Лесбия́нство — женская гомосексуальность. Гомосексуальных женщин называют лесбия́нками. Термин происходит от названия греческого острова Лесбос, где родилась и жила древнегреческая поэтесса Сапфо, чьи стихи позже нередко воспринимали как воспевание однополой любви между женщинами[1]. Однако некоторые древние источники упоминают и о связях Сапфо с мужчинами. Максим Тирский писал, что взаимоотношения между Сапфо и ученицами её школы были платоническими. Существуют сведения о лесбийских отношениях в древней Спарте. Плутарх в описании Лакедемонии сообщал, что «они придают такое большое значение любви, что девушки становятся эротическими партнёрами женщин из благородных семей».[2]
В поэзии и литературе древнего Китая также есть упоминания о лесбийских взаимоотношениях женщин, хотя в описаниях отсутствуют подробности, которые встречаются в текстах о мужской гомосексуальности. На основании исследования эротических поэм, которыми обменивались японские женщины Периода Хэйан антрополог Лиза Далби (англ. Liza Dalby) сделала вывод, что лесбийские взаимоотношения были обычны и социально приемлемы в этой культуре. Существуют литературные источники, которые упоминают о сексуальных взаимоотношениях между одалисками гаремов, хотя иногда за это полагалось наказание.
Термин «лесбиянка» так же неоднозначен, как и сам термин «гомосексуальность»: в одном контексте он может обозначать женщину с гомосексуальной ориентацией, в другом контексте — женщину с гомосексуальной идентичностью, а в третьем — женщину, практикующую исключительно гомосексуальное поведение.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 г., разъясняющему судам особенности применения статей Уголовного кодекса России, в юриспруденции под лесбиянством понимаются сексуальные контакты между женщинами (а под мужеложеством — между мужчинами).[3]
Содержание |
До изменения под влиянием сексологии в конце девятнадцатого века женская гомосексуальность оставалась практически незамеченной по сравнению с мужской гомосексуальностью, которая запрещалась законом и из-за этого была предметом обсуждения в прессе. Несмотря на это, после опубликования работ сексологами Карлом Генрихом Ульрихсом, Рихардом фон Крафт-Эбингом, Хэвлоком Эллисом, Эдуардом Карпентером и Магнусом Хиршфельдом, концепция женской гомосексуальности стала более известной.
Как только женская гомосексуальность стала предметом обсуждения, она была описана в качестве заболевания. В «Трёх статьях о теории сексуальности» Зигмунд Фрейд называл женскую гомосексуальность «инверсией», её субъектов «инвертами» и характеризовал женщин-инвертов как имеющих мужские характеристики. Фрейд воспользовался идеей о «третьем поле», предложенной Магнусом Хиршфельдом и другими. Фрейд признал, что в своей практике не встречался с такими «ненормальными» пациентками, но тем не менее он считал, что такое поведение вызвано психологическими, а не биологическими причинами.
Сочетание сексологии и психоанализа оказало большое влияние на общее настроение лесбийской культуры. Ярким примером этого является опубликованный в 1928 году роман Рэдклифф Холл «Колодец одиночества», в котором упомянуты эти сексологи и термин «инверт». Позже этот термин вышел из общего употребления. Фрейдистская интерпретация лесбийского поведения в настоящее время отрицается большинством психиатров и учёных.
В двадцатом столетии лесбиянки, в частности, Гертруда Стайн и Барбара Хаммер, были заметными деятелями в авангардистском движении США, а Леонтина Саган в немецком предвоенном кино. Книга стихотворений в прозе «Песни Билитис» Пьера Луи оказала влияние на отражение лесбиянства в культуре с 1890х. Первая культурная и общественная организация лесбиянок в Соединённых Штатах Америки называлась «Дочери Билитис».
Тема лесбийских отношений встречается в искусстве начиная со времён античности. Лесбиянство в эротическом искусстве. Изображение лесбиянства было довольно распространенной темой в эротическом искусстве и порнографии на протяжении всей истории. Исследования показали, что гетеросексуальные мужчины были более заинтересованы в изображениях с участием лесбиянок, чем они есть на самом деле в изображении гетеросексуальной активности, в то время как у гетеросексуальных женщин и лесбиянок был более широкий спектр сексуальных стимулов. Исторически сложилось так, эротика и порнография, связанные с сексом между женщинами, была сотворена мужчинами для преимущественно мужской аудитории.
Лесбиянство в изобразительном искусстве
Изображение лесбиянства относятся к числу эротических фресок Помпеи. С Возрождения, ряд европейских художников, в частности, модернисты, включали тему эротики женщин в свои работы. Это художники Франсуа Буше, Дж. М. У. Тернер. Гюстав Курбе (открыто изображены две спящие женщины после любовной сцены). Другие художники это: Анри де Тулуз-Лотрек , Густава Климта, Эгона Шиле, Альбер Марке, Бальтус и Леонор Фини. Более четкие изображения были важной частью работы эротических художников-иллюстраторов, таких как Эдуард-Анри Аврил, Франц фон Байрос, Мартин ван Мэль, Роян, Герда Вегенер, Вала Моро, и Том Пультон. Явные изображения любви между женщинами были также важной темой в японской эротической Шуньга, в том числе работы таких мастеров, как Утамаро, Хокусай, Катсукава Шуньчо, Утагава Кунисада, Утагава Куниеси, Янагава Сигэнобу, Кейсай Эйсен, Каванабе Куосай и Икеда Теруката.
Одри Кавасаки - современная художница, для которой эротические изображения лесбиянства являются важным сегментом работы. Рост фотографии сыграл важную роль в становлении современной визуальной порнографии, но эротические темы, в том числе эротические темы лесбиянок, были важным жанром в искусстве фотографии. Эротические и фетиш-фотографы, такие как Хайнц фон Перкхаммер, Девид Гамильтон, Стив Диета Гед и Боб Карлос Кларк часто включали темы эроса между женщинами в свои работы. Совсем недавно, лесбиянки и бисексуалы фотографы, такие как Нан Голдин , Ти Коринн, Джуди Францескони, и Делла Грейс сосредоточились на эротических темах, которые традиционно рассматривались главным образом через глаза художников-мужчин.
Часть жителей знаменитого острова Лесбос считает практику использования терминов, производных от названия острова, для обозначения гомосексуальных отношений оскорбительной для жителей острова. Они настаивают на том, что слова «лесбиянка», «лесбийский» и другие производные от названия острова — географические термины, и употребление их для определения гомосексуальных женщин — это оскорбление для населения Лесбоса.[4]
Лесбиянство.