Т-4 | |
---|---|
Т-4 в Центральном музее ВВС РФ | |
Тип | бомбардировщик-ракетоносец |
Разработчик | ОКБ Сухого |
Производитель | Тушинский машиностроительный завод |
Главный конструктор | Сухой П. О. |
Первый полёт | 22 августа 1972 года |
Начало эксплуатации | 1972 |
Конец эксплуатации | январь 1974 |
Статус | снят с эксплуатации |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР |
Годы производства | 1966—1974 |
Единиц произведено | 1+2+1 («101», «102», «103» и «100С»)[1] |
Изображения на Викискладе |
Т-4 («сотка») — ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого. Предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведение стратегической разведки.
Традиционно в КБ Сухого, воссозданном в 1953 году, программы проектирования разделялись на две группы: «программа Т» («треугольное крыло») и «программа С» («стреловидное крыло») - отсюда и происходят индексы опытно-экспериментальных самолётов.
Название сотка («изделие 100») самолёт получил также за взлётный вес, около 100 тонн. Иногда его ошибочно называют Су-100.
Содержание |
Согласно легенде, «сотка» создавалась в конкурсе, основная задача которого была в разработке сверхзвукового истребителя авианосцев, а реальная задача — остановить набиравший обороты проект туполевского (Ту-135)[2]. В конкурсе участвовали: КБ Сухого (Т-4), КБ Туполева (Ту-135), Яковлева (Як-33 или Як-35), в результате конкурса выиграл Т-4. Самолёт должен был нести две крылатые ракеты Х-45.
После 10 полётов проект был закрыт. Единственный экземпляр находится в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ.
Закрытие проекта связывается с несколькими проблемами:
Т-4 интересен тем, что после взлета и подъёма носового обтекателя в рабочее положение (для сверхзвукового полета) экипаж не имел возможности видеть окружающее пространство вообще, так как в отличие от Ту-144 носовой обтекатель остекления не имел. Полет производился только по приборам. В том числе по мониторам с установленых на носу видеокамер.
Для вариантов Т-4М и Т-4МС даны только расчётные данные.
ТТХ Т-4 различных модификаций | |||
Характеристика | Т-4 | Т-4М | Т-4МС[3] |
---|---|---|---|
Технические характеристики | |||
Экипаж | 2 | 3 | |
Длина, м | 44,5 | н/д | 41,2 |
Высота, м | 11,2 | н/д | 8,0 |
Размах крыла, м | 22,7 | н/д | 40,8 / 25,0[4] |
Коэффициент удлинения крыла | н/д | 3,3 / 1,4[4] | |
Угол стреловидности по передней кромке | н/д | 30° / 72°[4] | |
Площадь крыла, м² | 295,7 | н/д | 506,8 / 482,3[5] |
База шасси, м | н/д | 12,0 | |
Колея шасси, м | н/д | 6,0 | |
Масса пустого, кг | 55 600 | н/д | 123 000 |
Масса снаряжённого, кг | 57 000 | 49 000 | н/д |
Нормальная взлётная масса, кг | 114 000 | 131 000 | 170 000 |
Максимальная взлётная масса, кг | 135 000 | 145 000 | 170 000 |
Масса топлива, кг | 57 000 | 82 000 | 97 000 |
Двигатель | 4× РД36-41 | 4× НК-101 | |
Тяга, кгс | 4× 16 150 | 4× 20 000 | |
Лётные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 3 200 | ||
Крейсерская скорость, км/ч |
3 000 | 850—900 / 3 000[6] | 3 000-3 200 / 800—900[7] |
Практическая дальность, км | 6 000 | 7 000 / 10 000[8] | 9 000 / 14 000[7] |
Перегоночная дальность, км | 7 000 | н/д | |
Практический потолок, м | 25 000 | 23 000 | 24 000 |
Длина разбега, м | 950—1050 | н/д | 1100 |
Длина пробега, м | 800—900 | н/д | 950 |
Нагрузка на крыло, кг/м² | 184 | н/д | 335[9] |
Тяговооружённость | 0,56 | н/д | 0,47 |
Аэродинамическое качество | н/д | 17,5 / 7,3[10] | |
Вооружение | |||
Боевая нагрузка, кг | н/д | 4000 / 18000[11] | 9000 / 45000[11] |
Ракеты | 2× Х-45 | 2× Х-45 или 8× Х-15 | 4× Х-45 или 24× Х-15 |
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“») | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики/Штурмовики | |
Разведчики | |
Учебные и спортивные | |
Гражданские |
Су-38 • Су-80 • Superjet 100 |
Проекты |
Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • С-37 (Су-47) • Т-4 • Т-60 • SSBJ • КР-860 |
Т-4 (самолёт).