Brawn GP Formula One Team | |
---|---|
База | |
Руководители | |
Пилоты | |
Конструктор |
Brawn-Mercedes |
Шины | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Дебют | |
Последняя гонка | |
Гран-при |
17 |
Побед (подряд) |
8 (4) |
Поулы (подряд) |
5 (2) |
Быстрые круги |
4 |
Подиумы (подряд) |
15 (8) |
Лучший старт |
1 |
Лучший финиш |
1 |
Очков всего |
172 |
Очков за один сезон |
172 |
Финишей в очках подряд |
17 |
Кубки конструкторов |
1 (2009) |
Чемпионы мира |
1 (2009) |
Brawn GP Ltd. — команда и конструктор Формулы-1. Создана 6 марта 2009 года после того, как это подтвердил Росс Браун, бывший босс команды Honda Racing, который купил команду у компании Honda[1][2] в связи с уходом «Хонды» из чемпионата в декабре 2008 года. Новая команда совершила свой гоночный дебют в сезоне 2009 года на Гран-при Австралии 29 марта 2009 года, выиграв гонку и завоевав второе место.
Команда использовала свои шасси и трансмиссию, разработку которых вела ещё с 2008 года, а моторы поставлялись компанией Mercedes-Benz. Гонщиками Brawn GP стали бывшие гонщики Honda Racing Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло.
16 ноября 2009 года компания Mercedes объявила о покупке 75,1 % акций команды Brawn GP.[3] В сезоне 2010 года команда преобразована в заводскую команду Mercedes-Benz. Гонщиками Mercedes GP стали Михаэль Шумахер[4] и Нико Росберг[5].
Содержание |
Команда впервые представила свою машину на трассе Сильверстоун (Великобритания) 6 марта 2009 года и 9 марта привезла свои болиды на официальные тесты на трассу «Каталунья» в Барселону, (Испания). В первый день тестов Дженсон Баттон показал 4-е время в итоговой таблице, что вызвало повышенный интерес к команде со стороны болельщиков и журналистов. По итогам второго дня Рубенс Баррикелло занял 3-е место. Первую строчку по итогам третьего дня занял Дженсон Баттон, а на четвёртый, заключительный день испанских тестов Баррикелло установил новый рекорд трассы, что повергло в шок таких грандов Формулы-1, как Ferrari и McLaren. По словам Фелипе Массы, он не смог бы тогда проехать круг с тем же временем в квалификационном режиме, что и Баррикелло.[6]
По итогам первой в истории квалификации (Австралия-2009, Альберт-Парк) пилоты Brawn GP сенсационно заняли первый ряд стартового поля: поул-позицию завоевал Дженсон Баттон, вторым стал Баррикелло. Итоги первого Гран-при оказались не менее сенсационными: команда в дебютной гонке расположилась на двух высших местах пьедестала.
Успех Brawn GP был омрачен сокращением персонала из-за дефицита средств, Росс Браун был вынужден объявить об увольнении 270 из 700 сотрудников команды.[7]
|
На Гран-при Китая Рубенс Баррикелло в 16-й раз за карьеру гонщика Формулы-1 проехал быстрейший круг в гонке[9], что стало для бразильского гонщика первым подобным достижением с Гран-при Японии 2004 года, когда он выступал за Ferrari.[10]
Одержав победу на Гран-при Бахрейна[11], Дженсон Баттон впервые за карьеру гонщика Формулы-1 финишировал на подиуме в четвертый раз подряд. Помимо этого, британский гонщик команды Brawn преодолел рубеж в 1000 км лидирования в Гран-при. Команда Brawn GP заработала по результатам первых гонок 50 очков; несмотря на то, что по результатам Гран-при Малайзии гонщики получили половину очков, этот результат стал четвёртым с 1999 года после Ferrari в 2004 году (команда набрала 64 очка), McLaren в 2003 и Renault в 2006 (обе команды 51).[12]
В пятой гонке сезона, проходившей на трассе «Каталунья Монтмело» в Барселоне, команда вновь добилась максимального результата. Гонщик команды Дженсон Баттон выиграл квалификацию, а затем и гонку[13]. Его напарник Рубенс Баррикелло, стартовавший с третьего места на стартовом поле, пришёл к финишу вторым[13], установив при этом лучший круг в гонке[14]. После финиша возникли подозрения в использовании командной тактики ради большего преимущества для лидера чемпионата, и Рубенс Баррикелло в интервью американскому телеканалу Speed TV заявил, что уйдет из Формулы-1, если выяснится, что его напарнику по команде создаются более предпочтительные условия:
|
Одержав победу на Гран-при Монако с поул-позиции[16], Дженсону Баттону удалось выиграть пять из шести первых Гран-при сезона 2009 года. До него подобное удавалось только Джиму Кларку (1965 год), Джеки Стюарту (1969), Найджелу Мэнселлу в (1992) и Михаэлю Шумахеру (1994, 2002 и 2004). Команда Brawn GP стала единственной командой, гонщики которой финишировали во всех шести гонках сезона. После Гран-при Монако Brawn GP заработала 86 очков, что стало вторым по результативности достижением после Ferrari в 2004 году (88 очков).[17]
На седьмом этапе сезона, проходившем на стамбульской трассе, зрители впервые стали свидетелями схода одного из болидов команды с дистанции. На 47 круге отказала коробка передач на болиде Рубенса Баррикелло. Победу в гонке, уже шестую в сезоне, одержал Дженсон Баттон. На первом круге он сумел обойти обладателя поул-позиции Себастьяна Феттеля.
