Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Ил-78 топливозаправщик, ил-78 изделие, ил-78 заправщик фото, ил-76 ил-78 ил-476 ил-96

Ил-78
Тип самолёт-заправщик
Разработчик ОКБ Ильюшина
Производитель ТАПОиЧ
Главный конструктор Р. П. Папковский[1]
Первый полёт 26 июня 1983 года
Начало эксплуатации 1985 год[2]
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты ВВС СССР (бывший)
ВВС России
см. также
Годы производства 1984-2006[3]
Единиц произведено ~51
Базовая модель Ил-76МД
 Изображения на Викискладе

Ил-78 (по кодификации НАТО: Midas) — самолёт-заправщик. Создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России. Также может использоваться в качестве военно-транспортного самолёта (утратил данную способность в модификации Ил-78М).

Содержание

История

В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и -3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолет стал лишь с появлением в 1981 году модификации Ил-76МД со взлетной массой, повышенной до 190 тонн, в фюзеляже которого установили две цилиндрические ёмкости на 23460 литров, включенные в общую топливную систему. Прототип нового самолёта-заправщика (регистрационный номер СССР-76556) совершил первый полёт 26 июня 1983 года[1]. Серийное производство развернули в 1984 году на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.

Характерным отличием новой разработки от прежних самолетов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации, являлось возможность взаимодействия и с самолетами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. На машину установили три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны) УПАЗ-1 (Универсальный подвесной агрегат заправки) который был разработан в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и В. И. Харченко[2]. Хотя по другим данным на Ил-78 были установлены один ПАЗ-1 (Подвесной агрегат заправки) на фюзеляже, обладающий высокой топливной производительностью, для заправки тяжёлых самолётов и два УПАЗ-1, менее производительные, для лёгких машин[4].


На конец 1991 года было выпущено 45 самолётов модификаций Ил-78 и Ил-78М[4]. Позднее, в 2003-2006 годах, было построено ещё 6 машин (Ил-78МКИ) для экспорта в Индию. В настоящее время в Индии проводится тендер на поставку ещё 6 самолётов-заправщиков, в котором участвует модификация Ил-78 на базе Ил-76МД-90[5].

Описание подвесного агрегата заправки (ПАЗ)

Модификации

  • Оригинальная версия (создан на базе Ил-76М), максимальное количество отдаваемого топлива 57,72 тонн
  • Ил-78М (М — модернизированный, создан на базе Ил-76МД), максимальное количество отдаваемого топлива 105,7 тонн
  • Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.

Лётно-технические характеристики

Ил-78М. 3 заправочные шланги в выпущенном положении

Источник данных: Владимир Ильин „Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России“[4]

Технические характеристики

  • Из этого в фюзеляжных баках: 28 т (36 т для Ил-78М)

Лётные характеристики

  • Рабочая скорость при выполнении дозаправки: 430-590 км/ч
  • Рабочая высота при выполнении дозаправки: 2000-9000 м
  • Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)


На вооружении

В списке не учитываются самолёты с демонтированным заправочным оборудованием.

  • ВВС РФ эксплуатируют 19 самолётов. [6]
  • ВС Украины эксплуатируют 8 самолётов. [7]
  • ВС Индии - 6 самолётов Ил-78МКИ (по сост. на 02.2011)
  • ВС Пакистана - заказали у Украины 4 самолёта Ил-78МП, оснащённых съёмными топливными баками и УПАЗами. [8] По сост. на май 2012 все 4 самолёта Ил-78МП были доставлены на авиабазу ВС Пакистана в Исламабаде.

Потери

Дата Бортовой номер Место аварии Жертвы Краткое описание
25.03.1993 76736 Узин 0/н.д. Кабина самолёта была разрушена крылом рулящего мимо Ил-78 №76653. Так как при этом была повреждена перегородка гермокабины борт списали и порезали на металлолом.
17.07.1998 UR-UCI близ Асмэры 10/10 Столкнулся с холмом во время захода на посадку из-за перегруза самолёта и ошибки экипажа[9].

Ссылки

  1. 1 2 Журнал «Авиация и время» №3/1998 // Пётр Бутовски „Развитие советских средств дозаправки в воздухе“
  2. 1 2 Журнал «Крылья Родины» №3/1998 // Анатолий Шевельков „Воздушные танкеры. Самолёты-заправщики семейства Ил-78“
  3. Контракт на поставку Иордании двух самолетов Ил-76МФ-ЭИ стал последним совместным проектом России и Узбекистана по программе Ил-76. ЦАМТО (31 мая 2011). Проверено 19 сентября 2012.
  4. 1 2 3 Журнал «Авиация и космонавтика» №8/2003 // Владимир Ильин „Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России: Ил-78“
  5. Минобороны Индии вновь перенесло сроки подведения итогов тендера на поставку самолетов-заправщиков. ЦАМТО (27 августа 2012). Проверено 19 сентября 2012.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/203-й гвардейский авиационный полк
  7. Ukraine - Air Force Equipment
  8. Pakistan Receiving IL-78 Refueling aircraft
  9. Катастрофа Ил-76 а/к УАТК в Эритрее. airdisaster.ru. Проверено 19 сентября 2012.

.


Ил-78 топливозаправщик, ил-78 изделие, ил-78 заправщик фото, ил-76 ил-78 ил-476 ил-96.

Ерзнкаци, Ованес, Порок (персонаж), Бубка, Сергей.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24