Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Гебен (крейсер)

Линейный крейсер «Гёбен»
SMS Goeben
Основная информация
Тип Линейный крейсер
Государство флага  Германская империя
Принадлежность ВМС Германии
Верфь «Блом унд Фосс» в Гамбург
Строительство начато 21 февраля 1907
Спущен на воду 28 марта 1911
Введён в эксплуатацию 2 июля 1912
Современный статус Разобран на металл в 1973
Параметры
Водоизмещение 22 979 т (нормальное) 25 400 т (полное)
Длина 186, 6 м
Ширина 29,4 м
Высота 14,08 м (борт на миделе) высота надводного борта: 7,3 м (носом) 4,3 м (кормой)
Осадка 8,77 м (носом) 9,19 м (кормой)
Бронирование пояс — 280 мм; барбет и башни — 230 мм; палуба — 76 мм.
Технические данные
Силовая установка Паровая турбина Парсонса
Мощность 52 000 л.с.
Винты 4
Скорость 28,5 узлов (на испытаниях)
Дальность плавания 4120 морских миль (на 14 узлах) 2370 миль (на 23 узлах)
Экипаж 1153 (1912 г), 1425 (1916 г)
Вооружение
Артиллерийское вооружение 10 x 280-мм /50 калибров (5х2);
12 x 150-мм;
12 x 88-мм
Торпедно-минное вооружение 4х500мм ТА

«Гёбен» (нем. Goeben) — германский линейный крейсер типа «Мольтке» времен Первой мировой войны. Введен в строй 2 июля 1912. В 19141917 вел операции на Черном море против русского флота и кавказского фронта русской армии.

С августа 1914 в составе турецкого флота под именем «Султан Селим Грозный» (тур. Yavuz Sultan Selim) или просто Yavuz. До 1950 был флагманом военно-морского флота Турции. В 1973 разрезан на металл[1] (последним из кораблей германского имперского флота) после того, как Германия отказалась выкупить его и превратить в музей.

Считается, что «Гёбен» («Явуз Султан Селим») оставался на активной службе дольше, чем любой другой корабль дредноутного типа в мире.


Содержание

Строительство

Линейный крейсер типа «Мольтке». Заложен 12 или 28 августа[2] 1909 года, спущен на воду 28 марта 1911 года, предварительно вошёл в состав флота 2 июля 1912 года. Стоимость постройки составила 41 564 000 марок или 20 728 000 рублей золотом. Строительство велось на судоверфи фирмы «Блом унд Фосс» («Blohm und Voss») в Гамбурге.

Назван в честь Августа Карла фон Гебена, прусского генерала времен франко-прусской войны 1870—1871.

Первая мировая война

До войны крейсер был флагманом Средиземноморской группы Кайзерлихмарине (командующий — адмирал В.Сушон).

1914

Летом 1914 года «Гёбен» и лёгкий крейсер «Бреслау» находились вблизи побережья Африки. В Средиземном море находились значительные силы французского флота, поэтому после объявления войны было решено перевести группу в Константинополь, ближе к берегам нейтральной Турции, дружественной Германии. Кроме французского флота, в Средиземном море находилась и группа британских линейных крейсеров, однако «Гёбену» и «Бреслау» удалось ускользнуть от союзников и благополучно дойти до цели: 10 августа 1914 немецкие крейсера достигли пролива Дарданеллы.

Турция была всё ещё нейтральной страной и по существовавшим договорам не имела права впускать корабли воюющих сторон в проливы. Однако Германии удалось склонить на свою сторону военного министра Турции Энвер-пашу, и разрешение было дано. Для того, чтобы преодолеть юридические затруднения, немецкие крейсера были формально включены в состав турецкого флота под именами Yavuz Sultan Selim и Midilli, вся команда при этом осталась немецкой. 16 августа крейсера подошли к Константинополю. 23 сентября адм. Сушон был назначен главнокомандующим турецким флотом.

