Ту-204 / 214 | |
---|---|
|
|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | ОКБ Туполева |
Производитель | «Авиастар-СП», |
Главный конструктор | И. С. Кабатов |
Первый полёт | 2 января 1989 |
Начало эксплуатации | 23 февраля 1996[1] |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | СЛО «Россия», Red Wings, «Владивосток Авиа», «Трансаэро» |
Годы производства | 1990 — н. в. |
Единиц произведено | 73[2] |
Стоимость единицы | 35 млн долларов США (2007) |
Варианты | Ту-214СР, Ту-214ОН, Ту-214Р |
Изображения на Викискладе |
Ту-204 — российский среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154. Производится с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а также с 1996 года на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214).
На Ту-204 применены электродистанционная система управления, электронно-цифровая система управления двигателями с полной ответственностью (FADEC), суперкритические профили крыла, блоки оборудования с цифровыми вычислителями и другие новшества, не использовавшиеся на самолётах предыдущих поколений.
На основе базового варианта Ту-204 создано около 20 модификаций, отличающихся назначением, лётно-техническими характеристиками, типом двигателей и составом бортового оборудования. В семейство самолётов Ту-204/ 214 входят пассажирские, грузовые, специальные и VIP-модификации.
На различные варианты Ту-204 получено более 50 российских и международных сертификатов и дополнений к ним[3]. Самолёты семейства Ту-204/214 отвечают всем современным требованиям по безопасности, шуму на местности и эмиссии вредных веществ[4]. Находящиеся в эксплуатации модификации Ту-204 соответствуют требованиям ИКАО и Евроконтроля по вертикальному эшелонированию и точности навигации, без ограничений допущены к полетам в страны ЕС, а также выполняют регулярные рейсы по всему миру, включая страны Северной и Южной Америки[5].
Содержание |
Первые проработки среднемагистрального пассажирского самолёта на замену Ту-154 появились в ОКБ имени Туполева в 1973 году. Параллельно в КБ шла разработка проектов пассажирских самолётов на основе Ту-134 и Ту-154. Был разработан проект коренной модернизации Ту-134 — Ту-134Д, выдвигались предложения по дальнейшей модернизации Ту-154. В итоге было принято решение о продолжении работ над проектом нового самолёта. В процессе работы над ним было рассмотрено множество различных схем и компоновок, которые привели к трехдвигательной схеме широкофюзеляжного самолёта, получившего обозначение Ту-204[6]. В первоначальном проекте предусматривались объёмные багажные помещения под стандартные контейнеры с грузами, машина становилась двухпалубной за счёт некоторой переразмеренности фюзеляжа, что позволяло маневрировать в эксплуатации соотношением загрузки пассажирами и грузами, и оптимизировать потери, связанные с сезонностью перевозок и изменением величины пассажиропотока[7].
11 августа 1981 года вышло правительственное постановление о создании среднемагистрального самолёта с тремя двигателями Д-90 и современным ему уровнем расхода топлива. В 1982 году завершили постройку макета, однако этот проект не нашёл дальнейшего развития. В процессе разработки конструкторы отказались от трехдвигательного варианта и перешли к проектированию самолёта по двухдвигательной схеме с двигателями, подвешенными на пилонах под крылом (впервые в практике КБ Туполева)[6]. Новый проект был полностью переработан и стал основой для рабочего проектирования Ту-204[8].
В 1982 году на коллегии МАП по инициативе министра И. С. Силаева было принято решение о создании среднемагистрального самолета Ту-204 с двумя двигателями и дальнемагистрального самолёта с четырьмя двигателями того же типа (Ил-96). В 1983 году Совет министров СССР издал постановление о разработке и постройке этих авиалайнеров. В постановлении указывалось, что создаваемые самолёты по конкурентоспособности не должны уступать западным образцам. В связи с этим был объявлен конкурс на выбор типового двигателя для новых пассажирских самолётов между СНТК им. Н. Д. Кузнецова и МКБ П. А. Соловьева. Конкурс с проектом двигателя Д-90 (будущим ПС-90А) выиграло конструкторское бюро П. А. Соловьева.
В КБ Туполева руководителем темы стал Л. А. Лановский, которого в 1985 году назначили Главным конструктором Ту-204. При проектировании Ту-204 впервые широко использовали разработанную в КБ Туполева универсальную систему «Диана» для общего силового расчёта конструкции методом конечных элементов. Эта система позволила осуществить расчёт напряжённо-деформированного состояния конструкции, собственных форм и частот колебаний, динамической реакции и механики разрушений[9].
Применение вычислительной техники дало возможность оптимизировать конструктивно-силовую схему, провести автоматизированный весовой контроль, а также программировать процесс механической обработки деталей на станках с числовым программным управлением (ЧПУ). Благодаря использованию программы проектирования внешних обводов удалось обеспечить аналитическую плавность поверхности крыла при его весьма сложной аэродинамической форме, а также повысить точность провязки стапельной оснастки для отдельных агрегатов и подвижных элементов по сравнению с традиционным плазово-шаблонным методом[7].
Особое внимание при отработке аэродинамической компоновки было уделено выбору обводов крыла, как основному элементу, обеспечивающему аэродинамическую эффективность самолёта в целом. При определении формообразования крыла использован комплекс расчётных программ АПАК, а также параметрические испытания 26 моделей вариантов крыльев в аэродинамических трубах ЦАГИ[10].
