Дальняя авиация Украины — бывшее объединение Военно-воздушных сил Украины в подчинении центрального верховного командования ВВС, составлявшее стратегическую авиацию Украины.
В 1992 году на территории Украины находилось 4 воздушные армии, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий, учебные и специальные учреждения и заведения[1]. На базе штаба 24-й Воздушной армии в г. Винница было сформировано Командование ВВС Украины.
В состав ВВС Украины были переданы 3 воздушные армии (1100 боевых самолётов), среди которых были 30 Ту-16 (ракетоносцев), 33 Ту-22КД (ракетоносцев), 30 Ту-22Р (разведчиков), 36 Ту-22М3, 23 Ту-95МС, 19 Ту-160, 21 самолёт-заправщик Ил-78, а также большие арсеналы авиационных крылатых ракет Х-55 (1068 единиц) и Х-22 (423 единиц)[1][2][3][4].
В 1992 году Украина также получила большую часть авиации Черноморского флота СССР, в том числе дивизию (три полка) морских ракетоносцев Ту-22М2 и Ту-16К, и разведывательный полк на Ту-22Р[5].
В 1994 году Ту-22М2, Ту-16К и большя часть Ту-22Р были отправлены на базы хранения, а потом утилизированы[5].
Содержание |
Причины ликвидации дальней авиации Украины[7]:
Финансирование работ по ликвидации стратегической авиации Украины осуществлялась за счёт средств, выделенных американским правительством в рамках соглашения «О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и предотвращения распространения оружия массового уничтожения», подписанного 25 ноября 1993 года между Украиной и США[2]. В 2000 году соглашение было продлено до 31 декабря 2006 года[8].
В 1996—1999 годах руководство Украины ликвидировало 29 стратегических самолёта-ракетоносца (10 Ту-160, 19 Ту-95МС) и 487 крылатых ракет Х-55, находившихся на вооружении ВВС Украины[9].
В 1999—2000 годах, в соответствии с межправительственным соглашением, Украина передала России 8 Ту-160, 3 Ту-95МС и 581 крылатую ракету Х-55 в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму $285 млн[10]. Два ракетоносца Ту-95МС (б/н 31 и 95) были переоборудованы в самолёты-разведчики и поставлены на хранение возле НАРП (Николаевского авиаремонтного предприятия). По одному Ту-160 и Ту-95МС в качестве музейных экспонатов остались в Полтавском музее дальней и стратегической авиации[9]. Также на территории Украины было утилизировано 5 российских Ту-95 (3 Ту-95МС и 2 Ту-95К22), находившихся на авиаремонтном заводе в г. Белая Церковь, согласно «Соглашению между Кабинетом Министров Украины и правительством Российской Федерации о ликвидации и порядке возврата авиационной техники, находящейся на ремонтных предприятиях Министерства обороны Украины и Министерства обороны Российской Федерации»[11][12].
В 2001 году Украина продала 12 крылатых ракет Х-55 в Иран и 6 единиц в КНР[13]. Об этом стало известно в 2005 году, когда Святослав Пискун, генеральный прокурор Украины, рассказал про сделку британской газете «Financial Times»[14].
В 2002—2006 годах на авиабазах в Николаеве, Полтаве, Прилуках и Белой Церкви было ликвидировано 60 Ту-22М (43 Ту-22М3 и 17 Ту-22М2), состоявших на вооружении ВВС и авиации ВМФ Украины, а также находившихся на базах хранения и авиаремонтных заводах[9]. Также на авиабазе Озёрное было уничтожено 423 авиационные крылатые ракеты Х-22[9]. Для музейной экспозиции было оставлено 4 Ту-22М, из которых один Ту-22М3 находится в Полтавском музее дальней и стратегической авиации, и по одному Ту-22М0, Ту-22М2 и Ту-22М3 — в Государственном музее авиации Украины[9].
В 2004 году на территории Государственного авиационного научно-испытательного центра ВВС Украины (бывшее Управление 8 ГНИИ ВВС им. В. П. Чкалова) был разрезан первый Ту-142, принадлежавший Украине, под наблюдением группы американских специалистов во главе с Уильямом Янгстромом, руководителем «Программы совместного уменьшения угроз на Украине»[15][16]. Ту-142, принадлежавшие Украине, базировались на авиабазе Кульбакино 33-го Центра боевого применения и переучивания ВВС Украины (г. Николаев) и на аэродроме Государственного авиационного научно-испытательного центра ВВС Украины вблизи пгт. Кировское (АР Крым).
