Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Хамидие (крейсер)

«Хамидие»
Крейсер «Хамидие»
Основная информация
Тип Бронепалубный крейсер
Государство флага  Османская империя
Порт приписки Стамбул
Верфь "Армстронг", Эльзвик, (Великобритания)
Строительство начато 1901 год
Спущен на воду 25 сентября 1903 года
Введён в эксплуатацию 12 декабря 1904 года
Выведен из состава флота 1947 год
Современный статус Разобран в 1964 году
Параметры
Водоизмещение 3805 тонн
Длина 112 м
Ширина 14,5 м
Осадка 4,8 м
Бронирование Палуба: 37 мм,
скосы: 102 мм,
рубка и щиты орудий: 25 мм
Технические данные
Силовая установка 16 паровых котлов, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения
Мощность 12 000 л. с. (8,8 МВт)
Винты 2
Скорость 22 узлов (40,7 км/ч)
Дальность плавания 5500 морских миль на 10 узлах
Экипаж 302 человека
Вооружение
Артиллерийское вооружение 2 × 1 — 152-мм/45,
8 × 1 — 120-мм/50,
6 × 1 — 47-мм/50,
6 × 1 — 37-мм
Торпедно-минное вооружение Два 457-мм торпедных аппарата

«Хамидие́» (тур. Hamidiye, иногда, в литературе «Гамидие») — бронепалубный крейсер военно-морских сил Османской империи и Турецкой республики. Участвовал в Балканских войнах и Первой мировой войне. В начале ХХ века был одним из немногих современных кораблей турецкого флота.

Первоначально носил название «Абдул-Хамид». В 1908 году после Младотурецкой революции и свержения султана Абдул-Хамида II переименован в «Хамидие». В том же году участвовал в подавлении антитурецкого восстания на острове Самос. В 1911 году был с официальным визитом в Ялте, где тогда пребывал русский император Николай II. Во время итало-турецкой войны 1911—1912 годов использовался как быстроходный транспорт для доставки военного снаряжения для партизанских отрядов арабов в Триполитании.

Содержание

Участие в Первой Балканской войне

Осенью 1912 г. участвовал в блокаде и обстрелах побережья Болгарии. 22 октября уничтожил маяк у Эмины, 12 ноября вместе с броненосцем «Торгут Рейс» обстреливал позиции болгарских войск у Деркоса. В ночь с 20 на 21 ноября вблизи Варны был атакован 4 болгарскими миноносцами, которых первоначально принял за свои. Миноносец «Дерзкий» поразил «Хамидие» торпедой в носовую часть правого борта, что едва не привело к гибели крейсера. Однако крен удалось выправить благодаря контрзатоплению левобортных кормовых отсеков, были подкреплены внутренние перегородки, помпы пущены на полную мощность. Отстреливаясь от миноносцев, «Хамидие» повернул к Стамбулу и добрался до гавани, когда нос корабля уже скрылся под водой. Ремонтировался на казенной верфи в Золотом Роге

После ремонта «Хамидие» предпринял рейд, ставший наиболее известной акцией турецкого флота в Балканской войне. В ночь с 15 на 16 января 1913 г. крейсер вышел из Дарданелл и в полдень следующего дня подошел к острову Сирос в центральной части Эгейского моря. В бухте островного порта Гермонолис стоял греческий вспомогательный крейсер «Македония». Чтобы не дать туркам повода к бомбардировке острова, командир «Македонии» приказал команде, открыв кингстоны, покинуть корабль. Греческий вспомогательный крейсер сел на дно, но из-за мелководья остался большей частью над водой. «Хамидие» обстреливал «Македонию» в течение 40 минут, полностью уничтожив. Часть снарядов, якобы, из-за перелетов, поразили Гермонополис, где была разрушена электростанция и станция телеграфа. Атака Сироса вызвала панику в Афинах, в Пирее из-за угрозы появления «Хамидие» спешно ставились береговые батареи. Однако турецкому крейсеру не удалось своим набегом оттянуть, как предполагалось, от Дарданелл, часть сил греческого флота, что определило поражение турецкой эскадры в битве при Лемносе .

