В настоящее время среди христиан существуют различные мнения по поводу гомосексуальности и гомосексуальных отношений. На протяжении практически всей христианской истории гомосексуальные отношения рассматривались в христианстве как грех, а его причина (как вообще причина любого греха) объяснялась повреждением человеческой природы и её склонностью ко греху после грехопадения. В современный период такой взгляд на гомосексуальные отношения содержится в официальной позиции Католической Церкви[1], Православных поместных[2], Древневосточных Церквей и ряда Протестантских Церквей (включая Церковь адвентистов седьмого дня, большинство Баптистских, Методистских и Пятидесятнических церквей)[3].
Ряд Протестантских церквей и основная масса Старокатолических Церквей не считают моногамные однополые отношения греховными или аморальными[4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15]. В части этих церквей, а также в некоторых других[16][17] открытые гомосексуалы допускаются к священническому служению, имеются прецеденты рукоположения гомосексуалов в епископов[18][19][20]. Разногласия в вопросах отношения к однополым бракам и рукоположению открытых гомосексуалов стали причиной острых дискуссий в других церквях[21].
В традиционном христианстве для описания гомосексуальных отношений используется терминология, заимствованная из переводов Библии с языков оригинала. Так, например, в христианской литературе употребляются такие термины, как «мужеложство»[22], «содомия»[23], «содомский грех». В последние десятилетия в церковный лексикон также вошли понятия, заимствованные из светской литературы. Для обозначения гомосексуальных отношений, наряду с наименованиями библейского происхождения, русскоязычные христиане широко используют термины «гомосексуализм»[23], «гомосексуальные связи»[24], «гомосексуалисты»[24]. В странах западного мира термин «гомосексуализм» (англ. homosexualism, нем. Homosexualismus и т. д.) практически не используется. Вместо него широко употребляется термин «гомосексуальность» (англ. «homosexuality», нем. «Homosexualität» и т. д.), который в среде русскоязычных христиан используется крайне редко.
В англоязычной христианской литературе термин «homosexuality», который в современной русскоязычной христианской литературе переводится в основном как «гомосексуализм» или реже как «гомосексуальность», может употребляться для обозначения гомосексуального поведения, независимо от сексуальной ориентации человека. В русскоязычной христианской литературе термины «гомосексуализм» и «гомосексуальность» могут употребляться не как синонимы, а как термины, имеющие определенные смысловые отличия друг от друга. Так, согласно «Православной энциклопедии»: «Считается необходимым отличать от гомосексуализма гомосексуальность — извращенное половое влечение человека преимущественно к лицам одного с ним пола … поскольку гомосексуальность может оставаться под контролем индивида и не реализоваться на практике, хотя, как правило, гомосексуальность подразумевает и соответствующее сексуальное поведение. В свою очередь гомосексуализм не всегда является следствием гомосексуальности»[25].
Как богословы так и светские историки христианства до недавнего времени практически все придерживались традиционной точки зрения, что христиане времен апостолов осуждали любые гомосексуальные отношения точно так же, как сейчас это принято в консервативных церквях. Доказательствами этого считаются тексты Нового Завета, отражающие веру самых ранних христиан, и тексты раннего христианства. Согласно историческим данным, в дошедших до нас текстах по истории христианства отражена именно эта точка зрения, очень часто в резкой и категорической форме ).
Христианство не только восприняло нравственные сексуальные нормы ветхозаветнего иудаизма, изложенного в книгах Ветхого Завета, но и по мнению христианских богословов, фактически сделало их более строгими, в сравнении с нравственными требованиями иудаизма времен Иисуса (согласно учению Нагорной проповеди [26] [27] [28]). Преемственность моральных норм Ветхого Завета в христианстве связана с принятием нравственных заповедей Ветхого Завета в их христианском понимании (в контексте учения Иисуса Христа и апостолов). Эта преемственность прослеживается при сравнении трудов историков и богословов первых веков нашей эры, и в частности трудов Отцов Церкви. В настоящее время не вызывает сомнений также неизменность текста Ветхого Завета со времен Иисуса (археологическими доказательствами этого считаются кумранские свитки) и Нового Завета со II века нашей эры ).
В частности, известный историк античности и современник апостолов, автор книг по истории еврейского народа Иосиф Флавий, говорит о наличие такого понимания Священного Писания в иудаизме во времена Иисуса:
Моисей также запретил общение с женщиною менструирующею, скотоложство и мужеложство, указав на весь позор таких преступлений. [29]
Помимо библейских текстов, в православии и католичестве в качестве существенного для верующих этих церквей довода приводятся также высказывания Отцов Церкви, святых и (у католиков) Учителей Церкви, вера которых относится к области Священного Предания. В протестантизме эта раннехристианская литература рассматривается как историческое свидетельство о взглядах христиан того времени.
Многие Отцы, Учители Церкви и святые высказывались по вопросу гомосексуальных отношений в крайне резкой осуждающей форме, ссылаясь на Священное Писание.
Климент Александрийский в своей книге Педагог (ок. 197 г.) писал об этом, ссылаясь на книги Ветхого и Нового завета, а также на точку зрения Платона:
С отношением к этому-то злоупотреблению, как мне кажется, и Платон в "Федре", осуждая педерастию, называет эту любовь животной, потому что своенравные эти сластолюбцы, закусывая удила, отдаются сладострастию по образцу этих животных и пытаются осеменять собственных своих сынов. Нечестивцев же этих, как говорит апостол, предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим. 1, 26 - 27). [30].
Поэтому и открыто, без символического прикрытия, он дает такие заповеди: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14), не ложись с мужчиною, как с женщиной (Лев. 18, 22). На исполнение этих заповедей Логоса должны быть обращены все наши силы; эти заповеди отнюдь не должны быть ни преступаемы, ни ослабляемы. [31].
Кроме обоснования ссылками на Писание, греховность гомосексуальных отношений аргументировалась особенностями строения человеческого тела, что делало их тем самым противоестественными:
Отсюда становится ясным и всеми должно быть признано, что уже сама природа воспротивилась соитию мужчины с мужчиной... Уже самим строением мужского тела природа указала, что оно устроено не для того, чтобы принимать в себя семя, но, чтоб его выбрасывать. [32].
Иоанн Златоуст в толкованиях Послания апостола Павла к римлянам утверждал, что «мужеложники хуже убийц»[33]. Также осуждали гомосексуальные отношения Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, блаженный Августин, Иоанн IV Постник и многие другие[2]. Так, Преподобный Максим Грек писал:
«Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы»[2].
Учитель Католической Церкви святой Фома Аквинский утверждал, что гомосексуальные акты противоречат естественному праву (тому моральному закону, который, согласно Фоме, дан Богом всем людям вне зависимости от их веры и религии)[34]. Представления Фомы Аквинского прочно вошли в официальное учение Католической Церкви[1]. На протяжении веков традиционное нравственное богословие описывает особую порочность однополых сексуальных отношений, нередко упоминая гомосексуальные акты в одном ряду с кровосмешением и скотоложеством[35] [36].
Исходя из категоричного осуждения гомосексуальных отношений церковью, в христианских государствах принимались законы, карающие эти отношения. В 342 году христианские императоры Констанций II и Констант объявили наказание смертью для мужчин, вступающих в однополые отношения[37]. В 390 году христианские императоры Валентиниан II, Феодосий I Великий и Грациан осудили мужчин, «играющих роль женщин», приговаривая виновных в этом к публичному сожжению[38]. Христианский император Юстиниан I обвинил совершающих гомосексуальные акты в том, что их поведение является причиной таких явлений как голод, землетрясения и мор от болезней. Указав на библейский рассказ об уничтожении городов Содома и Гоморры, он предписывает карать за гомосексуальные акты смертной казнью (законы 538 и 544 годов)[39][40][41][42]. Известно также, что по указу Юстиниана мужеложников кастрировали и водили по городу на всеобщее обозрение[42][43].
Исследователи усматривают связь между логикой законов Юстиниана и последующими законами, нередко предписывающими смертную казнь за гомосексуальные акты в христианских государствах[40][41]. Дальнейшая многовековая история полна осуждений за гомосексуальные отношения как инквизицией, так и государственными «законами против содомии», хотя число приговорённых к наказаниям за гомосексуальные отношения было незначительным в сравнении с числом казнённых по обвинениям в ереси и колдовстве[44].
Наказания за гомосексуальные акты стали смягчаться или отменяться лишь начиная с эпохи Просвещения, что хронологически совпадает с распространением скептичного отношения к авторитету и власти церкви. Одним из первых в истории государств, отменивших наказание за однополый секс, если он не был насильственным и не совершался публично, стала Франция времён Французской революции. В 1791 году под влиянием недавно объявленной Декларации прав человека и гражданина 1789 года она приняла новый уголовный закон, где в числе других изменений добровольные однополые сексуальные акты уже не рассматривались в качестве преступления[45]. В настоящее время в преимущественно христианских странах уголовные преследования за гомосексуальные отношения отменены повсеместно. В США последние такие законы, сохранявшиеся в ряде штатов, были окончательно отменены лишь в 2003 году, когда Верховный Суд США признал их неконституционными[46]. При этом оппоненты декриминализации гомосексуальности, антидискриминационных инициатив и узаконивания однополых браков по прежнему часто ссылаются на религиозные убеждения.
