«Броненосцы типа Андрей Первозванный» | |
---|---|
Линейный корабль «Андрей Первозванный» на якорной стоянке в районе Ревеля, кампания 1912 года.
|
|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Предшествующий тип | Броненосцы типа «Евстафий» |
Последующий тип | нет |
Годы постройки | 1904-1912 |
Запланировано | 2 |
Построено | 2 |
В строю | Разобраны на металл |
Отправлено на слом | 2 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | нормальное - 17320 тонн, полное - 18 590 тонн |
Длина | 140,2 м |
Ширина | 24,4 м |
Осадка | 8,5 м |
Бронирование | Пояс крупповской брони — 79…216 мм, казематы противоминной артиллерии — 127 мм, башни главного калибра 63,5…254 мм, башни среднего калибра 50,8…177,8 мм, боевая рубка 102…203 мм, нижняя броневая палуба — 39,6 мм, скосы — 38,1 мм, верхняя палуба — 31,7 мм |
Двигатели | 2 вертикальных машины тройного расширения, 25 котлов Бельвиля |
Мощность | 17 635 л. с. (13 МВт) |
Скорость хода | 18,5 узла (34,3 км/ч) |
Дальность плавания | 432 морских миль при 18 узлах, 2100 морских миль при 12 узлах. |
Экипаж | 957 матросов (31 офицер, 26 кондукторов). |
Вооружение | |
Радиоэлектронное вооружение | 2 радиостанции (“Telefunken” и "Морского ведомства"). |
Артиллерия | 4 × 305-мм 14 × 203-мм 12 × 120-мм 2 × 63-мм 4 × 37-мм |
Минно-торпедное вооружение | Четыре 457-мм торпедных аппарата |
Изображения на Викискладе | |
Броненосцы типа Андрей Первозванный — тип броненосцев русского флота, разработанных и построенных с учётом опыта Русско-японской войны. Эти корабли отличались хорошим бронированием и мощным вооружением. Водоизмещение кораблей достигало на четыре тысячи тонн. Броненосцы типа Андрей Первозванный стали последними построенными броненосцами Русского флота.
Эскадренные броненосцы типа «Андрей Первозванный» строились по судостроительной программе 1903—1923 года и были заложены в 1904 году. После Цусимского сражения было решено их перепроектировать. Рассматривалось 17 проектов новых броненосцев, в итоге из каждого проекта позаимствовали самые лучшие решения.
Нововведения принятого проекта были следующими: внедрили новую английскую систему конструктивной защиты, решетчатые мачты американской конструкции, новую систему управления огнем, система бронирования как на немецких броненосцах, новую систему обеспечения остойчивости, якоря Холла. Новая система непотопляемости делила корабль на 11 отсеков. 95 % подводной части корабля покрывала броня. Главный бортовой пояс из 49 плит имел толщину от 102 до 152 мм. Казематы защищала 127-мм броня. Чтобы не ослаблять бронезащиту было решено отказаться от иллюминаторов в корпусе корабля. Переделки завершили в январе 1908 года, на них затратили более 700 тысяч рублей.
Строительство двух броненосцев затянулось почти на девять лет. В итоге, несмотря на все новшества, когда корабли вошли в состав флота, они были морально устаревшими и не могли конкурировать с новыми броненосцами и линейными кораблями. Проект броненосца типа «Андрей Первозванный» был очень совершенным для 1904 года, но не для 1912 года, поскольку технология проектирования и постройки больших артиллерийских кораблей за эти годы ушла далеко вперед.
Непотопляемость корабля обеспечивали семнадцать главных поперечных водонепроницаемых переборок делившими корабль на 11 основных отсеков:
|
На броненосце имелось второе дно и противоминная переборка.
2 вертикальные паровые четырехцилиндровых машины (Паровая машина Франко-русского завода и паровая машина Балтийского завода) по 8816 л. с. каждая и 25 водотрубных котлов системы Бельвиля без экономайзеров. Они располагались в котельных и в 2-х машинных отделениях. Два вала вращали трёхлопастные гребные винты. Винты были изготовлены из бронзы и имели диаметр 5,6 м. Запас топлива (угля) — 1000 тонн. Что позволяло броненосцу пройти на экономичной скорости в 10 узлов — 2100 миль или 1300 миль при полной скорости хода в 16 узлов.
