Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Басмачи 2013, басмачи узбекистана

Борьба басмачества с советской властью
Гражданская война в России
Дата  25 января 19181942
Место Средняя Азия, Восточный Туркестан
Причина Разгром большевиками Кокандской автономии
Итог Ликвидация басмачества большевиками
Противники
Советская Россия:

Туркестанская АССР
Бухарская НСР
Хорезмская НСР
Красные басмачи


 Китайская Республика

Басмачи:

Бухарский эмират
Хивинское ханство

Командующие
М. В. Фрунзе
Ф. Г. Ходжаев
Мадамин-бек

Ысакбек Монуев

Энвер-паша
Ибрагим-бек
Усман Ходжаев
Муэтдин-бек

Сейид Алим-хан

 
Среднеазиатский театр военных действий Гражданской войны в России

Вооружённое восстание в Ташкенте в октябре 1917 года
Басмачество Кокандская автономия Осиповский мятеж


Актюбинский фронт:
Тургайский мятеж (1919) Актюбинская операция (1919)


Ферганский фронт:
Крестьянская армия Ферганы Мадамин-бек


Семиреченский фронт:
Черкасская оборона (1918 – 1919) Беловодский мятеж (1918) Вернинский мятеж (1920)


Закаспийский фронт:
Асхабадское восстание (1918) Оборона Кушки (1918) Английская интервенция в Средней Азии Поход уральцев в Персию


Революция в Бухаре:
Колесовский поход (1918) Бухарская операция (1920) Памирский поход Красной Армии (1920-1921) Мятеж Энвер-паши (1921) Оборона Гыдж-Дувана (1922)


Революция в Хиве:
Переворот в Хиве (1918) Оборона Турткуля (1918) Хивинская операция (1920) Оборона Нукуса (1920) Оборона Хивы (1924)

Басма́чество (от тюркского «басмак» — совершать налёт, нападать, набегать) — военно-политическое партизанское движение местного населения Средней Азии в первой половине XX века, возникшее после революции 1917 года в Российской империи. Первые значительные очаги этого движения возникли после разгрома большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания — на территориях современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков.

Крупные организованные вооружённые отряды представителей этого движения именовались в советских средствах массовой информации как басмачи́. Сами себя участники этих вооружённых формирований называли моджахедами, то есть участниками джихада — священной войны мусульман против неверных, то есть немусульман.

В советское время понятия басма́ч и басма́чество имело оттенок крайнего осуждения[1]. После распада СССР отношение к басмачам в независимых республиках Средней Азии постепенно пересматривается[2].

По официальной версии, басмачество как организованная сила было ликвидировано по всей Средней Азии в 19311932 гг., хотя отдельные бои и столкновения продолжались вплоть до 1942 года[3][4]. По мнению Е. А. Юриной, большинство басмачей были узбеками[5].

Содержание

Идеологическая основа

Идеологической основой басмачества как политического течения являлись панисламизм, пантюркизм. Поддержку басмаческому движению оказывали такие исламские организации как Шура-и-Ислам и Шура-и-Улема. Целью движения было отделение Туркестана от Советской России и создание Исламского государства Туркестан.

Флаг басмачей

Борьба с советской властью под лозунгами священной войны обеспечивала басмачам поддержку некоторой части верующих, национальной интеллигенции, исламских деятелей и лидеров, а также панисламских кругов Турции (в частности, в движении лично участвовал Энвер-паша) и других мусульманских стран.

Общая характеристика

Отряды басмачей действовали особенно активно в Ферганской долине и прилегающих к ней высокогорных Алайской и Арцинской долинах, в Сырдарьинской и Самаркандской областях, в Восточной Бухаре, Хорезме, Каракумах, Красноводском районе, Нарынской волости. Соединения насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселённые районы, убивать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников Советской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населённые пункты, а затем быстро отходить.

Существенным стимулом для повстанчества служила политика большевистских властей в отношении мусульманского населения. Самое серьёзное недовольство верующих вызывали меры, ломавшие традиционный уклад и образ жизни. Кроме того, большевики, несмотря на заявленный интернационализм, некоторое время запрещали допускать мусульман на правительственные должности в Туркестане, хотя, если почитать документы того времени, то надо признать, что запрет - полное враньё.