На Гран-при Великобритании наметился спад в результатах команды. Произошло это по нескольким причинам. Стало очевидно, что соперники продолжали интенсивно работать над модернизацией своих болидов. К тому же скоростные повороты вкупе с прохладной погодой гораздо больше подходили конкурентам из команды «Ред Булл Рейсинг». Серьёзно прибавили «Макларен» и «Феррари». В итоге за три этапа гонщики Браун ГП лишь однажды побывали на подиуме, заработав при этом 18 очков.
На Гран-при Европы Рубенс Баррикелло отлично провёл гонку и за счёт тактики поздних пит-стопов сумел пересечь финишную черту первым, завоевав свою первую в сезоне и десятую в карьере победу. Дженсон Баттон финишировал седьмым.
На Гран-при Бельгии вновь стало ясно, что на скоростных трассах болиды «Браун» проигрывают в скорости своим ближайшим конкурентам. Как следствие, пилоты показывали слабые результаты во время пятничной и субботней практики. И хотя Рубенсу Баррикелло удалось в квалификации завоевать 4-е место на стартовом поле, в гонке это дивидендов не принесло. Баррикелло неудачно стартовал, столкнувшись с проблемами в коробке передач, и в итоге финишировал 7-м. Дженсон Баттон, показав 14-ый квалификационный результат, впервые в сезоне 2009 года не прошел в финал квалификации, завершив тем самым серию из 11-ти гонок со стартом из первой десятки.[18] На первом круге Гран-при он попал в аварию и вынужден был сойти с дистанции гонки[19].
На Гран-При Италии Рубенс Баррикелло одержал вторую победу за три последних Гран-при, сократив отставание от Баттона до 14-ти очков в личном зачёте. Эта победа стала третьей по счету на трассе Монца в карьере Рубенса, а также первым дублем Brawn GP, в котором Баррикелло выиграл гонку.
Одним из слагаемых успеха Brawn GP был смелый и спорный с точки зрения правил технический манёвр: использование двойных диффузоров. Эти агрегаты не имели аналогов и появились благодаря лазейке в техническом регламенте.
Практически все гонщики, на чьих машинах стояли двойные диффузоры, сильно выступили в Гран-при Австралии: Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло одержали победный дубль для Brawn GP, Ярно Трулли и Тимо Глок (оба гонщика Toyota), стартовав с пит-лейн[20], финишировали на третьей и пятой позициях соответственно, а Нико Росберг из Williams стал седьмым.[21]
Конкуренты подали протест на технику Brawn, и возникла угроза полной дисквалификации команды. Росс Браун категорически отвергал все обвинения. «Ещё год назад я предлагал общими усилиями устранить существующие в новом техническом регламенте возможности для разной интерпретации, максимально упростив и уточнив формулировки. Но тогда это никого не заинтересовало. Зато сейчас вдруг обнаружилось столько интересующихся!».[22]
15 апреля 2009 года апелляционный суд FIA, рассмотрев аргументы сторон, отказал в удовлетворении протеста команд и узаконил двойные диффузоры.[23] Вскоре после этого диффузорами, сделанными по примеру Brawn, обзавелись все команды Формулы-1.
Концепция двойного диффузора была предложена инженером одного из спортивных подразделений компании Honda, работавшим над проектом машины для сезона 2009 года:
|
Перед началом сезона 2009 года команда остро нуждалась в спонсорах и предлагала авиакомпании Emirates статус титульного спонсора в качестве бонуса при подписании двухлетнего контракта, однако совет директоров Emirates не одобрил сделку.[25]
Первым спонсором команды стала специализирующаяся на выпуске модной одежды британская компания Henri Lloyd, компания заплатила $ 0,8 млн.[25] за статус официального поставщика одежды и обуви для гонщиков и обслуживающего персонала.[26]
Несколькими днями спустя, 28 марта, перед началом свободных заездов на Гран-при Австралии сезона 2009 года, стало известно, что группа компаний Virgin Group стала одним из ведущих спонсоров команды.[28] Первоначально контракт был подписан на две первые гонки сезона 2009 года (Гран-при Австралии и Малайзии) и подразумевал выплату в $ 250 тыс. за каждый Гран-при,[25] дальнейшее сотрудничество сторон определялось решением апелляционного суда FIA по поводу двойных диффузоров.
