Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Знамёна

(перенаправлено с «Знамёна»)
Перейти к: навигация, поиск
Пример знаменной нотации с киноварными пометами, из книги «Круг церковнаго древняго знаменнаго пения в шести частях», ред. А. И. Морозов, 1884.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (Тропарь, глас 6 — исполняется в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную Неделю Великого поста).

Зна́менное пение (зна́менный распев)[1] — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.

Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой.

Виды распевов

Кондака́рный распев

Один из древнейших видов знаменного пения. Название происходит от слова «кондак» — одного из вида песнопений. Нотация происходит от палеовизантийской и заимствована на Руси в IX веке. Характеризуется наличием мелодически развитых элементов, особой мелизматикой. Расцвет кондакарного пения на Руси приходится на XI—XII века, к XIV веку исчезает из русской богослужебной традиции в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг. Встречается в кондакарях, основа которых кондаки и икосы в честь праздников всего периода церковного года и в память святых. Самые известные письменные источники, содержащие песнопения записанные кондакарным распевом — Типографский Устав, Благовещенский кондакарь, Троицкий кондакарь.

Столпово́й распев

Основной вид знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции. Название происходит от слова «столп» — восьминедельного цикла Октоиха, книги распетой данным распевом и получившей распространение на Руси в последней трети XV века, в связи с принятием Иерусалимского Устава (ср. евангельские столпы Октоиха). Столповой распев получил широкое распространение и является самым употребительным в русской одноголосной богослужебной традиции и в настоящее время. Распев состоит из попевок (кокиз), фит и лиц, которые в свою очередь состоят из более мелких единиц — крюков (знамён). Имеет осмогласную систему, т.о. каждому гласу соответствует определённый набор кокиз, а также характеризующие глас набор фит и лиц. Фита и лица представляют собой протяжённые мелодические фразы, которые певчий должен был знать наизусть. В современной традиции часто записываются дробным знаменем и не имеют тайнозамкненной записи, то есть такой, которая не позволяла бы певцу прочесть напев с листа, но только спеть его наизусть. В состав столпового распева входят аненайки, особые украшения песнопений, род византийских кратим. Попевки столпового распева присутствуют не только в песнопениях богослужебного круга, но в обиходных песнопениях. Наиболее употребительными попевками, вошедшими в обиход считаются кокизы 6-го гласа. Кроме богослужебных книг, для изучения нотации создавались особые певческие азбуки, кокизники и фитники.

Путевой распев

Певческий стиль, распространённый в древнерусской музыкальной культуре наряду со знаменным распевом и демественным распевом. Происхождение названия является спорным вопросом в медиевистике. Возник в последней четверти XV в. До середины XVI в. применялся в Стихираре, затем также в Обиходе. Первое время записывался знаменной нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль по сравнению с репертуаром знаменного распева. В конце XVI в. Путевой распев стал самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью. Мелодику путевого распева образует совокупность канонических мелодических формул, подчинённых системе осмогласия. Вершина развития путевого распева — конец XVI- 1-я пол. XVII вв. В начале XVII в. были созданы первые путевые азбуки музыкальные, возникла специфическая терминология, определяющая принадлежность песнопений путевому распеву («пут», «путной», «путем»). Во 2-й половине XVII в. Путевой распев начал выходить из употребления. Незначительное количество путевых напевов, записанных «путем столповым», сохранилось в старообрядческих рукописях XVIII-XX вв.

Деме́ственный распев

Демественный распев — демественное пение, демество, — одно из стилевых направлений древнерусского певческого искусства. Раннее упоминание о нём относится к 1441 г. (Московский летописный свод конца XV в.). Получил распространение в XVI—XVII вв., в том числе в многоголосии (3- или 4-голосие; в 4-голосном демественном многоголосии одни из голосов именовался демеством, а другой путем). Репертуар демественного распева включает отдельные песнопения Обихода, Праздников и Трезвонов, Стихираря постного, Октоиха и Ирмология. С 3-й четверти XVIII в. ряд песнопений Обихода вошёл в старообрядческую книгу Демественник. Первоначально демественный распев записывался знаменной (столповой нотацией (см. Крюки). во 2-й половине XVI в. на её основе была создана демественная нотация, использующая элементы знаменной нотации, но в более усложнённом виде. В демественной нотации не применялась тайно-замкненность. В деместве были выработаны стилистические закономерности, сыгравшие значительную роль в эволюции русского певческого искусства: формировался торжественный стиль пения с широкими распевами отдельных слогов текста. Используется в настоящее время, как особый торжественный распев, например, при архиерейских богослужениях.

Исторический очерк

Древнейшие нотированные крюками рукописи относят к XI веку. К XVII в. в крюковой записи появились дополнительные знаки — «призна́ки» и «пометы», ранние рукописи представляют «беспометную» нотацию. Рукописи XVII века фиксируют появление наравне с традиционным одноголосным пением раннее «народное» многоголосие (строчное пение), которое также было записано знамёнами. В ходе реформ XVII в. знаменное пение постепенно вытеснялось формами европейского пения, основанном не на старинных модальных ладах, а на мажорно-минорной тональности западноевропейского образца.