Если в 1918 году основным центром движения сопротивления была Фергана, то в 19191920 гг. оно распространилось почти по всей Средней Азии. В начале 1921 года Красной армии удалось разбить главные отряды басмачей в Фергане. К осени 1926 года басмачество было в основном разбито по всей Средней Азии. Новый импульс движение получило в связи с насильственной коллективизацией в конце 1920-х—начале 1930-х, но не смогло достигнуть каких-либо успехов и продержалось недолго.

В некоторые годы общее количество басмачей достигало нескольких десятков тысяч бойцов. Одновременно по всему бывшему Туркестану действовали десятки повстанческих отрядов. Наиболее крупными лидерами басмачей были Мадамин-бек, Ибрагим-бек, Джунаид-хан, Иргаш, Жаныбек-казы, Куршермат, Муэтдин-бек,Энвер-паша.

Басмачество в Хорезме

Туркестанский фронт, фото времён борьбы с басмачеством (1922 год)

В январе 1918 года лидер нескольких туркменских племен Джунаид-хан (настоящее имя Мухаммед-Курбан Сердар) сформировал басмаческий отряд и во главе 1600 всадников вторгся на территорию Хорезма. Захватив Хиву, он казнил Асфендиар-хана и посадил на его место дядю убитого — Сеида Абдуллу. Но у Сеида Абдуллы сохранилась только формальная власть, а фактически в Хорезме была установлена единоличная власть Джунаид-хана.

Во второй половине 1918 года Джунаид-хан заключил союз с белогвардейцами Чимбайского участка и выступил против красных отрядов на правом берегу р. Аму-Дарьи. Но белогвардейцы Аму-Дарьинского фронта не смогли оказать ему активной поддержки из-за собственной малочисленности и отдалённости от остальных белогвардейских фронтов.

Во второй половине 1919 года Красная армия развернула крупное наступление на Хиву. 25 декабря части Красной армии форсировали р. Аму-Дарью, вышли на левый хивинский берег и заняли Новый Ургенч и ряд других городов. В январе 1920 года Джунаид-хан потерял свою штаб-квартиру в Бедиркенте.

9 февраля 1920 года казаки и каракалпаки заключили мирное соглашение с советским командованием и Джунаид-хан остался без поддержки. 29 февраля 1920 года отряд Джунаид-хана потерпел поражение под Батыр-Кентом и отступил в пески Каракумов. Вскоре после этого в Хорезме была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика.

В октябре 1920 года, собрав новые силы, Джунаид-хан захватил Кунград и окружил Нукус. В ноябре коммунистическое правительство Хорезма попыталось вступить с Джунаид-ханом в мирные переговоры, но он письменно заявил, что не прекратит борьбы с Советской властью и большевиками. Весной 1921 года отряды Джунаид-хана вновь были вынуждены уйти в пустынные районы.

Со временем Джунаид-хан смог заручиться поддержкой исламского духовенства и довести численность своих отрядов до 9 тысяч человек. В конце 1923 года в Хорезме вспыхнуло восстание, во главе которого встал Джунаид-хан. В январе 1924 года его отряды заняли Питняк и Хазарасп, осадили Хиву и Ново-Ургенч. В марте Красной армии удалось вытеснить повстанцев за пределы Хивинского оазиса, но решающие поражения басмачам удалось нанести только в конце 1924 года, после чего Джунаид-хан отступил в глубинные районы Туркменской области.

В 1927 году Джунаид-хан прислал на 1-й Всетуркменский съезд Советов своих представителей, с согласием на установление мирных отношений. Съезд принял предложение Джунаид-хана, после чего он со своим отрядом вернулся в Хорезм и осел в Каракумах. Воспользовавшись предоставленной свободой, Джунаид-хан начал подготовку к дальнейшей борьбе. 19 сентября 1927 года Джунаид-хан объявил третий военный поход против советской власти, однако к декабрю его немногочисленные отряды потерпели поражение и он бежал в Иран.