В последние десятилетия сформировалась альтернативная точка зрения, которая предлагает нетрадиционные толкования мест Священного Писания, затрагивающих тему гомосексуальных отношений. Традиционные представления в наше время оспариваются современными либеральными богословами, которые утверждают, что в текстах Библии осуждаются не любые гомосексуальные отношения, но лишь те действия, которые связаны с языческими ритуалами или насилием. . Вопрос об отношении к гомосексуальности христиан эпохи апостолов, когда церковь лишь начинала своё историческое существование, в современный период некоторые авторы считают спорным. Историк церкви Йельского Университета Джон Босуэлл (англ.)русск. приводит доводы в пользу существования в ранней церкви ритуала адельфопоисис (англ.)русск., который он рассматривает как религиозное санкционирование однополых союзов[47][48][49]. Взгляд Босуэлла на адельфопоисис как аналог однополых союзов не нашли широкого признания. Его оппоненты утверждают, что этот ритуал освящал платонические братские обязательства, не имеющие отношения к гомосексуальным союзам[47].
Согласно традиционной точке зрения, в христианстве, так же как и в иудаизме, отношение к гомосексуализму было сформулировано ещё на этапе формирования вероучения и выражено в священных и авторитетных текстах, как то Библии, Талмуде и т. п. По мнению многих богословов традиционных школ, гомосексуализм в Писании становится символом нарушения основополагающего принципа святости и проявляется в смешении того, что Бог объявил несовместимым[50].
В XX—XXI в. в связи с развитием сексологии и ряда других наук отношение к гомосексуальности в обществе подвергается существенным изменениям. Всемирная организация здравоохранения исключает гомосексуальность из списка расстройств[51]. Одновременно во многих странах мира происходит процесс принятия гомосексуальной ориентации как нормы в социальной, юридической и медицинской сферах[52][53][54]. Учёные принимаются изучать природу гомосексуальности и многие из них приходят к заключению, что сексуальная ориентация взрослого человека не поддаётся изменению[55][56][57][58].
Все эти события ставят христианские церкви перед необходимостью формулировать и утверждать своё отношение к гомосексуальности в новых исторических условиях.
На сегодняшний день в современном христианстве не существует единого мнения о том, что представляет собой гомосексуальность. Научные специалисты предлагают следующее определение: гомосексуальность — это сексуальная ориентация, проявляющаяся в эмоциональном, романтическом и/или сексуальном (эротическом[59]) влечении исключительно к лицам собственного пола[60][61][62]. По мнению современных христианских богословов, в библейских текстах речь идет не о «гомосексуальности» как явлении, которое в наше время связывается с представлением о сексуальной ориентации, но о гомосексуальном поведении и отдельных гомосексуальных актах[50].
Наиболее консервативные христиане и фундаменталисты не признают существования в природе разнообразия сексуальных ориентаций, считая гомосексуальность греховным выбором человека[63]. Другие же, как, например, в католичестве (и иногда отчасти в православии[64]), признают гомосексуальные наклонности природным свойством, с которым, однако, человек должен бороться и, если не может построить гетеросексуальные отношения в браке, то соблюдать полное сексуальное воздержание[1]. Христиане с такими взглядами часто считают, что греховными являются только гомосексуальные акты, но не гомосексуальные влечения[65].
Некоторые либеральные богословы и церкви в настоящее время вообще не рассматривают гомосексуальность в качестве аномалии, нарушающей божественный порядок. Они утверждают, что гомосексуальная ориентация заложена в природу гомосексуалов самим Творцом. К примеру, в 2003 году Генеральный собор Объединённой церкви Канады утвердил, что «человеческая сексуальная ориентация, будь то гетеросексуальная или гомосексуальная, является даром Бога и частью чудесного разнообразия творения» («sexual orientations, whether heterosexual or homosexual, are a gift from God and part of the marvelous diversity of creation»)[9].
Взгляды на природу гомосексуальности лежат в основании разнообразия позиций по поводу гомосексуальных отношений. Как правило, рассматриваются две диаметральные точки зрения — традиционная и либеральная, которые оценивают гомосексуальные отношения противоположным образом. Однако на самом деле в церковной реальности эти диаметральные точки зрения имеют более широкий спектр оттенков. К примеру, Холбен (L.R. Holben), автор специального исследования «Что христиане думают о гомосексуальности: Шесть характерных точек зрения» («What Christians think about homosexuality: Six representative viewpoints»), представляет шесть различных позиций христиан по вопросу гомосексуальности[66]. Эти позиции коротко перечислены ниже.
В христианском богословии существует единство взглядов в отношении таких основных понятий как недопустимость беспорядочной сексуальной жизни или супружеской неверности. Однако присутствуют разногласия в отношении различных частных нюансов, касающихся сексуальных практик и контроля рождаемости. Все эти нюансы в той или иной мере связаны с представлениями о целомудрии и интерпретациями заповеди «не прелюбодействуй». Разные взгляды в отношении этих вопросов находят своё отражение и в позициях по поводу однополой любви.
Традиционный христианский взгляд на брак и семью основан на понимании человека как двуполого существа, созданного Богом с различиями между мужчиной и женщиной, которые в браке дополняют друг друга. Различия между полами рассматривается как особый дар Творца. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится:
«Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я».
По традиции основными целями брака считаются: рождение и воспитание детей, взаимная помощь и средство к укращению плотского вожделения («во избежание блуда»: 1Кор.7:2—6)[67]. Рождение и воспитание детей занимает особо важное место в понимании традиционного христианского брака[68][69], а намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений рассматривается грехом[70][71].
Конституция II Ватиканского Собора Католической Церкви «Gaudium et spes» утверждает: «По своему естественному характеру сам брачный институт и супружеская любовь предназначены для рождения и воспитания потомства, которым они и увенчиваются»[72]. Зачатие и рождение детей понимается как естественное (природное) назначение сексуальных отношений[73]. Об этом учили многие известные Отцы Церкви и святые в истории христианства[74][75][76][77][78][79][80][81].
Невагинальные половые акты, такие как мастурбация, анальный и оральный секс, при которых физически не может происходить зачатие, традиционно рассматриваются «противоестественными» и «извращёнными»[82][83]. К этому же ряду сексуальных практик в христианской традиции относятся и гомосексуальные акты. Так, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов объясняет:
«Для христианина приемлемы те формы супружеской близости, которые не противоречат главной ее цели, а именно — деторождению. То есть такого рода соединение мужчины и женщины, которое не имеет ничего общего с теми грехами, за которые были наказаны Содом и Гоморра. Когда телесная близость совершается в той извращенной форме, при которой никак и никогда деторождение произойти не может. Об этом сказано в достаточно большом количестве текстов, которые мы называем „правильниками“ или „канонниками“ <...> То, что является естественным продолжением жизни, то добро, и в этом нет ничего скверного и нечистого. А то, что ведет к поиску все новых и новых услаждений, чтобы из своего тела выжать некоторые дополнительные чувственные реакции, — это, конечно, есть недолжное и греховное и то, что не может входить в жизнь православной семьи»[82].
Заявляя о том, что гомосексуальные отношения являются грехом, Катехизис католической церкви ссылается, в частности, на отсутствие возможности зачания в однополых сексуальных актах, а также взаимодополняемости полов[1].
В последнее время в церковных кругах всё больше обсуждается необходимость защиты «традиционных семейных ценностей» в обществе. Эти ценности связывают с такими качествами и установками как «чистота и нравственная красота отношений между мужчиной и женщиной» и «многодетность — чадолюбие, любовь к детям, желание иметь много детей, потребность заботиться, воспитывать и развивать их»[84], которые рассматриваются в качестве средства преодоления демографического кризиса[84][85]. По мнению защитников «традиционных семейных ценностей», понятие семьи исключает такие явления как однополые отношения, внебрачное сожительство и отказ от деторождения[85]. Критика однополых отношений занимает особое место в системе «традиционной семьи», однополые союзы рассматриваются в качестве «антисемейной идеи» и «социальной патологии»[85]. Верующие сторонники «традиционных семейных ценностей» активно выступают против однополых браков[86].
В церковной исторической традиции в качестве законных сексуальных отношений рассматривается лишь вагинальный секс в браке, а брак понимается как союз мужчины и женщины. Гомосексуальные отношения считаются грехом как между мужчинами, так и между женщинами, несмотря на то, что прямой запрет однополых отношений в заповеди книги Левит, как она понимается в традиционном богословии, относится к мужчинам (откуда и происходит термин «мужеложество»).
Запрет на однополый секс рассматривается в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Различные нарушения этой заповеди считаются отступлением от добродетели целомудрия[87][88][89][90]. Так, например, в компендиуме Катехизиса Каталоческой церкви говорится:
«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия»[91].
В синодальном переводе Библии 1 Послания Тимофею 19:8-10 в перечне грехов, нарушающих десять заповедей, мужеложество поставлено в одном ряду с блудом.
В традиционном богословии гомосексуальные действия могут рассматриваются обособленно от грехов прелюбодеяния и блуда, поскольку прелюбодеяние в узком смысле понимается только как супружеская неверность[92], а блуд — как внебрачная сексуальная связь между мужчиной и женщиной[93].
Согласно традиционному пониманию греха и добродетели в христианском богословии, эти понятия доступны человеку не только благодаря сверхъестественному откровению Бога, данному в Писании и Предании, но и благодаря естественному нравственному закону, понимание которого доступно человеку посредством разума. Поэтому основы нравственного закона известны и тем, кто не знаком со сверхъестественным откровением. Подобное понимание отражено в трудах Отцов Церкви (Иустин Философ, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Иоанн Златоуст)[94]. Так, Тертуллиан об этом писал:
«Итак, прежде Моисеева Закона, написанного на каменных скрижалях, я утверждаю, существовал неписаный закон, который обыкновенно понимался естественным образом и соблюдался предками». «Вы спрашиваете о законе Божием — он общий для всего человечества и высечен на скрижалях нашей природы, на которые указывает апостол»[94].