С целью снижения массы разработчики приняли решение о широком внедрении в конструкцию самолёта композиционных материалов на основе угле-, стеклоорганопластиков и гибридных материалов. Совместно с ВИАМ выполнен большой объём экспериментальных работ по исследованию композиционных материалов на образцах и опытных изделиях, в результате чего разработана и внедрена директивная технология изготовления композитных деталей Ту-204[11]. Масса применённых на самолёте композиционных материалов составила 14 % от массы конструкции[12].
При разработке конструкции внедрены и другие технологические новшества: использованы длинномерные монолитно-сборные панели, панели крыла без стыков обшивок, крупноразмерные листы обшивок фюзеляжа и усовершенствованные крепёжные детали, в том числе титановые. Использование длинномерных полуфабрикатов и крупногабаритных листов позволило существенно уменьшить количество стыков на фюзеляже, в результате чего снизилась масса конструкции и улучшилось качество внешней поверхности самолёта. Особое внимание было уделено повышению коррозионной стойкости конструкции. Была усовершенствована схема теплозвукоизоляции, в нижней части гермокабины установлены дренажные клапаны, и усилено лакокрасочное покрытие[12][7]. В конструкции применены новые материалы с улучшенными характеристиками вязкости, малоцикловой усталости, низкими скоростями роста трещин, а также высокопрочные с хорошими усталостными характеристиками[12].
К моменту окончания проектирования самолёт решили серийно строить на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (УАПК) им. Д. Ф. Устинова (с 1992 года ЗАО «Авиастар-СП»). Первый Ту-204 был построен в Москве совместно опытным производством АНТК им. А. Н. Туполева и УАПК.
Для проведения ресурсных и прочностных испытаний использовались два специально построенных самолёта. Ещё на этапе проектирования был произведён переход от расчётов на статику к расчётам на ресурс и живучесть, что привело к снижению действующих напряжений. Экспериментальный «крест» (крыло-фюзеляж) после всех статических испытаний и искусственного доведения трещины до расчётного (нормированного) размера выдержал нагрузку в 140 % от расчетной[13].
Бортовые системы отрабатывались на стендах, а на моторно-испытательном комплексе смонтировали и испытали полноразмерную топливную систему.
Первый полет опытного Ту-204 состоялся 2 января 1989 года на аэродроме Раменское. Первая машина была оборудована средствами экстренного спасения экипажа, в пассажирском салоне установили большое количество различной контрольно-записывающей аппаратуры, которая должна была контролировать работу всех систем и агрегатов самолёта[7]. Освоение серийного производства авиалайнера в Ульяновске началось ещё 1987 году, поэтому в сертификационных испытаниях кроме опытной машины участвовали ещё три предсерийных самолёта, построенных УАПК.
По результатам испытаний в конструкцию самолёта внесён ряд доработок и усовершенствований технологии производства. Большое внимание уделено отработке новых цифровых систем самолёта. В частности, было разработано 23 варианта автоматической бортовой системы штурвального управления, каждый из которых требовал не только тщательной проверки на надёжность, но и лётных испытаний. На все это уходило время, одновременно с экономическими трудностями в стране начало снижаться финансирование программы, что растянуло сроки испытаний и получения сертификата типа на самолёт.
Полное прекращение бюджетного финансирования в начале 1990-х годов практически остановило сертификационные испытания, а самолёту ещё предстояли эксплуатационные испытания как неотъемлемая часть общего объёма испытаний пассажирского самолёта до передачи его авиакомпании.
Программа эксплуатационных испытаний включала в себя 250—400 полётов с общим налётом не менее 1000 часов. Многократные попытки КБ договориться о сокращении объёма эксплуатационных испытаний закончились безрезультатно. Отраслевые институты (ГосНИИ ГА и ГосНИИ АН) также остались без государственного финансирования и были заинтересованы в проведении максимально возможного количества полётов. Поэтому было принято решение зарабатывать средства самостоятельно, начав перевозку грузов на этапе самих эксплуатационных испытаний[14].
Благодаря усилиям занимавшего в то время должность начальника ЖЛИиДБ В. Т. Климова, решение о совмещении эксплуатационных испытаний с грузовыми перевозками на самолетах Ту-204 было подписано премьер-министром РФ В. С. Черномырдиным. Появилась возможность оплачивать авиационное топливо, аэропортовые сборы, метеообеспечение и аэронавигацию, а также стимулировать непосредственных участников испытаний в АНТК им. А. Н. Туполева, ЛИИ, ГосНИИ ГА, ГосНИИ АН, Авиарегистре МАК и других организациях. Таким образом, только благодаря этим своевременно принятым мерам удалось закрыть все долги и в полном объёме завершить эксплуатационные испытания Ту-204[15].
Сертификат типа № 68-204 на самолет Ту-204 с двигателями ПС-90А был получен 29 декабря 1994 года[16].
23 февраля 1996 года Ту-204 № 64011 «Внуковских авиалиний» совершил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва — Минеральные Воды[7].
