Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Арбатско-Покровская линия

Арбатско-Покровская линия
Московский метрополитен
Открытие первого участка:

13 марта 1938

Длина, км:

43,7

Количество станций:

21

Время поездки:

62 мин.

Максимальное число вагонов в составе поезда:

5

Число вагонов в составе поезда:

5

Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки:

661,2 (2005)

Самая напряжённая станция:

Щёлковская

Наземные участки:

есть

Электродепо:

ТЧ-3 Измайлово, ТЧ-9 Фили

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить
Арбатско-Покровская линия
оборотные тупики
Щёлковская
Первомайская
Измайловская
ТЧ-3 «Измайлово»
Первомайская
заделы, не использованные при продлении линии
Партизанская
Семёновская
Электрозаводская
Бауманская
Курская
ССВ к Тверской
Площадь Революции
ССВ к Охотному ряду
ССВ к Александровскому саду
Арбатская





Смоленская





Киевская
оборотные тупики
Парк Победы
съезд к Ломоносовскому проспекту
Славянский бульвар
Кунцевская
съезд к Кунцевской
Молодёжная
оборотные тупики
Крылатское
Притоннельный объект «Д»
Троице-Лыково
Строгино
задел под съезд к Строгино-2
оборотные тупики
задел под включение в состав Калининской линии
Мякинино
Мякининский метромост через р. Москву
Волоколамская
Митино
оборотные тупики
Пятницкое шоссе
ТЧ «Митино»
Участок Арбатско-Покровской линии в Измайловском парке

Арба́тско-Покро́вская ли́ния — хронологически вторая и самая протяжённая линия Московского метрополитена. Проходит с востока на северо-запад через самый центр города: станция «Площадь Революции» — одна из ближайших к Красной площади и Кремлю.

Восточная часть линии («Щёлковская» — «Партизанская») мелкого заложения с одной наземной станцией «Измайловская», западная часть («Митино» — «Славянский бульвар», не считая участка линии, проходящего по Северо-Западному тоннелю[источник не указан 954 дня]) также мелкого с наземной «Кунцевской». Средняя часть («Семёновская» — «Парк Победы») глубокого заложения. По данным на 2002 год ежедневный пассажиропоток по линии составляет 951 200 чел.

Станция «Мякинино» — в данный момент единственная, построенная на манер западных мультисервисных коммерческих мегацентров полуподземная станция Московского метро, с общей глубиной залегания в 1,5 м (уровень подземной стоянки). «Мякинино» также является единственной станцией всего метрополитена, расположенной в Московской области.

С постройкой в 2009 году последнего перегона «Строгино» — «Митино» Арбатско-Покровская стала одновременно самой длинной и самой растяжённой в плане интервалов линией Московского метро. До этого титул самой длинной линии носила Серпуховско-Тимирязевская, чья протяжённость на сегодня уступает Арбатско-Покровской лишь на 2,5 км.

Содержание

История

История строительства

По-видимому, датой появления линии следует считать 13 марта 1938 года, когда новый участок «Площадь Революции» — «Курская» был подключён к участку первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Киевская». Интересно, что открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, ныне известной как Сокольническая, произошло раньше, чем открытие Горьковско-Замоскворецкой линии, однако впоследствии официальная нумерация линий оказалась обратной (Арбатско-Покровская стала третьей, а Горьковско-Замоскворецкая — второй), что, вероятно, объясняется наличием на Горьковско-Замоскворецкой линии депо (ТЧ-2). В целях ускорения строительства запланированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, под них были только оставлены заделы (прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга). Примечательно, что эти станции так и не построены до сих пор, спустя почти три четверти века, и в ближайшей перспективе их сооружение также не планируется.

Линия была продлена на восток в 1944 году до станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»). Также для экономии и ускорения сооружения этой очереди запланированные в первоначальном проекте линии станции «Гороховская улица», «Площадь Баумана», «Бакунинская улица» и «Мироновская улица» были исключены полностью, без оставления заделов.

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро, который носил стратегический характер (см. ниже). Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года, с 1990 года «Александровский сад») — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских». По официальной версии необходимость строительства была обусловлена большим перепадом глубины между станциями «Площадь Революции» и «Улица Коминтерна», хотя похожие перепады уже были к тому времени в московском метро. Скорее всего причина строительства глубокой линии связана с её стратегическим характером, есть версии, что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. Версия стратегического характера линии косвенно подтверждается и неоправданно огромным залом станции «Арбатская», которая будучи расположенной в квартале, занимаемом Генеральным штабом, при необходимости превращалась в огромный бункер, соединённый с несколькими подземными линиями метрополитена.

После строительства депо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 году.

Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» (ныне «Партизанская») — «Первомайская» в 1961 году.

В 1963 году линия была продлена до станции «Щёлковская», которая остаётся конечной по настоящее время.

6 мая 2003 года было завершено строительство станции «Парк Победы», продлившей линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии.