Из Эгейского моря «Хамидие» направился в Бейрут, а затем в Порт-Саид, откуда через Суэцкий канал перешел в Красное море, где в турецком порту Джидда прошел текущий ремонт и загрузился углем. В феврале 1913 г. вернулся в Средиземное море, чтобы действовать на коммуникациях балканских союзников, однако операция была сорвана из-за нехватки угля. Не встретив на Мальте арендованный пароход с углем, «Хамидие» вернулся в турецкие порты Восточного Средиземноморья, где удалось достать немного угля и боеприпасов. Затем турецкий крейсер отправился в Адриатическое море, где 8 марта обстрелял сербские позиции у Дураццо, вступив в артиллерийскую дуэль с береговыми батареями, а затем вблизи занятого греками порта Сан-Джованни ди Медуа потопил два транспорта и ещё два серьёзно повредил. В проливе Отранто «Хамидие» попытались перехватить 4 греческие канонерки, однако лишь одной из них («Ахелаос») удалось сблизиться с турецким крейсером. В скоротечном бою «Хамидие» повредил «Ахелаосу» рулевой привод и заставил отступить в Дураццо.

Турецкому рейдеру постоянно не хватало угля, судовые механизмы и котлы нуждались в ремонте, «Хамидие» мог двигаться только тихим ходом. Тем не менее, в Османской империи в связи с крейсерством «Хамидие» велась широкая пропагандистская кампания, а командир корабля капитан Рауф-бей стал настоящим национальным героем. С трудом получив уголь в Александрии, «Хамидие» в конце марта захватил южнее Крита греческий пароход с грузом кирпича. Пароход отправили с призовой командой в Анталию. Это была последняя удача турецкого рейдера. Услышав о появлении у Родоса отряда греческих кораблей, выделенных для преследования его крейсера, Рауф-Бей в апреле вновь ушел через Суэцкий канал в Джидду. В случае появления греческих сил в Красном море, «Хамидие» предписывалось прорываться в нейтральный порт и интернироваться. Однако греческий отряд — броненосец береговой обороны «Псара» и четыре эсминца — лишь патрулировали до конца войны у Порт-Саида, чтобы не допустить возвращения «Хамидие» в Средиземное море. С окончанием войны крейсер отправился на родину и 7 сентября 1913 г. был торжественно встречен в Стамбуле. Все члены экипажа «Хамидие» были награждены выпущенной по этому случаю специальной медалью.

Участие в Первой мировой войне

29 окт. 1914 г., во время внезапного нападения германо-турецких сил на Черном море на русские порты, «Хамидие» подошел к Феодосии. В 6 утра в порт были отправлены турецкий и немецкий офицеры, предложившие городским властям организовать эвакуацию мирного населения. В 9 утра «Хамидие» начал бомбардировку Феодосии, выпустив по городу 150 снарядов. После этого крейсер направился к Ялте, где потопил два небольших русских судна. До конца 1914 г. «Хамидие» ещё дважды обстреливал незащищенные российские порты — Туапсе 20 ноября и Батум 24 декабря.