К 2007 году на территории Украины было уничтожено 6 дальних противолодочных самолётов Ту-142 и 4 учебно-тренировочных Ту-134УБЛ[2]. Несколько Ту-142 и Ту-134УБЛ остались на Украине в качестве музейных экспонатов: Ту-142 можно увидеть в Государственном музее авиации Украины и Луганском авиационно-технический музее, а Ту-134УБЛ — в Государственном музее авиации Украины и Полтавском музее дальней и стратегической авиации.
Внешние изображения | |
---|---|
Ту-160 на авиабазе Прилуки | |
Ту-160 (б/н 10), 1997 год | |
Ту-160 (б/н 10), 1997 год | |
Ту-160 (б/н 12), 1997 год | |
Ту-160 (б/н 15), 1997 год |
Внешние изображения | |
---|---|
Ту-22М3 на авиабазе Прилуки | |
Ту-22М3 (б/н 55), 1997 год | |
Ту-22М3 (б/н 55), 1997 год | |
Ту-22М3 (б/н 55), 1997 год | |
Ту-22М3 (б/н 51) | |
Ту-22М3 (б/н 50) |
На авиабазе дислоцировались следующие самолёты-ракетоносцы 184-ого гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиаполка[17]:
25 апреля 1987 года авиабаза Прилуки первой в СССР получила стратегические ракетоносцы Ту-160. В 1991 году, на момент распада СССР, в Прилуках находилось 19 из 35 построенных Ту-160 в составе двух эскадрилий. В третьей эскадрилье базировались учебно-тренировочные самолеты Ту-134УБЛ, которые обеспечивали обучение лётчиков и помогали продлить ресурс ракетоносцев.
8 марта 1992 года полк присягнул на верность Украине[17].
В 1993 году в связи с реформированием украинских ВВС на вооружение полка вновь были приняты 20 Ту-22М3. После распада СССР большинство Ту-160 украинских ВВС были поставлены на консервацию, кроме нескольких бомбардировщиков, а полк снова вооружили Ту-22М3[17].
18 февраля 1995 года в газете «Правда Прилуччини» так описывали боеспособность полка:
Содержание (без проведения полётов) самолёта Ту-160 нам обходилось (в ценах 1995 года) в 418 000 долларов в год. Лётчики последний раз поднимались в воздух в октябре 1994 года. Нет горючего. Пуски ракет не проводились с 1991 года.[18]
16 ноября 1998 года Украина приступила к уничтожению Ту-160 по программе Нанна-Лугара («Программе совместного снижения угрозы»). В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был уничтожен Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов.[17]
8 сентября 1999 года в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, около 600 крылатых ракет Х-55 и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму $285 млн[10].
5 ноября 1999 года Ту-160 с бортовым номером 10 стал первым, который перелетел в Россию, на авиабазу «Энгельс-2».[19] Вот как описывает в своей статье «Перегон Ту-160 из Прилук в Энгельс» технический специалист С. Воронов, который принимал участие в подготовке Ту-160 к перелёту в Россию:
"Первым отобранным к приемке и подготовке для перелета в Энгельс стал Ту-160 с бортовым номером «10». Самолеты Ту-160 ВВС Украины не поднимались в воздух по три — четыре года, исключение составляла как раз «десятка», принимавшая участие в параде 1998 г… Надо сказать, что в целом состояние самолетов Ту-160 было хорошим. Остаточный ресурс составлял 90 % от установленного. Все самолеты укомплектованы необходимым оборудованием и документацией. На них добросовестно выполнялись работы по хранению — видно было, что работы выполнялись «за совесть».[20][21]
21 февраля 2000 года последние 2 Ту-160, проданные России, вылетели курсом на авиабазу «Энгельс-2».
30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей дальней авиации.[22] Впоследствии бомбардировщик был приведён в небоеспособное состояние. Это единственный Ту-160, который остался на территории Украины.
