
---|---|
Экзоэтнонимы |
балой, балсу, балсурцы, карабулаки |
Этноиерархия | |
Раса | |
Тип расы | |
Группа народов | |
Общие данные | |
Язык |
орстхойский говор галанчожского наречия вайнахского кластера |
Религия | |
Первые упоминания |
• «Нартский эпос» ? (средневек.) |
В составе | |
Предки | |
Родственны |
равнинные аккинцы (ауховцы) |
Современное расселение | |
Россия: нет данных |
|
Историческое расселение | |
Северный Кавказ: |
|
Государственность | |
• племенной союз ? (средневек.) |
|
Орстхойцы, орстхоевцы, самоназв. арсхте, арстхой (галанчож. и ингуш. аьрштIи, чеч. aьрштхой), устар. балой[~ 1], балсу, балсурцы, карабулаки[~ 2] — историческая народность вайнахов, компонент в этногенезе ингушей и чеченцев, а также современная субэтническая группа, постепенно ассимилируемая этими двумя народами и этногруппы в некоторых странах Ближнего Востока — Иордании, Сирии, Турции и других.
К XVIII веку сформировали в центральной части Северного Кавказа военно-политический союз — Орстхой , который был одним из самых крупных и сильных вайнахских обществ[~ 3], однако, в результате Кавказской войны, часть орстхойцев была истреблена, а часть выселилась в Турцию (откуда некоторые из них вернулись в Россию в 70-х годах XIX века). В XX веке, наряду с другими вайнахами, пережили депортацию в Казахстан и интеграцию в социалистическое общество СССР, а позднее, были вовлечены в военные конфликты пытавшейся самоопределиться Ичкерии. Язык — орстхойский (карабулакский) говор галанчожского наречия вайнахского кластера, относится к нахской ветви нахско-дагестанской подсемьи языков . Религия — ислам суннитского толка .
В наши дни, изначально оставшиеся на своих землях и частично вернувшиеся из Турции и Казахстана орстхойцы, в основном, проживают в некоторых населённых пунктах Ингушетии и Чечни . Сегодня почти полностью прекращено использование орстхойского говора, но некоторые представители вайнахского населения продолжают идентифицировать себя как «орстхойцы»/«орстхо», что связано с уровнем национального самосознания и интересом к собственной истории в среде северокавказских народов. В официальных переписях населения СССР и современной России орстхойцы не фиксировались .
Содержание |
Спорные гипотезы этимологии имени орстхойцев.
Углубляясь в ономастику этнонима «орстхойцы», ряд исследователей (В. Абаев, Я. С. Вагапов, И. Е. Саратов, А. С. Сулейманов)[~ 4] предлагают смелые гипотезы происхождения этого наименования. Однако, данные теории не являются доказанными и на сегодняшний день не признаны в научной среде, также в них часто прослеживается трактовка в пользу националистических интересов того или иного современного народа под влиянием сложившейся политической конъюнктуры. Племена и народы, с которыми иногда связывают имя «орстхойцев» или корень этого этнонима — арс/оpc/эрс/урс:
Название орстхойцы или орстхоевцы является общепринятым в научной и научно-популярной литературе, также иногда эту народность в русскоязычных источниках могут именовать как арстхой/арштхой, орстхой/орштхой, эрстхой/эрштхой. Что легло в основу самоназвания народности остается невыясненным, наиболее вероятно, что этот этноним нахского происхождения, слово состоит из корня — арс/оpc/эрс/урс («лесистая гора», менее употребительно в значении «лес»), суффикса — т, суффикса лица — х, именного суффикса — о, окончания множественного числа — й[1]. Среди вайнахов существуют небольшие различия в произношении этого этнонима: самоназвание орстхойцев и название в ингушском языке — арсхте/арште[3][4] (галанчож. и ингуш. aьрштIи), у чеченцев — арсхтой/арштхой (чеч. аьрштхой)[5]. Учёный-кавказовед Н. Г. Волкова, сообщает, ссылаясь на «Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией»[6], что под именем «орстхой» также объединяли и горных аккинцев[7], однако эти две группы имели не только отличительные самоназвания, но и некоторые диалектные различия в языке[5].