В период средневековья наиболее подробно понятие естественного закона развивается в рамках католической теологии (в томизме)[95]. Фома Аквинский объясняет его суть следующим образом:
«Естественный закон — не что иное, как свет разума, влитый в нас Богом; посредством его мы знаем, что надо делать и чего надо избегать»[96].
Данное представление является не только частью Священного Предания, но и вошло в основу официального учения Католической Церкви. Так, Папа Лев XIII так же утверждает:
«Естественный закон вписан в душу каждого человека и запечатлен в ней, ибо он есть человеческий разум, приказывающий делать добро и запрещающий грешить»[97].
Основываясь на подобном представлении о естественном законе, Катехизис Католической Церкви утверждает о гомосексуальных актах, что «они противоречат естественному закону»[1].
Ряд христианских церквей, как, например, Евангелическая церковь Германии[4], Церковь Швеции[5], Церковь Дании[6], Церковь Исландии[7], Протестантская церковь Нидерландов[8], Объединённая церковь Канады[9], Епископальная церковь США[10], Евангелическая лютеранская церковь в Америке[11], Евангелически-Лютеранская церковь Канады (англ.)русск.[12], Евангелическо-лютеранская церковь Италии[13], старокатолические церкви разных стран[14][15] и другие не рассматривают моногамные однополые союзы греховными и допускает совершение обрядов благословения таких однополых пар.
Либеральные богословы в целом согласны с основными христианскими принципами недопустимости неупорядоченной сексуальной жизни. Однако они считают гомосексуальность одной из естественных форм сексуальных ориентаций. Моногамные отношения между гомосексуалами, основанные на взаимной любви и верности, не рассматриваются ими в качестве нарушения добродетели целомудрия, поскольку понимаются как аналог или подобие гетеросексуального брака. По этой причине в либеральных церквях осуществляются обряды благословения пар гомосексуалов, которые хотят иметь однополые семьи.
Нравственное оправдание однополых союзов, с точки зрения либеральных богословов, заключается в том, что если некоторым лицам природно присуща гомосексуальная ориентация, то преданные и верные отношения между двумя такими людьми отражают Божественный дар любви. К примеру, англиканский теолог Норман Питтенгер (Norman Pittenger) утверждает:
«Для мужчины или женщины, испытывающих постоянное сексуальные желание и влечение к своему же полу, гомосексуальная связь является фактически способом прославления Бога и открытия себя действию высшей могущественной любви в человеческих отношениях»[98].Оригинальный текст (англ.)For a man or woman whose sexual desire and drive is inevitably towards the same gender, acting in homosexual physical expression is in fact a way of glorifying God and opening the self to the working of the divine love in human affairs.
Следует сказать, что часть либеральных церквей не приравнивает однополые союзы к браку между мужчиной и женщиной, основываясь именно на том, что однополые пары не могут порождать детей естественным образом. Однако они считают, что деторождение не является единственной целью любви и сексуальных отношений, и что если в основе однополых союзов лежит любовь, то такое союзы имеют право на существование и над ними может совершаться церковный обряд[14]. Другая же часть либеральных церквей не считает, что браком может считаться только союз между мужчиной и женщиной и освещает однополые браки[5].
Некоторые либеральные церкви активно вовлечены в кампании в поддержку однополых браков в обществе. Так, например, крупнейшая протестантская деноминация Канады Объединённая церковь Канады выступала в поддержку легализации однополых браков в Канаде[9]. Объединенная Церковь Христа стала первой крупной деноминацией США, которая сделала заявление в поддержку «равных прав на брак для всех людей, независимо от пола» в резолюции 2005 года «In support of equal marriage rights for all»[99].
Богословские расхождения между представителями консервативной[100][101][102][103][104] и либеральной[105][106][107] позиций касаются вопросов точности переводов библейских текстов[108][109] , представлений о полной или неполной (с учётом культурно-исторического контекста, в котором жили библейские летописцы) безошибочности Библии[110], а также интерпретаций некоторых текстов в пользу возможной или невозможной легитимности однополых отношений[111].
Дискуссии вокруг темы библейского отношения к гомосексуальности можно разделить на две группы: споры об интерпретациях нескольких текстов, которые традиционно рассматриваются осуждающими гомосексуальные отношения, и споры об интерптетациях нескольких текстов, которые ряд либеральных исследователей рассматривают в качестве описания однополой любви. Кроме того, в дискуссии используется также текст о сотворении человека.
Повествование о сотворении человека содержится в тексте книги Бытия 1:26-28. Этот текст используется в полемике о гомосексуальности христианскими богословами, придерживающимися традиционного взгляда на сексуальные отношения. Основной упор делается на словах: «Сотворил Бог человека по образу Своему, по подобию Своему, мужчину и женщину сотворил их» и последующей формуле благословения содержащей повеление размножаться и наполнять землю.
Либеральные богословы не рассмаитривают данный текст в качестве общеобязательной заповеди, данной всем людям на все времена[112]. В частности, они считают, что благословение одного вида сексуальных отношений не значит запрещение другого[113]. Консервативные богословы полагают, что главный аспект этого отрывка — не размножение, а образ Божий, выраженный в союзе мужчины и женщины, как человеческих существ дополняющих друг друга и соответствующих друг другу[114][115].
Повествование о грехе жителей Содома и Гоморры и истреблении этих городов содержится в тексте книги Бытия 19:4-11. Это повествование является одним из наиболее частых аргументов против гомосексуальных отношений.
Традиционная точка зрения, представленная в трудах Отцов Церкви, акцентирует внимание на двух аспектах: во-первых, на противоестественности гомосексуальных отношений, и, во-вторых, на том, что крайняя развращённость жителей городов Содома и Гоморры достигла своего апогея в попытке совершить групповое гомосексуальное изнасилование гостей, что является ужасным оскорблением и бесчестием по отношению к ним и грубейшим образом противоречит долгу восточного гостеприимства[116].
В современном христианстве существуют различные точки зрения по вопросу о том, за что именно были истреблены города Содом и Гоморра:
Одними из наиболее спорных текстов Библии в контексте дискуссий о гомосексуальности являются заповеди закона Моисея, изложенные в книге Левит 18:22 и 20:13.
В Синодальном переводе Библии текст Левит 18:22 переводится: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». Большинство других переводов передают Лев.18:22 подобно синодальному (например, English Standard Version, King James Version, New International Version, Revised Standard Version), хотя некоторые исследователи оспаривают такие переводы[122].
Однако, среди богословов, придерживающихся точки зрения, что в тексте книги Левит идёт речь о гомосексуальных актах, нет единого мнения по поводу того, идёт ли речь о любых гомосексуальных отношениях[123], или же этот текст осуждает только анальный секс[124]. Но большая часть христианских консервативных богословов не согласна рассматривать запрет распространенным только на анальный секс[114] .
Большинство современных либеральных исследователей не считают книгу Левит приоритетной в вопросах неизменной морали, поскольку в этой книге содержится множество постановлений, которые не относятся в наше время к моральным вопросам[106]. Богословы традиционной школы возражают, говоря что евангельское освобождение от ветхозаветнего закона не затрагивает моральные аспекты, к числу которых они относят запрет гомосексуальных отношений, а лишь церемониально-диетические, обусловленные временем и культурой[125].
В повествовании Книги Судей главы 19 описывается история, которая похожа на историю Содома и Гоморры. Различия в интерпретациях этого текста аналогичны различиям интерпретаций повествования о городах Содоме и Гоморре. Консервативные толкователи делают упор на греховности гомосексуальных актов самих по себе, хотя и признают, что изнасилование является крайней формой греха[126][127]. Либеральные интерпретаторы считают, что грех жителей Гивы, как и грех Содома и Гоморры, заключался не в добровольных гомосексуальных отношениях, а в групповом сексуальном насилии[128][108], которое, к тому же, в данном случае воплотилось в гетеросексуальной форме[129].
Текст Послания Апостола Павла Римлянам 1:24—27 традиционные богословы рассматривают «наиболее важной библейской ссылкой при обсуждении гомосексуальности»[130] . Это место также считается единственным упоминанием в Библии женской гомосексуальности, хотя некоторые утверждают, что запрет гомосексуальных актов распространяется только на мужчин[130] . Традиционные богословы настаивают, что в этих стихах Апостол Павел говорит, что любые гомосексуальные акты — противоестественное явление, приравниваемое к идолопоклонству.
Некоторые либеральные исследователи утверждают, что в тексте осуждаются не половые акты представителей гомосексуальной ориентации, а гомосексуальные действия гетеросексуалов, для которых они и являются противоестественными[47]. Другие либеральные интерпретаторы считают, что осуждаются не любые, а конкретные виды гомосексуальных актов, например, храмовая проституция и сексуальные действия с мальчиками (педофилию)[131].
В исследованиях текста 1 Послания Апостола Павла Коринфянам 6:9 дискуссии ведутся вокруг значений двух древнегреческих слов: άρσενοκοίται — arsenokoitai и μαλακια — malakia.
Древнегреческое слово arsenokoitai переведено в русском синодальном переводе Библии как «мужеложники». Либеральные богословы возражают, указывая, что для описания гомосексуальных актов в древнегреческом языке существовало другое слово — άνδροκοιτης — androkoitēs.