11 августа 2000 года произошла церемония прощания со знаменем 184-го полка[23]. Знамя было передано на сохранение в Министерство обороны Украины. В ноябре 2000 года 184-й Гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиаполк был окончательно расформирован.
2 февраля 2001 года был разрезан десятый Ту-160, последний из стратегических бомбардировщиков ВВС Украины, которые должны были быть уничтожены по договорённости с США.
По состоянию на 2012 год авиабаза Прилуки заброшена, почти все оборудование демонтировано (снято радиолокационное и светотехническое оборудование, разобраны дальние стоянки). По требованию США были также были уничтожены земляные капониры, бомбоубежища, два склада горюче-смазочных материалов и другие объекты на авиабазе.
На территории бывшей авиабазы находится памятник Ту-16.
На авиабазе Полтава базировался 185-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиаполк[24].
В 1991 году на вооружении 185-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка находилось 6 Ту-16П и 18 Ту-22М3[25].
В августе 2000 году прошли совместные российско-украинские учения, во время которых 2 Ту-22М3 из 185-го тбап выполнили перелет на Север России и вместе с российскими самолётами атаковали и поразили мишени-баржи на полигоне у Новой Земли[26]. Также экипаж украинского Ту-22М3, во время российско-украинских учений на полигоне Архалык, после дальнего перелета произвел пуск ракеты-мишени Х-22, которая была успешно уничтожена российскими истребителями Су-27.
Согласно договору СНВ-2, Ту-22/Ту-22М и их модификации не считаются стратегическими бомбардировщиками, однако под давлением Государственного департамента США руководство Украины согласилось на уничтожение всех Ту-22/Ту-22М, находившихся на вооружении украинских ВВС[27].
Контракт на проведение работ по уничтожению дальних бомбардировщиков Ту-22М ВВС Украины и их вооружения был подписан в июле 2002 года между Агентством по уменьшению угрозы министерства обороны США и американской фирмой Rayteon Technical Service. Субподрядчиком ликвидационных работ выступило государственное предприятие Минобороны «Украинская авиационная транспортная компания»[28].
Ликвидация проводилась в несколько этапов. Сначала бомбардировщики были выведены из состояния боевой готовности, а потом — распилены[28].
Весной 2002 года завершился первый этап уничтожения Ту-22М, во время которого было ликвидировано 8 Ту-22М3[8].
В ноябре 2002 года начался следующий этап уничтожения Ту-22М. Было разрезано 31 Ту-22М2/М3, базировавшихся на военных аэродромах в Полтаве и Николаеве. Также были полностью уничтожены 225 крылатых ракет Х-22. В Полтаве было уничтожено 12 самолётов Ту-22М3, в Николаеве — 17 Ту-22М2 и 2 Ту-22М3, в Озёрном — 225 крылатых ракет Х-22. Работы по уничтожению бомбардировщиков велись по контракту с американской компанией Rayteon Technical Service с ноября 2002 года по июль 2004 года[8].
В 2003 году Ту-22М3 был окончательно снят с вооружения ВВС Украины.
27 января 2006 года на авиабазе «Полтава» было завершено уничтожение 60 Ту-22М (17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3) и 423 авиационных крылатых ракет Х-22 ВВС Украины[29][30]. В церемонии уничтожения последнего украинского дальнего бомбардировщика приняли участие Джон Хербст, посол США на Украине, а также представители министерства обороны США во главе с заместителем помощника министра обороны Ингландом Дагом[2].
Несколько Ту-22/Ту-22М были приведены в нелётное состояние и переданы в Государственный музей авиации Украины и Полтавский музей дальней авиации, созданный группой офицеров-энтузиастов на базе бывшего военного аэродрома в 2007 году.
Авиабаза Узин являлась одной из самых мощных и важных авиабаз на территории СССР[31]. В 1991 году на авиабазе Узин базировался 1006-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк и 409-й авиаполк самолётов-заправщиков[31].
