Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Цугцванг

Цугцва́нг (нем. Zugzwang «принуждение к ходу»; ☉) — положение в шашках и шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.

В настоящее время термин употребляется не только в шахматах, но и в других видах спорта (бильярд, кёрлинг), в азартных и настольных играх (нарды, карточные игры), а также во многих других областях, и даже в быту. Например в значении, когда любое действие или бездействие все равно приведет к ухудшению ситуации, то есть «делать нельзя и не делать нельзя».

При цугцванге у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных или нейтральных ходов и передвижение любой из фигур ведёт к ухудшению оценки собственной позиции (в строгом понимании — к ухудшению результата).

Нередко встречается мнимый цугцванг, то есть позиция, исход которой не меняется при воображаемом переходе хода к противнику, но субъективно ощущается отсутствие полезных ходов. Два таких примера изображены на диаграммах 2 и 3. Другим распространённым мнимым цугцвангом является любая проигранная позиция, при которой проигрывающий вынужден пассивно ожидать приближающееся поражение.

Примеры

Диаграмма 1.

Ход белых. В случае 1.Kpf5? Kpd4 белые попадают в цугцванг и проигрывают. Поэтому 1.Kpf6! Kpd4 2.Kpf5, достигая позиции взаимного цугцванга. Теперь проигрывают уже чёрные.

Диаграмма 2.

Пример мнимого цугцванга: любой возможный ход даст возможность противнику взять пешку, однако позиция останется ничейной.

Диаграмма 3. Ход белых.

При своём ходе чёрные быстро проигрывают: 1…Kpc7 2.Kpc5 или 1…Kpd8 2.Kpd6. Однако кажется, что белые в цугцванге, ведь нельзя ни 1.Kpc5? Kpc7, ни 1.Kpd6? Kpd8 2.Kpe6 Kpc7 3.Kpd5 Kpc8. Белые выигрывают, передавая очередь хода противнику методом треугольника: 1.Kpd4 Kpd8 2.Kpc4 Kpc8 3.Kpd5[1] и чёрные оказываются в цугцванге.

Литература

Примечания

  1. Возможен и другой треугольник: 1.Kpc4 Kpd8(b8) 2.Kpd4 Kpc8 3.Kpd5.

Цугцванг.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24