Ту-204 должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, плановую экономику сменила рыночная, и Ту-204 был вытеснен подержанными машинами западного производства. Недостатки в технической поддержке и низкие темпы производства привели к увеличению начального этапа освоения Ту-204 в эксплуатации. Нередко самолетам приходилось простаивать в ожидании запчастей и комплектующих изделий, что влекло за собой увеличение расходов на поддержание летной годности и увеличение стоимости летного часа. Это усугублялось и тем, что по требованию «Аэрофлота» на самолете было оставлено место бортинженера[17], и экипаж всех модификаций Ту-204 (кроме Ту-204СМ) состоит из трех человек, в то время как на большинстве современных лайнеров — два человека.
С начала 2000-х годов в конструкцию Ту-204/214 был внесен ряд изменений. Самолеты начали оснащаться улучшенными пассажирскими креслами и бытовым оборудованием. Также были обновлены авионика и системы — ряд блоков и агрегатов ещё советской разработки заменены на новые российские или импортные[5]. В частности, изменения затронули системы самолетовождения, управления полетом, тягой, автоматического штурвального управления. Взамен индикаторов с электронно-лучевыми трубками установлены современные жидкокристаллические.[18]
Ежегодно производится до 10 лайнеров, большая часть которых — для государственных заказчиков. На начало 2013 года самолеты семейства Ту-204/214 составляют основу самолетного парка правительственного авиаотряда — в СЛО «Россия» эксплуатируется 12 самолетов Ту-204 и Ту-214 различных модификаций.
Из-за отсутствия массового производства (делающего эксплуатацию самолета рентабельной) и качественной системы послепродажного обслуживания Ту-204 не пользуется большим спросом у коммерческих авиаперевозчиков, хотя его последняя модификация Ту-204СМ вполне может составить реальную конкуренцию мировым бестселлерам А320 и Боинг-737. Крупнейшие эксплуатанты заявляют, что надежность и эффективность Ту-204 не хуже, чем у аналогичных Boeing и Airbus.[19][20][21] Некоторые авиакомпании (в том числе весьма крупные — «Трансаэро» и Red Wings) неоднократно выражали заинтересованность в покупке лайнеров семейства Ту-204.
Программа создания наиболее современной модификации, Ту-204СМ, поддерживается Министерством промышленности и торговли РФ. Реализованные технические решения и улучшения конструкции позволили сократить экипаж до двух человек и повысить экономическую эффективность Ту-204СМ.[22] В рамках реализации данной программы, как предполагается, будет выстроена новая схема послепродажного обслуживания и поддержания летной годности, что также должно улучшить коммерческую привлекательность нового самолета. Отработанные на Ту-204СМ технологии и разработки, как ожидается, будут применяться и при создании перспективных семейств пассажирских самолетов.[23]
Самолеты семейства Ту-204/214 представляют собой свободнонесущие монопланы нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбореактивными двигателями, установленными на пилонах под крылом. Крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями, имеет отрицательную аэродинамическую крутку, положительный угол поперечного V (4°) и установлено под углом 3° 15’ к строительной горизонтали фюзеляжа. На концах крыла установлены вертикальные концевые крылышки (ВКК) — специально спрофилированные аэродинамические поверхности (винглеты) для снижения индуктивного сопротивления[24].
Механизация крыла состоит из предкрылков вдоль всей передней кромки и двухщелевых закрылков. Шасси — убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД ПС-90А или RB211-535E4 (модификации Ту-204-120)[25].
Ту-204 — один из немногих пассажирских самолетов, который на практике подтвердил возможность безопасного завершения полета со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолет Ту-204-100 № 64011 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Франкфурт — Новосибирск, в сложных метеоусловиях выработал всё топливо за 17 км от аэропорта Омска и совершил успешную посадку с двумя неработающими двигателями. При посадке никто не пострадал, а самолет вскоре вернулся в эксплуатацию.[26]
Система кондиционирования воздуха (СКВ) состоит из:[27][28]
Воздух в систему кондиционирования отбирается от компрессоров двигателей или ВСУ. Предусмотрена возможность подключения наземного кондиционера.
Система отбора воздуха обеспечивает подачу воздуха на наддув, охлаждение или обогрев гермокабины, на обогрев ВСУ, на аварийный наддув гидробаков, а также подачу воздуха на стартер воздушного запуска двигателя.
Регулирование температуры воздуха в кабине экипажа и пассажирских салонах производится автоматически в соответствии с установкой задатчиков температуры.
Система управления электродистанционная, имеет четыре контура:[29]
Перемещение рулевых поверхностей осуществляется гидравлическими приводами системы управления рулями (СУР). На самолетах семейства установлена разработанная с участием ЦАГИ автоматизированная система штурвального управления (АСШУ), входящая в систему управления рулями. Обеспечивая стабильность характеристик управляемости, система управления повышает безопасность полета и существенно облегчает работу экипажа. Комплекс СУР с АСШУ выполняет следующие функции:[30]
Штурвальное управление по тангажу и крену осуществляется от Y-образных миништурвалов, а по курсу — от педалей. Конструктивно миништурвал и педали установлены на посту управления, обеспечивающем размещение внутренней проводки управления в минимальных габаритах. Посты управления механически связаны друг с другом. На случай заклинивания предусмотрена возможность рассоединения механической проводки между постами управления рукояткой «РАСЦЕП» с выбором приоритета управления электродистанционных контуров АСШУ с рабочего места левого или правого летчика[31].
Система управления обеспечивает алгоритмическую защиту от касания хвостом полосы[32], а также в случае отказа двигателя автоматически отклоняет руль направления для парирования разворачивающего момента[24].