7 января 2008 года открылись участок «Парк Победы» — «Кунцевская» (промежуточная станция «Славянский бульвар» открылась 9 месяцами позже) и участок «Крылатское» — «Строгино» с заделом под станцию «Троице-Лыково», одновременно с этим участок Филёвской линии «Кунцевская» — «Крылатское» перешёл к Арбатско-Покровской линии[1].

Поезд недалеко от станции Кунцевская

В последние годы начата замена наиболее старых, выработавших свой ресурс, эскалаторов. Уже заменены эскалаторы станции «Курская» (19992002) и «Площадь Революции» (20032004, 20082010). Завершена замена эскалаторов на единственном выходе станции «Семёновская», потребовавшая закрытия станции (20052006), снова открыты после ремонта вестибюль и эскалаторы станции Арбатская20062007).

Также закончена замена эскалаторов единственного выхода на станции «Электрозаводская». Работы начались в мае 2007 года и были завершены в ноябре 2008 года. Станция вновь открылась для пассажиров 28 ноября, в час дня по московскому времени.[2] Сроки окончания работ были существенно сдвинуты по сравнению с первоначальными (май 2008 года) из-за срыва поставок эскалаторов. Во время ремонта (как и в случае с «Семёновской») поезда проходили станцию без остановки, на поверхности был пущен автобусный маршрут «М», соединивший соседние станции, проезд в котором надо было оплачивать (по тарифу наземного транспорта).

26 декабря 2009 года открылся участок «Строгино» — «Митино». Ожидается, что после открытия Митинского участка западная часть линии перестанет быть недогруженной, и линия войдёт в список самых загруженных линий московского метро.

История переименований

Современное
название
Предыдущее название Время актуальности
предыдущего названия
Измайловская Измайловский парк с момента постройки в 1961 по 1963
Партизанская Измайловская с момента постройки в 1944 по 1963
Измайловский парк с 1963 по 2005
Семёновская Сталинская с момента постройки в 1944 по 1961

Аварии и теракты

Взрыв на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 8 января 1977 года

Первый теракт в истории Московского метрополитена произошёл 8 января 1977 года. Тогда в Москве почти одновременно произошли три взрыва. Этот инцидент произошёл в 17:33 по московскому времени: в поезде метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская» прогремел взрыв, в результате чего семь человек погибло и ещё тридцать семь получили ранения различной степени тяжести. Повреждённый состав был отбуксирован на близлежащую станцию «Первомайская», которая была закрыта для пассажиров и поезда на ней не останавливались. Некоторое время спустя в Москве произошли ещё два взрыва: один — в гастрономе на улице Дзержинского (ныне улица Большая Лубянка), второй на улице 25 Октября (современное название — Никольская).

Информация о терактах появилась через два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя три месяца по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре — расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ. По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными.[3] [4] [5] [6]

Задымление между станциями «Электрозаводская» и «Семёновская» 27 марта 2010 года

27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии подземки утром задымился головной вагон поезда. Пассажиры двух поездов провели в перегонах сорок минут в тоннеле между станциями «Семёновская» и «Электрозаводская». Была проведена эвакуация около шестисот пассажиров. Пассажиров начали выводить из поезда через торцевые двери вагонов к первому вагону, и далее по путям до станции «Семёновская». После этого напряжение ненадолго включили, чтобы два поезда, которые находились в тот момент на перегонах вместе с пассажирами, смогли дойти до ближайшей станции. Поезда курсировали на участках «Щёлковская» — «Партизанская» и «Курская» — «Митино». Полностью движение поездов по этой ветке было восстановлено в половине девятого.[источник не указан 382 дня]

Упавшее дерево между станциями «Измайловская» и «Первомайская» 4 июня 2010 года

4 июня 2010 года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движение поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров в конце концов выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено.[источник не указан 382 дня]

«Альтернативные» конечные станции

Для разгрузки центральных станций от плотного пассажиропотока, организуют так называемые зонные обороты поездов, то есть поезда следуют не до конечной станции, а до станции, где есть путевое развитие и возможность быстро организовать оборот поезда. На Арбатско-Покровской линии для этих целей используют в основном станции Молодежная, реже Партизанскую, где есть третий путь, еще реже Киевскую и Строгино.

Пересадки

# Пересадка на линию Со станции На станцию
1 Сокольническая линия Арбатская Библиотека имени Ленина
2 Замоскворецкая линия Площадь Революции Театральная
4 Филёвская линия Арбатская
Киевская
Кунцевская
Александровский сад
Киевская
Кунцевская
5 Кольцевая линия Курская
Киевская
Курская
Киевская
8 Калининская линия Смоленская
Парк Победы
Плющиха
Парк Победы
9 Серпуховско-Тимирязевская линия Арбатская Боровицкая
10 Люблинско-Дмитровская линия Курская Чкаловская
12 Третий пересадочный контур Бауманская Бауманская

Депо и подвижной состав

Депо, обслуживавшие линию

Количество вагонов в составах

Типы вагонов, использовавшихся на линии

В целом, вагоны старых серий заменяются на новые вагоны модели «Русич» (81-740.1/741.1 и 81-740.4/741.4).