  • 29 октября «Гёбен» подошёл к Севастополю и обстрелял его. Береговые батареи открыли ответный огонь. 254-мм снаряд попал в район кормовой трубы, но не взорвался. При отходе «Гёбен» встретил и обстрелял русский минный заградитель «Прут» (чтобы избежать захвата, команде пришлось его затопить), после чего накрыл залпом из 150-мм орудий эсминец «Лейтенант Пущин», пришедший на помощь тонущему «Пруту»[1]. После этих событий Россия объявила войну Турции.
  • 18 ноября «Гёбен» и «Бреслау» вновь приблизились к берегам Крыма и у мыса Сарыч внезапно встретились с главными силами Черноморского флота во главе с броненосцем «Евстафий». Из-за тумана противники обнаружили друг друга на расстоянии менее 5 миль. В последовавшей перестрелке «Гёбен» получил несколько попаданий тяжёлыми снарядами, однако, благодаря преимуществу в скорости, немецким крейсерам удалось оторваться от русской эскадры и уйти (см. Бой у мыса Сарыч).
  • 10 декабря прикрывал транспорты с войсками и обстрелял Батум
  • 26 декабря наскочил на минное поле, установленное русскими кораблями вблизи входа в пролив Босфор. Первая мина взорвалась по правому борту вблизи центральной рубки. В корпусе образовалась пробоина площадью около 50 м², однако внутренняя броневая переборка (torpedo bulkhead) выдержала удар. Через несколько минут взорвалась вторая мина — на этот раз по левому борту впереди каземата; площадь пробоины в корпусе составила более 60 м², однако внутренняя броня выдержала и на этот раз. Корабль принял до 600 тонн воды, но смог дойти до базы. Для ремонта пришлось вызывать рабочих из Германии и сооружать гигантские кессоны весом в 160 тонн[1].

1915

  • 3 апреля «Гёбен» и «Бреслау» вышли в Чёрное море, чтобы встретить турецкие бронепалубные крейсера «Хамидие» и «Меджидие», посланные для бомбардировки Николаева. «Меджидие» наскочил на мину и затонул, поэтому бомбардировка Николаева была отменена, германские же корабли отправились к Севастополю. Присутствие противника было обнаружено русским гидропланом, и в море вышла эскадра Черноморского флота: шесть броненосцев в сопровождении двух крейсеров и пяти эсминцев. Тем временем немецкие крейсера потопили два грузовых парохода и поджидали русскую эскадру, чтобы прикрыть отход «Хамидие» в Босфор. Когда русский флот приблизился на расстояние 10 миль, «Бреслау» поставил дымовую завесу, под прикрытием которой германские крейсера стали отходить. Русские линкоры развили максимальный ход и открыли огонь, но в наступивших сумерках успеха не добились. Немецкие крейсера получили по радио сообщение о том, что «Хамидие» благополучно вернулся на базу, и начали отход, не подозревая, что в темноте к ним приблизились русские эсминцы. Неосторожные переговоры по радио выдали русских моряков, и, осветив эсминцы прожекторами, «Бреслау» открыл огонь с дистанции 200 м. Два русских эсминца были потоплены, а три оставшихся отступили[источник не указан 367 дней]. «Гёбен» и «Бреслау» вновь ушли в Босфор.
Легкий крейсер «Бреслау»
  • 10 мая, возвращаясь из очередного рейда по Чёрному морю, «Гёбен» столкнулся с эскадрой из пяти русских броненосцев, поджидавших его у входа в Босфор. Артиллерийская дуэль началась на дистанции 16 км. «Гёбен» получил несколько попаданий в броневой пояс и каземат правого борта; в русской эскадре значительные повреждения получили броненосцы «Три святителя» и «Иоанн Златоуст»[нет в источнике 367 дней]. В результате боя немецкий крейсер не смог пройти на базу и был вынужден вернуться в Чёрное море[нет в источнике 367 дней][1].

До конца года операции «Гёбена» были ограничены из-за недостатка угля; крейсер выходил в море лишь два раза: 9-11 августа и 5-6 сентября.

1916

  • 8 января во время очередного выхода столкнулся с новым русским линкором дредноутного типа «Императрица Екатерина Великая». Пять залпов «Гёбена», выпущенные с максимальной дистанции, легли с недолётами, и крейсер начал отход. Однако расшатанные валы не позволяли линейному крейсеру развить максимальную скорость[3], «Гёбен» мог развить только 23 узла, в результате чего увеличить дистанцию удавалось с трудом. Русский линкор развил максимальную скорость и продолжал вести огонь из 305-мм орудий ещё 30 минут, причём последние залпы были сделаны с дистанции 22,5 км. «Гёбен» получил лишь осколочные попадания и ушёл в Босфор[1].
  • 4 — 6 февраля прикрывал транспорты с войсками
  • 4 июля обстрелял Туапсе.