Источниками электроэнергии являются генераторы (по одному на каждом двигателе), генератор ВСУ, аккумуляторы, а также работающие от гидросистемы аварийные привод-генераторы[33]. На самолетах некоторых модификаций установлены генераторы переменных оборотов — постоянной частоты[34][35].
Основная система электроснабжения переменного трехфазного тока напряжением 115/200 В стабильной частоты 400 Гц.
Вторичная система электроснабжения переменного тока напряжением 115/200 В стабильной частоты 400 Гц.
Вторичная система электроснабжения постоянного тока напряжением 27 В.
Комплексная информационная система сигнализации КИСС обеспечивает выдачу на многофункциональных жидкокристаллических индикаторах текущей информации о параметрах работы двигателей, о параметрах и состоянии бортовых систем, а также об отказах в системах с рекомендациями по необходимым действиям экипажа. КИСС выдает также предупреждающую и аварийную звуковую сигнализацию. Одновременно КИСС собирает информацию для многоканальной системы регистрации параметров (МСРП), которая фиксирует параметры полета и передает информацию в систему сбора и локализации отказов (ССЛО)[36].
Информация, необходимая для пилотирования самолета, выдается системой электронной индикации СЭИ на двух парах многоцветных жидкокристаллических индикаторов (комплексно-пилотажном индикаторе КПИ и комплексном индикаторе навигационной обстановки КИНО), расположенных горизонтально на приборной панели пилотов. На индикаторы СЭИ также выводится видеоизображение с камер внутреннего наблюдения.
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение по заданным в плане полета траекториям при полетах по оборудованным и необорудованным международным и внутренним воздушным трассам с выполнением требований RNP (англ.)русск. и RVSM[5].
В состав цифрового комплекса пилотажно-навигационного оборудования входят:[5]
Все параметры полета, навигационная и метеорологическая обстановка выдаются на экраны системы электронной индикации. Информация на экранах может выдаваться как в метрической, так и в британской системе единиц[12].
Резервные пилотажные приборы — указатель скорости, вариометр, барометрический высотомер, авиагоризонт, радиомагнитный индикатор, магнитный компас.
Автоматическое управление самолетом осуществляется вычислительной системой управления полетом (ВСУП) и вычислительной системой управления тягой (ВСУТ).
ВСУП формирует сигналы автоматического управления самолетом и командных индексов электронных индикаторов для директорного управления, а также другую информацию в смежные системы. ВСУТ формирует сигналы для управления тягой и перемещения рычагов управления двигателями в зависимости от конфигурации самолета и заданных экипажем или ВСУП параметров полета.
Бортовые системы сопрягаются между собой с помощью широко распространенного интерфейса ARINC 429, что упрощает модернизацию оборудования, в том числе путем применения импортных комплектующих.
Топливо на самолете размещено в кессон-баках, образованных загерметизированной силовой конструкцией планера самолета.
Расположение баков:[37]
Суммарная масса топлива составляет 35710 кг. На некоторых специальных модификациях самолетов Ту-204/214 устанавливаются дополнительные топливные баки в фюзеляже.
Для уменьшения сопротивления в крейсерском режиме полета применена автоматическая перекачка топлива после взлета в хвостовой бак, размещенный в киле самолета. Это позволяет смещать центр масс самолета на 10 % средней аэродинамической хорды, тем самым уменьшая потери на балансировочное сопротивление[38].
Гидравлическая система выполнена в виде трех независимых подсистем.
Основными источниками гидравлической мощности в гидросистемах являются насосы переменной производительности с приводом от двигателей самолета.
Резервными источниками гидравлической мощности являются электрические насосные станции — по одной в каждой гидросистеме.
Аварийным источником гидравлической мощности является турбонасосная установка, которая выпускается в поток воздуха автоматически при отказе двух двигателей и после отключения двух генераторов, а также в ручном режиме[39]. На ульяновских Ту-204 она расположена на правом борту, а на казанских Ту-214 — на левом.[40][41]
Рабочая жидкость — НГЖ-5У, Skydrol LD-4 или Skydrol 500 B4. Рабочее давление в гидросистеме — 210 кгс/см2[39].
От обледенения защищены носки воздухозаборников двигателей, обтекатели вентилятора, лобовые стекла кабины экипажа, приемники полного давления, датчики аэродинамических углов.
Крыло и оперение мало подвержены нарастанию льда и противообледенительной системой не оснащены. Среди современных магистральных самолетов Ту-204 — единственный, крыло которого не требует наличия противообледенительной системы. В ходе испытаний была подтверждена безопасность полетов без противообледенительной системы на несущих поверхностях и получены российский и европейский сертификаты[42].