В 1931 году Джунаид-хан перешёл советскую границу во главе отряда из 2000 басмачей и предпринял последнюю попытку свержения советской власти в Туркмении, но отряд был разгромлен. Джунаид-хан эмигрировал в Иран, откуда позже перебрался в Афганистан.

Находясь в Иране и Афганистане, Джунаид-хан продолжал организовывать басмаческие отряды и координировать их вылазки на территорию Туркмении. В 19331934 годах всё ещё происходили ожесточенные столкновения частей Красной армии с отрядами туркменскими басмачей, но со смертью Джунаид-хана в 1938 году движение окончательно прекратило существование.

Басмачество в Ферганской области

Наиболее активное движение басмачества началось в 1918 году в Ферганской области после кровопролитного штурма Коканда и ликвидации большевиками Кокандской автономии. Бежавшие жители Коканда сформировали организованное сопротивление. По всей Ферганской долине и окрестностям стали создаваться отряды, которые возглавляли курбаши — полевые командиры.

Первоначально во главе сопротивления встал Кичик Эргаш (Маленький Эргаш), бывший начальник полиции Коканда. После его гибели движение возглавил Эргаш-курбаши известный как Катта Эргаш (Большой Эргаш), авторитетный кокандский мулла. К январю 1919 года общая численность его отрядов достигала 15 тысяч человек. Помимо армии Эргаша, в 1918—1919 гг. в Фергане действовало до 40 повстанческих отрядов.

Крупный отряд организовал курбаши Мадамин-бек, который не признал верховенства Эргаша. В 1919 году Мадамин-бек сам возглавил движение. Его отряды неоднократно, но безуспешно пытались взять штурмом Андижан и перерезать железную дорогу. 22 августа 1919 года Мадамин-бек сумел заключить союз с Крестьянской армией русских поселенцев во главе с Константином Монстровым и 22 октября создал с ним коалиционное Временное Ферганское правительство. Под эгидой правительства отряды Мадамин-бека вновь объединились с отрядами Эргаш-курбаши и других ферганских полевых командиров.

В 1919 году басмачи контролировали почти всю Ферганскую долину, кроме крупных городов и железных дорог. Крупные силы повстанцев захватили Ош и повели наступление на Андижан, Скобелев и Наманган, но потерпели неудачу и отступили в горные районы. В феврале—марте 1920 года отряды Мадамин-бека потерпели серию тяжёлых поражений и 6 марта Мадамин-бек заключил соглашение с Красной армией, по которому он признал советскую власть, а часть его отрядов влилась состав РККА. В мае того же года Мадамин-бек был захвачен отрядом командира киргизских басмачей Хал-ходжи и казнен.

Переговоры с басмачами. Фергана. 1921 год

После Мадамин-бека басмачество возглавил Шер Мухаммад-бек (более известный как Куршермат[6]), отряды которого действовали в восточной части Ферганы. К тому времени большевики смогли сформировать боеспособную армию во главе с Михаилом Фрунзе, провели мобилизацию в Туркестане, стали конфисковывать лошадей в кишлаках для нужд Красной армии, чем подрывали материальную основу басмачества. Эмир Бухары Сеид Алим-хан поддерживал нейтралитет, опасаясь разгрома эмирата (которого он в итоге всё равно не смог избежать), и не оказывал помощи ферганским повстанцам, препятствуя их сношениям с Афганистаном.

Летом 1920 года Куршермату удалось объединить часть басмаческих отрядов Ферганы в «Армию Ислама» и предпринять активное наступление в районе Андижана, Джелалабада, Оша, Коканда и Намангана. Во второй половине 1920 года Красная армия нанесла поражение отрядам Куршермата и его соратника Муэтдин-бека, после чего они были вынуждены перейти к тактике партизанской борьбы, налетов и диверсий. Фрунзе, достигнув успеха, перебросил войска на завоевание Бухарского эмирата, что дало возможность ферганским басмачам собраться с силами. В конце 1920 года движение получило новый размах.

К апрелю 1921 года большинство крупных отрядов было разгромлено. Осенью 1921 года Куршермат эмигрировал в Афганистан, передав командование Муэтдин-беку. К первой половине 1924 года в Ферганской долине не осталось повстанческих отрядов, оставшиеся ушли в горы.

