Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Бой у мыса Сарыч

Бой у мыса Сарыч
Первая мировая война
Дата

5 (18) ноября 1914 г.

Место

Чёрное море

Итог

Немецкие крейсера вышли из боя

Стороны

Германия
Кайзеровские ВМС
Флаг Турции
Османская империя

Россия
Черноморский флот
Командующие
Контр-адмирал
В. Сушон
Адмирал
А. А. Эбергард
Силы сторон
линейный крейсер Гебен, лёгкий крейсер Бреслау линейные корабли Евстафий, Иоанн Златоуст, Пантелеймон, Три Святителя и Ростислав, крейсера Память Меркурия, Кагул, Алмаз, эсминцы Гневный, Дерзкий, Беспокойный, Пронзительный, Лейтенант Шестаков, Капитан Сакен, Лейтенант Зацаренный, Капитан-лейтенант Баранов и еще 4
Потери
убито 16 убито 33, ранено 25
 
Первая мировая война на море
Северное море и Атлантика

Атлантика Гельголанд (1) Ярмут Скарборо Доггер-банка Ютландское сражение Гельголанд (2) Затопление немецкого флота
Балтийское море
Готланд Рижский залив Моонзундские о-ва Ледовый поход
Средиземное море
Анкона
Чёрное море
Мыс Сарыч Босфор Бой у Босфора
Тихий и Индийский океан
Занзибар Мадрас Пенанг Кокосовые о-ва Коронель Руфиджи Фолклендские острова

Бой у мыса Сарыч — боевое столкновение Российской черноморской эскадры с немецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау»[1][2]. Произошло 5 ноября 1914. Бой свелся к перестрелке между линкором «Евстафий» и «Гебеном». Оба корабля получили повреждения, однако, пользуясь преимуществом в скорости хода, немецкие крейсера смогли оторваться от русской эскадры и уйти.

Содержание

Предшествующие события

Удаленность Босфора и ограниченность сил Черноморского флота, требовавших периодической замены участвующих в операциях кораблей для ремонта и отдыха экипажей, не позволяли вести постоянную блокаду проливов. Превосходство же «Гебена» в скорости и вооружении, особенно по сравнению с устаревшими русскими линейными кораблями, заставляло Черноморский флот выходить только соединениями, чтобы не допустить уничтожения кораблей поодиночке. В штабе Черноморского флота ориентировались на скорость «Гебена» 29 узлов; фактически же из-за неполадок в котлах и некачественного ремонта в Турции корабль по-прежнему развивал скорость не более 24 узлов, однако и это было больше, чем у российских крейсеров и новых линейных кораблей. В то же время отработанная на Черноморском флоте перед Первой мировой войной сосредоточенная стрельба соединения кораблей по одной цели могла обеспечить организованный отпор, повреждение или даже уничтожение «Гебена» в прямом бою.

Случай проверить такую возможность скоро представился. 2 ноября Черноморский флот почти в полном составе вышел в поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии. Русские линкоры обстреляли Трапезунд, а минные заградители «Константин» и «Ксения» поставили мины у турецкого побережья. Получив известия об этом, Сушон решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке атаковать его по частям. Днем 4 ноября «Гебен» (флаг контр-адмирала В. Сушона, германский командир — капитан-цур-зее Р. Аккерман) и «Бреслау» (фрегаттен-капитан Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма.

В тот же день А. А. Эбергард, возвращавшийся с флотом в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что «Гебен» находится в море. Недостаток угля не позволил командующему Черноморским флотом предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил путь, который вел к встрече с германскими крейсерами.

Ход боя

Группа броненосцев русского Черноморского флота. Первый — «Евстафий»

Встреча произошла 5 (18) ноября примерно в 45 милях от мыса Херсонес (на широте 42° и долготе около 34°), юго-западнее Ялты у мыса Сарыч. В этой точке в 11:40 крейсер Алмаз, шедший в 3.5 милях впереди кильватерной колонны из пяти линейных кораблей («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав») обнаружил большой дым и сигнализировал об этом прожектором лидеру. Одновременно противник выдал себя радиопереговорами, которые в тумане вели «Гебен» с «Бреслау».