Фёдор Крестьянин. Стихира Евангельская первая, глас 1. Расшифровка Бражникова М. В.
Эта же Стихира Евангельская первая, глас 1, Фёдора Крестьянина в расшифровке Б. Кутузова.
Евангельская стихира «Мариины слезы» в нотации «топориками» (фрагмент). Из кн.: Октоих нотного пения. 7-е изд. Москва, 1811

В конце XVII — начале XVIII веков знаменные мелодии в киевской традиции стали записывать в квадратной нотации[2], напоминающей римскую квадратную нотацию, принятую в певческих книгах католиков[3]. В отличие от последних, «топорики» (жаргонное наименование этого типа нотации) записывались не на четырёхлинейном, а на пятилинейном нотоносце, и только в ключе C («цефаутном»)[4]. Именно в такой квадратной нотации в 1772 году Синодом в Москве был выпущен свод основных церковных песнопений — 4 певческих книги (Обиход, Ирмологий, Октоих и Праздники), которые впоследствии неоднократно переиздавались[5]. Дополнительно, в 1778 году в Москве был издан «Сокращенный Обиход нотного пения», в котором квадратной нотой были записаны наиболее ходовые песнопения из всех четырёх книг[6]. Это издание получило всеобщее распространение и было принято в качестве первоначального руководства при обучении церковному пению в духовных учебных заведениях. В 1899 году (также в квадратной нотации) была выпущена Триодь постная и цветная[7].

В XIX веке знаменное пение постепенно было вытеснено «партесным» (многоголосным). Это означало фактический отказ от основных принципов знаменной монодии. В то же время некоторые композиторы предприняли усилия по встраиванию «знаменных» мелодий в партесный обиход, гармонизируя их в согласии с правилами западноевропейской гармонии. В настоящее время песнопения знаменного распева, как правило, нотируются как в традиционной «крюковой», так и в круглой, «итальянской» нотации, хотя ряд музыковедов признает последнюю некорректной (для передачи древней монодии). Компромиссное решение состоит в записи знаменного распева в виде так называемых «двознаменников»[8]. При таком способе записи сочетается использование знаменной и «классической» пятилинейной нотаций. Существует несколько разновидностей крюкового письма в зависимости от вида распева, времени и места возникновения традиции, в том числе может характеризоваться особыми пометами (см. Киноварные пометы).

Крупнейшие мастера знаменного пения: Савва Рогов, Фёдор Крестьянин (Христианин), Иван Нос, Маркелл Безбородый и Стефан Голыш, творившие в эпоху Василия III и Ивана IV Грозного, митрополит Варлаам и Исайя Лукошко, творчество которых приходится на эпоху Смутного времени и правления Михаила Фёдоровича. Крупным мастером был представитель усольской школы Фаддей Субботин, работавший в Комиссии по реформе церковного пения патриарха Никона. Одним из лучших специалистов в области знаменного пения и создателем фундаментальной работы «Азбука знаменного пения» (1688), которая является полным изложением теории знаменного пения, был Александр Мезенец.

Судьба знаменного пения в Синодальный период

Начиная с конца XVII века — начала XVIII века, крюковую нотацию стали заменять на западную нотацию; а русское знаменное пение стали заменять западноевропейским, латинским пением. Единогласное знаменное пение считалось принадлежностью «раскольников» (старообрядцев).

Многие мелодии знаменного пения в XVIII — начале XX веков подверглись многоголосной обработке в традициях западноевропейской гармонической тональности; среди авторов обработок П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов, П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков, Н. А. Римский-Корсаков и др.

До сих пор традиции знаменного пения соблюдают старообрядцы. Существуют специалисты, возраждающие знаменное пение и в новом обряде Русской православной церкви, например Валаамский монастырь, (единоверцы РПЦ используют в богослужении знаменное пение)[9][10].

Возрождение знаменного пения в Русской Православной Церкви

К специалистам, возрождающим сегодня знаменное пение, относятся, например, сотрудники кафедры Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова[11]. В частности, изучением и разработкой вопросов кондакарного пения занимается музыковед, исследователь древнерусской музыки, руководитель певческого коллектива, преподаватель кафедры Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской Государственной Консерватории Татьяна Швец[12].

Возрождению знаменного пения посвящен Международный Фестиваль "Академия православной музыки", который организуется Санкт-Петербургской Государственной Консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова при поддержке Министерства культуры, Администрации Президента Российской Федерации и по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла[13]. В содержание Фестиваля входит Летняя школа, цель которой - возрождение истинной исторической традиции православной музыки, а также знакомство с ней самого широкого круга публики[14]

С целью "создания общедоступного фонда знаменных песнопений и программных средств работы с ними ради возрождения в Русской Православной церкви знаменного распева — канонического богослужебного пения" создан проект под названием "Фонд знаменных песнопений" (Знаменный фонд). Он представляет из себя электронный корпус древнеруccких певческих рукописей[15].  