Басмачество в Самаркандской области

В Самаркандской области мусульманские повстанцы и духовенство провозгласили в ноябре 1918 года независимость Матчинского бекства в верховьях р. Зеравшан. Оттуда их отряды совершали набеги на окрестные районы. Осенью 1919 года им удалось захватить Пенджикент, Ура-Тюбинский и Ходжентский уезды.

Красная армия смогла отбить эти районы только в марте 1923 года, а 2 апреля 1923 года отряды РККА захватили столицу Матчинского бекства — кишлак Обордон.


Басмачество в Бухарском эмирате

До осени 1920 года эмир Бухарского эмирата Сайид Алим-хан старался придерживаться строгого нейтралитета с большевиками, которые двумя декретами провозгласили независимость Бухары, и не помогал басмачам. Но 2 сентября 1920 года Бухара была оккупирована частями Красной армии, 15 сентября эмират был низложен[7], а 8 октября была провозглашена Бухарская Народная Советская Республика. После этого эмир присоединился к антибольшевистскому сопротивлению и вскоре навсегда эмигрировал в Афганистан.

Занятие Бухары привело к новой волне басмаческого движения, которое не успокаивалось многие годы. Основными силами басмачей на территории бывшего Бухарского эмирата руководил Ибрагим-бек, которому оказывали поддержку Сайид Алим-хан и правители приграничных районов Афганистана. По утверждениям советских источников, содействие отрядам Ибрагим-бека оказывали представители Великобритании в Афганистане.

Подконтрольные Ибрагим-беку отряды действовали в Гиссарской долине, в районах Шахрисябза, Термеза, Шерабада, Китаба, Душанбе, Куляба, Гарма и Каратегина, нередко переходили границу и вновь возвращались на территорию Туркестана. К концу 1920 года Красной армии удалось отбить Шерабад, Китаб и Яккабаг, к концу февраля 1921 года — Душанбе, Куляб и Гарм. В июле 1921 года басмачи потерпели поражение под Гармом. В сентябре выступили основные силы во главе с Ибрагим-беком (около 4 тысяч человек), которые смогли добиться значительных успехов.

Осенью 1921 года в Туркестан прибыл бывший военный министр Турции и лидер младотурок Энвер-паша, который приступил к объединению всех мусульманских и пантюркистских повстанцев. Он установил связи с Куршерматом и Джунаид-ханом и сформировал 20-тысячную повстанческую армию. В конце 1921 года отряды Энвер-паши захватили Душанбе, затем Карши и начали наступление на Бухару. Но в ходе упорных боев они были выбиты за Вабкент, Гиждуван и Кермине, а 15 — 29 июня 1922 года войска Красной армии разбили повстанцев под Байсуном, Бальджуаном и Кофрюком. 14 июля 1922 года части РККА вступили в Душанбе. В августе основные силы Энвер-паши были разбиты, а сам он убит в бою.

В Восточной Бухаре басмачей возглавил бывший турецкий офицер Салим-паша. В марте 1923 года он вместе с Ибрагим-беком попытался захватить Восточную Бухару, но потерпел неудачу. После этого басмачи сосредоточились в трёх районах: верховьях р. Зеравшан (отряды Салим-паши), Гиссарской долине (силы Ибрагим-бека и Салим-паши) и районе КаратегинаДарваза (силы Фузайл-Максума). Всего в отрядах басмачей насчитывалось до 15 тысяч человек.

К середине 1923 года года Красная армия овладела верховьями Зеравшана и Гиссаром, а к концу февраля 1924 года подавила основные силы басмачей Восточной Бухары, принудив остатки отступить за границу, откуда те время от времени совершали новые рейды.

В 19241925 гг. Ибрагим-бек реорганизовал свои отряды и возглавил новый поход на территорию Восточной Бухары, но вскоре был вынужден снова отступить в Афганистан. Основным местом сосредоточения отрядов Ибрагим-бека было левобережье реки Вахш и Джиликульский район Хатлонской области.

К концу весны 1925 года на территории Таджикистана сохранялось только свыше 30 мелких отрядов (около 400 членов). К концу июня Красная армия установила полный контроль над Душанбинским, Кафирниганским и Файзабадским районами.