Разработчик | Производитель | Поставляемые комплектующие |
---|---|---|
ОАО «Авиадвигатель» | ОАО «Пермский моторный завод» | двигатели ПС-90А |
Rolls-Royce | Rolls-Royce | двигатели RB211-535E4 |
ОАО НПП «Аэросила» | ОАО НПП «Аэросила» | вспомогательная силовая установка ТА-12-60 |
ОАО «Техприбор» | ОАО «Техприбор» | комплекс топливоизмерения и центровки КТЦ-2-1, бортовая система контроля двигателя БСКД-90М |
ОАО ОКБ «Кристалл» | аварийная турбонасосная установка, насосы топливной системы | |
ЗАО «Абрис» | ЗАО «Абрис» | блок контроля и диагностики двигателя GEMU-122-5, резервный индикатор параметров двигателя |
ОАО «Авиаагрегат» | шасси | |
АК «Рубин» | тормозные диски, колеса | |
ОАО «Ярославский шинный завод» | шины | |
Michelin | шины | |
ОАО «Гидроагрегат» | система дистанционного управления, рулевые агрегаты | |
ОАО ММЗ «Знамя» | рулевые приводы | |
ОАО ММЗ «Рассвет» | рулевые приводы | |
ОАО НПО «Родина» | ОАО НПО «Родина» | рулевые приводы |
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики» | ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение» | системы ВСУП-85-3, ВСУТ-85-3, АСШУ-204М |
ФГУП «Научно-исследовательский институт авиационного оборудования» | ФГУП «Научно-исследовательский институт авиационного оборудования» | вычислительная система самолетовождения ВСС-95, комплексный пульт радиотехнических средств КПРТС-95М-1 |
ОАО «Ульяновское Конструкторское Бюро Приборостроения» | ОАО «Ульяновское Конструкторское Бюро Приборостроения» | комплексная информационная система индикации КИСС-1-9А, жидкокристаллические индикаторы ИМ-8, система предупреждения критических режимов СПКР |
ОАО «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие „ЭЛАРА“» | блоки системы электронной индикации СЭИ-85, датчики системы АСШУ-204М | |
ОАО ДНИИ «Волна» | ОАО ДНИИ «Волна» | система развлечения и обслуживания пассажиров, аппаратура видеонаблюдения |
ЗАО «ЛАЗЕКС» | ЗАО «ЛАЗЕКС» | интегрированная лазерно-спутниковая навигационная система НСИ-2000МТ |
Honeywell | Honeywell | инерциальная навигационная система HG2030AE21 |
ОАО «Киевский завод „Радар“» | метеонавигационная радиолокационная станция МНРЛС-85 | |
Honeywell | Honeywell | метеорадиолокационная станция RDR-4B |
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» | ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» | система раннего предупреждения близости земли (CРПБЗ), радионавигационное оборудование |
Honeywell | Honeywell | система раннего предупреждения близости земли EGPWS |
ЗАО «Опытный завод НИИХИТ» | аккумуляторные батареи | |
VARTA | аккумуляторные батареи | |
ОАО «Электромашиностроительный завод „ЛЕПСЕ“» | компоненты электросистемы, приводы стеклоочистителей | |
ОАО «Аэроэлектромаш» | ОАО «Аэроэлектромаш» | компоненты электросистемы |
ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» | генераторы, выпрямительные устройства, блоки регулирования электросистем | |
ОАО «Конструкторское бюро электроизделий XXI века» | внешняя светотехника, коммутационная аппаратура | |
ОАО «Электроавтомат» | коммутационная аппаратура | |
ОАО «Уральский завод электрических соединителей» | электросоединители | |
ЗАО НПЦ «НИИ Микроприборов» | светодиодное освещение | |
ОАО НПО «Наука» | ОАО НПО «Наука» | система кондиционирования воздуха, система автоматического регулирования давления |
ОАО «НПП „Респиратор“» | ОАО «НПП „Респиратор“» | кислородное оборудование |
ОАО «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций» | аварийно-спасательное оборудование | |
Air Cruisers | Air Cruisers | аварийно-спасательное оборудование |
ОАО «Корпорация „Тактическое Ракетное Вооружение“» | ОАО «Корпорация „Тактическое Ракетное Вооружение“» | водовакуумная система удаления отбросов (унитаз УВ-1)[43] |
ОАО «Агрегат» | пассажирские кресла | |
ООО «Фирма АККО» | ООО «Фирма АККО» | пассажирские кресла |
Характеристика | Ту-204-100 | Ту-204С | Ту-204-120 | Ту-214 | Ту-204-300 | Ту-204СМ |
---|---|---|---|---|---|---|
Первый полёт | 25 марта 1993 | 23 марта 2000 | октябрь 1998 | 21 марта 1996 | 18 августа 2003 | 29 декабря 2010 |
Начало эксплуатации | 1996 | 2003 | 1998 | 2001 | 2005 | |
Размах крыла | 41,8 м | |||||
Длина | 46,14 м | 40,19 м | 46,14 м | |||
Ширина фюзеляжа | 3,8 м | |||||
Высота в хвосте | 13,88 м | |||||
Площадь крыла | 184,17 м² | |||||
Макс. коммерческая нагрузка | 21 000 кг | 30 000 кг | 21 000 кг | 25 200 кг | 18 000 кг | 23 000 кг |
Макс. заправка топливом | 32 800 кг | 35 700 кг | 36 000 кг | 35 700 кг | ||
Макс. взлётная масса | 103 000 кг | 103 000 кг | 103 000 кг | 110 750 кг | 107 500 кг | 108 000 кг |
Макс. посадочная масса | 88 000 кг | 91 500 кг | 88 000 кг | 93 000 кг | 88 000 кг | 89 500 кг |
Макс. пассажировместимость | 210 | - | 210 | 210 | 164 | 215 |
Ширина салона | 3,56 м | |||||
Высота салона | 2,11 м | |||||
Экипаж | 3 | 2 | ||||
Крейсерская скорость | 830—850 км/ч | |||||
Максимальная скорость | 850 км/ч | |||||
Служебный потолок | 12 100 м | |||||
Дальность полёта с максимальным запасом топлива | 6 820 км | 6 820 км | 6 810 км | 6 890 км | 7 370 км | |
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой | 4 020 км | 2 370 км | 3 940 км | 3 460 км | 5 920 км | 3 600 км |
Двигатели | 2 × ПС-90A | 2 × ПС-90A | 2 × RB211 | 2 × ПС-90A | 2 × ПС-90A | 2 × ПС-90A2 |
Средний часовой расход топлива (при макс. коммерч. нагрузке) |
3 180 кг/час | 3 210 кг/час | 3 400 кг/час | 3 180 кг/час | ||
Требуемая длина ВПП | 2 500 м | 1800 м |
С начала серийного производства (1990) было изготовлено 74 самолёта Ту-204 различных модификаций. На февраль 2013 года в эксплуатации находилось 50 самолётов семейства Ту-204[47].
