Джузеппе Фаринелли итал. Giuseppe Farinelli |
|
Полное имя |
Джузеппе Франческо Финко |
---|---|
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти |
12 декабря 1836 (67 лет) |
Место смерти | |
Страна | |
Профессии | |
Жанры | |
Псевдонимы |
Джузеппе Фаринелли |
Джузеппе Фаринелли (итал. Giuseppe Farinelli), настоящее имя Джузеппе Франческо Финко (итал. Giuseppe Francesco Finco; 7 мая 1769 года, Эсте, Венецианская республика — 12 декабря 1836 года, Триест, Австрийская империя) — итальянский композитор[1]. Его музыка не была оригинальной и во многом следовала образцам Доменико Чимарозы, а одна из имитаций — дуэт «Нет, не верю тому, что сказано» (итал. No, non credo a quel che dite) даже вошла в оперу «Тайный брак» (итал. Il matrimonio segreto) этого композитора и некоторое время считалась сочинением самого Доменико Чимарозы[2].
Джузеппе Франческо Финко родился 7 мая 1769 года в Эсте, в Венецианской республике. Начальное музыкальное образование получил в родном городе. Затем переехал в Венецию, где познакомился с известным певцом-кастратом Карло Броски, по прозванию Фаринелли. Карло Броски предложил ему продолжить музыкальное образование в Неаполе и помог поступить в консерваторию Пьета дей Туркини. В знак признательности будущий композитор принял сценическое имя покровителя, и стал называться Джузеппе Фаринелли[3].
В Неаполе он обучался гармонии у Лоренцо Фаго, контрапункту у Николы Сала и композиции у Джакомо Тритто. Еще во время учебы, в 1792 году дебютировал как оперный композитор оперой-буффа «Докторская степень Пульчинеллы» (итал. Il dottorato di Pulcinella) по либретто, на неаполитанском диалекте, Джованни Баттисты Лоренци.
До конца XVIII века им были написаны ещё пять опер. В 1795 году на сцене театра Нуово в Неаполе была поставлена его опера «Ленивый человек» (итал. L'uomo indolente) по либретто Джузеппе Паломбы, а в 1796 году на той же сцене прошла премьера ещё одной его оперы «Новый мудрец из Греции» (итал. Il nuovo savio della Grecia) по либретто Доменико Мантиле. В 1797 году были поставлены весной в Риме, в театре Алиберт его опера «Любовь и долг» (итал. Amore e dovere), осенью в Венеции, в театре Сан-Бенедетто опера «Сельдано, герцог Шведский» (итал. Seldano, duca degli Svedesi). В 1798 году во Флоренции на сцене театра Паллакорда была поставлена опера «Антиох в Египте» (итал. Antioco in Egitto), а 29 мая 1799 года в Милане, в театре Ла Скала состоялась премьера его оперы «Искренняя любовь» (итал. L'amor sincero).
Наиболее плодотворным периодом творческой деятельности композитора стало первое десятилетие XIX века. В это время им было написано 38 опер. Особый успех у публики и критики имели оперы «Эфесские обряды» (итал. I riti d'Efeso) по либретто Гаэтано Росси (премьера на сцене театра Ла-Фениче в Венеции 26 декабря 1803 года), «Флаг для любого ветра» (итал. Bandiera d'ogni vento) по либретто Джузеппе Фоппа (премьера на сцене театра Сан-Бенедетто в Венеции в январе 1800 года), «Тереза и Клаудио» (итал. Teresa e Claudio) по либретто того же автора (пермьера на сцене театра Сан-Лука в Венеции 9 сентября 1801 года), «Кто одержит победу» (итал. Chi la dura la vince) по либретто Гаэтано Росси на основании пьесы «Хозяйка гостинницы» Карло Гольдони (премьера на сцене театра Валле в Риме весной 1803 года), «Естественный эффект» (итал. Un effetto naturale) по либретто всё того же Джузеппе Фоппа (премьера на сцене театра Сан-Бенедетто в Венеции всеной 1803 года) и «Странная крестьянка» (итал. La contadina bizzarra) по либретто Луиджи Романелли (премьера на сцене театра Ла Скала в Милане 16 августа 1810 года).