Альтернативная гипотеза высказанная в 60-х годах фольклористом и филологом А. О. Мальсаговым предполагает значение наименования орстхойцев как «жители равнин», У. Б. Далгат в монографии «Героический эпос чеченцев и ингушей» цитирует А. О. Мальсагова[8]:
По всей вероятности, «орстхой-арштхой-аьрашхой» происходит от «аре» (равнина, плоскость), «ш» — показатель множественности, «тIа» — послелог, «хо» — словообразовательный суффикс. Таким образом, «орстхо-арштхо-аьрашхо» (житель равнины) в противоположность «лоамаро» (горец). |
Этимология А. О. Мальсагова связана с неподтверждённым предположением, согласно которому орстхойцы первоначально расселялись не в горных областях, а заселяли равнины и предгорья центральной части Северного Кавказа[9] (см. раздел «Возникновение»).
Больша́я часть сообщений об орстхойцах, как документальных, так и фольклорных, упоминает эту народность под каким-либо экзоэтнонимом. Некоторые известные варианты названий орстхойцев, которые давали им соседние народы:
Вероятно, с периода позднего средневековья, орстхойцы проживали в области верхнего и среднего течения pек Асса и Фортанга[16]. Эта страна орстхойцев — Орстхой-Мохк (бо́льшая часть Сунженского района Ингушетии и приграничная часть Ачхой-Мартановского района Чечни), входила в исторический регион Лам-Акки, где орстхойцы соседствовали с горными аккинцами и ялхоройцами (иногда этот тайп включают в состав орстхойцев). По А. С. Сулейманову, помимо аккинцев, соседями орстхойцев были: в горах на юге и западе — ингушские шахары, на востоке — чеченские тайпы Ялхорой и Галай, однако замечание автора про Галай не ясно, так как далее по тексту исследователь указывает (как и некоторые другие источники), что Галай входил в состав орстхоевского общества[13]. В конце XVIII — начале XIX веков в обществе Орстхой насчитывалось около 40 поселений, а его духовным и политическим центром был аул Цечу ахкие[17]. В этот же период часть орстхойцев расселились из горных ущелий в долину реки Сунжа — на территории соответствующие равнинным и предгорным районам современной Чечни и Ингушетии, и далее — в Дагестан, где часть орстхойцев участвовала в этногенезе равнинных аккинцев (ауховцев). Согласно заявлениям самих орстхойцев, приблизительные границы их исторического проживания после расселения с гор на равнину: на востоке — до селения Гехи[~ 5] и на западе — до селения Яндырка[18].
В 1990 году инициативная группа орстхойцев (в количестве трёх человек[~ 6]) написала статью в грозненскую газету «Комсомольское племя», где, помимо прочего, авторами были указаны районы проживания и приблизительная численность орстхойцев[18]. Данная информация не подтверждена переписями населения в СССР или современной России, но как косвенный источник использовалась в работе советско-российского этнолога В. А. Шнирельмана[19]. Численность орстхойцев согласно указанной газетной публикации и статье М. Юсупова в бюллетене «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов» (на 1990 год)[20]:
Четырнадцать обществ, отмеченных цифрами, сложились к XVIII — началу XIX веков (некоторые и ранее)[21], остальные, вероятно, стали обособляться позднее и со временем начали позиционировать себя как отдельные тайпы.
Состав общества-тукхума Орстхой (тайпы, некъи и гары) |
М. А. Мамакаев[22] | А. С. Сулейманов[13] | Я. 3. Ахмадов, Ш. Б. Ахмадов, М. X. Багаев, X. А. Хизриев[17] |
Чеченские и ингушские фамилии орстхойцев |
||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Алха-некъе (Иалха-некъе) | Iалха-некъе | — | + | + | |
2 | Белхарой | Белхарой | — | + | + | Белхароевы[23] |
3 | Булгуча(н)-некъе | Булгуча(н)-некъе | — | + | + | Булгучёвы[24] |
4 | Б(у)ока-некъе | Б(у)ока-некъе | — | + | + | |
5 | В(и)елха-некъе | В(и)елха-некъе | — | + | + | |
6 | Галай (Галой) | Галай (Галой) | + | + | + | |
7 | Гандалой (Иандалой) | ГIандалой (Iандалой) | + | + | + | Гандалоевы[23] |
8 | Мержой (Мерзкой) | Мержой | + | + | + | Мержоевы[23] |
9 | Мужахой | Мужахой | + | + | + | Мужухоевы[23] |
10 | Мужган(х)ой | Мужган(х)ой | — | + | + | |
11 | Орг(а)-некъе | Оьрг(а)-некъе | — | + | + | |
12 | Ферг-некъе | Ферг-некъе | — | + | + | Фаргиевы[23] |
13 | Хявхарой | Хьаьвхьарой | — | + | + | |
14 |
Цечой Гарчой Анастой |
ЦIечой ГIарчой |
+ + — |
+ — — |
+ — — |
Цечоевы[24] Анастоевы |
Калой ?