Название | Место постройки | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Выведен | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
«Андрей Первозванный» | Новое Адмиралтейство | 28 апреля 1905 | 7 октября 1906 года | 30 апреля 1912 года | 1924 год | Разобран на металл |
«Император Павел I» | Балтийский завод | 27 октября 1905 | 7 сентября 1907 | 10 марта 1911 | 21 ноября 1925 года | Разобран на металл |
После вступления броненосцев «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» в состав Русского императорского флота на их основе была сформирована бригада линейных кораблей, в которую также вошли броненосцы «Слава» и «Цесаревич». Бригада приступила к боевой подготовке в мае 1912 года. 21 июля 1914 года бригада получила название 1-й бригады линейных кораблей, а 5 апреля 1915 была переименована во 2-ю бригаду. Во время Первой мировой войны броненосцы постоянно находились в базах. Совершив несколько боевых походов, не имели боевого соприкосновения с противником — германским флотом. Осенью 1916 года была проведена небольшая модернизация по установке 4-х 76,2-мм зенитных орудий. После Февральской революции матросы 2-й бригады участвовали в массовых убийствах офицеров Балтийского флота[источник не указан 401 день].[1]
С 5—10 апреля 1918 года броненосцы в составе отряда кораблей совершили «Ледовый переход» из Гельсингфорса в Кронштадт. В корабли дослуживали составе «Морских сил Кронштадта».
Броненосец «Андрей Первозванный» участвовал в подавлении «Кронштадтского восстания», вёл огонь из орудий главного калибра по форту «Красная горка».
«Император Павел I» (с 16 апреля 1917 года — «Республика») 9 сентября сдан на хранение, через год из состава флота был выведен и «Андрей Первозванный». 18 августа 1919 «Андрей Первозванный» получил торпедное попадание и был передан на «Балтийский завод» для восстановления, которое так и не было завершено, из-за общего развала промышленности после Октябрьской революции.
Долгое строительство и появление «дредноутов» сделало русские броненосцы устаревшими еще до вступления в строй. Вскоре на вооружении ведущих флотов мира появились орудия калибра 343, 356 и 381 мм, способные пробить защиту броненосцев типа «Андрей Первозванный» с любой дистанции боя. Бронирование броненосцев проектировалось для защиты от пушек малого и среднего калибра, но сильное возрастание дистанции боя само по себе привело к выходу из игры пушек среднего калибра.
При испытании новых броненосцев выявились плохие мореходные качества. Корабль зарывался в воду принимая много воды на полубак. Сохранился отзыв командира броненосца «Императора Павла I»: — «масса воды в виде сплошного непрерывного дождя брызг, заливавших не только верхнюю палубу, но и 12- и 8-дюймовые башни, нижний мостик, боевую рубку и попадавших даже на палубу 120-мм казематов, не говоря уже о навесной палубе, на которой стояла сплошная вода». Обитаемость корабля была плохой. При конструировании было решено сократить до минимума надстройки, что при увеличении экипажа до 950 человек привело к проблемам. Усугубляла положение плохая вентиляция внутренних помещений.
Мачты решетчатой конструкции сильно вибрировали и грелись от близко расположенных дымовых труб. Мачты «американской конструкции» демаскировали корабли и в последствии были срезаны и заменены на обычные.
Рафаил Мельников . Линейный корабль Император Павел I. 1904—1925 гг. Истфлот, Самара. 2005 год
Эскадренные броненосцы ВМФ Российской империи | ||
---|---|---|
Тип Екатерина II | Екатерина II · Чесма · Синоп · Георгий Победоносец | |
Тип Император Александр II | Император Александр II · Император Николай I | |
Тип Полтава | Полтава · Петропавловск · Севастополь | |
Тип Пересвет | Пересвет · Ослябя · Победа | |
Тип Бородино | Бородино · Император Александр III · Орёл · Князь Суворов · Слава | |
Тип Евстафий | Евстафий · Иоанн Златоуст | |
Тип Андрей Первозванный | Андрей Первозванный · Император Павел I | |
Индивидуальные проекты | Пётр Великий · Двенадцать Апостолов · Гангут · Наварин · Три Святителя · Сисой Великий · Ростислав · Цесаревич · Ретвизан · Князь Потёмкин-Таврический (с 1905-го — Пантелеймон) |
Броненосцы типа «Андрей Первозванный».