По мнению ряда исследователей слово arsenokoitai должно быть переведено как «гомосексуальный насильник»[132][47] или «гомосексуал-проститутка»[47]. Аналогичным образом переводится это слово в ряде современных переводов Библии: например, «homosexual offenders» — «гомосексуальные насильники» (английский перевод «New International Version»), «Knabenschänder» — «насилующие мальчиков» (немецкий перевод «Die Heilige Schrift, aus dem Grundtext ubersetzt») и т. д. Традиционные богословы оспаривают подобные интерпретации[133][134][135].
Другой древнегреческий термин из 1 Послания Апостола Павла Коринфянам 6:9, по поводу которого ведутся споры, — malakia. Буквальный перевод этого слова — «мягкий», «нежный», «роскошный», «изящный», «элегантный», «утончённый».
По мнению многих традиционных богословов у Павла это слово означает пассивных гомосексуалов[136]. Считается, что два слова — arsenokoitai и malakia, стоящие вместе, описывают гомосексуальную пару, осуждая как активного, так и пассивного партнёра. Эта версия представлена, к примеру, в переводе Библии English Standard Version.
В переводе Библии New American Standard Bible это слово интерпретируется как «женоподобный» (англ. «effeminate», употребляется как синоним «гомосексуала»). В примечании перевода Библии New King James Version слово malakia интерпретируется как «мальчик — партнёр гомосексуала» (англ. «catamites»).
В русской христианской традиции слово malakia понимается совершенно иначе — в значении мастурбатора[137]. В современных переводах, как New International version и более свежий International Standard, malakia переводится вне контекста гомосексуальности — как «проститутка мужского пола» (англ. «male prostitutes»).
Дискуссии по поводу понимания текста 1 Послания Апостола Павла Тимофею 1:10 аналогичны спорам вокруг 1 Коринфянам 6:9. В обоих случаях употребляется древнегреческое слово arsenokoitai.
История дружбы Давида и Ионафана, содержащаяся в текстах 1 книги Царств 18-20 главах, традиционно рассматривается как библейской пример мужской дружбы и дружеской любви.
В последние десятилетия XX века ряд исследователей выдвинули различные интерпретации о том, что повествование о близости между Давидом и Ионафаном свидетельствует об однополой любви между ними[107][138][139][140][129]. Однако, по их мнению, данная интерпретация библейского повествования необязательно подразумевают физические сексуальные отношения между двумя героями, но утверждается существование между ними романтических чувств и нежных отношений более близких, чем обычная дружба или платоническая любовь[140][107][129].
По мнению отдельных авторов, напротив, союз Давида и Ионафана является аналогом однополого брака[140][141]. Критики этой интерпретации настаивают, что в библейском тексте не содержится прямых указаний на то, что отношения между Давидом и Ионафаном имели гомосексуальный характер, и утверждают, что это была просто крепкая мужская дружба[142].
Книга Руфь — в особенности её тексты 1:16—17 и 2:10—11 — описывает преданные отношения двух женщин. Либеральные богословы интерпретируют эти отношения как аналог однополой любви, подразумевая, однако, не столько физический характер интимных отношений, сколько силу любви и моральные обязательства преданности[143]. Вопрос же, имели ли в действительности место физические сексуальные отношения между Руфью и Ноеминью, или же речь идёт лишь о романтической привязанности, для многих остаётся открытым[105]. Традиционные богословы понимают историю о любви Руфи к Ноемини как рассказ о глубоких чувствах, не имеющих какого бы то ни было сексуального подтекста[111].
Повествование о расположенности начальника евнухов царя вавилонского к пророку Даниилу является третьей историей, которую, наряду с рассказами о Давиде с Ионафаном и Руфи с Ноеминью, некоторые богословы относят к библейским описаниям однополой любви[111][144]. Консервативные критики этой точки зрения, как и в случае истории Руфи с Ноеминью, считают версию об однополой любви необоснованной, так как тексты не содержат каких-либо однозначных и недвусмысленных указаний на сексуальность отношений[145].
Событие, отражённое одинаково в текстах евангелий от Матфея 8:5—13 и от Луки 7:1—10, в традиционных переводах описано как исцеление Иисусом слуги сотника.
Слово παις — pais, переведённое как «слуга», используется также в древнегреческом языке в значении гомосексуального партнёра. Некоторые либеральные интерпретаторы полагают, что евангельский текст подразумевает гомосексуальные отношения между сотником и человеком, переведённым словом «слуга»[146][147].
Консервативные богословы не поддерживают это мнение, считая его умышленным искажением интерпретации текста[148]. Так, Пол Марстон (Paul Marston) утверждает, что Иисус не может мириться с любыми гомосексуальными отношениями в соответствии с текстами, которые традиционно трактуются в значении осуждения этих отношений[148].
Помимо различий в интерпретациях библейских текстов, связанных с лингвистикой, существует также разное отношение к проблеме боговдохновенности и безошибочности Библии[110]. Некоторая часть богословов и верующих придерживается вербализма — представления о том, что каждое утверждение Библии следует понимать буквально[149]. Другая точка зрения христианских библеистов состоит в том, что многие места Библии неправильно понимать буквально — без учёта культурно-исторических условий их написания[150]. В зависимости от мнений исследователей о том, что относится в Библии к сфере божественного, а что к сфере культурно-исторического, различается отношение к самым разнообразным вопросам, включая отношение к гомосексуальности.
Либеральная позиция опирается на современные представления о гомосексуальности как форме сексуальной ориентации[9], подчёркивая отсутствие этих представлений у древних библейских авторов. Сторонники такой позиции считают, что осуждающее отношение к гомосексуальной активности было культурально обусловлено и устарело в наше время, подобно тому как устарели многие другие явления, о которых Библия говорит как о приемлемых и даже санкционированных Богом в условиях древнего мира[151][152][153]. Традиционные богословы признают, что в Библии описаны временны́е установления, свойственные культуре прошлого, но осуждение гомосексуальных актов относят к области неизменного морального закона[1][125].
Особым направлением, выступающим в поддержку сексуальных меньшинств в либеральной богословской мысли, является так называемое квир-богословие. Это направление родственно теологии освобождения и использует аналогичную методологию[154]. Как и теологи освобождения, квир-богословы считают, что Библия провозглашает освобождение не только в духовном, но и в социальном смысле: от гнёта общественной стигматизации и дискриминации.
Либеральные христиане включают гомосексуалов в число дискриминируемых обществом групп. К примеру, Десмонд Туту, бывший англиканский архиепископ Кейптауна и лауреат Нобелевской премии мира, охарактеризовал гомофобию как «преступление против человечества» и «ничуть не меньшую несправедливость», чем апартеид[155]. В частности, он говорит:
«Мы боролись против апартеида в Южной Африке, поддерживаемые людьми всего мира, потому что чернокожие считались существами порицаемыми и созданными для страданий за нечто, с чем мы ничего не могли поделать: такова наша природная кожа. То же самое происходит с сексуальной ориентацией. Это нечто данное… Мы относимся к ним [геям и лесбиянкам] как к париям и выталкиваем их из наших сообществ. Мы заставляем их сомневаться в том, что они тоже дети Бога, и это необходимо приравнивать близко к крайнему богохульству. Мы обвиняем их за то, что они таковы, каковы есть»[156].Оригинальный текст (англ.)We struggled against apartheid in South Africa, supported by people the world over, because black people were being blamed and made to suffer for something we could do nothing about; our very skins. It is the same with sexual orientation. It is a given. ... We treat them [gays and lesbians] as pariahs and push them outside our communities. We make them doubt that they too are children of God - and this must be nearly the ultimate blasphemy. We blame them for what they are.
Квир-богословы отрицают использование религиозных аргументов как основания для дискриминации гомосексуалов, а также оправдания таких явлений как сексизм и гетеросексизм, равно как рабства, сегрегации и расизма. С тех же позиций освобождения от дискриминации и стигмы они выступают за полное включение гомосексуалов в церковную жизнь, а также поддерживают движения за их права в обществе[9][99][157].
Одной из ведущих сил в развитии квир-богословия стала Метропольная общинная церковь[105][158] — церковь, созданная специально для служения геям, лесбиянкам, бисексуалам и трансгендерам[159].
Отношение к гомосексуальности отличается у христиан различных конфессий, а многие конфессии не имеют единой точки зрения в отношении этого вопроса. Далее представлены официальные позиции некоторых наиболее известных и крупных конфессий и церквей, мнения богословов и верующих внутри них, а также позиции конфессий, в отношении которых нет консенсуса, являются ли они христианскими или парахристианскими (Свидетели Иеговы, мормоны).
Церковь адвентистов седьмого дня выступает против однополой сексуальной практики, утверждая, что «сексуальные отношения допустимы только в супружеских отношениях между мужчиной и женщиной», а все отношения вне рамок супружеской близости не соответствуют замыслу Бога[160].
В 1976 году была образована сравнительно малочисленная (порядка 1500 членов) независимая организация Международное родство адвентистов седьмого дня (англ.)русск., выступающая в поддержку сексуальных меньшинств среди адвентистов. Церковь адвентистов седьмого дня судилась с этой ЛГБТ-христианской организацией по поводу употребления ею наименования адвентизма в названии, однако суды были проиграны.[161][162].