Эксплуатант | Модификация | В эксплуатации | Заказаны | Опцион |
---|---|---|---|---|
Авиастар-СП | Ту-204 | 0 (2 на хран.) | ||
Авиастар-ТУ | Ту-204С | 2 | 5 (Ту-204СМ) | 10 (Ту-204СМ) |
Алроса | Ту-204СМ | 3 | ||
Башкортостан | Ту-204СМ | 10 | 12 | |
Бизнес Аэро | Ту-204-300А | 1 | ||
ВВС России | 4 (2 × Ту-214ОН, 2 × Ту-214Р) |
|||
Владивосток Авиа | Ту-204-300 | 6 | 6 (Ту-204СМ) | |
Внуковские авиалинии | Ту-204-100С | 0 (1 на хран.) | ||
Дальавиа | Ту-214 | 0 (4 на хран.) | ||
Кавминводыавиа | Ту-204-100 | 0 (2 на хран.) | ||
КЛИИ - Китайский лётно-исследовательский институт | Ту-204-120СЕ | 1 | ||
Космос | Ту-204СМ | 3 | 3 | |
ОАО «Туполев» | 2 × Ту-204СМ 1 × Ту-204 1 × Ту-204-300 2 × Ту-204C 1 × Ту-214 |
2 (5 на хран.) | ||
Специальный лётный отряд «Россия» | 4 × Ту-214 2 × Ту-214СР 2 × Ту-214ПУ 2 × Ту-214СУС 2 × Ту-204-300 |
12 | 3 (Ту-214СР) | |
Трансаэро | 3 × Ту-214 2 × Ту-204-100C |
5 | ||
Федеральная служба безопасности | 1 (Ту-214ВПУ)[48] | |||
Air China Cargo | 2 (Ту-204-120CE) | |||
Air Koryo | 2 × Ту-204-300 1 × Ту-204-100 |
3 | ||
Cairo Aviation | 3 × Ту-204-120 2 × Ту-204-120C |
3 (2 на хран.) | ||
China Eastern Cargo | 2 (Ту-204-120CE) | |||
Cubana | 2 × Ту-204-100E 2 × Ту-204СЕ |
4[49] | 2 (Ту-204-300) | |
DHL | Ту-204C | 1 | ||
Red Wings Airlines | 4 × Ту-204-100 4 × Ту-204-100В |
8 | 15 (Ту-204СМ) | 10 (Ту-204СМ) |
Всего | 50 (13 на хран.) | 54 | 37 |
Производство серийных самолётов по годам[47]:
Год | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество | 1 | 2 | 2 | 5 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 10 | 6 | 4 | 5 | 3 | ? |
Ту-204 — базовый вариант со взлётной массой 94,6 т. Первый полёт состоялся 2 января 1989.
Ту-204-100 — модификация Ту-204 с увеличенной взлетной массой. Вмещает до 210 пассажиров. Сертифицирован в январе 1995. Максимальный взлётный вес Ту-204-100 составляет 103 тонны, дальность полёта с 210 пассажирами на борту — 4600 км.
Ту-204-200 — модификация Ту-204-100 с дополнительными топливными баками для большей дальности полёта. Был построен только один самолёт с бортовым номером RA-64036 на заводе «Авиастар» в Ульяновске. Выпускается в Казани под обозначением Ту-214.
Ту-204-100Е — самолёт с модернизированным оборудованием, англоязычной кабиной экипажа, двигателями ПС-90А и максимальной взлётной массой 105 тонн.
Ту-204-100В — созданная на основе наработок по Ту-204-100Е модификация с модернизированным оборудованием и русскоязычной кабиной экипажа.
Ту-204-100В-04 — модификация Ту-204-100В с двигателями ПС-90А 4 ступени, отвечающими требованиям Главы 4 Приложения 16 ИКАО по шуму на местности.[50]
Ту-204-120 — является модификацией Ту-204-100/200, оснащенной западной авионикой и английскими двигателями Rolls-Royce RB211-535E4 (2×19500 кгс), которая была создана с целью расширения потребительских свойств самолета. Первый полет данного самолёта состоялся 14 августа 1992. Первым заказчиком данного типа, а также его грузового варианта Ту-204-120С стала египетская чартерная авиакомпания Cairo Aviaton. Поставки в Египет начались в 1998, всего было поставлено 4 самолёта.
