Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Стефан Голыш

Перейти к: навигация, поиск
Стефан Голыш
Дата рождения

до середины 1530-х годов

Место рождения

Новгород Великий (?)

Дата смерти

II половина XVI века

Место смерти

Сольвычегодск (?)

Годы активности

II половина XVI века

Страна

Русское царство Русское царство

Профессии

композитор, певчий

Инструменты

вокал

Жанры

духовная музыка

Сотрудничество

Савва Рогов, Фёдор Крестьянин, Иван Нос, Исайя Лукошко

Стефан Голышраспевщик, творчество которого приходилось на середину и II половину XVI века, ученик новгородского мастера знаменного пения Саввы Рогова, основатель «усольской» школы знаменного пения, сложившейся в правление Ивана Грозного во владениях купцов Строгановых.

Биография

Собор Благовещения в Сольвычегорске, где, вероятно, в 70-е годы XVI века проходила педагогическая деятельность Стефана Голыша.

Данные о жизни и деятельности Стефана Голыша реконструируются на основе нескольких отличающихся друг от друга списков единственного фрагмента найденного В. Ундольским[1] сочинения 30-х годов XVII века «Предисловие, откуду и от какого времени начася в нашей Рустей земли осмогласное пение», упоминающего его имя. В этом фрагменте Стефан Голыш ставится автором в прямую связь с крупнейшими мастерами знаменного пения этого времени. Савва Рогов (основатель и руководитель крупнейшего в то время училища знаменного пения) является его учителем, Фёдор Крестьянин и Иван Нос (самые видные представители «московской» школы знаменного пения) - соучениками в училище Рогова, а Исайя Лукошко (крупнейший представитель «усольской» школы) - учеником:

«И от его учеников слышахом, котории нам знаеми бяху, что де он, Христианин, сказывал своим учеником, что в Великом Нове граде были старые мастера: Сава Рогов, да брат его Василий, во иноцех Вар­лам, родом корелян. И после де того тот Варлам был митрополит во граде Ростове, вельми был муж благоговейн и мудр зело, пети был горазд, знаменному и троестрочному, и демественному пению был роспевщик и творец. И у того брата его, у Савы, были ученики, выше­реченный поп Федор, по реклу Христианин, да Иоанн Нос, да Стефан, прослутием Голыш. И тот Иоанн Нос, да поп Федор Христианин быша во царство благочестиваго царя и великаго князя Иоанна Васильевича всеа Русии. И бяху с ним в любимом его селе, в слободе Александрове. А Стефан Голыш с ним не бысть, хождаше по градом и учаше учеников в Усольстей стране, и у Строгановых учил Иоанна, по реклу Лукошко, а во иноцех бысть Исаия. И дидаскал его Стефан Голыш много знаменного пения распространил и напол­нил. И от тех же Христианиновых учеников слышахом, что де он им сказывал про стихеры Евангельскиа: был де некто во Твери диякон зело вельми мудр и благоговейн, тот де роспел стихеры евангельскиа. А Псалтырь роспета в Вели­ком Нове граде: некто бысть инок именем Маркел, прослу­тием Безбородой. Да он же сложил канон Никите архиепис­копу Новгородскому вельми изящен. А триоди роспел и изъяснил Иоанн Нос, как был в слободе Александрове у царя Иоанна Васильевича; и святым многим стихеры и славник роспел. Да он же Иоанн роспел крестобого­родич­ны и богородичны минейные».

— Музыкальная эстетика России ХI-ХVIII веков. М. 1973. С. 42-43

На основе информации, содержащейся в тексте, сопоставления её с общепризнанными датами, историки музыки предполагают, что обучение в училище Саввы Рогова должно было проходить в 30-е - I половине 40-х годов XVI века, когда оно действовала в Новгороде, а преподавательская и сочинительская деятельность его во владениях Строгановых («усольская» земля - владения Аникея Строганова и его сыновей по рекам Каме и Чусовой в Пермской земле) могла проходить в 70-е годы этого же столетия при Благовещенском соборе Сольвычегодска, где его ученик Иван Лукошко принял в 1579 году сан священника[2]. Источник противопоставляет успешной придворной карьере Фёдора Крестьянинна и Ивана Носа независимое положение Стефана Голыша («хождаше по градом»), подчеркивает особое место преподавания в его деятельности распевщика.

Творчество

Сочинения Стефана Голыша не сохранились. Уже в начале XVII века он воспринимался как основатель «усольской» школы знаменного пения. Некоторые современные музыковеды делают необоснованный документами вывод об использовании им «местных певческих традиций»[2] Пермской земли.

Примечания

  1. Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М. 1846. С. 6-7.
  2. ↑ Кутузов Б. П. Русское знаменное пение.

Литература

  • Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Сергиев Посад, 1998.
  • Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI—XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск. 1991.
  • Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI—XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991.
  • Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI—XVII вв. Челябинск. 1993.
  • Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI—XVII вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997
  • Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М. 1846. С. 6-7.

Ссылки

  • Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Сергиев Посад, 1998.
  • Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М. 1846. С. 6-7.

Стефан Голыш.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24