«Акварель» на станции Кунцевская

Именные составы

1 июня 2007 на Арбатско-Покровскую линию вышел состав «Акварель», в вагонах которого выставлены работы художника Сергея Андрияки и его учеников; каждый из вагонов оформлен в определённой цветовой гамме. От прочих поездов типа «Русич» «Акварель» отличается тем, что часть окон в вагонах заменены глухими стенами, а также внешним оформлением: на стены вагонов нанесены изображения различных цветов — хризантем, ромашек — и фруктов.

13 мая 2009 года в поезде сменилась экспозиция — в настоящее время там выставлены репродукции шедевров Русского Музея.[7]

1 декабря 2011 на Арбатско-Покровскую линию вышел состав «Поэзия в метро» с Филёвской линии. 10 марта 2012 года возвращён на Филёвскую линию.

Средства сигнализации и связи

Основные средства сигнализации:

  • На участке «Смоленская» — «Щёлковская» — двузначная автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь».
  • На участке «Митино» — «Смоленская» — система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия. Напольное оборудование АЛС-АРС — АРС-Днепр 2/6, поездное оборудование — БАРС. Резервное средство сигнализации — трёхзначная автоблокировка.

На линии ведутся работы по переходу на систему АЛС-АРС. 26 декабря 2006 первый состав модели «Русич» на Арбатско-Покровской линии начал работу с пассажирами. В августе 2009 г. АЛС-АРС введена в эксплуатацию на участке «Киевская» — «Митино», в декабре 2010 г. на участке «Киевская» — «Смоленская».

Канал радиосвязи — первый.

Перспективы

На ближнюю перспективу запланировано строительство электродепо Митино, а также продление линии от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе»[8]. На дальнюю перспективу существуют планы продления линии до Рождествено и Куркино, возможно, что такое продление будет увязано с продлением Калининской линии до станции «Строгино» с передачей участка «Строгино»-«Митино» в состав Калининской линии.

После продления линии в Митино Арбатско-Покровская линия стала самой длинной в Московском метро: её длина составляет 43,7 км (до ввода участка Строгино-Митино самой длинной являлась Серпуховско-Тимирязевская линия — 41,2 км, но из полностью подземных эта линия до сих пор самая длинная).

При строительстве линии проектом было предусмотрено строительство в будущем двух станций на перегоне «Площадь Революции» — «Курская»: «Хмельницкая» («Ильинские ворота», или «Маросейка») и «Покровские ворота».

На перегоне между станциями «Крылатское» и «Строгино» оставлен задел под строительство станции «Троице-Лыково», которая будет построена, когда на месте деревни появится жилой массив.

Планируется строительство вторых выходов со станций Бауманская и «Парк Победы».

Интересные факты

  • Самая глубокая станция в Московском метрополитене — «Парк Победы» (84 м)[9].
  • Самый длинный перегон в Московском метрополитене — «Крылатское» — «Строгино», расстояние 6625 м[10].
  • Самый старый эскалатор в Московском метрополитене — станция «Бауманская».
  • На станции «Площадь Революции» стоят 76 бронзовых скульптур рабочих, крестьян, солдат, матросов, школьников и т. д.[11] Существует поверье, что лучший способ сдать экзамен — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой». Также люди загадывают желания, оставляя монетки у лапок курицы у одной из скульптур.
  • Арбатско-Покровская линия связана с Филёвской линией тремя пересадочными узлами: между станциями «Александровский сад» и «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, между двумя «Киевскими» и двумя «Кунцевскими». Это связано с историческим развитием двух линий-дублёров. С этим же связан и тот факт, что на линиях существуют две пары станций с одинаковыми названиями («Арбатская» и «Смоленская»), между которыми отсутствует переход.

См. также

Ссылки

  • Арбатско-Покровская линия на сайте metro.molot.ru
  • Арбатско-Покровская линия в фотогафиях на сайте metro-photo.ru
  • Станции Арбатско-Покровской линии на www.metromost.com
  • Схема развития Арбатско-Покровской линии на сайте mosmetro.ru
  • Митинский участок Арбатско-Покровской линии во время строительства

Примечания

  1. В Москве открылась новая станция метро «Строгино» :: Общество :: Top.rbc.ru
  2. Станция московского метро "Электрозаводская" открылась для пассажиров, Лента.Ру (28 ноября 2008).
  3. Московская Хельсинкская Группа
  4. http://www.fsb.ru/fsb/history/author/single.htm!id%3D10317984%40fsbPublication.html Филипп Бобков. Национальные проблемы
  5. "Facty i kommentarii ". 05-January-2002. Право
  6. Сын за отца не отвечает
  7. Метроблог — Шедевры Русского музея — в поезде «Акварель» с 13 мая!
  8. old.mosmetro.ru
  9. Парк Победы. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 26 декабря 2011.
  10. Конкурс «История Московского метрополитена». Итоги пятого тура. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 24 апреля 2011.
  11. Площадь Революции. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 26 декабря 2011.

Арбатско-Покровская линия.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24