Рейс 9268 Red Wings Airlines | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Выкатывание за пределы ВПП |
Причина |
Разрегулировка механизма управления и блокировки реверсивного устройства обоих двигателей и неправильные действия экипажа на пробеге после посадки[1] |
Место | |
Координаты |
55°35′04″ с. ш. 37°15′21″ в. д. / 55.584385° с. ш. 37.2557724° в. д. (O)(O) |
Погибшие |
5 |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
WZ9268 |
Бортовой номер |
RA-64047 |
Пассажиры |
0 |
Экипаж |
8 |
Раненые |
3 (+1 на земле) |
Выживших |
3 (+1 на земле) |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа Ту-204 во Внукове — тяжёлое авиационное происшествие (катастрофа) в аэропорту Внуково с самолётом Ту-204-100В авиакомпании «Red Wings Airlines», выполнявшим перегоночный рейс (без пассажиров) № 9268 по маршруту Пардубице — Москва 29 декабря 2012 года.
Самолёт Ту-204-100В с регистрационным номером RA-64047[2], заводским номером производителя — 1450744864047, серийным (порядковым) номером 047, был изготовлен в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП». Первый полёт совершил 12 декабря 2008 года. На момент катастрофы находился в эксплуатации четыре года. Самолёт принадлежал компании «Ильюшин Финанс Ко» и находился в операционном лизинге у авиакомпании Red Wings Airlines. Каско воздушного судна, гражданская ответственность перед третьими лицами и экипаж были застрахованы в страховой компании «СОГАЗ»[3]. Общий налёт составлял 8,6 тысяч часов и 2482 цикла взлёт-посадка. Последнее техническое обслуживание по форме B самолет проходил 14 декабря 2012 года на территории Внуковского Авиаремонтного завода № 400[4].
Самолёт вылетел 29 декабря 2012 года в 11:10 по местному времени (CET) из аэропорта Пардубице (Чехия) рейсом «Red Wings Airlines» WZ9268 в аэропорт «Внуково» (Москва). Самолёт выполнял перегоночный рейс (без пассажиров) после доставки в Чехию российских туристов.
При посадке на ВПП-19 аэродрома, примерно в 16:36 по московскому времени, самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, на скорости около 190 км/ч пробил ограждение аэродрома, пересёк глубокий кювет между ограждением аэродрома и проходящим вдоль него Киевским шоссе (федеральная автодорога М3 «Украина»)[5] и разрушился, разломившись на три крупные части. Носовая часть самолёта с кабиной экипажа и некоторые мелкие фрагменты вылетели на шоссе, перекрыв автомобильное движение из Москвы в область. Обломки самолёта повредили несколько проезжавших по шоссе автомобилей, что было зафиксировано на записи видеорегистратора одного из них[6]. По одной из машин ударило отлетевшее колесо самолёта, после чего машину кинуло на отбойник[7][8]. При ударе о землю загорелся правый двигатель самолёта[9], площадь пожара составила около 100 м²[10]. Менее чем за полчаса пожар был потушен[9].
Погодные условия на ВПП-19 по ближайшим к катастрофе данным METAR (12:30 UTC) были следующими: ветер с направления 280° (западный) со скоростью 8 м/с и с порывами до 15 м/с, видимость 10 км, облачность сплошная с нижней границей 720 м, температура воздуха −2°С, точка росы −7°С, атмосферное давление, приведённое к уровню моря — 1010 гПа, коэффициент сцепления на ВПП — 0,50[11]. В процессе посадки самолёта порывы бокового ветра справа доходили до примерно 11,5 м/с[1], что было допустимым для Ту-204-100 (допускаемая боковая составляющая 13 м/с при коэффициенте сцепления на ВПП 0,50)[12].
Для ликвидации последствий происшествия были привлечены экстренные службы аэропорта, пожарные и спасательные подразделения МЧС России, силы центра спасательных операций особого риска «Лидер». Всего в операции было задействовано 468 человек и 118 единиц техники[9].
К 19:00 функционирование аэропорта осуществлялось в штатном режиме, движение по Киевскому шоссе было восстановлено[9].
На борту лайнера находился только экипаж, состоявший из восьми человек. Четверо из них погибли на месте, в том числе командир воздушного судна, и четверо пострадали[13].
Раненые из числа экипажа были доставлены в больницы Москвы. Состояние одного из них было оценено как крайне тяжёлое, остальных — тяжёлое[14]. Впоследствии одна из раненых скончалась[15].
