Ара Прекрасный (арм. Արա Գեղեցիկ) — легендарный армянский царь, о котором рассказал армянский историограф V в. Мовсес Хоренаци в своей книге «История Армении»[1]. Образ Ары Прекрасного оказал значительное влияние на армянское искусство и литературу, вдохновив многих армянских писателей и художников на создание ряда произведений, таких как трагедия Наири Зарьяна «Ара Прекрасный».
Семирамида (по-армянски называемая Шамирам), наслышанная о красоте армянского царя, отправила ему послание, в котором просила стать своим мужем и взойти на царство, стремясь объединить две державы. Однако вернувшиеся послы передали царице унизивший её отказ армянского царя[2][3]. Шамирам воспылала ненавистью к Аре, собрала войско и напала на Армению. Несмотря на приказ взять Ару живым, ассирийцы смертельно ранили его в кровопролитном сражении у склона горы[4], называвшейся Араи-лер (гора Ара). На том же месте, согласно преданию, впоследствии было основано село, называемое Араи-гюх (село Ара).
Шамирам послала за телом Ары мародёров, которые принесли умиравшего царя в её шатёр; там же он и скончался. Семирамида велела жрецу Мирасу воскресить царя, и тот, положив тело на вершине горы Аменпркич[5], стал вызывать собакоголовых духов-аралезов, которые оживляли умиравших воинов, зализывая им раны. Ара, несмотря на это, умер, и Шамирам, сбросив его тело в яму, пустила слух о том, что воскресила царя. Роль Ары исполнил один из любовников царицы. Армяне поверили её словам и прекратили боевые действия, после чего Семирамида покинула Армению, поверив словам Мираса, будто дух Ара взят богами на Кавказские горы и оттуда перенесется в Вавилон к покорившей его сердце царице. Легенда об оживлении бога связана с холмом возле села Лецк (близ города Ван)[4].
Большинство армянских историков склонны считать Ару Прекрасного реальным историческим лицом. Одни из них предполагают, что он был сыном царя Арамы, жившего в 880—844 годах до н. э., имя которого стало одним из эпонимов армян. Другие авторы настаивают на том, что речь идёт о самом Араме, действительно бывшем современником Семирамиды. Согласно последним, Арам являлся основателем объединённого армянского царства и был первым армянским правителем, носившим титул «царя царей», который, скорее всего, обозначал сюзеренство над остальными правителями Араратского царства[6].
Вместе с тем, в ассирийских памятниках той эпохи Армения называлась Уруатри или Урарту — от слова Арарат (Айрарат). В клинописях эпохи Царства Урарту страна называется Биайнили или Биайна по названию озера, название которого впоследствии трансформировалось в «Ван». Поскольку истоки двух великих рек Передней Азии — Евфрата и Тигра находятся на Армянском нагорье, то в некоторых клинописных источниках Армения называлась «Наири» — «страна рек» . Этим аккадским словом обозначался обширный регион от озера Кабутан (Урмия) на востоке до верховьев Евфрата и Чороха на западе. Впервые это название, которое не прижилось как топоним, но сохранилось, как поэтическое название Армении, встречается в клинописи ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (1243—1221 до н. э.), ведшего захватнические войны на Армянском нагорье. Во время походов против «стран Наири» Тукульти-Нинурта I столкнулся с сопротивлением объединённых сил 43 местных союзных княжеств, но сломил их сопротивление и к своим титулам добавил титул «царя всех стран Наири». Клинопись Салманасара III (860—825 гг. до н. э.), свекра Семирамиды, уже упоминает не «страны Наири», а единую «страну Наири», что может свидетельствовать о завершении формирования объединённого государства.
Миф об Ара Прекрасном и Семирамиде как один из множества «бродячих сюжетов» схож с рассказами об Осирисе и Исиде, Таммузе и Иштар, Адонисе и Астарте, а Ара выступает в качестве божества умирающей и воскресающей природы. Возможно, в ранних версиях сюжета Ара Прекрасный воскресал, но с распространением христианства конец легенды менялся. Существует точка зрения , что в основу легенды, изложенной Платоном в книге «Государство», лег миф именно об Аре Прекрасном «Он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли ещё целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши, рассказал, что он там видел».
Аналогичными чертами угасающей и воскресающей природы наделён и внук Ара Прекрасного — «высокоодаренный и искуснейший в делах и речах Анушаван Сосанвер», как характеризует его Хоренаци. Этимология прозвища говорит о том, что в армянском сознании он ассоциировался с вечной цикличностью возрождения флоры . Анушаван был посвящён платанам и считался духом священной платановой рощи близ столичного Армавира. К духу платана жрецы обращались, предсказывая будущее, по шелесту листвы и направлению её движения при дуновении ветра совершались гадания.
Айказуни (2107—325 до н. э.) | |
---|---|
Айк I Великий • Араманяк • Арамаис • Амасия • Гегам • Арма • Арам I Великий • Ара Прекрасный • Ара ІІ • Анушаван • Парет • Арбак • Заван • Парнак І • Сур • Аванак • Ваштак • Айкак I (Хайк II) • Ампак I • Арнак • Шаварш I • Норайр I • Встам • Кар • Горак • Хрант I • Ындзак • Гэгак • Орой • Зармайр • Шаварш II • Перч I • Арбун • Перч II • Базук • Ой • Усак • Ампак II • Кайпак • Парнаваз I • Парнак II • Скайорди • Паруйр Скайорди • Грачия • Парнаваз II • Пачуйч • Корнак • Павос • Айкак II (Хайк III) • Ерванд I Краткожитель • Тигран I Великий • Ваагн • Араван • Нерсех • Зарех • