Ил-78 | |
---|---|
Тип | самолёт-заправщик |
Разработчик | ОКБ Ильюшина |
Производитель | ТАПОиЧ |
Главный конструктор | Р. П. Папковский[1] |
Первый полёт | 26 июня 1983 года |
Начало эксплуатации | 1985 год[2] |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР (бывший) ВВС России см. также |
Годы производства | 1984-2006[3] |
Единиц произведено | ~51 |
Базовая модель | Ил-76МД |
Изображения на Викискладе |
Ил-78 (по кодификации НАТО: Midas) — самолёт-заправщик. Создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России. Также может использоваться в качестве военно-транспортного самолёта (утратил данную способность в модификации Ил-78М).
Содержание |
В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и 3М-3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолет стал лишь с появлением в 1981 году модификации Ил-76МД со взлетной массой, повышенной до 190 тонн, в фюзеляже которого установили две цилиндрические ёмкости на 23460 литров, включенные в общую топливную систему. Прототип нового самолёта-заправщика (регистрационный номер СССР-76556) совершил первый полёт 26 июня 1983 года[1]. Серийное производство развернули в 1984 году на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.
Характерным отличием новой разработки от прежних самолетов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации, являлось возможность взаимодействия и с самолетами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. На машину установили три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны) УПАЗ-1 (Универсальный подвесной агрегат заправки) который был разработан в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и В. И. Харченко[2]. Хотя по другим данным на Ил-78 были установлены один ПАЗ-1 (Подвесной агрегат заправки) на фюзеляже, обладающий высокой топливной производительностью, для заправки тяжёлых самолётов и два УПАЗ-1, менее производительные, для лёгких машин[4].
На конец 1991 года было выпущено 45 самолётов модификаций Ил-78 и Ил-78М[4]. Позднее, в 2003-2006 годах, было построено ещё 6 машин (Ил-78МКИ) для экспорта в Индию. В настоящее время в Индии проводится тендер на поставку ещё 6 самолётов-заправщиков, в котором участвует модификация Ил-78 на базе Ил-76МД-90[5].
Источник данных: Владимир Ильин „Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России“[4]
Технические характеристики
Лётные характеристики
В списке не учитываются самолёты с демонтированным заправочным оборудованием.
Дата | Бортовой номер | Место аварии | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
25.03.1993 | 76736 | Узин | 0/н.д. | Кабина самолёта была разрушена крылом рулящего мимо Ил-78 №76653. Так как при этом была повреждена перегородка гермокабины борт списали и порезали на металлолом. |
17.07.1998 | UR-UCI | близ Асмэры | 10/10 | Столкнулся с холмом во время захода на посадку из-за перегруза самолёта и ошибки экипажа[9]. |
.
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Самолёты ОКБ им. Ильюшина | |
---|---|
Бомбардировщики | ДБ-3 | Ил-4 | Ил-6 | Ил-22 | Ил-28 | Ил-30 | Ил-46 | Ил-54 |
Штурмовики | Ил-2 | Ил-10 | Ил-20 (1948) | Ил-40 | Ил-102 |
Торпедоносцы и противолодочные самолёты |
ДБ-3ТП | Ил-6 | Ил-38 |
Транспортные самолёты или двойного назначения |
Ил-32 | Ил-76 | Ил-112 | Ил-214 |
Специальные самолёты на базе транспортных |
А-50 | Ил-78 | А-100 |
Пассажирские самолёты | Ил-12 | Ил-14 | Ил-18 (1946) | Ил-18 | Ил-62 | Ил-86 | Ил-96 | Ил-103 | Ил-114 |
Специальные самолёты на базе пассажирских |
Ил-20 | Ил-24 | Ил-80 | |
Ил-78 топливозаправщик, ил-78 изделие, ил-78 заправщик фото, ил-76 ил-78 ил-476 ил-96.