В дальнейшем привлекался в основном для обеспечения турецких перевозок по Черному морю, охраняя транспорты, либо отвлекая от них русские корабли. 4 января 1915 г. западнее Синопа «Хамидие» натолкнулся на разведывательный отряд русской эскадры — гораздо более сильный крейсер «Память Меркурия» и 4 эсминца. «Хамидие» немедленно повернул на запад, отстреливаясь из кормового орудия по преследовавшим его русским кораблям. Турки получили одно попадание в корму, в свою очередь, один раз поразив русский эсминец «Дерзкий» (тезку прошлого болгарского обидчика). После трех часов погони противников разделила пелена дождя, и они потеряли друг друга. 6 января в районе Туапсе «Хамидие» и встретившийся с ним немецкий легкий крейсер «Бреслау» внезапно обнаружили перед собой в вечерних сумерках главные силы русского Черноморского флота — 5 броненосцев, 2 крейсера и 7 эсминцев. Турецкий и немецкий крейсера, сделав по русским несколько выстрелов, спешно разошлись в разные стороны, чтобы исчезнуть в ночной темноте. У «Хамидие» единственным попаданием был сбит прожектор. Случайный снаряд с «Хамидие» повредил орудие главного калибра на русском флагманском броненосце «Евстафий». В конце января «Хамидие» вместе с «Бреслау» опять отправились в демонстрационный поход в восточную часть Черного моря, где утром 27 января у Хопы вновь натолкнулись на главные русские силы. На этот раз крейсера «Кагул» и «Память Азова» преследовали «Хамидие» с 8 до 16 часов, но так и не смогли выйти на дистанцию действенного огня. Погоня была прекращена с приближением темноты. После похода турецкий крейсер встал на ремонт, ему усилили бронепалубу и срезали верхние мостики.

1 апреле 1915 г. вместе с однотипным «Меджидие» и четырьмя эсминцами был послан для обстрела Одессы, но после подрыва на мине и потопления «Меджидие» вынужден был заниматься спасением его экипажа. 5 сентября того же года «Хамидие», прикрывавший проход в Стамбул трех угольных транспортов из Зонгулака, имел бой с русскими эсминцами «Пронзительный» и «Быстрый». В ожесточенной артиллерийской перестрелке на дальней дистанции на турецком крейсере скоро вышли из строя оба 6-дюймовых орудия. «Хамидие», оставив транспорты, стал удаляться к Стамбулу. Возможно, «Хамидие» пытался оттянуть русские корабли за собой, под огонь идущего навстречу немецкого линейного крейсера «Гёбен». Однако русские эсминцы повернули к транспортам и уничтожили их. 20 октября 1915 г. у входа в Босфор «Хамидие» атаковала русская подводная лодка «Нерпа», но не добилась успеха.

В 1916 и 1917 гг. турецкий крейсер уже не выходил на операции из-за активизации русского Черноморского флота. Когда после революции он перестал быть боевой силой, 2 мая 1918 г. «Хамидие» вместе с немецким «Гёбеном» вошел, как победитель, в Севастополь, оттуда — в Азовское море, чтобы поддержать немецкие войска, только что занявшие Таганрог. На обратном пути из Севастополя в Стамбул «Хамидие» вел на буксире возвращенный под турецкий флаг крейсер «Меджидие», который ранее был поднят русскими и после ремонта включен в состав своего флота как «Прут». Осенью того же 1918 г. Первая мировая война закончилась поражением и гибелью Османской империи. В конце октября 1918 г. «Хамидие» был разоружен и сдан в Стамбуле англо-французским союзникам.

Последующая служба

В 1922 г. возвращен Турции. В 1924 г. введен в строй первым из крупных турецких кораблей. В сентябре 1924 г. на «Хамидие» совершил плавание по Черному морю Кемаль Ататюрк, ознаменовав этим возрождение военно-морского флота Турецкой Республики. В 1925—1926 гг. прошел капитальный ремонт и перевооружение: 2×150 мм, 8×76 мм , 2 ТАх450 мм . С 1940 г. — учебный корабль (с 1945 — стационарный). В 1947 г. исключен из состава флота. В 1949—1951 гг. на «Хамидие», стоявшем в Стамбуле, действовал военно-морской музей. В 1964 г. продан на слом.

Литература

  • Балакин С. А. ВМС Японии, Турции и других стран Азии 1914 −1918 гг. Справочник по корабельному составу. Турция
  • Военно-морской флот Османской империи 1901—1920 гг.
  • Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с 9 в. по 1917 г.
  • Северянин. Очерк военных действий на море во время Балканской войны 1912—1913 гг.
  • Больных А. «Трагедия ошибок»: Морские битвы Первой мировой


Хамидие (крейсер).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24