Тучков мост | |
Один из пролётов Тучкова моста |
|
59°56′56.45″ с. ш. 30°17′08.15″ в. д. / 59.949014° с. ш. 30.285597° в. д. (G) (O) (Я) |
|
Область применения |
автомобильный, пешеходный, трамвайный |
---|---|
Пересекает | |
Место расположения | |
Конструкция | |
Тип конструкции |
разводной мост |
Основной пролёт |
49,8 м |
Общая длина |
226,2 м |
Ширина моста |
36 м |
Максимальная нагрузка |
Н-30, НК-80, 400 кг/м². |
Эксплуатация | |
Открытие |
1758 (наплавной) |
Тучков мост на 59°56′56.45″ с. ш. 30°17′08.15″ в. д. / 59.949014° с. ш. 30.285597° в. д. (G) (O) (Я) |
Тучко́в мост — трёхпролётный разводной мост в Санкт-Петербурге через Малую Неву, соединяющий Большой проспект Петроградской стороны с Кадетской и Первой линией Васильевского острова.
Содержание |
На Васильевском острове мост соседствует с набережной Макарова, Малым проспектом, Кадетской и 1-й линиями В.О. и Тучковым переулком, а на Петроградской стороне — со Ждановской набережной, Большим проспектом, проспектом Добролюбова.
Ближайшая станция метро — «Спортивная» (в проекте также называвшаяся «Тучков мост»).
В истории имени моста существуют две, равноправные по мнению историков, версии:
В 1758 году компания купцов из четырех человек обратилась в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву с Васильевского острова на Петроградскую сторону. Среди них был купец Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной Малой Невы. Так и был этот мост назван по фамилии одного из компаньонов, подрядчика Авраама Тучкова. |
Первый мост на этом месте был построен в 1758 году в створе Малого проспекта Васильевского острова. Этот мост был деревянным и состоял из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной — на мелководье. Он был длиной 900 метров и был самым длинным петербургским мостом XVIII века. Тогда он носил название Никольский.
В 1833—1835 годах он был перестроен и стал деревянным многопролётным мостом на свайных опорах, с двухкрылым разводным центральным пролётом. Мост был сооружён в створе Большого проспекта Петербургской стороны с устройством земляной дамбы от Малой Невы до будущего Александровского проспекта (ныне проспект Добролюбова). Разводной пролёт состоял из 4-х деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть была деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами.
В 1839 году у Тучкова моста впервые в России уложен искусственный асфальт.
В 1870 году — Мост сгорел от непотушенной папиросы. [1]
В 1920 году мост был перестроен в 20-пролётный.
В 1948 году деревянные пролёты были заменены металлическими, деревянные рамы в разводном пролёте заменены на металлические, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролёта на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой.
К 1960 году мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два — судоходными; его длина составляла 257 м, ширина — 19 м. Левобережный устой был каменным на свайном основании, опоры разводного пролёта — металлическими, а остальные опоры — деревянными, брусчатого типа, на свайном основании.
В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала, который заменил устаревшую Мариинскую систему в 1964 году в р.Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты и грузоподъемность моста не могли удовлетворять требований наземного и водного транспорта. Поэтому встал вопрос о реконструкции моста.
В 1962—1965 годах мост был коренным образом перестроен инженерами «Ленгипроинжпроекта» В. В. Демченко и Б. Б. Левиным по проекту архитекторов П. А. Арешева и Л. А. Носкова[2]. Именно тогда Тучков мост и приобрёл современный вид — трёхпролётный железобетонный мост с разводным пролётом посередине.
В 1997—1998 годах был выполнен капитальный ремонт с заменой дорожного покрытия, ремонтом ортотропной плиты на разводном пролёте и трамвайных путей.
В 2006 году проводились работы по ремонту стационарных пролётных строений.
В 2008—2009 годах выполнены работы по ремонту опор разводного пролёта.
Схема разбивки на пролёты: 74,10+49,80+74,10 м. Его общая длина составляет 226.2 м (216 м между гранитными устоями), а ширина между перилами — 36 м, ширина проезжей части — 28 м, ширина тротуаров — 4 м. Постоянные пролётные строения сооружены в виде консольно-балочной системы с подвеской посередине. Изготовлены из преднапряжённого железобетона. Нижние пояса консолей и подвесных балок имеют криволинейное очертание. Подвески опираются на консоли, заделанные в опорах. Такая конструкция пролётных строений была применена до строительства Тучкова моста на однопролётном железобетонном мосту Красного Курсанта через р. Ждановку в 1962 году. В поперечном сечении постоянное пролетное строение Тучкова моста состоит из 8 главных балок коробчатого сечения.
Разводной пролёт двукрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения с жёстко прикреплёнными противовесами, с гидроприводом. Угол раскрытия крыла 69º. Пролётное строение металлическое. В закрытом состоянии — балочно-консольная система.
Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.
Опоры массивные, железобетонные на высоком свайном ростверке, облицованы гранитом. При сооружении опор использованы сваи-оболочки, заполненные бетоном.
Покрытие на проезжей части моста — асфальтобетонное, на постоянных пролётах — по железобетонной плите, а на разводном пролёте — по ортотропной. На тротуарах — песчаный асфальт. Тротуар отделён от проезжей части на постоянных пролётах — гранитным поребриком, а на разводном пролёте — металлическим.
Перила моста представляют собой металлическую сварную решётку простого рисунка из стержней квадратного сечения, поставленных под углом и переплетённых таким образом, что создают на всём протяжении моста необычную объёмную картину. На открылках моста со всех 4-х сторон установлены гранитные парапеты.
На набережной правого берега с верховой стороны у павильона и с низовой стороны р. Ждановки на подходе к мосту расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом.
Освещение на мосту типовое, уличное: на металлических трубчатых столбах укреплены по одному светильнику.
Среди достопримечательностей в окрестностях моста можно отметить Князь-Владимирский собор и Тучков буян (пеньковые склады на набережной Малой Невы около моста; ныне здание занимает Военно-космический Петра Великого кадетский корпус Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского), построенные по проектам Антонио Ринальди и являющиеся памятниками архитектуры федерального значения,[3] а также стадион «Петровский» и дворец спорта «Юбилейный».
Афонина Т. У Тучкова моста. 1954
Афонина Т. Тучков мост. 1959
В честь Тучкова моста назван танкер, построенный на заводе «Адмиралтейские верфи» и спущенный на воду 5 декабря 2003 года.
Тучков мост.