В 1810 году Джузеппе Фаринелли переехал в Турин, где получил место внештатного композитора в театре Империале, будущем Королевском театре в Турине. Здесь в декабре 1811 года в его опере «Эфесские обряды» дебютировала контральто Изабелла Кольбран. Постановка имела успех у публики и критики. Но уже в феврале 1813 года опера «Лаузо и Лидия» (итал. Lauso e Lidia) по либретто Луиджи Андриоли была принята прохладно, так же, как и опера «Сиципион в Карфагене» (итал. Scipio in Cartago) по либретто того же автора, поставленная в 1815 году.
Весной 1817 года композитор покинул Турин. После провала на сцене театра Сан-Мозе в Венеции оперы «Барышня из Бессарабии» (итал. La donna di Bessarabia) по либретто Джузеппе Фоппа, Джузеппе Фаринелли закончил карьеру оперного композитора. Он переехал в Триест и посвятил себя написанию церковной музыки. С 1817 по 1819 год занимал место клавесиниста в театре Гранде, с 1819 года и до самой смерти служил капельмейстером и органистом в соборе Святого Иуста.
Джузеппе Фаринелли умер в Триесте 12 декабря 1836 года.
Творческое наследие композитора включает 61 оперу, многочисленные сочинения камерной и церковной музыки[4].
Сочинения Джузеппе Фаринелли | |
---|---|
Оперы | «Докторская степень Пульчинеллы» (1792) • «Ленивый человек» (1795) • «Новый мудрец из Греции» (1796) • «Любовь и долг» (1797) • «Сельдано, герцог Шведский» (1797) • «Антиох в Египте» (1798) • «Искренняя любовь» (1799) • «Анетта, или Триумф добродетели» (1800) • «Флаг для любого ветра, или Любовница по неволе» (1800) • «Граф Ровенаццо» (1800) • «Глухая навсегда» (1800) • «Странная вещь, или Просто любовь» (1800) • «Тодеро Фабро» (1800) • «Тереза и Клаудио» (1801) • «Джульетта, или Слёзы вдовы» (1802) • «Сид из Испании» (1802) • «Пульчелла ди Раб, или Рулло и Далатон» (1802) • «Памела» (1802) • «Кто окажется победителем» (1803) • «Падение Нового Карфагена» (1803) • «Естественный эффект» (1803) • «Ветреный» (1803) • «Эфесские игры» (1803) • «Обман не долог» (1804) • «Золото без золота, или Безумство влюблённых» (1804) • «Трагедия завершилась комедией» (1804) • «Неожиданный обед» (1804) • «Одоардо и Карлотта» (1804) • «Дева Солнца» (1805) • «Поддельный глухой» (1805) • «Гостиница любви» (1805) • «Экстравагантная и своенравный» (1806) • «Аттила» (1806) • «Инес де Кастро» (1806) • «Завещание, или Шесть тысяч франков» (1806) • «Друг человека» (1806) • «Климене» (1807) • «Каллирой» (1808) • «Поддельная невеста, или Весёлый барон» (1808) • «Виновный избавлен от вины» (1809) • «Неизвестный» (1809) • «Неожиданное прибытие» (1810) • «Третья буква и третий мартинелло» (1810) • «Странная крестьянка» (1810) • «Не поддавайтесь суждениям, или Истинная благодарность» (1810) • «Ганнибал в Капуе» (1811) • «Влюблённый глухой» (1811) • «Идоменей» (1812) • «Джиневра дельи Альмьери» (1812) • «Лаузо и Лидия» (1813) • «Брак по конкуренции» (1813) • «Каритея, царица Испании» (1814) • «Сиципион в Карфагене» (1815) • «Витторина» (1815) • «Истинный героизм, или Вечерняя Адрия» (1815) • «Зорайда» (1816) • «Кьярина» (1816) • «Дразнящее презрение» (1816) • «Сэр Дурандо» (1816—1817) • «Барышня из Бессарабии» (1817) • «Ставка в таверне» (1830) • |
Прочие | «Стабат Матер» • |
|
Фаринелли, Джузеппе.