«Площадь Маркса»
Ленинская линия
|
|
Новосибирский метрополитен | |
Расположение платформ: |
|
---|---|
Дата открытия: | |
Район: | |
Тип: | |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Длина платформы, м.: |
100 м |
Архитекторы: |
Козляев В. Г., Моржаков С. В., Малыхин Е. Е. |
Инженеры-конструкторы: |
Романов В. И. Конструкторы: Шапошников В. Д., Кальян С. С. |
Станцию возвело: |
«Новосибирскметрострой» |
Выход к улицам: |
пл. Карла Маркса, пр. Карла Маркса, ул. Ватутина, ул. Титова, ул. Блюхера, ул. Покрышкина |
Наземный транспорт: |
А: 16, 45, 101, 103, 112, 114, 115в, 120, 122, 125, 202, 205, 206, 217, 220, 226, 264, 325, 804, 816, 1004, 1011, 1060, 1007, 1038, 1096, 1119, 1137, 1141, 1159, 1189, 1189в, 1204, 1221, 1233, 1239, 1243, 1250, 1260, 1301, 1312, 1324, 1331, 1337; |
Время открытия: |
6-00 |
Время закрытия: |
23-00 (входы 3,4 — до 24-00) |
Работающие операторы сотовой связи: |
«Площадь Маркса» — станция Ленинской линии Новосибирского метрополитена. Является шестой на Ленинской линии и восьмой в системе Новосибирского метрополитена. Расположена под площадью Карла Маркса, в центре крупнейшего на левом берегу города узла наземного транспорта.
Первоначальный пуск был запланирован на 1990 год — вместе с «Гагаринской» и «Заельцовской».[1] Однако, в связи с начавшимися переменами в стране и перебоями с финансированием и поставками материалов, открытие состоялось только в следующем году — 26 июля 1991 года. Длина перегона до ближайшей станции «Студенческая» составляет 1146 метров.
Содержание |
Подготовка к возведению станции началась в 1985 году. К осени 1986 года был прорыт котлован под будущую станцию. По состоянию на январь 1988 года, на строительной площадке велись работы по сооружению помещений тяговой подстанции, вентиляционной камеры и вестибюля № 2.[2] В начале 1989 года отряд строителей из «Новосибирскметростроя» приступил к возведению вентсбойки, вестибюля № 1, а также начал строить монолитное перекрытие для путевого тоннеля.[1]
В начале 1990-х годов строители станции впервые стали ощущать перебои с финансированием и поставками материалов[3] — в связи со сменой в стране системы хозяйствования. Так, в мае 1990 года один из поставщиков прекратил поставки гранита сорта «Сюекъюямсаари», предназначенного для отделки станции. Предприятие предложило немедленно поставить оборудование и технику на сумму 160 тыс. рублей. Также были прекращены поставки белого гранита сорта «Коелга» для двух других строящихся новосибирских станций — «Гагаринской» и «Заельцовской».[4]
К весне 1991 года были завершены работы по отделке бетонного свода станции, на который были навешены светильники с декоративными решётками. В вестибюлях — завершены работы по облицовке стен и полов. До пуска станции, были сооружены наружные павильоны (над входами), а также заменены временные рельсы — на постоянные.[5]
После чего прошёл пробный поезд[5] и было открыто полноценное движение транспорта через одноимённые площадь и проспект (от станции «Студенческая»). Сдача наружных павильонов и подземных переходов производилась не сразу, а по очереди.[3]
Проект станции выполнен специалистами института «Новосибметропроект». Станция односводчатая, возведена открытым способом работ. Станция находится в месте пересечения Ленинской линии и проектируемой Кировской линии. Для этого проектом предусмотрена пересадочная станция «Площадь Маркса-2».[6] Она должна расположиться глубже существующей.[7]
Согласно проекту, пересадка пассажиров на будущую станцию будет осуществляться через переходной пешеходный тоннель, располагающийся в полу, в центре платформы станции. В настоящее время этот тоннель закрыт.
Тип конструкции — островная, односводчатая станция мелкого заложения, с единым сводом. Посередине платформы размещены колонны, выполненные из металла. В их верхней части расположены видеоэкраны и информационные стенды. Вокруг каждой колонны имеются скамейки для пассажиров.
Полы станции облицованы гранитом светло-серого цвета, а путевые стены платформенного участка — красно-бордовым гранитом.[6] Ребристые стены представляют собой короткие блоки, которые переплетаются друг с другом. Дополнительно они скреплены металлическими сварными балками.[8]
Освещение посадочной платформы осуществляется при помощи люминесцентных светильников, подвешенных в три ряда к потолку оштукатуренного свода, по всей длине платформы. Светильники закрыты индивидуальными ажурными обрамлениями.[6]
Проект станции предусматривает два вестибюля (западный и восточный). С платформой вестибюли соединяются маршевыми лестницами[8]. Вход и выход пассажиров на станцию производится через шесть выходов[3], встроенных в здания и в отдельно стоящих надземных павильонах, выполненных из металла и стекла. Ранее в подземный переход, у остановки «Башня», вели два открытых лестничных спуска. Они были расположены по обе стороны проспекта Маркса. В дальнейшем, оба спуска были реконструированы и над ними появились надстройки, в виде помещений торгового назначения. А в октябре 2008 года на этом участке перехода был проведён капитально-восстановительный ремонт.[9][10]
Западный вестибюль станции ведёт к двум выходам — № 3 и № 4. Третий выходит к улицам Блюхера и Титова. Четвёртый позволяет выйти к улице Покрышкина. Планируется, что выход № 4 будет также встроенным в здание торгового комплекса[11], как и третий (встроен в здание торгового-офисного комплекса «Версаль»). В настоящее время вход и выход осуществляется через наружный павильон.
Восточный вестибюль связан с одним выходом № 1, который позволяет выйти к улице Ватутина. Также вестибюль имеет длинный коридор и обширную сеть подземных переходов, которые связаны с тремя выходами (№ 2, № 5 и № 6). Через них имеется возможность выйти соответственно к памятнику Александру Покрышкину, остановке «Башня», магазину ГУМ «Россия»[12], ТК «Подсолнух» и МФК «Сан Сити». Кроме того, выходы из метро активно используются в качестве подземных переходов.
После станции расположен оборотный тоннель[8] с пошёрстным съездом, за которым размещены отстойные тупики. Для оборота поездов используется часть перегона по первому пути, который является частью 1140-метрового перегона до запланированной к постройке станции «Площадь Станиславского».
Интервал движения поездов, как и на всей линии, составляет от 3,5 минут (в часы пик).[13] Для посадки (в сторону станции «Студенческая») в настоящее время используется только второй станционный путь.[12]
Понедельник — Воскресенье (чч: мм: сс) |
Понедельник — Воскресенье (чч: мм: сс) |
|
---|---|---|
В сторону станции | 6:02:00 | 00:03:00 |
Новосибирский метрополитен | ||
---|---|---|
Ленинская линия |
|
|
Дзержинская линия |
|
|
Депо |
|
|
Прочие сооружения |
|
|
Перспективные линии |
|
Площадь Маркса (станция метро).