По расчетам журналистов британской прессы, логотип Virgin по ходу Гран-при Австралии в Мельбурне получил 42 минуты эфирного времени, что на британском рынке оценивается в ₤ 8 млн., хотя Ричард Брэнсон заплатил команде за гонку только $ 250 тыс.[29]
Третьим спонсором стал швейцарский брокер M I G Investments[30]. Во время Гран-при Испании на болидах Brawn GP появилась реклама очередного фильма из цикла «Терминатор», носящего название «Терминатор: Да придёт спаситель».[31] 17 июня 2009 года очередным деловым партнёром команды стала британская швейная фирма Gieves & Hawkes.[32]
После Гран-при Китая Brawn GP и компания Ray-Ban объявили о продолжении прошлогоднего сотрудничества, эмблема Ray-Ban появилась на визорах шлемов гонщиков.[33] Контракт с компанией Ray-Ban принёс команде Brawn GP $ 0,5 млн., хотя прошлый контракт Ray-Ban с Honda был заключён на сумму в $ 2,5 млн.[34]
Большинство компаний подписывали спонсорские контракты с Brawn GP на одну гонку: подобная практика позволила добиться наибольшего эффекта от сотрудничества, поскольку к команде было привлечено наибольшее внимание во время телетрансляций и медийный эффект от рекламы был сопоставим или превышал затраты компаний. Так, во время Гран-при Сингапура на боковых понтонах машин Brawn GP появился логотип компании Canon, ставший следствием заключенного на одну гонку спонсорского контракта между командой и Canon Singapore Pte Ltd.[35]
Перед Гран-при Японии было объявлено о подписании контракта с японской компанией Angfa Co, специализирующейся на выпуске косметики и пищевых добавок.[36] Логотип одного из брендов Angfa Co, линии шампуней и средств ухода за волосами Scalp-D, размещался по бокам кокпита, в области боковой защиты головы гонщиков.
8 сентября 2009 года было объявлено о подписании спонсорского контракта между Brawn GP и бразильской пивоваренной компанией Cervejaria Petropolis. Согласно этому договору, в дни проведения Гран-при Бразилии на машинах Brawn GP были нанесены логотипы пива Itaipava[37] и энергетического напитка TNT.[38] Логотипы Itaipava были размещены на носовом обтекателе и боковых понтонах Brawn BGP 001, а также на шлемах гонщиков команды. К Гран-при Бразилии Brawn GP также заключила контракт со страховой компанией MAPFRE Group.[39]
Перед заключительным Гран-при сезона в Абу-Даби Brawn GP заключила контракт на одну гонку с ведущей телекоммуникационной компанией Катара Qatar Telecom. Логотип Qatar Telecom размещался на заднем антикрыле и по бокам кокпита машин Brawn BGP 001.[40]
В 2009 году команда Brawn также подписала трехлетний контракт с компанией Henkel на сумму, превышающую €90 млн. Однако после того, как команда была переименована в Mercedes GP, выяснилось, что подпись под контрактом поставил бывший руководитель спонсорского отдела Henkel, не имевший соответствующих полномочий, предварительно вступив в сговор с двумя сотрудниками компании.[41] Несмотря на спорную ситацию, компании Daimler и Henkel пришли к мирному урегулированию конфликта.[42]
Спонсор | Гран-при | Медийный эффект | Эффективность вложений |
---|---|---|---|
Itaipava | Гран-при Бразилии | $4,3 млн. | 853% |
Qatar Telecom | Гран-при Абу-Даби | $4,3 млн. | 841% |
Terminator Salvation | Гран-при Испании | $1,3 млн. | 524 % |
Virgin Group | Все Гран-при сезона 2009 года | $24,8 млн. | 496 % |
MIG Investments | Начиная с Гран-при Китая | $23,7 млн. | 474 % |
Scalp-D | Гран-при Японии | $0,9 млн. | 454 % |
Henri Lloyd | Все Гран-при сезона 2009 года | $1,8 млн. | 361 % |
TNT | Гран-при Бразилии | $0,8 млн. | 320 % |
Canon | Гран-при Сингапура | $1,5 млн. | 302 % |
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Год | Шасси | Двигатель | Ш | Гонщики | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2009 | BGP 001 | Mercedes FO 108W |
B | АВС |
МАЗ |
КИТ |
БАХ |
ИСП |
МОН |
ТУЦ |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
ЕВР |
БЕЛ |
ИТА |
СИН |
ЯПО |
БРА |
АБУ |
1 | 172 | |
Дженсон Баттон | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 5 | 7 | 7 | Сход | 2 | 5 | 8 | 5 | 3 | ||||||
Рубенс Баррикелло | 2 | 5 | 4 | 5 | 2 | 2 | Сход | 3 | 6 | 9 | 1 | 7 | 1 | 6 | 7 | 8 | 4 |
Спортивные достижения | ||
---|---|---|
Предшественник: Ferrari |
Кубок Конструкторов Формулы-1 2009 |
Преемник: Red Bull Racing |
Награды | ||
Предшественник: Сборная Китая на Летних Олимпийских играх 2008 |
Laureus World Sports Awards Команда года 2010 |
Преемник: Сборная Испании по футболу |
Brawn GP | |
---|---|
Персонал: См. также: |
|
Brawn.