Перегру́зка — термин, характеризующий шахматную ситуацию, когда фигуры (фигура) не в состоянии справиться с поставленными задачами, что позволяет сопернику провести типичный тактический приём — использование перегрузки.
Советский гроссмейстер Александр Котов отмечает, что защищающейся стороне свойственен своеобразный «оптический обман», который скрывает от нее реальную возможность использования перегрузки соперником: «внешне кажется, что фигура защищает какое-либо поле или другую фигуру, на самом же деле такая защита — мнимая, на проверку оказывается фиктивной.»[1]
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чёрный ферзь, защищающий коня f6 и пешку d7, перегружен. |
В партии О. Романишин — Дж. Пласкетт (Лондон, 1977)[2] ферзь чёрных, защищающий коня f6 и пешку d7, перегружен возложенными на него задачами, что позволило белым нанести решающий удар:
На 1... К:d7 последует 2. Фg7#
С неизбежным матом.
Шахматная тактика | ||
---|---|---|
Термины | Жертва • Зевок • Комбинационное зрение • Комбинация • Ловушка • Мотив • Нападение • Темп • Угроза | |
Тактические приёмы | Бешеная фигура • Блокировка • Вилка • Вскрытый шах • Двойной шах • Завлечение • Засада • Извлечение короля • Капкан • Контрудар • Линейный удар • Мельница • Освобождение линии • Освобождение поля • Отвлечение • Пат • Перегрузка • Перекрытие • Подрыв пешечной цепи • Промежуточный ход • Рентген • Связка • Уничтожение защиты • Цугцванг |
Перегрузка (шахматы).