Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Иван Грозный (балет)

Иван Грозный
Иван Грозный
Композитор

Сергей Прокофьев. Музыкальная редакция — Михаил Чулаки

Автор либретто

Юрий Григорович

Хореограф

Юрий Григорович

Дирижёр-постановщик

Альгис Жюрайтис

Сценография

Симон Вирсаладзе

Последующие редакции

Юрий Григорович

Количество действий

2

Год создания

1975 год

Первая постановка

20 февраля 1975

Место первой постановки

Большой театр Союза ССР

Балет в 2-х актах на музыку композитора С. С. Прокофьева, музыкальная редакция — М. И. Чулаки, либретто и постановка Ю. Н. Григоровича.

Содержание

История создания

Мысль о создании хореографического спектакля на музыку Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Эйзенштейна принадлежит Абраму Львовичу Стасевичу — дирижёру, озвучившему фильм при его создании, а впоследствии собравшему наиболее выразительные эпизоды музыки фильма в «композицию в форме оратории».[1] Именно Стасевич обратил внимание Ю. Н. Григоровича на выдающиеся достоинства киномузыки Прокофьева и заразил балетмейстера горячей влюбленностью в это прекрасное произведение. Ораторию Стасевича вместе с «Русской увертюрой», частью Третьей симфонии и фрагментами Кантаты «Александр Невский» положили в основу балета его музыкальный редактор профессор Михаил Иванович Чулаки и постановщик и либреттист Юрий Николаевич Григорович.

от первого лица — Юрий Николаевич Григорович вспоминает:

Мир балета считает Прокофьева своим автором и моя постановка «Ивана Грозного», несмотря на кажущиеся противоречия между центральным героем и самой природой балета, рождалась совершенно органично. Не было никаких сомнений в том, что эта музыка может вызвать к жизни сценический танец. Именно музыка, а не что-то другое, например, сюжеты русской истории, точное следование эпохе, биографиям персонажей, их психологическим особенностям, народный фон и многое подобное, что мне отчасти приписывали или даже навязывали многочисленные комментаторы. Нет, и еще раз нет — только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел тридцать лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня. Все вышеперечисленные темы всплывают в балете по необходимости, некоторые, наверное, и вырастают в самостоятельные сюжеты, но — управляемы они этой стихией звука и ритма, этого мощно заряженного и неудержимого эпического потока.

История этого моего балета такая. Дирижер А. Стасевич, работавший с Эйзенштейном на фильме «Иван Грозный» и записавший всю музыку Сергея Прокофьева, создал уже в конце 50-х годов, после смерти и кинорежиссера, и композитора одноименную ораторию («композицию в форме оратории»). Судьба фильма Эйзенштейна была сложна и противоречива, ленту, как известно, он не успел завершить, а уже отснятое не вышло на широкий экран по цензурным соображениям. Естественна, поэтому реакция музыкантов дать самостоятельную жизнь музыке — сначала концертную, потом и сценическую. Но в 1971 году Стасевич умер, и работать конкретно над балетом «Иван Грозный» в Большом театре мы начали с Михаилом Ивановичем Чулаки. Он создал новую композицию из тематического материала киномузыки, включив в нее «Русскую увертюру», части Третьей симфонии и фрагменты кантаты «Александр Невский». Он был увлечен работой, так же как и я влюблен в Прокофьева и так же как Эйзенштейн считал, что музыка эта «удивительно пластична, нигде не становится иллюстрацией, но, всюду сверкая торжествующей образностью, она поразительно раскрывает внутренний ход явлений, его динамическую структуру, в которых воплощаются эмоции и смысл события». Художником того спектакля стал Сулико Вирсаладзе, чью работу иначе, как вдохновенной не назовешь. Он впервые работал с материалом древней Руси и совершил в этом направлении настоящие сценические открытия, например, решив костюмы танцующих бояр, многоплановое, трансформирующееся храмовое пространство и многое другое. С глубокой благодарностью вспоминаю я и нашего научного консультанта профессора-историка Александра Александровича Зимина.

Премьера в Москве в Большом театре состоялась в феврале 1975 года, танцевали Юрий Владимиров (Иван IV), Наталья Бессмертнова (Анастасия), Борис Акимов (князь Курбский), дирижировал Альгис Жюрайтис. Резонанс был большой. Этим же летом труппа гастролировала в США, где «Иван Грозный» произвел сенсацию и собрал бесчисленные отклики наблюдателей и прессы. Среди зрителей американской премьеры был тогдашний руководитель Парижской Оперы Рольф Либерман, который сразу же предложил мне постановку «Ивана» в Париже. В следующем году «Иван» был дан в Опере при таком же громком резонансе, вскоре был показан во время летнего сезона на специально сооруженной сценической площадке в Лувре, где прошел несколько десятков раз.[2]

из интервью с первым исполнителем партии Ивана Грозного, одним из лучших русских танцовщиков-актеров «героического» амплуа, ныне — репетитором Большого театра Народным артистом СССР Юрием Владимировым:

— Сколько времени Вы сами готовили роль Грозного?

