Онисим Овчар | |
---|---|
В овчарне | |
Тип | народно-христианский |
Иначе | Овчарницы, Онисим-овчарник, Окличка, Зимобор, Семенное, Анисим-зорник |
также | Онисим (церк.) |
Значение | В этот день зима с весной начинают борьбу |
Отмечается | славянами, христианами |
Дата | 15 (28) февраля |
Традиции | На Овчара окликали звёзды для плодородия овец |
Связан с | Власьевым днём |
Онисим Овчар — день народного календаря у славян, посвящённый св. Онисиму и отмечаемый 15 (28) февраля. Считалось, что в этот день Зима становится безрогой[1] (первый рог сшиб Власий, см. Власьев день).
Овчарницы, Онисим-овчарник, Окличка, Зимобор, Семенное, Анисим-зорник, Онисим[2].
В этот день Русская православная церковь почитает: апостола от 70-ти Онисима (ок. 109); преподобного Пафнутия и дщерь его Евфросинию (V); преподобного Евсевия, пустынника Сирийского (V); преподобного Пафнутия, затворника Печерского (XIII); священномучеников Михаила и Иоанна пресвитеров (1930); священномученика Николая; Алексия, Алексия пресвитеров; Симеона диакона; преподобномученика Павла и преподобномученицу Софию (1938); Виленскую (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматскую иконы Божией Матери (1646).
Перед Виленской иконой Божией Матери молятся при разных недугах, жизненных невзгодах и тяжёлых обстоятельствах[3].
В этот день зима с весной начинают борьбу: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть»[4].
В это время овцы ягнятся, и для плодородия овец на Овчара «окликали звёзды»[5]. Вечером, по приглашению хозяина овец, выходил пастух-овчар за околицу; клали они оба по три низких поклона на все четыре стороны света белого. Пастух, истово помолившись святому Власию — «пастырю стад небесных и защитнику земных», у околицы становился на руно (овечью шерсть) и произносил особую «окличку». «Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещёному! Загорись огнём негасимым на утеху православным! Ты заглянь, звезда ясная, на двор к рабу (имярек). Ты освяти, звезда ясная, огнём негасимым белоярых овец у раба (имярек). Как по поднебесью звёздам несть числа, так у раба (имярек) уродилось бы овец болей того!»[6]. Вслед за этим, хозяин, приглашавший пастуха на окличку, вёл его в избу, угощал чем Бог послал, подносил вина, наделял — чём ни на есть, чтобы тому не с пустыми руками за порог уйти[7].
На Онисима собирали в амбарах разные семена и выставляли их на мороз на три дня. Этот обычай называется «семенное». Считалось, что такие закалённые семена будут лучше переносить весенние заморозки и дадут обильные всходы[2]. В Рязанской, Тульской и некоторых других областях именно в этот день зарнят пряжу, то есть выставляют её на утренний мороз[6].
Отправляясь в дальний путь, в этот день белорусские крестьяне брали с собой немного земли у своего дома, при этом приговаривая: «Отчий дом, отчая земля, оберегите и сохраните раба Божьего (имя) в путях-дорогах»[3].
На Онисима-овчарника зима становится безрогой (теряет свою силу)[1]. Большая прибавка воды предвещает хороший сенокос. Овчары окликают звёзды, чтобы овцы ягнились. Ярки звёзды породят белые ярки (ягнята). На Онисима зарнят пряжу (выставляют лучший моток на утреннюю зорьку, и от этого пряжа будет бела, чиста и крепка; Белгородск.).
Народные праздники славян | |
---|---|
Коляда / Божич • Святки • Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Крещенский вечер • Громницы (Сретенье) • Власьев день • Масленица / Мясопуст • Со́роки • Благовещенье • Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница • Егорий Вешний • Никола Вешний • Вознесение • Зелёные Святки (Русалии) • Троицкая суббота • Троица • Русальная неделя • Иван Купала • Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота • Дмитриев день • Кузьминки • Никола Зимний |
Онисим Овчар.