В 1978 году, на основании рассказов местных жителей, чеченским краеведом А. С. Сулеймановым были собраны немногочисленные сведения о некоторых обычаях орстхойцев. В частности он сообщает, что вплоть до конца XVIII века орстхойские мужчины, подчёркивая свое высокородное происхождение («эзди нах»), носили длинные кудри, а женщины — высокие прически («кур»). Традиционно придавая некое важное значение волосяному покрову головы, орстхойцы заставляли начисто брить головы всех мужчин, попадавших в их зависимость[25].
Помимо прочего, описывая орстхойцев, А. С. Сулейманов упоминает, что «это одно из самых воинственных племён вайнахского народа»[26], подобная характеристика прослеживается и в источниках Российской империи, вероятно, под влиянием борьбы орстхойцев за независимость в период Большой Кавказской войны (1817—1864 годы). Сопротивление этой народности было столь упорным, что в статье о чеченцах в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» орстхойцы (в ЭСБЭ карабулаки) названы как «самое враждебное нам [России] племя»[27].
Сведения об орстхойцах в письменных источниках прошлого крайне скупы и не уходят глубже XVIII—XIX веков[28]. Происхождение и формирование вайнахских народностей, связано с такими самобытными северокавказскими объединениями, как тукхумы/шахары, тайпы, гары, некъи, ца, доьзалы и другие. Среди кавказоведов для обозначения крупных групп и союзов, от семейных и родо-племенных, до территориальных и военно-политических, принят термин «вольные общества» или просто «общества». Значительное влияние среди вайнахского населения имели и религиозные объединения — вирды, сформировавшиеся на почве укрепления ислама — одного из важнейших факторов формировавших/формирующих историю Северного Кавказа. Этот регион всегда оставался узлом сложных проблем для захватившей его России, а одна из северокавказских народностей — орстхойцы, отличалась особым упорством в борьбе за независимость и русским о них стало «известно, что они самый беспокойный народ и ничем не удовлетворяются»[29].
Временной период образования племени орстхойцев определённо не установлен, вероятно, он приходится на позднее средневековье, хотя существует неподтверждённая гипотеза об их более раннем происхождении, основанная на северокавказских народных сказаниях — «Нартском эпосе» (см. раздел «Мифология»). Ряд исследователей, изучив вайнахский вариант эпоса, трактует раннюю историю народности следующим образом: орстхойцы — это вайнахские племена, которые изначально жили на предгорной равнине, они представляли из себя нечто вроде пограничной стражи, охранявшей внутренние-горные вайнахские территории (аналог русского казачества). Горные вайнахи за подобные услуги расплачивались с ними частью скота, который горцам необходимо было пасти на равнине в период сезонных перегонов. Со временем, орстхойцы превратились из защитников в притеснителей вайнахского племени — они запрашивали высокую плату за выпас скота на равнине, совершали грабительские походы на своих соплеменников, похищали людей. Таже предполагается, что орстхойцы стали союзниками группы племён алан, с которыми вместе блокировали горы. И только в период монгольских завоеваний XIII века — похода Джэбэ и Субэдэя и Западного похода, орстхойцы были выбиты в горы — в ущелья рек Асса и Фортанга, расположенные в исторической области Лам-Акки[9].