В Англиканской церкви отношение к гомосексуальности является спорным вопросом. Так, на Ламбетской конференции в 1998 году были представлены различные, в том числе противоположные мнения [163]. В заключительной резолюции большинством голосов было принято, что гомосексуальные акты «не совместимы с Писанием». Однако там же содержится осуждение «иррациональной боязни гомосексуалов» и отмечается следующее:
«Мы обязуемся прислушиваться к опыту гомосексуальных лиц и хотим заверить их, что они любимы Богом, и что все крещёные, верующие и верные лица, независимо от их сексуальной ориентации, являются полноправными членами Тела Христова»[164].Оригинальный текст (англ.)We commit ourselves to listen to the experience of homosexual persons and we wish to assure them that they are loved by God and that all baptised, believing and faithful persons, regardless of sexual orientation, are full members of the Body of Christ
Следует отметить, что Ламбертская конференция «не является административной властью, которая налагает доктрину и дисциплину, но является свободной дискуссией, где разум Сообщества может быть выражен в материалах полемики», что подразумевает возможность несогласия [165]. В последующем Пасторском Заявлении от имени 182 епископов со всего мира (Бразилии, Канады, Центральной и Южной Африки, Новой Зеландии, Ирландии, Шотландии, Уэльса) епископы принесли публичные извинения гомосексуальным англиканам за то, что их голос «не был адекватно услышан».
«Мы обещаем, что будем продолжать размышлять, молиться и работать для вашего полного включения в жизнь церкви», — говорится в этом документе[166].Оригинальный текст (англ.)We pledge that we will continue to reflect, pray, and work for your full inclusion in the life of the Church
Многие церкви Англиканского Сообщества занимают консервативную позицию. В то же время ряд церквей не заявили официальной точки зрения. Наиболее либеральную позицию занимает Епископальная церковь США [167]. В 2003 году Епископальная церковь США посвятила в сан епископа открытого гомосексуала Джина Робинсона, не принявшего обет целибата[18]. Это событие стало предметом споров среди англикан и острой критики со стороны консервативной части Англиканского Сообщества. В 2004 году был опубликован Виндзорский Доклад, в котором рекомендовалось введение моратория на посвящение в епископы открытых гомосексуалов и благословение однополых союзов[168]. Однако это не смогло остановить процесс либерализации. В 2009 году собор Епископальной церкви США принял резолюцию о том, что «Бог призывал и может призвать в будущем» к епископскому служению гомосексуалов, живущих со своими партнёрами[169], а также решение о церковном благословении однополых союзов[10], тем самым отказавшись от соблюдения моратория. Вслед за этим на должность викарного епископа в Лос-Анджелесе была избрана открытая лесбиянка Мэри Гласспул.[19] Англиканская община в Латвии проводит служения для гомосексуалов[170].
Среди баптистов не существует полного единства в отношении гомосексуальности.
Многие баптистские церкви осуждают гомосексуальные отношения как грех. Так, Южная баптистская конвенция выпустила ряд резолюций, в которых отвергает гомосексуальные отношения как «проявление развратной природы», «извращение божественных стандартов», «нарушение природы» и «мерзость перед Богом»[3]. Она также выступает против однополых браков[171]. Коалиция Американские баптистские церкви США (англ.)русск. аналогичным образом утверждает, что «гомосексуальная практика несовместима с христианским учением», и выступает против однополых браков. Некоторые отдельные приходы, однако, придерживаются противоположного взгляда[172][173]. Таких же консервативных позиций придерживаются и евангельские христиане-баптисты на постсоветском пространстве, считая гомосексуализм «греховным пристрастием», которое «требует исцеления». Любая попытка легализовать однополые отношения признаётся как «откровенный бунт против Бога и определенных Им естественных законов»[174].
Скандальную известность получил баптистский пастор-фундаменталист Фред Фелпс, выступающий под лозунгом «Бог ненавидит пидоров» (англ. God hates Fags).
Ряд церквей занимают более гибкую позицию. Так, Национальная баптистская конвенция США не формулирует официальную позицию, оставляя это на рассмотрение каждой отдельной конгрегации. При этом она утверждает, что большинство баптистских церквей не считают гомосексуальные отношения выражением воли Бога и выступают против посвящения в служители открытых гомосексуалов[175]. Баптистский союз Великобритании (англ.)русск. считает, что однополые пары «не должны подвергаться дискриминации из-за своей сексуальной ориентации», но и те христиане, которые считают однополые отношения неправильными, не должны принуждаться изменять свою позицию в том, что является принципом их веры[176].
Сравнительно небольшое число конгрегаций баптистов открыто для принятия гомосексуальных отношений. К примеру, Альянс баптистов (англ.)русск. поддерживает однополые браки[177][178].
Древневосточные церкви традиционно придерживаются осуждения гомосексуальных отношений. Так, например, глава Коптской православной церкви папа Шенуда III заявил:
«Гомосексуальность — против природы, потому что сексуальные отношения дозволены только в пределах границ брака, а брак дозволен только между мужчиной и женщиной, мужским полом и женским. Следовательно, любые сексуальные действия вне этих границ могут быть охарактеризованы только как аномалия, деяния против природы»[179].Оригинальный текст (англ.)Homosexuality is against nature because sexual relations are permitted only within the confines of marriage, and marriage is only permitted between a man and a woman, male and female. Hence, any sexual conduct outside these confines can only be described as an abnormality; an act against nature.
Лидеры Эфиопской православной церкви совместно с лидерами других церквей Эфиопии обратились с призывом к правительству страны ввести конституционный запрет гомосексуальных отношений[180].
Многие общины верующих Древневосточных церквей находятся на территории государств, где гомосексуальные отношения преследуются законодательством, не выражая каких-либо возражений по этому поводу. Однако в Индии во время дискуссий по поводу легализации однополых отношений Национальный Совет Церквей, в составе которого Древневосточные церкви находятся вместе с Протестантскими[181], сделал заявление о том, что гомосексуальность является «естественной или генетической реальностью» и предложил «переосмыслить Писание в перспективе людей другой сексуальной ориентации». При этом Совет не пришёл к какому-либо окончательному выводу по поводу заключения однополых браков[182][183].
В Армении в 2006 году произошёл скандальный случай: два армянина гомосексуальной ориентации из Франции приехали на свою историческую родину, чтобы совершить неофициальное бракосочетание в Эчмиадзинском соборе [184][185]. Этот инцидент получил широкое освещение в местных и иностранных СМИ, что вызвало негативную реакцию официальных представителей Армянской Апостольской церкви[186], поскольку эта церковь занимает традиционную позицию осуждения однополых отношений, и послужило поводом противопоставления современных ценностей прав человека и традиционной нравственности[187].
Официальная позиция Католической церкви, изложенная в её катехизисе, осуждает гомосексуальные акты как противоречащие естественному закону, функции деторождения и взаимодополняемости мужчины и женщины:
«Опираясь на Священное Писание, представляющее гомосексуальные действия как тяжкую форму разврата, Предание неизменно объявляет „гомосексуальные акты безусловно беззаконными“. Они противоречат естественному закону. Они лишают половой акт его функции дарования жизни. Они не вытекают из подлинной эмоциональной и сексуальной взаимодополняемости. Ни в коем случае они не могут быть одобрены»[1].
Логика подобных утверждений не ограничивается вопросом отношения к гомосексуальным актам, но и является способом аргументации католической доктрины против контрацепции, мастурбации и порнографии. Вместе с этим, в отношении природы гомосексуальности признаётся, что:
«Его [гомосексуализма] психическое происхождение остаётся в большой степени необъяснимым. <…> Довольно значительное число мужчин и женщин имеют врождённую тенденцию к гомосексуализму»[1].
Не все члены современной Католической церкви, однако, согласны с официальным учением по вопросам сексуальности, в том числе в отношении гомосексуальных действий. Отдельные богословы, такие как Чарльз Каррэн (англ.)русск. (лишённый права преподавать в католическом университете), признают гомосексуальные союзы морально законными[188]. Католический священник Джеймс Алисон (James Alison) утверждает, что жёсткое отношение к гомосексуальности тогдашнего кардинала Ратцингера, изложенное им в инструкции «On the Pastoral Care of Homosexual Persons», «несовместимо с Евангелием» и «не может быть учением Церкви»[189]. Доминиканец Гарет Мур (Gareth Moore) в работе «A Question of Truth» критикует церковь за излишнее внимание к вопросам сексуальности и их мнимому моральному смыслу. Мур заключает, что:
«…не существует достойных аргументов, исходя из Писания или естественного закона, против того, что известно как гомосексуальные отношения. Доводы, выдвинутые, чтобы показать, что такие отношения аморальны, плохи»[190].Оригинальный текст (англ.)... there are no good arguments, from either Scripture or natural law, against what have come to be known as homosexual relationships. The arguments put forward to show that such relationships are immoral are bad.
Существуют практические разногласия внутри свящества и иерархии в отношении церковного служения гомосексуалов. Значительную известность получила деятельность отца Роберта Нагента (Robert Nugent) и сестры Джаннин Грамик (англ.)русск., учредивших служение для гомосексуалов New Ways Ministry[191] и осуждённых Конгрегацией доктрины веры за несогласие с официальным учением церкви. Джаннин Грамик в ответ на это осуждение заявила: «никто не вправе заставить нас действовать против того, что говорит нам наша совесть»[192]. Аналогичным образом были подвергнуты критике американские епископы Томас Гамблтон (англ.)русск. из Детройта и Мэтью Кларк (Matthew Clark) из Рочестера, Нью-Йорк, за их сотрудничество со служением New Ways Ministry и поддержку вышеупомянутой концепции главенства совести, искажающей, по мнению официального учительства, католическую доктрину о её свободе[193].
По сообщению немецкого журнала Der Spiegel, доктор Роберт Золитч (Dr. Robert Zollitsch), архиепископ Фрайбурга и председатель Конференции епископов Германии признаёт гражданские партнёрства гомосексуалов, узаконенные в ряде государств, хотя и выступает против однополых браков[194]. Доктор Диамуд Мартин (Dr. Diarmuid Martin), архиепископ Дублинский, высказывал схожую точку зрения в контексте дискуссий по поводу возможности введения однополых гражданских партнёрств в Ирландии[195].