В 19291930 гг. Ибрагим-бек пытался объединить под своим командованием все басмаческие силы на территории Ирана и Афганистана и неоднократно предпринимал попытки нового вторжения в СССР. Весной 1931 года Ибрагим-бек во главе отряда из 1 тысячи бойцов вошёл в Таджикистан, но вскоре был вынужден отступить под ударами Красной армии. Через несколько месяцев Ибрагим-бека вынудили покинуть Афганистан, во время перехода афгано-советской границы он попал в плен и был расстрелян по приговору революционного суда.

Басмачество в Закаспийской области

Туркменское басмачество в Закаспийской области достигло в 1922 году значительного размаха, но к 1924 году было практически полностью подавлено Красной армией и местными просоветскими формированиями.

Отражение в культуре и искусстве

В советское время тема борьбы с басмачеством как с проявлением антисоветской националистической деятельности, получила широкое распространение. Борьба красных с антисоветскими повстанцами в Средней Азии стала одной из главных тем советского кинематографа в среднеазиатских республиках, телестудий «Узбекфильм», «Туркменфильм», «Таджикфильм», своеобразным аналогом вестерна (см. истерн). Среди советских зрителей кинофильмы, посвящённые борьбе с басмачами, получили обобщённое наименование «Басмач-фильм».

В этой связи можно отметить советский фильм «Джульбарс», снятый в 1935 году режиссёром Шнейдеровым, в котором отряд басмачей, возглавляемый бывшим баем, нападает на мирный караван, бредущий в горные кишлаки, или повесть Владимира Мильчакова «Погоня», главные герои которой помогают красноармейцам противостоять вторгшимся на территорию Советского Узбекистана басмачам.

Теме борьбы с басмачами в Средней Азии, в частности, посвящёны: фильм из телевизионного художественного сериала «Государственная граница. Фильм 4-й: Красный песок (1984)»; художественный фильм «Белое солнце пустыни», фильм «Погоня в степи» (киностудия «Казахфильм»), фильм «Офицеры», многосерийный фильм "Джура - охотник из Мин-Архара (киностудия «Таджикфильм»).

См. также

Примечания

  1. В тюркских языках слово «басмак» означает — совершать налёт, нападать, набегать, поэтому само слово басмач в переводе на русский язык переводилось как бандит, разбойник.
  2. Сайт «Фергана. Ру». Бахтияр Шахназаров Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения?
  3. Басмачество: возникновение, сущность, крах. Зевелев, А.И.; Поляков, Ю.А.; Чугунов, А.И. М. Наука 1981
  4. Вадим Дамье Басмаческое движение
  5. Е.А Юрина Этническая ситуация в басмаческом движении. (рус.) : Сб.. — М.: «Наука», 2001. — С. 169.
  6. Куршермат в переводе на русский язык означает «Кривой Шермат», так как он был одноглазым — глаз он потерял в молодости в драке.
  7. Подробнее см. статью Революция в Бухаре.

Литература

Ссылки

  • Борьба с басмачами в Средней Азии 1918—1938 гг. Хронология
  • Борьба с басмачами в Средней Азии Карта
  • Басмачество в энциклопедии «Кругосвет»
  • Зевелев Александр Израилевич, Поляков Юрий Александрович, Чугунов Александр Иванович.Басмачество: возникновение, сущность, крах
  • Hayit, Baymirza: Basmatschi. Nationaler Kampf Turkestans in den Jahren 1917 bis 1934. Köln, Dreisam-Verlag (1993)
  • H. B. Paksoy «„BASMACHI“: TURKISTAN NATIONAL LIBERATION MOVEMENT 1916-1930s»
  • H. B. Paksoy «BASMACHI MOVEMENT FROM WITHIN: ACCOUNT OF ZEKI VELIDI TOGAN»
  • «Участие войск Туркестанского фронта (Туркестанского военного округа) в борьбе с басмачеством в 1922-1931 гг.»

Басмачи 2013, басмачи узбекистана.

Шаблон:РасписаниеНаТуту, Columbia University Press, Шаблон:Гербификация/doc/Пример.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24