В 1994 году на вооружении 1006-й тбап находилось 23 Ту-95МС, из них 7 летали, 14 находились на хранении и 2 — на авиаремонтном заводе[32][33]. Бомбардировщики, состоявшие на вооружении 1006-го тбап, относились к модификации Ту-95МС-16, способной нести 16 крылатых ракет Х-55 и поражать цели на расстоянии до 2500 км[34]. 409-й авиаполк, оснащённый 21 самолётом-заправщиком Ил-78, обеспечивал дозаправку топливом стратегических бомбардировщиков Ту-95МС из Узина и Ту-160, базирующихся в Прилуках[35].
Авиабаза Узин прекратила своё существование в 1998 году после того как правительство Украины под давлением США приняло решение уничтожить Ту-95МС, а самолёты-заправщики Ил-78 переоборудовать для грузовых коммерческих перевозок[36]. Впоследствии один из Ил-78, ранее базировавшихся в Узине, был куплен в 2005 году американской частной военной компанией North American Tactical Aviation Inc для использования в спецоперациях в Пакистане[37][38][39].
К 2001 году было уничтожено или передано России в обмен на оплату долга за природный газ 22 Ту-95МС ВВС Украины, находившихся на вооружении, хранении и на авиаремонтном заводе в Белой Церкви[2][24]. По одному Ту-95К и Ту-95МС в качестве музейных экспонатов остались на территории бывшей авиабазы Узин и в Полтавском музее дальней и стратегической авиации[40][41].
Внешние изображения | |
---|---|
Ту-22Р, 1999 год | |
Cтоянка Белоцерковского АРЗ, 1998 год |
На авиабазе Гаёк (г. Белая Церковь) базировался 251-й гвардейский инструкторский тяжёлый бомбардировочный авиаполк.
В 1991 году на вооружении авиаполка состояли 27 Ту-16К[42][24].
В 1993 году Ту-16, базирующиеся в Белой Церкви, как и другие Ту-16, принадлежавшие Украине, были поставлены на хранение, а потом утилизированы.
Возле авиабазы расположен Белоцерковский авиаремонтный завод, где производился ремонт самолётов Ту-16, Ту-22, Ту-22М и Ту-95.
На территории бывшей авиабазы Белая Церковь находится памятник Ту-16, установленный в 1984 году в честь 40-летия 251-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиаполка.
Внешние изображения | |
---|---|
Ту-95/142 возле НАРП | |
Ту-142МЗ и Ту-95МС | |
Ту-142МЗ | |
Ту-142МЗ | |
Ту-95МС (б\н 31) | |
Ту-95МС (б\н 31) | |
Ту-95МС (б\н 95) |
Внешние изображения | |
---|---|
33-й ЦБП и ПЛС ВВС Украины | |
Ту-22М2 (б/н 18), 1994 год | |
Ту-22М2 (б/н 11), 1994 год | |
Ту-22М2 (б/н 71), 1993 год | |
Ту-22М2 (б/н 73), 1993 год | |
Ту-22М3 (б/н 73), 2004 год |
Авиабаза Кульбакино (г. Николаев) — аэродром бывшего 333-го Центра боевого применения и переучивания Авиации ВМФ ВС СССР[43]. После обретения Украиной независимости центр был переименован в 33-й Центр боевого применения и переучивания ВВС Украины.
На авиабазе базировался 540-й инструкторско-исследовательский морской ракетоносный авиационный полк. В 1992 году на вооружении авиаполка находилось 29 Ту-22М2/М3 и 20 Ту-16К[44][45]. В начале 1990-х гг Ту-16К и Ту-22М2 были отправлены на базы хранения, а потом утилизированы.
Также на авиабазе базировались противолодочные самолёты Ту-142М и Ту-142МЗ. К началу 2006 года было уничтожено 6 самолётов типа Ту-142[2][24].
Один Ту-142МЗ был передан в Государственный музей авиации Украины, ещё один Ту-142 находится в Луганском авиамузее.
Впоследствии на аэродроме стала базироваться 299-я бригада тактической авиации ВС Украины, вооруженная штурмовиками Су-25.
По состоянию на 2012 год на территории авиабазы находятся один разобранный Ту-142 и два Ту-95МС (б/н 31 и 95), переделанные в разведчики.
Возле авиабазы Кульбакино раположено Николаевское авиаремонтное предприятие (НАРП), где производился ремонт самолётов Ту-16, Ту-95, Ту-142, Ту-22М2 и Ту-22М3[46].
