Создан на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ путём его глубокой модернизации. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. В отличие от Су-27УБ, Су-30 способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.
На Су-30 применена система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, был расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением была значительно повышена боевая эффективность самолёта.
Современные модификации Су-30 производства КНААПОː Су-30М2, Су-30МК2, Су-30МКВ, Су-30МКК, Су-30МК2-В, Су-30МК2-И, Су-30МК2-V.
Современные модификации Су-30 производства «Иркут»ː Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ, Су-30СМ
Су-30К (коммерческий) — коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт — 1993 год. Двигатели — АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объем самолёта не позволяет разместить все оборудование на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная - для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оснащен катапультируемими креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30°. По своим боевым характеристикам Су-30К может дополнительно применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно применять высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность - противокорабельные ракета Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.
Су-30МК (модернизированный, коммерческий) — двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первый полёт — 1993 год. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя — с 900 до 1500 часов. Однако в сравнении с Су-27 лётные характеристики ухудшились: потолок с 18,5 до 17,5 км, дальность полёта — с 3500 до 3000 км, скорость с 2,35 до 2 Маха[5].
Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) — версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа - 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия — Франция — Израиль — Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Су-30КН (коммерческий, новый) — двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт — 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию Н001 добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) — версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели — АЛ-31Ф. Первый полёт 1999 г.
Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) — версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт — 2007 год. РЛС БРЛС Н011М[6].
Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) — версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М[6].
Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) — версия для Вьетнама.
Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)— усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт — 2002 год, двигатели — АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП[6]. Экспортная цена — около $50 млн[7].
Су-30М2 — версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2[8].
Су-30СМ — (серийный модернизированный) Су-30МКИ, предназначенный для ВВС России. Двигатели АЛ-31ФП. Первый полёт 21 сентября 2012. По состоянию на 2014 год, для ВВС России заказано 60 Су-30СМ (поставлено 16 машин - 3 в ГЛИЦ им. Чкалова, 3 - в Липецкий авиацентр, 10 - на авиабазу Домна под Читой), для ВМФ России - 5 машин.
На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.
Во время приемочных испытаний представителями министерства обороны на ОАО «КнААПО» самолёт потерпел крушение в 130 км севернее Комсомольска-на-Амуре. При разгоне на высоте 3 км до максимальной приборной скорости загорелся правый двигатель, что привело к повреждению системы управления самолётом. По команде центра управления полётами лётчики катапультировались. Командир экипажа получил лёгкие травмы при приземлении в результате удара о дерево.
РоссияРоссия — ВВС России: 3 Су-30,16 Су-30М2, 32 Су-30СМ; ВМФ России: 5 Су-30СМ по состоянию на декабрь 2014 года[16][17].
Поставкиː 3 Су-30[1] (поставлены в 1994—1996 годах), 4 Су-30М2 (2010 год, КНААПО)[18][19][20], 2 Су-30СМ (2012 Иркут), 1 передан 6 мая 2013 года, ещё 2 переданы 13 сентября 2013 года[21]. В марте 2012 года был подписан контракт на 30 Су-30СМ, в декабре того же года был подписан второй контракт на ещё 30 единиц Су-30СМ[22] а так же на 16 Су-30М2[23]. В декабре 2013 года заключён контракт на поставку морской авиацииВМФ 5 Су-30СМ — первой партии из запланированных для ВМФ 60 Су-30СМ[24].
АнголаАнгола — Подписан контракт на поставку 18 самолётов Су-30К. Ранее эти самолёты в 1997—1999 годах были поставлены в ВВС Индии. А в 2007—2009 годах были заменены на Су-30МКИ, и возвращены корпорации «Иркут». А позже воздухом, из Индии были доставлены в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации.[25][26]
АлжирАлжир — 16 (ИАПО)[27][28]. Контракт был подписан в феврале 2006 года, парафирован в марте 2006 года.[29] По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре — в 2007 году[30], по два самолёта — в марте и июне 2008 года[31]). В 2011 поставлено 8 Су-30. В июле 2010, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о заключении контракта с Алжиром на поставку ещё 16 Су-30МКА до 2012 года,[32].
ВенесуэлаВенесуэла — КНААПО поставлены 24 самолёта Су-30МК2-V (4- 2006 г., 12- 2007 г., 8- 2008 г.).
Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля — начале августа 2008 года. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.
ВьетнамВьетнам — 48 самолётов. В 2004 году Вьетнам получил 4 самолёта Су-30МК2-В. (КНААПО) В январе 2009 года был заключён ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2.[33] В феврале 2010 года было объявлено, что Вьетнам приобретает ещё 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28.[34] В июле 2010 года, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о заключении контракта с Вьетнамом на поставку ещё 20 Су-30МК2[35] до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48. 21 августа 2013 года было объявлено о заключении контракта на поставку ещё 12 Су-30МК на $450 млн[36]
ИндияИндия — 200 Су-30МКИ. После долгих переговоров было заказано 50 самолётов Су-30МКИ, оснащённых новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия получила лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ[37][38]. Завод «Иркут» поставил в 1997—1999 первые 8 Су-30К, в 2002—2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997—1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 — собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе».[30] В ходе эксплуатации были потеряны 5 самолётов (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011, 19.02.2013, 14.10.2014).
ИндонезияИндонезия — 11 Су-30МК/МК2 (КНААПО 2 — Су-30МК 2003 г. и 3 — Су-30МК2 2007 г.) (6 — Су-30МК2 2013 г.[39]) и 5 Су-27СК/СКМ (на август 2012 года).[40][41] Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин.[42][43]10 января2012 года подписано соглашение о поставке 6 Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолёта в 2013 году.[44]
КазахстанКазахстан — 4 февраля 2015 стало известно о контракте на поставку 4-х Су-30СМ для ВВС страны[45]
КНРКНР — 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2, по состоянию на 2010 год[46] 73 Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000—2004 годах. 24 Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот)). Двигатели АЛ-31Ф-М1.
МалайзияМалайзия — 18 Су-30МКМ, по состоянию на 2010 год[47]. НПК Иркут поставляет самолёты с 2007 г. Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долл. был подписан 5 августа2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ.[48] Частью договора также было то, что Россия организует полёт малайзийского космонавта на МКС.
УгандаУганда — 6 Су-30МК2[49], часть из которых поставлена в июле 2011 года[50][51], ещё часть поставлена в октябре 2011 года[52].
ИракИрак — 10 Су-30К, по состоянию на июнь 2014 года[53]. Иракские военные получили Су-30К, ранее состоявшие на вооружении в Индии[54]
«Авария Су-30МК в Ле-Бурже», Вестник Авиации и Космонавтики. (№3 1999). Проверено 22 марта 2012.
Air Force’s Sukhoi jet crashes near Pune, pilots safe
В Индии разбился самолет Су-30
На западе Индии разбился истребитель ВВС страны
"Иркут" побил рекорд по поставкам боевых самолетов
Новые Су-30СМ и Як-130
«Иркут» побил рекорд по поставкам боевых самолетов
Lenta.ru: МАКС-2011: ВВС и ВМФ России получат 40 истребителей Су-30СМ
Журнал Взлёт : ВВС переданы первые новые Су-27СМ
ВВС России 10 лет спустя
ЦАМТО / Новости / Корпорация «Иркут» передала ВВС России два истребителя Су-30СМ и три УБС Як-130
Минобороны докупило 30 истребителей Су-30СМ
Контракт на еще 16 Су-30М2 для ВВС России
Минобороны и «Иркут» подписали контракт на поставку первых истребителей Су-30СМ для ВМФ. 17.1.2014
«Раскрутить» союзника на Су-30 Беларусь не смогла
Ангола купила российского оружия на миллиард долларов
«Algeria received its second and final batch of eight Su-30MKI (A) fighters under the 2010 contract for 16 of the type; the first eight airframes had been delivered in 2011.»
Иркутский авиазавод поставил в Алжир два первых истребителя Су-30МКА. avia.ru (25 декабря 2007). Проверено ???. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
↑ http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2008.220.articles.defence_01 Газета «Военно-промышленный курьер»
Иркутский авиазавод отправил в Алжир два истребителя Су-30МКА. avia.ru (2 июня 2008). Проверено ???. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
Вьетнам и Алжир купили 36 российских истребителей. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.
Парк «сушек» расширяется. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.
Вьетнам купил у России 12 истребителей Су-30МК, 10.02.2010
Вьетнам и Алжир купили 36 российских истребителей, 21.07.2010
Вьетнам купит у России 12 истребителей Су-30МК на $450 млн — АН-online