См. также

Примечания

  1. В специальной литературе некоторых исследователей русской богослужебной музыки для слова «распев» применяется также старинная орфография — «роспев».
  2. Это название предпочитает И.А.Гарднер (Богослужебное пение русской православной церкви. Т.2, с.169. Другие названия этой формы нотной записи: «церковная нотация», «синодальная нотация».
  3. См., например, Liber usualis. Tournai, 1950.
  4. Прот. В. Головатенко. Извещение о знамени киевском.
  5. Октоиха, Обихода (первая и вторая части), Праздники, Ирмология.
  6. Электронное факсимиле Сокращенного Обихода.
  7. постной и цветной Триоди. Планировавшиеся издания книг «Трезвоны» и «Требы» в связи с печально известными политическими потрясениями XX в. так не увидели свет.
  8. Неправильное (но распространённое) правописание — «двоезнаменник».
  9. Б. Кутузов, О возрождении знаменного пения в церковном богослужении, «Журнал Московской Патриархии», № 11, 1999
  10. Печенкин Г. Б. Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения, Православный образовательный портал «Слово».
  11. Кафедра древнерусского певческого искусства СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова.
  12. Швец Татьяна Викторовна. СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова.
  13. http://new.choirfestival.ru/academy/ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «АКАДЕМИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ»]. СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова.
  14. Летняя школа Академии православной музыки. СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова.
  15. Фонд знаменных песнопений (Знаменный фонд). Фонд знаменных песнопений.

Литература

  • Калашников Л.Ф. 1910 Киев Азбука церковного знаменного пения Учебник. Киев. Издательство знаменное пение . 1910 год. 36 страниц. Состоит из 8 уроков Далее главы о признаках и о степенях звуков, плюс приложение с лицами и кулизмами.
  • Смоленский В.С. Азбука знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца Казань, 1888. — 24 л. — 132 с. Мезенец (настоящая фамилия ‒ Стреммоухов) Александр - русский музыкальный теоретик середины XVII века, знаток церковного пения (дидаскал). С 1657 «справщик» (корректор) московского Печатного двора, с 1668 старец (член Совета старейшин) звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Возглавлял комиссию 6 дидаскалов, установивших образцовые редакции церковных песнопений. Его теоретический труд (создан при участии других дидаскалов) «Извещение о согласнейших пометах» ‒ наиболее полное изложение теории знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах Вместо предисловия Примечания к азбуке Мезенца Примечания к строкам из ирмосов
  • Разумовский Д. В. Церковное пение в России. Москва, 1867—1869.
  • Арнольд Ю. Теория древне-русского церковного и народного пения <…>. Москва, 1880,
  • Металлов В. Очерк истории православного пения в России, 4-е изд. Москва, 1915.
  • Вознесенский И. О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев. Киев, 1897.
  • Бражников М. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева, XII—XVIII веков. Ленинград — Москва, 1949.
  • Успенский Н. Древнерусское певческое искусство, 2-е изд. Москва, 1971.
  • Успенский Н. Образцы древнерусского певческого искусства, 2-е изд. Ленинград, 1971.
  • Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. Москва, 1996.
  • Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Москва: ПСТБИ, 2004 (2 тома).
  • Кутузов Б. Русское знаменное пение. Москва, 2008, 304 стр., ISBN 978-5-9901442-1-7.
  • ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ // Православная энциклопедия. Том XX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 285-297. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3

Ссылки

  • Протоиерей Борис Николаев, Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения, Православная энциклопедия «Азбука веры».
  • Старообрядческая традиция знаменного пения. Хор певчих старообрядческих приходов Сибири исполняет знаменные песнопения XVI-XVII веков. Фильм YouTube.
  • «Дьячье око» — сайт по древнерусскому церковному пению, имеются пособия для изучения древнерусской певческой нотации — крюков.
  • Сайт Московской Регентско-певческой Семинарии. Раздел «Раритет» содержит множество источников знаменного пения
  • Рукописи Троице-Сергиевой Лавры, хранящиеся в РГБ. Рукописные источники.
  • «Вечерняя песнь» — сайт о древнецерковной певческой культуре.
  • Страницы для любителей древнего православного церковного пения.
  • Фонд знаменных песнопений. Электронный корпус древнеруcских певческих рукописей.. Здесь же руководство по расшифровке крюков и краткий фитник.
  • Богослужебно-певческая ярмарка. "Вертоградъ".
  • Школа знаменного пения "Глаголь".
  • «Древний глас» — сайт о традициях православного богослужения.
  • «Ноты древних распевов».
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Знамёна.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24