Водитель автомобиля, ударившегося об отбойник, был госпитализирован спустя некоторое время с сотрясением мозга и переломами шейных позвонков. Автомобиль восстановлению не подлежит.[7][8]
В результате падения самолёта погибло пять человек, пострадало четыре человека, включая водителя автомашины[7][8][16]:
ФИО | Положение в момент катастрофы |
Судьба |
---|---|---|
Шмелёв Геннадий Дмитриевич | Командир воздушного судна | Погиб |
Асташенков Евгений Иванович | Второй пилот | Погиб |
Фисенко Игорь Николаевич | Бортинженер | Погиб |
Изосимов Алексей Алексеевич | Бортпроводник | Выжил |
Баранова Кристина Сергеевна | Бортпроводник | Выжила |
Винокуров Дмитрий Юрьевич | Бортпроводник | Выжил |
Жигалина Евгения Михайловна | Бортпроводник | Погибла |
Пенкина Татьяна Анатольевна | Бортпроводник | Скончалась в больнице[15] |
Жиденко Георгий Георгиевич | Водитель автомобиля, ехавшего по шоссе |
Выжил |
Для расследования катастрофы была создана совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета, Росавиации и Ространснадзора[17].
Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело и начал расследование по ч. 3 статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»)[18][19]. Дело находится на специальном контроле Генеральной прокуратуры РФ[20].
На месте катастрофы найдены оба бортовых самописца. Ведётся их исследование.[1]
30 декабря 2012 года Следственный комитет РФ изъял образцы топлива Ту-204, а также произвёл выемку документации в авиакомпании «Red Wings».[21]
Через 15 минут после катастрофы был проведён контрольный замер коэффициента сцепления для ВПП. Замер показал значение 0,63, допустимое для данного типа воздушного судна. Сама полоса очищалась спецмашинами и осматривалась за 1 час 20 минут до посадки Ту-204. В соответствующем заявлении МАК, сделанном 31 декабря 2012 года, говорится о том, что такое состояние полосы не могло быть причиной катастрофы[22].
24 января 2013 года МАК проинформировал о результатах предварительного анализа информации об авиационном происшествии. Сообщается, что при посадке не произошло одновременное обжатие обеих основных опор шасси, из-за чего отсутствовал автоматический выпуск воздушных тормозов и интерцепторов, а также не произошла перекладка створок реверсивных устройств двигателей, несмотря на неоднократный перевод экипажем рычага управления реверсом в положение «максимальный реверс». Выпуск интерцепторов в ручном режиме экипаж не производил. Самолет продолжал движение с попеременным обжатием то левой, то правой опор шасси, как бы «переминаясь с ноги на ногу». Колесное торможение оказалось неэффективным — давление в тормоза колес подавалось только при обжатии опор шасси.
Выкатывание самолёта за пределы ВПП произошло через 32 секунды после приземления на скорости около 215 км/ч, после чего произошло одновременное обжатие левой и правой основных опор шасси. Это привело к автоматическому выпуску воздушных тормозов и интерцепторов, а также к перекладке створок реверсивных устройств двигателей. Столкновение самолета со склоном оврага произошло с путевой скоростью около 190 км/ч.[23]
В феврале 2013 года на аэродроме «Раменское» были проведены лётные испытания, в ходе которых выполнялись посадки на повышенной скорости с обеспечением невыпуска интерцепторов и воздушных тормозов в автоматическом режиме, а также имитацией неправильного включения реверса. Полученные посадочные дистанции подтвердили возможность завершения посадки в пределах ВПП даже после возникновения нештатной ситуации и неправильных действий экипажа на начальном этапе посадки[24].
Причиной катастрофы в итоговом документе МАК названы:
Страховая компания «СОГАЗ» признала страховой случай и выплатила полную страховую сумму по страхованию каско воздушного судна, которая составляла $28 млн[3],[26]. Выплаты получили также выжившие члены экипажа воздушного судна[27], по полису страхования ответственности авиаперевозчика выплата не производилась, поскольку это страхование предполагает ответственность перед пассажирами, а их на борту не было.
Викиновости по теме Авиакатастрофа Ту-204 во Внуково 29 декабря 2012 года: | |
|
|
Приказ федерального казначейства от 29 декабря 2012 г n 24н, катастрофа ту-204 во внуково 29 декабря 2012 года.
Файл:Hopi Pueblo (Native American). Dancing Shoes, late 19th century.jpg, Волошин, Павел Петрович, Система подсчёта посетителей, Пономарёва, Валентина.