На территории авиабазы установлен Ту-16 в виде памятника.
На авиабазе Стрый с 1951 по 1992 год базировался 260-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк[47].
В 1991 году на вооружении авиаполка стояли следующие самолёты[24][47]:
В 1993 году Ту-22М3 перегнали на авиабазу Прилуки, а Ту-16К сняли с вооружения и впоследствии утилизировали.
В 1998 году авиабаза была окончательно закрыта, а 260-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк расформирован.
Внешние изображения | |
---|---|
Ту-22УД (б/н 30), 1994 год | |
Ту-22УД, 1995 год | |
Ту-22КД, 1995 год | |
Ту-22КД, 1995 год | |
Ту-22ПД, 1995 год |
На авиабазе Озёрное базировался 341-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк.
На вооружении стояли следующие самолёты[24][48]:
В 1997 году на авиабазе Озёрное состоялся последний вылет самолётов типа Ту-22.
В 1998 — 1999 годах самолёты перегнали на базу ликвидации на аэродром Нежин.
К 2001 году данные самолёты были утилизированы.
На авиабазе Нежин базировался 199-й гвардейский отдельный дальний разведывательный полк.
На вооружении стояли следующие самолёты:
Внешние изображения | |
---|---|
Ту-22 на авиабазе Нежин | |
Ту-22 (б/н 39), 1994 год | |
Ту-22 (б/н 35), 1994 год | |
Ту-22Р (б/н 20), 1990-е гг | |
Ту-22УД (б/н 05), 1990-е гг | |
Ту-22УД, 1990-е гг |
199‑й ОГДРАП занимался стратегической разведкой на центрально-европейском и юго-западном (ФРГ — Австрия — Греция — Босфор — Мраморное море), и южном (Чёрное море — Турция — Иран) направлениях[49].
В 1992 году большинство летчиков и штурманов 199-й гвардейского отдельного дальнего разведывательного полка имело первый класс. Нехватка топлива, запчастей и экономические трудности привели к существенному снижению интенсивности полетов. Несмотря на это, авиаторам удавалось поддерживать высокий уровень подготовки, что подтверждают действия экипажа Ту-22Р 25 мая 1995 года, когда после выполнения задания над нейтральными водами Чёрного моря на их самолете отказал двигатель[49]. По расчетам штурмана долететь до Нежина неудавалось, и летчик мастерски посадил неисправную машину на запасном аэродроме под Одессой.
Некоторое время Ту-22Р пытались использовать на Украине и в гражданских целях: выполнять фотосъемку для картографирования, геодезии и землеустройства и проводить мониторинг стихийных бедствий.
30 декабря 1996 года авиаполк был реорганизован в 18-ю отдельную дальнеразведывательную авиационную эскадрилью (одраэ). В боевом составе эскадрильи числились 6 Ан-З0Б, 3 Ту-22Р и 1 Ту-22У.
В начале 1997 года, во время визита кораблей ВМС США на Украину, Ту-22Р совершали патрулирование над Чёрным морем[50].
В июле 1998 года на авиабазе Нежин состоялся последний вылет самолётов типа Ту-22.
22 февраля 1999 года постановлением № 242 Верховной Рады 18-я одраэ передана в состав Министерства по чрезвычайным ситуациям и переименована в 300-й специальный авиационный отряд МЧС.
К 2001 году самолёты типа Ту-22 были утилизированы на базе ликвидации в Нежине.
Ту-22М, стоявшие на вооружение ВВС Украины, в Государственном музее авиации Украины, 2011 год.
Ту-160 ВВС Украины в Полтавском музее дальней авиации, 2011 год.
Ту-134УБЛ ВВС Украины в Государственном музее авиации Украины, 2011 год.
Слева-направо: Ту-95МС, Ту-22КД, Ту-134УБЛ и Ту-22М3 ВВС Украины в Полтавском музее дальней авиации, 2007 год.
Слева-направо: Ту-22М0, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-134УБЛ ВВС Украины в Государственном музее авиации Украины, 2008 год.
Ту-142МЗ в Государственном музее авиации Украины, 2008 год.
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи об Украине. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Дальняя авиация Украины.