Некоторые епископы приобрели репутацию горячих защитников официальной доктрины Католической церкви в отношении гомосексуальности, среди них — кардиналы Джордж Пелл и Фрэнсис Аринзе, настаивающие, что семья как целое «высмеяна гомосексуалами» и «саботирована нестандартными союзами»[196].
После избрания в 2005 году Папы Бенедикта XVI Конгрегация по вопросам католического образования издала инструкцию, запрещающую любому лицу, «имеющему настоящие глубокие гомосексуальные наклонности или поддерживающему так называемую „гей-культуру“» или любому лицу, имеющему такие тенденции в течение последних трёх лет с момента вступления в семинарию, присоединяться к священству[197].
Папа римский Бенедикт XVI проводит жёстко консервативную политику в отношении гомосексуальности. Так, в декабре 2008 года он призвал спасти человечество от гомосексуализма и транссексуализма, сравнив их с экологическими бедствиями[198]. В начале 2011 года 143 католических богословов Германии, Австрии и Швейцарии издали меморандум «Церковь 2011: Необходимость новых начинаний», призвав к радикальной церковной реформе. Cреди прочих требований прозвучал призыв к уважению и принятию церковью людей, живущих в любви, верности и взаимной заботе в однополых партнерствах[199][200].
Среди квакеров присутствуют как консервативные, так и либеральные точки зрения на гомосексуальность. Например, «Объединённое собрание Друзей» (Friends United Meeting) и «Международное [сообщество] евангелических Друзей» (Evangelical Friends International) считают, что сексуальные отношения допустимы только в браке, который они определяют как союз между мужчиной и женщиной[201]. Тем не менее, Генеральная конференция Друзей (Friends General Conference) и Друзья Великобритании (Friends in Great Britain) одобряют однополые браки[202][203].
Среди лютеран присутствуют противоположные позиции в отношении гомосексуальности. Либеральное направление, составляющее большинство лютеран, не считает гомосексуальные отношения грехом[204]. Так, Евангелическая лютеранская церковь в Америке, Евангелическая Церковь Германии, Протестантская церковь Нидерландов благословляют однополые союзы и открывают служение для гомосексуалов, живущих в преданных однополых отношениях[4][11][205][206][207]. Церковь Дании и Евангельско-лютеранская Церковь Италии благословляют однополые союзы[208][13], Церковь Норвегии разрешает гомосексуалам становиться священниками[16]. С 1 ноября 2009 года Церковь Швеции стала первой крупной деноминацией, которая официально венчает однополые браки[5], а в ноябре 2009 года в епископы Стокгольма была посвящена открытая лесбиянка Ева Брунне. Другой крупной деноминацией, где благословляются однополые браки и разрешено служение священников-гомосексуалов, в июле 2011 года стала Евангелически-Лютеранская церковь Канады (англ.)русск.[12].
Консервативные деноминации, например, Лютеранская церковь — Миссурийский синод, Лютеранская Церковь Австралии, Висконсинский евангелический лютеранский синод считают гомосексуальные отношения греховными и допускают к служению лишь тех, кто борется с гомосексуальными наклонностями[209][210]. Лютеранские церкви на постсоветском пространстве также придерживаются консервативных позиций. Так «Церковь Ингрии не только не признает женское священство, однополые браки и гомосексуализм, но считает это бесспорным грехом»[211], а Генеральный Синод Евангелическо-Лютеранской Церкви России Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ) «однозначно осудил гомосексуализм и его проявления в Церкви»[212].
Среди методистов преобладает традиционная позиция осуждения гомосексуальных отношений[213]. Однако в рамках Объединённой методистской церкви (United Methodist Church) присутствует движение Reconciling Ministries Network, нацеленное на более открытое принятие геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров[214].
Моравская церковь не имеет окончательной позиции в отношении гомосексуальности и продолжает изучение проблемы. Она признаёт, что некоторые тексты Библии говорят негативно о гомосексуальных актах, но считают нужным учитывать культурно-исторический контекст и современные научные исследования[215].
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Отношение Церкви к гомосексуализму (отрывки из передачи «Церковь и мир» с Митрополитом Илларионом на канале «Вести») | |
Пересмотр статуса гомосексуализма на Западе | |
Отношение церковного человека к гомосексуалистам | |
Дети и однополые браки | |
Отношение Церкви к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией |
Православные церкви, аналогично официальному католичеству, осуждают гомосексуальные отношения как грех. К примеру, Русская православная церковь в «Основах социальной концепции» утверждает, что:
«Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богоданной природы человека»[2].
В соответствии с традицией восточного христианства православие рассматривает гомосексуальность в контексте представления о греховных страстях, с которыми так или иначе приходится бороться каждому человеку. Так, в том же документе РПЦ говорится:
«[Церковь] считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку»[2].
Православная Церковь в Америке на 10-м Всеамериканском церковном соборе 1992 года предлагает следующее суждение:
«Мужчины и женщины с гомосексуальными чувствами и эмоциями должны рассматриваться с пониманием, принятием, любовью, справедливостью и милосердием, причитающимися всем человеческим существам… Лица, борющиеся с гомосексуальностью, которые принимают православную веру и стремятся к осуществлению православного пути жизни, могут быть причастниками Церкви вместе со всеми другими [людьми], которые веруют и совершают [духовное] борение».Оригинальный текст (англ.)Men and women with homosexual feelings and emotions are to be treated with the understanding, acceptance, love, justice and mercy due to all human beings...Persons struggling with homosexuality who accept the Orthodox faith and strive to fulfill the Orthodox way of life may be communicants of the Church with everyone else who believes and struggles
В то же время лица, оправдывающие гомосексуальный образ жизни, не допускаются к таинствам церкви[216].
Русская Православная Церковь считает недопустимым церковное венчание однополых пар, причём такое венчание однозначно рассматривается как "кощунство над таинством". Такое мнение выражено Священным Синодом Русской Православной Церкви по поводу факта "венчания" 1 сентября 2003 года однополой пары в одном храме Нижнего Новгорода. В синодальном определении по этому поводу в числе прочего сказано: Напомнить боголюбивой пастве нашей Святой Церкви о необходимости соблюдать святость и нерасторжимость брака, и недопустимость однополой «любви», блуда и прелюбодействия.[217]
Поддерживающий гомосексуальность ЛГБТ-активизм в рамках православных церквей менее распространён, чем в католичестве и протестантизме. Одной из немногих подобных групп является организация Axios — ассоциация православных христиан византийского обряда и католиков восточного обряда, которые являются геями, лесбиянками, бисексуалами и трансгендерами[218]. Основанная в Лос-Анджелесе, эта организация имеет отделения в нескольких штатах США, а также в Канаде и Австралии.
Некоторые священнослужители Финской автономной православной церкви (Константинопольского Патриархата) призывают к пересмотру традиционного церковного осуждения гомосексуальных отношений[219].
Среди пресвитериан нет единого мнения и в течение многих лет ведутся споры в отношении гомосексуальности. Пресвитерианская церковь в Америке (Presbyterian Church in America), Ассоциация реформированной пресвитерианской церкви (Associate Reformed Presbyterian Church) и Ортодоксальная пресвитерианская церковь (Orthodox Presbyterian Church) осуждают однополые отношения как несовместимые с библейской моралью, но верят, что гомосексуалы могут покаяться и бросить свой «образ жизни»[220]. В Бразилии Пресвитерианская церковь (Igreja Presbiteriana do Brasil) осуждает гомосексуальные отношения и, более того, выступила с осуждением закона против гомофобии[221]. Пресвитерианская организация OneByOne считает своей миссией «исправление» гомосексуалов[222].
Вместе с тем, Объединённая церковь Канады, 70 % численности членов которой составили пресвитериане, совершенно открыта в отношении гомосексуальности и поддерживает однополые браки (см. выше). Многие пресвитерианские церкви Новой Зеландии принимают активное участие в экуменической группе Association for Reconciling Christians and Congregations, которая поддерживает полное включение в церковь и участие в ней геев и лесбиянок наравне с другими людьми[223]. В Америке в 1980 году была основана коалиция гей-включающих конгрегаций More Light Presbyterians, которая оказывает неформальную поддержку миссии полного принятия людей любой сексуальной ориентации в жизнь церкви[224]. В мае 2011 года Пресвитерианская церковь США после 30-летней дискуссии приняла решение рукополагать и допускать к пасторскому служению открытых гомосексуалов[17][225].
Большинство церквей, которые находятся в движении пятидесятников, считают гомосексуальные отношения грехом. Крупнейшая пятидесятническая церковь США Ассамблея Бога (Assemblies of God), ссылаясь на традиционное понимание библейских текстов, называет гомосексуальные отношения «извращением». Она утверждает, что гомосексуальность следует рассматривать как поведение, а не как сексуальную ориентацию, и, следовательно, гомосексуалы имеют выбор быть или не быть гомосексуальными[63][226]. Не менее радикальную позицию занимают Христиане веры евангельской (пятидесятники) в России. Согласно заявлению епископа К. В. Бендаса гомосексуализм считается даже «не болезнью, которую надо лечить, а именно грехом, который необходимо искоренять!»[227].
Пятидесятнические церкви в основном выступают против однополых союзов, гей-пасторов и стремятся отлучать прихожан, которые продолжают гомосексуальную практику. Однако и в этой конфессии были организованы движения, которые не осуждают гомосексуальные отношения: Скала Христовой церкви (The Rock of Christ Church), Апостольское ходатайственное служение (Apostolic Intercessory Ministry), Национальный гей-пятидесятнический альянс (The National Gay Pentecostal Alliance), Международное содружество примирения пятидесятников (Fellowship of Reconciling Pentecostals International)[228][229]. Часть этих движений, объединившись друг с другом, образовали альянс церквей Гей-апостольских пятидесятников (англ.)русск..