— Полгода мы репетировали с Григоровичем каждый день с утра до ночи. Так увлекались, что не могли остановиться. Даже в выходные либо ехали в Александровскую слободу, либо в Новодевичий монастырь, либо изучали материалы на тему Грозного. Было множество вариантов решения той или иной танцевальной фразы, жеста, целой сцены. Порой трудно было на чём-то остановиться без совета со стороны. Выручали репетитор Николай Романович Симачев и художник спектакля, выдающийся мастер Сулико Вирсаладзе. И тем не менее, когда спектакль уже шёл, Григорович кое-что менял. Так что «Иван Грозный» родился не сразу на премьере. Окончательно он сформировался в течение двух-трех первых сезонов.
— Верно ли, что эта роль подвластна лишь танцовщикам особого, силового типа?

— Здесь много специфических требований к артисту. Но я считаю, что при желании её могут освоить исполнители с разными данными. Тут крепкая база: четко выверенный хореографический текст, ясная система образов. [3]

2011 год — наследники Сергея Прокофьева предоставили Большому театру эксклюзивное право на возобновление балета «Иван Грозный» в хореографии Юрия Григоровича[4]

Премьера запланирована на ноябрь 2012 года. Репетиции начнутся в сентябре.[5]

Либретто

Действие первое.

Звонари возвещают о восшествии на престол молодого царя Ивана IV. Бояре недовольны его избранием, каждый из них считает себя не менее родовитым. На смотринах невест Иван должен из молодых боярышень выбрать себе жену, будущую царицу. Его выбор останавливается на Анастасии. Князь Курбский в отчаянии — в сердце его живет любовь к Анастасии. Теперь он потерял её навсегда. Тревожно звучит набат. Звонари сообщают о нашествии иноземцев. В битве Иван возглавляет русские полки. Рядом с ним и Курбский. Смерть косит ряды сражающихся — но вестницы победы сулят близкое поражение иноземцам. Русские полки теснят врагов. Победа! Анастасия ждет Ивана, тревожится за его судьбу. С победой возвращаются русские воины. Радостна их встреча с любимыми. Иван и Анастасия вновь вместе. Ликует народ, празднует Русь свою победу над врагом. Но вдруг страшная весть пронеслась по Руси — царь занемог. В смятении Анастасия. Бояре подняли головы, каждый претендует на трон. Но — грозен царь, нежданно излечившийся от недуга, не будет теперь от него пощады изменникам-боярам.

Действие второе.

Иван и Анастасия счастливы. Бояре замышляют заговор, в который вовлекают Курбского. В их руках кубок с ядом и первой жертвой становится Анастасия. В ужасе смотрит Курбский на смертельную агонию царицы. В страхе разбегаются бояре. Звонари возвещают о смерти царицы, об измене боярской. В народе смута, готовая перейти в бунт. Иван оплакивает Анастасию. В воображении его возникает призрак любимой. Курбскому, страшащемуся мести Ивана, остается одно — бежать. Бояре ожидают мести царя. В монашеских одеяниях появляются новые люди, которыми решил окружить себя Иван Грозный. Это опричники. Им доверяет царь извести крамолу на Руси, покончить с самовластием боярским. Схвачены бояре. Чинят расправу над ними опричники. Иван Грозный самолично вершит суд над ними. Тяжелы раздумья Ивана. Человека, потерявшего любимую. Царя, окруженного врагами. Преследуемый видениями, Иван терзается мыслью, что в своей борьбе утратил человечность и обрек себя на одиночество. Исступленно ищет Иван Грозный выхода из сплетенного историей клубка противоречий.[2]

Хронология спектаклей

Юрий Владимиров об Иебре и спектакле:

— Игорь артист эмоциональный, выразительный. Порядок движений он освоил правильно, настроение воспринял верно. Если будет танцевать эту роль — может найти свои нюансы, сформировать собственный образ. Но что говорить, если и в Кремле-то «Грозный» идёт раз в сезон. А в Большом вообще не идёт. Жалко. Кто угодно интересуется — французы вон ставят, испанцы хотят, а нам ничего не надо. Мы иногда силы расходуем впустую, Бог знает на что.[3]

В январе 2005 года критика писала:

Со сцены Большого «Иван Грозный» исчез в начале 90-х. В 1995 году театр покинул и сам Григорович. Новые хозяева труппы увлеклись совсем иными танцевальными направлениями. С тех пор из объекта эстетических дискуссий этот спектакль превратился в России в предмет разговоров о политике, и театральной, и государственной.[7]

Записи спектаклей

Литература, рецензии и ссылки

  • Русский балет. Энциклопедия. БРЭ. — Согласие, 1997
  • Анастасия Куропатченко. Танец-дума об Иване Грозном // Краснодарские известия, декабрь, 2006

Примечания

  1. А. Л. Стасевич на сайте Belcanto
  2. ↑ Театр балета Юрия Григоровича.
  3. 1 2 Юрий Владимиров. «Жаль, что «Грозный» не идет в Большом». — Газета, 2004, 19 января
  4. Фонд «Русский мир»
  5. Премьера балета «Иван Грозный» пройдет на сцене Большого театра.
  6. В Екатеринбурге выступит звезда мирового балета. Ноябрь, 2007
  7. Ярослав Седов. Балетная дипломатия царя. // Еженедельный журнал, № 150, 2005, 13 января


Иван Грозный (балет).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24