В конце 1916 года на «Гёбен» установили приборы центральной наводки главного и среднего калибров. Угол возвышения орудий увеличили до 22,5°, что давало крейсеру возможность вести бой с новыми русскими черноморскими линкорами на дистанциях до 23 км. Одновременно были демонтированы последние четыре 88-мм орудия, ещё остававшиеся на борту.

Следующий выход в море «Гёбен» совершил только в 1918[1].

1918

После Октябрьской революции русский флот потерял боеспособность, и военные действия на Чёрном море прекратились; база флота в Севастополе по Брестскому договору попала под контроль Германии.

После завершения Дарданелльской операции Англия держала специальную флотилию в Эгейском море на случай выхода «Гёбена».

  • 10 января «Гёбен» и «Бреслау» вышли из Дарданелл и столкнулись с английскими силами у острова Имброс. В этот момент линкоры английской флотилии (HMS Agamemnon и HMS Lord Nelson) находились в другом месте, и английские эсминцы и мониторы стали лёгкой добычей: были потоплены мониторы M28 и HMS Raglan. Однако вскоре после боя немецкие крейсера наскочили на минное поле: «Бреслау» затонул мгновенно, «Гёбен» также подорвался на трёх минах, но остался на плаву. Вскоре крейсер был атакован эскадрильей из примерно десяти английских самолётов и, пытаясь уйти от воздушной атаки, сел на мель в районе отмели Нагара.
  • 26 января был снят с мели и отбуксирован в Стамбул.

В мае «Гёбен» проходил ремонт в Севастополе, однако в строй до конца войны уже не вернулся.

Стратегическое значение

Ходовой винт «Гёбена», установленный на площади города Гёльджюк

Появление «Гёбена» и «Бреслау» в Чёрном море ускорило вступление Турции в войну на стороне Центральных держав. Хотя военные действия Турции и имели некоторое самостоятельное значение, однако наибольшее влияние на ход войны оказала потеря южного маршрута снабжения русской армии, а также прекращение экспорта русского зерна — основного источника валюты для русской казны. Вместе с германской блокадой Балтийского моря это отрезало Россию от Европы; оставшиеся пути снабжения через Архангельск и Владивосток были слишком долгими и ненадёжными. Всё это привело к заметному ослаблению военной мощи русской армии, испытывавшей постоянный недостаток в материальном снабжении.

Появление «Гёбена» оказало большое воздействие и на военные операции на Кавказском фронте. До 1914 русские линкоры доминировали в Чёрном море, и русская армия планировала десант в Босфоре. Появление «Гёбена» в корне изменило ситуацию: любые действия у турецких берегов теперь требовали присутствия всего флота линкоров, поскольку меньшие силы могли быть уничтожены «Гёбеном».

В конце 1916 — начале 1917 командующий Черноморским флотом адмирал А. В. Колчак провёл операцию по минированию Босфора, что положило конец набегам «Гёбена» и «Бреслау»[4]. Босфорская операция планировалась весной 1917-ого года [4].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 «German Battlecruisers 1914-18» стр. 19
  2. Расхождения в источниках
  3. Широкорад А. Б. Черноморский флот в трёх войнах и трёх революциях
  4. ↑ Протокол допроса Колчака от 23-го января 1920 г.

См. также

Литература

  • Георг Копп. альманах «Корабли и сражения» // На линейном крейсере «Гебен». — СПб., 2002. — 104 с. — (Боевые корабли мира).
  • Gary Staff «German Battlecruisers 1914-18» — Osprey Publishing, 2006
  • Robert K. Massie «Castles of Steel: Britain, Germany, and the Winning of the Great War at Sea», Random House, October 28, 2003; ISBN 978-0-679-45671-1
  • Козлов Д. Ю. Странная война на Черном море (август-октябрь 1914 года). — М.: Квадрига, 2009. — 223 с., илл.

Гебен (крейсер).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24