Череповецкий трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
3 |
Количество трамвайных парков |
1 |
Количество вагонов |
53 |
Ширина колеи |
1524 |
Компания-перевозчик |
МУП «Электротранс» |
Череповецкий трамвай — система электрического трамвая в городе Череповце, состоит из 3 маршрутов. Открыта 19 октября 1956 года.
Содержание |
В 50-х годах XX века Череповец быстро рос на волне строительства металлургического завода. Стала очевидной необходимость развития транспортной системы города для осуществления доставки людей на завод. Важнейшим шагом развития инфараструктуры стало появление в городе трамвайной линии. Датой рождения череповецкого трамвая считают 19 октября 1956 года. Трамвайное предприятие являлось структурным подразделением Череповецкого металлургического завода.
19 октября 1956 года открыт первый трамвайный маршрут — № 1 «Фабрика обуви — Завод». Кольцо располагалось рядом с нынешним перекрёстком улиц Металлургов и Сталеваров. Линия шла по улицам Металлургов, Ломоносова и Мира на завод. Первыми вагонами в Череповце были МТВ-82, а также поезда КТМ/КТП-1. Депо было построено на основе старой котельной рядом с конечной остановкой «Фабрика обуви».
12 мая 1958 года открыт маршрут № 2 — «Завод — Вокзал». Маршрут повторял № 1, но шёл дальше — по проспекту Победы (в те времена — улице Красноармейской) до Красноармейской площади, Советскому проспекту и улице Комсомольской (Вокзальной) к вокзалу, после чего по улице Вологодской возвращался назад к фабрике обуви и шёл вместе с № 1 на завод.
28 декабря 1979 года пущена в эксплуатацию третья очередь трамвая — от Доменной (конечная маршрутов 1 и 2) вглубь завода до 3-й аглофабрики. Маршрут получил номер 3.
Закрыт маршрут № 1. Отныне все поезда стали ходить по маршрутам № 2 и 3. В этом же году был разработан проект развития трамвая в Череповце до 1990 года. Помимо уже строившейся к тому времени линии в Заречье, планировалось также строительство линии через Октябрьский мост в левобережную часть города, а также строительство линий скоростного трамвая на химпроизводство — на азотно-туковый завод и ПО «Аммофос». Осуществиться этому проекту было не суждено.
6 ноября 1984 года состоялось открытие 4-й очереди трамвая в Заречье. Маршрут № 4 «ЧерМК — Олимпийская» шёл на первых порах от Доменной до улицы Олимпийской по улицам Мира, Ломоносова, Металлургов и проспекту Победы. Назад следовал с заходом на вокзал. Позже (предположительно, в начале 1985-го года) маршрут № 3 был упразднён, а № 4 продлён до Аглофабрики № 3. Начаты работы по строительству депо на улице Олимпийской, которые были закончены только к концу 80-х годов.
В 1986 году был построен участок пути по проспекту Победы между Красноармейской площадью и улицей Вологодской в сторону завода. Это позволило существенно сократить маршрут № 4 в этом направлении, направив его напрямую без захода на вокзал.
Пути на улицах Металлургов и Ломоносова были демонтированы. На замену им были проложены пути по участку проспекта Победы от улицы Вологодской до Ломоносова. Перенос линии был продиктован желанием ускорить процесс доставки людей из Заречья на комбинат. Это только по официальной версии. По другой версии из-за жалоб МСЧ «Северсталь» и жителей домов рядом с которыми пролегали пути.
В июне 1996 года трамвайная система передана из ведомственного в муниципальное подчинение.
Открытие нового маршрута, связавшего Заречье с вокзалом, — № 8 «Олимпийская — Вокзал».
Закрытие старого депо на улице Кравченко в связи со строительством сквозной магистрали на основе улицы Сталеваров. Небольшой участок депо был, впрочем, оставлен. Оставшаяся часть территории бывшего депо не имеет рельсового соединения с сетью и используется для размещения вспомогательных служб и стоянки спецтехники.
На перекрестке проспекта Победы и улицы Сталеваров появилась остановка «Ул. Сталеваров»
Современная трамвайная система Череповца состоит из довольно протяжённого, почти прямого, двухколейного пути, проходящего через весь город от Аглофабрики № 3 в недрах «Северстали» до восточного конца города — ул. Олимпийской. Это линия 4-го маршрута, она, за исключением участка по территории завода, идёт по пр. Победы (самой длинной улице города) и улице Мира. Есть две закольцовки: большая, от остановки «Красноармейская площадь» через Вокзал и до остановки «улица Верещагина», и малая, используемая только для технических нужд, проходящая рядом со старым депо на ул. Кравченко.