Максимальный взлётный вес Ту-204-120 составляет 103 тонны, дальность полёта с 196 пассажирами на борту — 4600 км. Самолёт соответствует стандартам шума Главы 3 Приложения 16 ИКАО и всем прочим стандартам ИКАО.
Ту-204-300 (прежнее обозначение — Ту-234) — вариант с укороченным на 6 метров по сравнению с базовой версией фюзеляжем и значительно увеличенной дальностью. Вмещает до 162 пассажиров, хотя базовая компоновка подразумевает размещение 142 пассажиров (8 в бизнес-классе и 134 в эконом-классе). Разработан в трёх вариантах с дальностью полёта 3400, 7500 и 9250 км. Таким образом, Ту-204-300 является первым российским двухмоторным самолётом, способным совершить беспосадочный перелёт во Владивосток из Москвы и Санкт-Петербурга. Максимальная взлётная масса самолёта составляет 107,5 т. Ту-204-300 оснащён российским комплексом авионики КСПНО-204 и двигателями ПС-90А (2×16140 кгс). Самолёт отвечает всем современным и перспективным требованиям ИКАО и Евроконтроля, имеет комфортабельные условия для пассажиров, включая систему аудио- и видеоразвлечений в полёте.
Первый полет Ту-204-300 совершил 18 августа 2003, тогда же был продемонстрирован на авиакосмическом салоне МАКС-2003. Сертификат типа и лётной годности выдан самолёту 14 мая 2005. Первым заказчиком Ту-204-300 стала авиакомпания Владивосток Авиа. Производится серийно на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске.
Ту-204-300А — модификация для административных перевозок. Максимальная дальность с расчётным количеством пассажиров на борту увеличена до 9600 км[51][52]. Самолёт оснащён салоном повышенной комфортности, душевой кабиной, системой спутниковой связи, регулируемым основным освещением и программируемым полноцветным освещением салона. Количество пассажирских мест — 26. Заправка топливом — 42000 кг.
Ту-214 (первоначальное обозначение Ту-204-200) — является модификацией Ту-204 с увеличенной до 110,75 т максимальной взлётной массой (103,0 т у Ту-204-100) и увеличенной до 25,2 т максимальной коммерческой нагрузкой (21,0 т у Ту-204). Первый полёт был осуществлён 21 марта 1996 г.[53] Самолёт сертифицирован по российским нормам АП-25 (гармонизированным с зарубежными FAR-25 и JAR-25). Осенью 1997 года два самолета под обозначением Ту-204-200 начали собирать на «Авиастаре» в Ульяновске. Затем серийное производсво этого самолета под обозначением Ту-214 стало осуществляться Казанским авиационным производственным объединением имени С. П. Горбунова. С апреля 2010 года производится только в спецкомплектации, производство коммерческой версии прекращено «в связи с нерентабельностью», хотя в покупке самолета заинтересован, в частности, такой перевозчик, как Трансаэро.
Также разработаны специальные модификации Ту-214: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214СУС (самолёт-узел связи) — самолёты для администрации Президента РФ, оборудованные специальными средствами связи[54], самолёт-разведчик Ту-214Р, а также Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт с цифровым аэрофотокомплексом, радиолокатором бокового обзора с синтезированной аппертурой, инфракрасной и телевизионной аппаратурой предназначен для выполнения наблюдательных полётов в рамках Договора по открытому небу.
Ту-204СМ — глубокая модернизация самолёта Ту-204. По сравнению с Ту-204-100 увеличен максимальный взлётный вес, обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование, что позволило сократить экипаж до двух человек (без бортинженера, что соответствует мировой практике для самолётов данного класса)[55].
По сравнению с конструкцией базовых самолётов семейства Ту-204/214 на самолёте Ту-204СМ проведены следующие основные изменения:[56]
Характеристики Ту-204СМ.[56]
29 декабря 2010 года заслуженным лётчиком-испытателем Виктором Минашкиным были проведены первые лётные испытания Ту-204СМ. Программа испытаний успешно выполнена.
Испытания нового лайнера прошли с небольшим запозданием: ранее на одной из пресс-конференций генеральный директор авиазавода Сергей Дементьев заявил, что в воздух он должен был подняться 17 декабря. Впрочем, работы по сборке оставшихся самолётов идут по запланированному графику.
По состоянию на первый квартал 2012 года ОАО «Туполев» имело в своем портфеле заказов на 42 самолета (35 опцион) Ту-204СМ. Распределение заказов по авиакомпаниям: 15 (10) — Red Wings, 10 (12) — «Башкортостан» («ВИМ-авиа»), 5 (10) — «Авиастар-ТУ», 6 (-) «Аэрофлот» («Владивосток Авиа»), 3 (3) — «Космос» (РКК «Энергия»), 3 (-) «Мирнинское АП» (ОАО «Алроса»)[57]
В мае 2013 года Ту-204СМ завершил серию специальных и дополнительных сертификационных испытаний, в ходе которых было выполнено в общей сложности 400 полетов.[58] Решением Авиационного регистра МАК оформлено Дополнение к Сертификату типа № СТ233-Ту-204-120СЕ/Д10 от 31.05.2013 года.[59]
В первой половине 2013 года планируется начало серийного производства Ту-204СМ, а с 2014 года — первые поставки самолетов.[60][58]
Ту-204С — грузовая модификация Ту-204-100. Предназначен для перевозки грузов массой до 30 т на воздушных трассах протяженностью до 2370 км или грузов массой 13,6 т на расстояние до 6820 км.