Пятидесятнический служитель Трой Перри (англ.)русск. в 1968 году организовал позднее выделившуюся в отдельную конфессию Метропольную общинную церковь (см. выше), которая служит геям и лесбиянкам, принимая их гомосексуальность[159].
Свидетели Иеговы рассматривают однополый секс как грех, но признают, что некоторые люди, в том числе и члены их конгрегации, могут иметь склонность к гомосексуальности. Члены общества Свидетелей Иеговы обязаны воздерживаться от любой формы гомосексуального поведения, которое рассматривается как серьёзный грех — разновидность блуда; нераскаивающихся гомосексуалов исключают из собрания[230]. Однако, хотя они дистанцируются от гомосексуальной практики, они не учат ненавидеть гомосексуалов. В официальной литературе Свидетелей Иеговы заявлено, что христиане не должны делать гомосексуалов объектом недоброжелательности, насмешек или преследований, и что ко всем ближним следует относиться с уважением и достойным образом[231][232]. Свидетели Иеговы верят, что Бог замыслил брак как постоянную интимную связь между мужчиной и женщиной, а относительно однополых браков заявляют, что это «не может подарить гомосексуальности маску респектабельности»[233]. Тем не менее они хотят оставаться в стороне от споров по поводу правового вопроса:
«Даже тогда, когда законы страны находятся в противоречии с их библейски выученной совестью, Свидетели Иеговы не участвуют в протестах или любых формах политических кампаний с тем, чтобы изменить такие законы», — говорится на их официальном сайте[233].Оригинальный текст (англ.)Even when the laws of the land are in conflict with their Bible-trained conscience, Jehovah’s Witnesses do not engage in protests or any form of political campaigns in order to change such laws.
Существует Международная сеть поддержки для лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров — нынешних и бывших Свидетелей Иеговы (International Support Network for Lesbian, Gay, Bisexual, Transgender Current and Former Jehovah’s Witnesses), которая оказывает духовную помощь этим группам лиц, не принадлежа к официальной организации и заявляя, что её члены могут избрать собственный духовный путь[234].
Старокатолические церкви в основной массе: в Германии, Швейцарии, Австрии и Нидерландах рассматривают гомосексуальные отношения как морально приемлемые и совершают благословения однополых пар, хотя и проводят различие между браком мужчины и женщины и однополым союзом[14][15]. Однако Польская национальная католическая церковь покинула Утрехскую унию этих церквей в 2003 году из-за несогласия с благословением однополых пар и рукоположением женщин[235]. Старокатолицизм не следует путать с Католичеством, поскольку старокатолические церкви отделились от Римско-католической церкви после I Ватиканского Собора.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней разъясняет, что гомосексуальные наклонности сами по себе не являются греховными[65]. Однако гомосексуальные отношения считаются серьёзным грехом на уровне или даже выше, чем другая сексуальная активность вне законного гетеросексуального брака[236]. Мормоны активно выступают против однополых браков в США, утверждая, что те подрывают истинную цель брака[237]. Так, вклад мормонов в кампанию 2008 года против однополых браков в Калифорнии составил от 50 % до 75 % бюджета этой кампании[238].
Вместе с этим, церковь мормонов призвала своих членов протянуть руки гомосексуалам с любовью и пониманием, что вызвало критику и протесты со стороны более консервативных церквей[239]. Среди мормонов присутствуют и движения, которые не согласны с официальной консервативной церковной доктриной и стремятся изменить её в сторону принятия гомосексуальных отношений. К числу таких групп относятся, например, Affirmation: Gay & Lesbian Mormons и Gamofites[240].
Отношение к гомосексуальности среди христиан в разных странах бывает различным.
Конфессии |
Да |
Нет |
Другое |
Н. О. |
Сумма | Доля |
---|---|---|---|---|---|---|
Евангельские церкви | 26 | 64 | 5 | 5 | 100 | 26,3 |
Традиционные протестанты США | 56 | 34 | 6 | 5 | 100 | 18,1 |
Церкви чернокожих (англ.)русск. | 39 | 46 | 6 | 8 | 100 | 6,9 |
Римско-католическая церковь | 58 | 30 | 5 | 7 | 100 | 23,9 |
Мормоны | 24 | 68 | 5 | 3 | 100 | 1,7 |
Православная церковь | 48 | 37 | 7 | 8 | 100 | 0,6 |
Свидетели Иеговы | 12 | 76 | 6 | 5 | 100 | 0,7 |
Другие христиане | 69 | 20 | 6 | 5 | 100 | 0,3 |
Исследование проводилось Исследовательским центром Pew Research Center (англ.)русск. (помимо христиан, изучалось также мнение представителей других религий). Участникам опроса задавался вопрос: «Какое утверждение лучше всего соответствует вашей личной точке зрения?»
Столбец | Значение |
---|---|
Да | Образ жизни гомосексуалов должен быть принят обществом |
Нет | Образ жизни гомосексуалов обескураживает (его следует избегать) |
Другое | Ни то, ни другое / Оба вместе / Спонтанные ответы вне предложенных вариантов |
Н. О. | Нет ответа / «Не знаю» |
Доля | Доля населения религиозной традиции |
Исследование 2008 года, проведённое среди священников традиционных (так называемых «магистральных») протестантских деноминаций США, показало, что большинство служителей этих церквей (79 %) согласны, что гомосексуалы должны обладать всеми теми правами, что и другие граждане. Большинство (65 %) также поддерживают однополые браки или однополые гражданские партнёрства. Исследовательский центр Pew Research Center выявил широкую поддержку гомосексуальности среди мирян протестантских церквей: более половины членов Объединённой методистской церкви, Пресвитерианской церкви США, Евангелической лютеранской церкви Америки, Англиканской церкви, Объединённой церкви Христа и Епископальной церкви заявили, что образ жизни гомосексуалов должен быть принят обществом. В феврале 2010 года 40 миллионов американцев, принадлежащих методистской, пресвитерианской, епископальной и другим традиционным протестантским деноминациям США выступили с кампанией в поддержку гомосексуалов. Её руководитель Роберт Час (Robert Chas) утверждает, что «дихотомия „Бог против геев“ является ошибочной» и «отражает веру только части христианского мира»[242].
Достаточно существенная поддержка пересмотра традиционного церковного осуждения гомосексуальности выявляется и среди католиков. Такого мнения в 2008 году придерживалось 55 % католиков США[243], в 2009 — 60 %[244], в 2010 — 62 %[244]. Причём исследования, проводимые в США, показывают усиление либерализации по годам среди христиан основных конфессий США (протестантизма и католичества) в целом. Однако процент католиков, относящихся к гомосексуальности либерально, превышает процент протестантов того же мнения[244]. Приведённые ниже данные отражают отношение к гомосексуальности протестантов в совокупности (без учёта разнообразия конфессий) и католиков.
США | 2006 | 2009 | 2010 |
---|---|---|---|
Католики | 46 % | 60 % | 62 % |
Протестанты | 36 % | 36 % | 42 % |
По данным опросов на март 2011 года 63 % белокожих католиков США выступают в поддержку однополых браков, что выше, чем среди американцев в целом (53 %). Среди белокожих протестантов США это число составляет 25 % евангеликов и 57 % не-евангеликов (традиционных) верующих[245][246].
Вопрос: «Гомосексуальные отношения…»
Конфессии | Могут быть оправданы | Не могут быть оправданы |
---|---|---|
Католики в целом | 54.3 % | 45.7 % |
Регулярно практикующие католики | 54.2 % | 45.8 % |
Нерегулярно практикующие католики | 52.7 % | 47.3 % |
Непрактикующие католики | 55.8 % | 44.2 % |
Протестанты в целом | 21.2 % | 78.8 % |
Регулярно практикующие протестанты | 17.8 % | 82.2 % |
Нерегулярно практикующие протестанты | 39.4 % | 60.6 % |
Непрактикующие протестанты | 42.1 % | 57.9 % |
В 2010 году число католиков Бразилии, выступающих против и в поддержку решения Верховного Суда разрешить усыновление детей в однополых семьях разделились незначительно: 47 % выступили против и 41 % католиков поддержали легализацию усыновления детей однополыми семьями[251].
Мексика | Католики |
---|---|
Лесбиянки и геи должны иметь правовую защиту, чтобы избежать дискриминации | 82 % |
Церковь должна признать право лесбиянок и геев открыто выражать свою сексуальную ориентацию | 65 % |
Франция | Практикующие (регулярно посещающие богослужения) католики | Непрактикующие (редко посещающие богослужения) католики | Все католики |
---|---|---|---|
Католическая Церковь должна изменить свои оценки и позиции, чтобы отразить изменения в обществе и общественных нравах | 49 % | 75 % | 69 % |
Церковь должна отстаивать ценности, в которые она верит, даже если иногда они противоречат изменениям в обществе и общественных нравах | 48 % | 25 % | 30 % |
Христианские конфессии, церкви и отдельные верующие имеют различающиеся позиции в отношении гражданских прав сексуальных меньшинств в обществе.
Достаточно консервативную позицию в отношении гомосексуальности и прав гомосексуалов в обществе занимает Русская Православная Церковь. В «Основах социальной концепции РПЦ» прямо заявлено, что церковь не согласна с движением мирового сообщества в сторону нормализации гомосексуальности[2].