Согласно другой гипотезе, прародина орстхойцев изначально локализуется в горах — в области Лам-Акки, а происходят они от исчезнувшего, некогда воинственного, общества Балой. Вероятно, помимо орстхойцев, балойцы могли быть предками горных аккинцев и ялхоройцев, а возможная родина самих балойцев — гора Болойлам[13]. В подтверждение этой гипотезы, некоторые исследователи (напр. Н. Г. Волкова[30]), сообщают об употреблении среди части ичкеринцев этнонима «балой», применительно к орстхойцам. Родственные связи между древними этногруппами Лам-Акки точно не установлены, например существует версия краеведа А. С. Сулейманова, по которой орстхойцы считали своими предками горных аккинцев, а те уже в свою очередь, происходили от балойцев[10]. Ещё один вариант этногенеза предложил ингушский исследователь Н. Д. Кодзоев, согласно которому с конца XVII века происходило очередное переселение вайнахов с гор на равнину, в этот период и началось формирование племени орстхойцев, а местом образования этой народности, помимо ущелий рек Асса и Фортанга, могла быть и часть предгорий[31]. Наличие разнообразных теорий происхождения орстхойцев показывает, что современной наукой этот вопрос до конца не изучен и требует дополнительных исследований учёных-кавказоведов.
Период, когда появляются первые письменные свидетельства упоминающие орстхойцев — XVIII век, хотя одно из родственных объединений в их составе — тайп Мержой, известен из русских документов ещё XVII века, как «горская землица» Мерези[~ 7][28]. В источниках орстхойцы выделялись как самостоятельная народность, так, на карте 1733 года, по берегам реки Фортанга отмечены принадлежащие этой этногруппе (под именем балсурцев) «100 деревень»[32]. На сегодняшний день принято считать, что к 70—80-м годам XVIII века, путём объединения больших и влиятельных тайпов — Цечой, Мержой и собственно Орстхой, был сформирован военно-политический и территориальный союз — «общество Орстхой»[16]. Некоторые исследователи предполагают время образование союза несколько ранее — 2-я половина XVI — XVII века[31]. Применительно к орстхойцам кавказоведческий термин «общество» среди чеченцев традиционно означает один из чеченских тукхумов, но, также существуют исследовательские работы, в которых это общество относят к аналогу такого объединения, но только ингушскому — шахару. Спорность этого вопроса между частью чеченских и ингушских учёных основана на гипотезах об этнической принадлежности орстхойцев — одни видят в них западных чеченцев, другие восточных ингушей (см. раздел «Чеченцы или ингуши?»).
В октябре 1768 года, моздокским ротмистром А. Шелковым, в Санкт-Петербург были доставлены сведения от коменданта кизлярской крепости Н. А. Потапова — одни из первых официальных свидетельств в Российской империи об орстхойцах. Это были данные, собранные по приказу императрицы Екатерины II в преддверии Первой русско-турецкой войны (1768—1774 годы) о Кабарде и народах, живущих «в сторону Кубани». Орстхойцы назывались в сведениях «балсу» и упоминались вслед за живущими в юго-восточном направлении от реки Верхняя Кума карачаями (предгорные карачаевцы), чегемцами, караджау (предгорные дигорцы), балкарами (балкарцы) и дюгерами (горные дигорцы)[33]. В 1771 году орстхойцы принесли присягу на верность России, но в тот период такие договоры обычно не являлись актами присоединения того или иного кавказского народа к Российскому государству, а подписывались для извлечения сиюминутных выгод и вскоре, после достижения поставленных задач, о них забывали[31]. Окончание Русско-турецкой войны и подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774 год), помимо прочего, внесло значительные изменения и в жизнь народов Северного Кавказа — Кабарда была признана в составе России, также российские власти объявили под своей властью и осетин, которые начали переселяться на равнину (так называемую «плоскость»). Орстхойцы в конце XVIII — начале XIX веков тоже начали расселятся из горной области Орстхой-Мохк за реку Сунжу, а в дальнейшем, на территории соответствующие равнинным и предгорным районам современной Чечни, Ингушетии и Дагестана[34] (вероятно, ещё в 1772 году бо́льшая часть орстхойцев переселилась на предгорные равнины[31]). Известно, что в 1782 году, по просьбе части орстхойцев и осетин, российскими властями была построена крепость у Татартупа, для защиты просителей от кабардинцев и горных чеченцев[35]. Среди различных источников, сохранилось свидетельство подполковника российской армии, дивизионного квартирмейстера Л. Л. фон Штедера (1781 год), сообщавшего о совместном расселении в ряде сёл на плоскости орстхойцев с ингушами[31]:
Я следовал берегом реки Сунжи через равнины, и поля ингушей почти до гор. По ту сторону [Сунжи] на 4 версты восточнее лежали под лесистым отрогом 3 или 4 деревни ахкиюртовцев, представляющих смесь ингушей и карабулаков [то есть орстхойцев] … |
В конце XVIII — начале XIX веков, в тактических интересах российских властей было время от времени использовать тезис о подвластности некоторых горских народностей Кабарде (в том числе и орстхойцев). Это позволяло распространять сферу влияния Российской империи на суверенные или зависимые от Турции территории, которые якобы были в вассальной зависимости от, уже ставшей российской, Кабарды. Сообщения о том, что кабардинские «владельцы» издревле собирали дань с орстхойцев и других горских народов лишены основания, и хотя какой-то период выплаты податей имели место, но связано это было со временем, когда кабардинцам покровительствовала Россия и снабжала их более современным вооружением[36]:
… Осетинцы, Балкарцы, Карачаевцы, Абазинцы, Ингушевцы и Карабулаки [то есть орстхойцы] есть люди вольные и, хотя они с некоторых времён и платили им [кабардинским «владельцам»] подати, но сие единственно последовало от вышеписанного предмета силы оружия Российского и покровительства им, Кабардинцам, данного, и тогда ещё Российское правительство не имело совершенного сведения о состоянии и вольности тех народов. |
В период череды локальных войн на Северном Кавказе XVIII—XIX веков, а особенно во время наиболее агрессивной политики Российской империи — так называемой «Большой Кавказской войне» (1817—1864 годы), орстхойцы активно принимали участие в противодействии покорению горских народов. Когда было образовано теократическое государство Северо-Кавказский имамат, часть орстхойцев оказалась в пределах двух его административных единиц — Арштинском и Галашкинском вилайетах[38]. Большая их часть присоединилось к борьбе, организованной лидером имамата — Шамилем, известно, что одним из его сподвижников был орстхоец — Джамбулат Дзегоев.
Хронология основных событий:
Некоторые упоминания об участии орстхойцев в военных действиях из российских документальных свидетельств[38]:
Рапорт от 30 марта 1840 года:
Вся Большая Чечня к нему [к Шамилю] передалась, равно как мичиковцы и ичкеринцы и многие ауховцы; качкалыковцы. удерживаются в повиновении только присутствием нашего отряда. Некоторые из карабулакских [то есть орстхойских], и ингушевских деревень, все галгаевцы и кистинцы также в большом волнении и содействуют тайно или явно возмутителю.
генерал П. Х. Граббе
|
Донесение графу А. И. Чернышеву от 3 октября 1840 года:
В настоящем положении дел на левом фланге Линии Чечня в особенности обращает на себя внимание, ибо там, кроме коренных ее жителей, гнездятся теперь все беглые карабулаки [то есть орстхойцы], назрановцы, галгаевцы, Сунженские и Надтеречные чеченцы и по призыву предводителя их Ахверды-Магомы, сподвижника Шамиля, собрать могут значительные силы, хорошо вооруженные, вблизи Военно-Грузинской дороги.
генерал Е. А. Головин
|
В наши дни, представители общества Орстхой, частью растворились среди современных чеченцев, а частью — среди ингушей, также потомки орстхойцев проживают и за границей — в Турции[41]. В начале 1990-х годов орстхойцев охватило движение за национальное возрождение.
Орстхойцы использовали/используют орстхойский (карабулакский) говор галанчожского (аккинско-орстхойского) наречия, относящегося к вайнахскому кластеру нахской ветви нахско-дагестанской подсемьи языков. Орстхойский говор слабо изучен, первые данные о нём собрал советский языковед А. Н. Генко, основываясь на материалах имеющихся в работах подполковника российской армии, дивизионного квартирмейстера Л. Л. фон Штедера (2-я пол. XVIII в.) и немецкого востоковеда, путешественника Ю. Г. Клапрота (нач. XIX в.). А. Н. Генко сближал орстхойский говор с чеченским языком, но выделял его в особую группу[28]. В наши дни лингвисты считают, что орстхойский говор, относится к самостоятельному галанчожскому наречию, которое выделяется как отдельное от чеченского и ингушского языков. В России большинство орстхойцев сегодня говорит либо на чеченском, либо на ингушском, либо на русском языках — использование орстхойского говора почти прекращено. В Ингушетии носители этого говора засвидетельствованы в селе Сагопши, где орстхойцы официально причисляются к ингушам, в Чечне последние носители орстхойского говора зафиксированы до 1944 года — в верховьях рек Нетхой и Шалажа[42].