№ маршрута | Маршрут | Протяженность маршрута (км) | Интервалы движения | Фотогалерея |
---|---|---|---|---|
2 | Доменная — Управление — Гагарина — Комарова — Университет — Сталеваров — Верещагина — М. Горького — Красноармейская пл. (закрыта для данного маршрута) — Курсантский бульвар — Вокзал — Заря Свободы — Верещагина — Сталеваров — Университет — Комарова — Гагарина — Управление — Доменная | 5,4/4,6 | 12-20 мин. | |
4* | Олимпийская — 23 мкр-н — Юбилейная — к/т «Победа» — Архангельская — «Красный Ткач» — Первомайская — Судостроительный завод (закрыта после реконструкции моста) — Набережная — Красноармейская пл. — М. Горького — Верещагина — Сталеваров — Университет — Комарова — Гагарина — Управление — Доменная — Водородная — Кислородная — Аглофабрика № 3 | 10,7 | 4-13 мин. | |
8 | Олимпийская — 23 мкр-н — Юбилейная — к/т «Победа» — Архангельская — «Красный Ткач» — Первомайская — Судостроительный завод (закрыта после реконструкции моста) — Набережная — Красноармейская пл. — Курсантский бульвар — Вокзал — Заря Свободы — Верещагина — М. Горького — Красноармейская пл. — Набережная — Судостроительный завод — Первомайская — «Красный Ткач» — Архангельская — к/т «Победа» — Юбилейная — 23 мкр-н — Олимпийская | 5,5/6,6 | 9-14 мин. |
* — на участке Доменная — Аглофабрика № 3 производится движение всех вагонов в часы пик, через один в другое время и по расписанию — в выходные. Маршрут ул. Олимпийская — Доменная в ряде источников помечается как № 4А.
№ маршрута | Начало маршрута | Протяженность маршрута (км) | Годы работы | Примечание |
---|---|---|---|---|
1 | Доменная — ул. Мира — ул. Ломоносова — ул. Металлургов — Фабрика обуви | 3,3 | 1956 — 1982 | |
3 | Доменная — Водородная — Кислородная — Аглофабрика № 3 | 1,9 | 1979 — 1984(5?) |
Основой парка являются вагоны КТМ-5 (всего 46 вагонов, в том числе 3 двухвагонных систем), есть 6 вагонов КТМ-8, и 4 вагона 71-608КМ которые были закуплены в 2005—2006 годах. На маршруте № 4 работают как одиночные вагоны, так и системы, на маршрутах № 2 и 8 только одиночные вагоны.
В последнее время появилась тенденция уменьшения числа двухвагонных систем. Если в середине 80-х годов на маршрут № 4 в часы пик одновременно выходило 10 систем (при общем выпуске 20 поездов), то на настоящий момент, как уже упоминалось, во всём парке осталось всего 3 СМЕ. В настоящее время СМЕ не выпускаются на маршрут.
Существует проект развития сети в Зашекснинский район города через новый мост через Шексну, строительство которого планируется начать в 2015 году. Также существовали планы впоследствии создать большое трамвайное кольцо Индустриальный район — Заречье — Зашексниснкий район — Индустриальный район, построив линию и через Октябрьский мост. Однако, исходя из настроений представителей власти, существуют большие сомнения в том, что эти проекты будут реализованы.
Так, на совещании в мэрии города 20 марта 2009 года были высказаны сомнения в необходимости строительства трамвайной линии в Зашекснинский район. При этом в пример даже приводился опыт таких городов, как Санкт-Петербург и Воронеж, где, как известно, имело место сильное сокращение числа линий (а в случае с Воронежем — и полное закрытие системы).
Учитывая этот факт, а также то, что практически не осуществляется обновление парка (последнее обновление — 2005—2006 годы — по факту носило характер КВР четырёх вагонов КТМ-5 1984 года выпуска с заменой кузова на 71-608КМ), будущее трамвая в Череповце, несмотря на общую стабильность работы системы, вызывает определённые опасения.
1 период: с 5:30 до 9:30; 2 период: с 13:45 до 18:00; 3 период: с 23:00 до 23:15.
Череповецкий трамвай схема, череповецкий трамвай вконтакте, череповецкий трамвай расписание.