Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Ринальди, Антонио

Антонио Ринальди
Antonio Rinaldi

Барельеф работы Ф. И. Шубина, 1777 год
Основные сведения
Гражданство

Италия

Дата рождения

около 1709 года

Место рождения

Италия

Дата смерти

10 февраля 1794(1794-02-10)

Место смерти

Рим, Италия

Работы и достижения
Работал в городах

Санкт-Петербург, Гатчина, Кингисепп

Архитектурный стиль

Классицизм

Важнейшие постройки

Большой Гатчинский дворец, Мраморный дворец

Антонио Ринальди на Викискладе

Анто́нио Рина́льди (итал. Antonio Rinaldi, около 1709 — 10 февраля 1794, Рим) — итальянский архитектор, работавший в России.

Содержание

Жизнь и творчество

Учился у Л. Ванвителли. В Петербурге — с 22 июня 1751 года, в 17561790 годах придворный архитектор. То, что зодчий ездил в Англию, и английские впечатления отразились на его последующей работе — глубоко укоренившийся миф. В действительности маршрут следования проходил так: Рим — Венеция — Аугсбург — Дрезден — Штетин, далее морем Ринальди достиг Кронштадта и затем российской столицы. В документах не указаны Мюнхен и Берлин с Потсдамом, но достаточно проложить между всеми этими городами линейку, чтобы понять, что Бавария и Пруссия были на его пути[источник не указан 426 дней].

Именно немецкие впечатления стоит искать во всех ринальдиевских сооружениях, не забывая при этом и о т. н. итальянском вкусе (то есть стиле), в котором зодчий работал всю свою жизнь. Прототипом для Китайского дворца в Ораниенбауме мог стать утраченный в период Второй мировой войны берлинский дворец Камеке (эту параллель провел С. Б. Горбатенко), в планировке Гатчинской резиденции следует видеть влияние мюнхенского Нимфенбурга, гигантского комплекса, состоящего из центрального корпуса, длинных галерей и гигантских каре конюшен и оранжерей.

Манера мастера отличалась рационализмом и в определенной степени консерватизмом. Это видно, например, по ордеру (колонны, пилястры и лопатки), основному элементу «итальянского вкуса», который всегда располагается в значимых для архитектурной конструкции местах — на углу, охватывая обе его стороны, и в ровном ритме на протяжении всего фасада. Среди работ Ринальди нет ни одного сооружения с совершенно гладкой стеной, прорезанной прямоугольниками окон и дверей, и с портиком-накладкой.

Но кроме этого, создавая «современные дома», он был вынужден учитывать модные тенденции в убранстве интерьера. В 1760-х гг. благодаря французскому влиянию в России стал популярен т. н. греческий вкус (то, что мы сейчас называем ранним классицизмом). Прихотливые изгибающиеся орнаменты (рокайли и картели, элементы «живописного вкуса», то есть рококо) уступили место более строгим греческим венкам и гирляндам. Образцом этого «нового вкуса» можно считать главные залы двух дворцов, Гатчинского и Мраморного — Белый и Мраморный.

Предметы обстановки, которые в большом количестве Ринальди закупал в конце 1760-х гг. для Ораниенбаума, Гатчины и Петербурга, часто имеют следующие характеристики: «в современном вкусе», «по-гречески» или «à l’antique». Например, в счете 1766 г. вещей «выбранных месьё Ринальди» читаем: «2 цилиндрических шифоньера с китайской мозаикой из розового дерева и поясом по-гречески». Или в счете 1769 г.: «Камин из белого статуарного мрамора, хорошо вырезанный по-гречески». Часть этих предметов сохранилась, но не на своих родных местах. Так, часы «Учение», доставленные в мае 1768 г. «для дворца в Ораниенбауме», оказались в орловской Гатчине и до сих пор стоят на камине Белого зала, а «очень милый комод наборного дерева, снабженный позолоченной бронзой, чеканенной по-гречески» и «красивые часы, представляющие гениев астрономии из позолоченной бронзы», приобретенные в январе 1769 г., по всей видимости, для Гатчины, с 1950-х гг. украшают Фрейлинскую Павловского дворца.

Работы

В Италии:

  • Собор для монастыря Св. Магдалены в Пезаро (17401745)
  • Монастырь Св. Августина в Риме

На Украине деревянные сооружения не сохранились:

В Брянской области:

В Ораниенбауме (ныне город Ломоносов):

Гатчинский дворец

В Гатчине:

В Царском Селе (ныне город Пушкин):

Екатерининский собор в Кингисеппе

В Ямбурге (ныне город Кингисепп):

В Санкт-Петербурге:

Литература

  • Ухналев А.Е. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: Век восемнадцатый. — СПб: Левша, 2002. — 237 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93356-021-9

Ссылки

  • Ринальди Антонио
  • Портрет Антонио Ринальди в Гатчинском дворце

Ринальди, Антонио.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24