У многих народов Северного Кавказа бытовали древние эпические сказания — «Нартский эпос», генезис которого среди учёных до сих пор остаётся спорным. Существенно отличаются от прочих сказания о богатырях-нартах в среде вайнахского населения — здесь они выступают неоднозначными, в основном, отрицательными персонажами. Вайнахский эпос сохранился фрагментарно, в нём у нартов имеется дополнительное имя — орхустойцы/орстхойцы, в котором некоторые исследователи видят возможный эпоним исторических орстхойцев. Отличие в восприятии вайнахами характера нартов, иногда трактуют как подчёркивание связи орстхойцев с исконными врагами горцев — жителями равнин (например, в некоторый период аланами), что позволяет предположить первоначальным местом обитания исторических орстхойцев предгорные равнины[1] (см. раздел «Возникновение»). Согласно ингушскому этнографу конца XIX — начала XX веков Ч. Э. Ахриеву, нярты/нарты и орхустойцы/орстхойцы это две группы мифологических персонажей — высоконравственные и злокозненные соответственно. Другой этнограф того-же периода — Б. К. Далгат считал, что наименования «нарты» и «орстхойцы» служат для обозначения одной категории героев — злых и коварных насильников, совершающих набеги на мирных людей и притесняющих безвинных. Этой точки зрения придерживались и последующие исследователи советского периода. Некоторое характерное отличие прослеживается в ингушских сказаниях — здесь иногда нарты-орстхойцы, совместно с ингушами, защищают родные земли от врагов наступающих с равнин, а также роднятся с местными героями[43].
Сами орстхойцы одними из первых среди вайнахских обществ приняли ислам, что определённым образом сблизило их с уже находящимися в лоне этой религии чеченцами, и отдалило от ингушей, придерживающихся на тот момент, в основном, традиционных верований. До принятия ислама, вероятно, в среде орстхойцев ведущее место занимал культ священного оленя[44].
В связи с пограничным географическим положением исторической родины орстхойцев между различными вайнахскими обществами, с востока от них сформировавшими чеченский народ, а с запада ингушский, периодически возникают споры о принадлежности этой народности то к чеченцами, то к ингушам. Для вайнахов, отличающихся высоким уровнем национального самосознания, предмет этого спора часто вызывает конфликтные дискуссии, как между различными исследователями, так и в среде обычного населения[~ 8]. У чеченцев существует понятие тукхума Орстхой, который настолько важен в их этнической общности, что считается одним из основных 9-ти тукхумов образующих чеченскую нацию (например он находился среди 9-ти звёзд символизирующих чеченские тукхумы на гербе Республики Ичкерия и флаге Общенационального Конгресса Чеченского Народа). Но, согласно ряду других исследователей, общество Орстхой играло важную роль и в истории ингушей, предполагается, что оно занимало место среди 12 легендарных ингушских шахаров, сформировавших ингушскую нацию[31]. По этому вопросу важным является замечание доктора исторических наук, профессора, академика АН ЧР Ш. Б. Ахмадова, считающего, что в сознании большинства вайнахов представители орстхойцев считались как отдельные тайпы, которые не относили себя ни к чеченцам, ни к ингушам[5]. На сегодняшний день обсуждение вопроса о современной национальной принадлежности орстхойцев не актуально и имеет явную политическую окраску, а субэтническая группа орстхойцев в равной степени участвовала и участвует в этногенезе как чеченского, так и ингушского народов[19].
Чеченские тукхумы | |
---|---|
Аккий • Малхий • Нохчмахкахой • Орстхой • Терлой • Чантий • Чеберлой • Шарой • Шотой |
Нахско-дагестанские народы | |
---|---|
Аваро-андо-цезские народы | аварцы • андийцы • ахвахцы • багулалы • бежтинцы • ботлихцы • гинухцы • годоберинцы • гунзибцы • каратинцы • тиндинцы • хваршины • чамалинцы • цезы (дидойцы) |
Лезгинские народы | агулы • арчинцы • будухцы • крызы • лезгины • рутульцы • табасараны • удины • хиналугцы • цахуры |
Даргинские народы | даргинцы • кайтагцы • кубачинцы |
Лакцы | лакцы |
Нахские народы (вайнахи) | аккинцы • бацбийцы • двалы? • галгай/ингуши • орстхойцы/карабулаки • нохчий/чеченцы (кистинцы, малхистинцы) |