В отличие от Ту-204-100, на Ту-204С по левому борту установлена грузовая дверь с проемом 3408×2080 мм, вместо пассажирского салона образована основная грузовая палуба, оборудованная погрузочно-разгрузочной системой. На грузовой палубе возможна перевозка грузов на стандартных поддонах и в контейнерах в различных комбинациях. Под основной палубой имеются два багажно-грузовых отсека. Возможна перевозка длинномерных грузов длиной до 10 м. Объём грузовой кабины — 164,4 м3. Взлётная масса самолета 107,5 тонн.
Ту-204СЕ — модификация Ту-204С с модернизированным оборудованием и англоязычной кабиной экипажа.
Ту-204-100С — грузовая модификация Ту-204-100, оснащённая большим грузовым люком в передней части фюзеляжа. Дальность полёта 3900 км с максимальной коммерческой нагрузкой 30 тонн. Взлётная масса 110,75 тонн.
Ту-204-120С — грузовая модификация Ту-204-120 с максимальной коммерческой нагрузкой 21 т.
Ту-204-120СЕ — грузовая модификация Ту-204-120 с модернизированным оборудованием и англоязычной кабиной экипажа. Первым из самолётов российского производства прошёл сертификацию по европейским стандартам и получил сертификат типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA).[61]
Ту-204 | Ту-204СМ | Аэробус A321 | Боинг 757-200 | Боинг 737-900ER | Ту-154М | |
---|---|---|---|---|---|---|
Пассажировместимость, чел. | 172/190/210 | 176/194/215(222) | 185/200/220 | 200/216/228 | 174/204/215 | 164/176/180 |
Максимальная взлётная масса, т | 105,0 | 105,0 | 95,5 | 108,8 | 85,13 | 104 |
Масса пустого, кг | 62400 | 60500 | 42200 | 58390 | 44676 | 54000 |
Дальность полета с максимальной нагрузкой, км | 3600 | 3600 | 4000 | 4996 | ||
Дальность полета с максимальной заправкой, км | 8500 | 8500 | 7500 | |||
Максимальная коммерческая нагрузка, т | 21 | 23 | 21,3 | 22,6 | 18 | |
Крейсерская скорость, км/ч | 810-850 | 830-850 | 900 | 850 | 823 | 850-900 |
Требуемая длина ВПП, м | 2500 | 1800 | 2500 | 2500 | 3000 | 2300 |
Расход топлива, кг/час | 3180 | 3200 | 3400 | 5400 | ||
Топливная эффективность, г/пасс.км | 19,3 | 19,25 | 18,5 | 23,4 | 27,5 | |
Стоимость, млн дол. США | 35 (2007 год) | 40-45 (2010) | 87-92 (2008 год) | 80 (2002 год) | 94,6 (2013) | 15 (1997 год) |
По состоянию на 30 декабря 2012 года были потеряны два самолёта данного типа[69][70] — оба во время посадки при выполнении технических рейсов (без пассажиров на борту).
Дата | Бортовой номер | Место аварии | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
22.03.2010 | RA-64011 | у Домодедово | 0/8 | Снижение ниже глиссады, жёсткая посадка в лесу.[71] |
29.12.2012 | RA-64047 | Внуково | 5/8 | Выкатился за пределы ВПП и разрушился. |
Самолёты КБ Туполев | |
---|---|
Серия АНТ |
АНТ-1 • АНТ-2 • АНТ-3 «Пролетарий» • АНТ-4 «Страна Советов» • АНТ-5 • АНТ-6 • АНТ-7 • АНТ-8 • АНТ-9 • АНТ-10 • АНТ-13 • АНТ-14 • АНТ-16 • АНТ-17 • АНТ-20 «Максим Горький» • АНТ-21 • АНТ-22 • АНТ-23 • АНТ-25 • АНТ-26 • АНТ-27 • АНТ-29 • АНТ-31бис • АНТ-35 • АНТ-36 • АНТ-37 • АНТ-40 • АНТ-41 • АНТ-42 • АНТ-44 • АНТ-46 • АНТ-51 |
Военные |
ДИ-8 • ДИП • И-1 • И-2 • И-3 • И-4 • И-5 • И-8 • И-12 • И-14 • Ми-3 • Р-3 • Р-6 • Р-7 • СДБ • ТБ-1 • ТБ-3 • ТБ-4 • ТБ-6 • ТШ-Б • ФБ • Ту-1 • Ту-2 • Ту-4 • Ту-6 • Ту-8 • Ту-10 • Ту-12 • Ту-14 • Ту-16 • Ту-22 • Ту-22М • Ту-22МР • Ту-24 • Ту-28 • Ту-64 • Ту-70 • Ту-73 • Ту-75 • Ту-78 • Ту-80 • Ту-81 • Ту-82 • Ту-85 • Ту-88 • Ту-89 • Ту-91 • Ту-95 (Ту-96) • Ту-98 • Ту-107 • Ту-119 • Ту-121 • Ту-126 • Ту-128 • Ту-134УБЛ • Ту-142 • Ту-160 • Ту-214ОН • Ту-214Р • ПАК ДА |
Пассажирские | |
Амфибии | |
Беспилотные | |
Проекты |