Русские корабли начали сокращать интервалы, миноносцы подтянулись к эскадре. Эбергард распорядился увеличить ход до 14 узлов. Через полчаса «Алмаз» донес: «Вижу неприятеля по носу». По приказу командующего он начал отход к флоту, а вскоре отвернули и шедшие далеко на флангах между флотом и «Алмазом» крейсера «Память Меркурия» и «Кагул». Отход был своевременным — в скорости российские крейсера значительно уступали «Гебену», и он мог бы успеть атаковать один из них.

Из-за державшегося вокруг сильного тумана дальнейший бой свелся в основном к поединку «Гебена» с видевшим его лучше всех «Евстафием» (капитан 1-го ранга В. И. Галанин). Управляющий огнем бригады старший артиллерист В. М. Смирнов находился на «Иоанне Златоусте» (капитан 1-го ранга Ф. А. Винтер), однако стелющийся туман и дым из труб «Евстафия» не позволил точно определить расстояние до противника. По этой причине переданное по радио расстояние «прицел 60» было на самом деле почти в полтора раза больше реального. Снаряды всех линкоров бригады, кроме флагмана, летели с большими перелетами.

Перестрелка продолжалась 14 минут. За это время русские корабли выпустили с дистанции 40-34 кабельтовых (7 — 6 км) 30 снарядов крупного калибра («Евстафий» — 12, «Иоанн Златоуст» — 6, «Три Святителя» — 12)[3]. «Пантелеймон» (капитан 1-го ранга М. И. Каськов) из-за дыма и мглы противника не видел и огня не открывал. Не стрелял по «Гебену» и отставший от эскадры «Ростислав» (капитан 1-го ранга К. А. Порембский), броненосец сделал несколько выстрелов по «Бреслау» — два 254-мм и шесть 152-мм снарядов. «Бреслау» сразу заспешил перейти на «подбойный» борт «Гебена» и избежал попаданий.

Вскоре после первого залпа «Евстафия» начальник Минной бригады флота капитан 1-го ранга М. П. Саблин, находившийся на «Гневном», повел эскадренные миноносцы в атаку, но спустя 10 минут отменил её по приказу командующего флотом.

Первый же двухорудийный залп флагманского линкора «Евстафий» накрыл «Гебен». Снаряд попал в третий 150-мм каземат и, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Погибло 12 человек прислуги, некоторые получили тяжелые отравления газами и позднее скончались. Через 14 минут, пользуясь преимуществом в скорости, крейсер вышел из боя. «Евстафий» получил 4 попадания.

Потери

Повреждения броневого пояса «Евстафия»

По сообщению русского Морского генерального штаба на «Евстафии» 33 человека было убито и 24 ранено. Были убиты лейтенант Евгений Мязговский, мичманы Николай Эйлер, Николай Семёнов, Сергей Григоренко и 29 нижних чинов. Был ранен мичман Николай Гнилосыров и 24 нижних чина, из них 19 - тяжело. «Евстафий» получил незначительные повреждения. Другие корабли русской эскадры потерь и повреждений не имели.[4]

Примечания

  1. Больных А. Морские битвы первой мировой: Трагедия ошибок. М., 2002. — стр.247-249.
  2. 16 августа 1914 года «Гебен» и «Бреслау» формально были переданы Турции, и получили названия соответственно «Yavuz Sultan Selim» и «Midilli», однако они сохранили немецкие экипажи и командующего, поэтому в тексте обозначены под оригинальными именами и принадлежностью к Кайзеровскому флоту Германии.
  3. Во время Ютландского сражения (1916) бой между линейными крейсерами шел на дистанции 14 км.
  4. Летопись войны №16. Официальный отдел.

Ссылки

  • Steve McLaughlin «Action off Cape Sarych»

Бой у мыса Сарыч.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24