На территории стран бывшего Советского Союза публичная поддержка прав гомосексуалов религиозными деятелями является большой редкостью, в то время как нередкими являются заявления дискриминирующего характера. В частности, протестантские лидеры на постсоветском пространстве точно так же, как и иерархия РПЦ, выступают против осуществления права гомосексуалов на свободу собраний в форме проведения публичных акций[227][255][256][257][258] и в особенности отрицая их права на создание семьи.
Отношение к правам гомосексуалов в обществе среди христиан в мире различается в зависимости от социальных концепций церквей. Фундаменталисты, особенно на территории государств, где гомосексуальные отношения преследуются законом, категорически отрицают любые права гомосексуалов, приравнивая их к преступникам[259][260]. В странах Европы и Америки не только в либеральных, но и в консервативных церквях признаётся ряд гражданских прав гомосексуалов: как правило, это поддержка борьбы против дискриминации, исключая проблемы однополых браков и усыновления детей[261][262][263].
Либеральные христиане идут существенно дальше по пути борьбы с дискриминацией гомосексуалов, нежели традиционные, поддерживая весь пакет требований движения за права сексуальных меньшинств[264][265][266], включая усыновление детей и равенство брака[267][99].
Однополые браки остаются источником наиболее серьёзных разногласий между традиционными и либеральными христианами[268][5][99].
Среди верующих, исповедующих христианство, по всему миру присутствует множество гомосексуалов. Их отношения с церквями и религиозными группами и практика их веры оказываются различными и зависят как от их индивидуальных особенностей, так и от особенностей религиозной среды, с которой они соприкасаются.
Георг Барна (George Barna), консервативный христианский автор и исследователь, в 2009 году провёл опрос в США и обнаружил, что геи и лесбиянки имеют более многочисленную принадлежность к христианству, чем предполагалось.
«Люди, которые изображают взрослых гомосексуалов как безбожников и гедонистов, ненавидящих христианство, не оперируют фактами», — заключил он. «Подавляющее большинство гомосексуалов называют веру центральным аспектом своей жизни, считают себя христианами и утверждают, что приверженность Иисусу Христу занимает значительное место в их повседневной жизни»[269].Оригинальный текст (англ.)«People who portray gay adults as godless, hedonistic, Christian bashers are not working with the facts». «A substantial majority of gays cite their faith as a central facet of their life, consider themselves to be Christian, and claim to have some type of meaningful personal commitment to Jesus Christ active in their life today».
Исследование выявило существенное различие между выборками гетеросексуальных и гомосексуальных жителей Америки. Согласно данным опроса, значительно меньшее количество гомосексуальных респондентов были определены как «возрождённые (рождённые свыше) христиане» (27 % по сравнению с 47 % среди гетеросексуалов)[270]. Также отличалась и степень их приверженности вере и семьям. Другие значительные контрасты были замечены в отношении сравнения «либеральной» и «консервативной» социальных позиций, а также в понимании Бога: 43 % гомосексуальных участников разделяют «ортодоксальное, библейское» понимание Бога, которого придерживаются 71 % гетеросексуальных участников[271]. В итоге Барна делает вывод:
«Эти данные показывают, что миллионы гомосексуальных людей заинтересованы в вере, но не в местной церкви, и не сфокусированы на принятых инструментах и традициях, которые представляют зону комфорта для многих воцерковлённых христиан. <…> Взрослые гомосексуалы имеют явно отличающиеся способы интерпретации Библии по ряду центральных богословских вопросов, таких как представления о Боге»[271].Оригинальный текст (англ.)«The data indicates that millions of gay people are interested in faith but not in the local church and do not appear to be focused on the traditional tools and traditions that represent the comfort zone of most churched Christians.» «Gay adults clearly have a different way of interpreting the Bible on a number of central theological matters, such as perspectives about God.»
Кандейк Челью-Ходж (Candace Chellew-Hodge), основательница либерально-христианского лесбийского онлайн-журнала Whoseoever, так прокомментировала выводы этого исследования:
«В общем, я признательна Барна за беспристрастное погружение в предмет религиозной веры геев и лесбиянок. Я думаю, что его исследование важно и может продвинуться достаточно далеко по пути рассеивания устоявшегося представления будто бы „геи против Бога“, которое настойчиво муссируется в средствах массовой информации. Однако, его общий вывод по-прежнему пагубен: геи и лесбиянки являются христианами, но они совсем не так хороши, как правильные гетеросексуалы»[269].Оригинальный текст (англ.)All in all, I'm grateful for Barna even wandering into the subject of gay and lesbian religious belief. I think his study is important and can go a long way to dispelling the old «gays vs. God» dichotomy that too often gets played out in the media. However, his overall message is still harmful: Gays and lesbians are Christians — they're just not as good as straight ones
Челью-Ходж утверждает, что Барна сформулировал свой доклад с излишней иронией и скептицизмом, и что в своих выводах он не сумел понять причины тех отличий, которые выявило исследование. Причина, почему меньшее количество гомосексуалов посещают церковь, — утверждает она, — в том, что существует гораздо меньше церквей, которые согласны принимать их. В той же мере геи и лесбиянки не склонны воспринимать Библию как однозначно истинную, потому что практика применения текстов Библии против гомосексуалов вынуждает их относиться к этим текстам более сдержанно и критически, и позволяет им обращать внимание на многочисленные противоречия (англ.)русск. в этих текстах[269].
В зависимости от особенностей учения церквей гомосексуальным христианам предлагается либо научиться поддерживать гетеросексуальные отношения, поборов гомосексуальность, либо жить в сексуальном воздержании, либо иметь однополые отношения с постоянным партнёром. Первые два варианта соответствуют позиции консервативных христиан, третий вариант допускается либеральными христианами. В соответствии с этими установками существуют разные виды поддержки гомосексуальных христиан околоцерковными организациями.
Некоторые организации стремятся оказывать помощь гомосексуальным христианам с традиционных позиций. Цели этих организаций бывают различными. Ряд христианских организаций, таких как Международная католическая организация «Мужество» (англ.)русск.[272], сосредотачиваются на поддержке воздержания от однополого секса.
Другие группы сверх этого побуждают гомосексуальных членов стремиться снижать или полностью изживать свои однополые влечения. Примерами таких групп являются международная организация «Исход» (англ.)русск.[273] и Любовь победила (англ.)русск.[274]. Изначально эти группы назывались организациями «экс-геев», но сейчас использование этого термина пересматривается. Так, Алан Чамберз (англ.)русск., президент Международной организации «Исход», считает этот термин некорректным, поскольку слово «экс-гей» предполагает полное изменение сексуальной ориентации[275].
Однако не все активисты подобных групп разделяют такую точку зрения. Организация ПФОКС (англ.)русск.[276] по-прежнему называет себя «экс-геевской». Позитивная альтернатива гомосексуальности (англ.)русск.[277] представляет собой коалицию организаций, которые ставят своей целью «помочь людям с нежелательными однополыми влечениями реализовать свои личные стремления к переменам — будь то путём развития их природного гетеросексуального потенциала, либо выбрав безбрачный образ жизни, без сексуальных отношений».
Существуют христианские организации, такие как: англиканская Целостность (англ.)русск.[278][279], католическая Достоинство (англ.)русск.[280][281], экуменическая Гей-христианская сеть (англ.)русск.[282], международная и межконфессиональная Движение христиан лесбиянок и геев (англ.)русск.[264] и многие другие аналогичные организации в разных странах мира, которые отстаивают включение гомосексуальных верующих в церковную жизнь без требований изменения сексуальной ориентации или воздержания от сексуальной активности, а также выступают за гражданские права лиц гомосексуальной ориентации в обществе.
На постсоветском пространстве также начинают развиваться как христианские организации, ставящие своей целью "исцеление" от гомосексуальности (например, консервативные организации «Любовь против гомосексуализма» и «Преодоление Х»[283]), так и гей-христианское движение (либеральные Движение ЛГБТ-христиан Украины[284] и ЛГБТ-Служение "Nuntiare et Recreare" в России[285]).
Консервативные христианские группы, которые ставят своей целью преодоление гомосексуальности, нередко обращаются к использованию репаративной терапии[286]. Репаративная терапия, поддерживаемая в основном организацией «Национальная ассоциация по исследованию и терапии гомосексуальности» (NARTH), идейно опирающейся на католическую доктрину святого Фомы Аквинского, неоднократно была подвергнута критике и порицанию со стороны многих ведущих профессиональных медицинских, психологических и педагогических ассоциаций[55][57]. В августе 2009 года Американская психологическая ассоциация (АПА), подтвердив свои более ранние заявления на эту тему, подчеркнула, что специалисты должны предоставлять верующим геям и лесбиянкам адекватную и реалистичную информацию. По мнению психологов, гомосексуалы сами должны сделать свой собственный выбор образа жизни, исходя из предоставленной им информации. Психологи фактически сочли допустимым для сохранения психического здоровья гомосексуалов лишь два варианта — соблюдение сексуального воздержания или поддержание однополых отношений, полностью отвергнув попытки смены сексуальной ориентации как бесперспективные и небезопасные для здоровья (риск повышения тревожности, депрессий, попыток суицида). По поводу репаративной терапии в отчёте АПА указывалось: «С научной точки зрения было обосновано, что сексуальная ориентация вряд ли изменится в результате усилий, прилагаемых с этой целью»[56][287].
<ref>
; для сносок .D0.BA.D0.B0.D1.82._.D0.B5.D0.BF.
не указан текстКниги:
Статьи:
Книги:
Статьи:
Гомосексуальность и христианство.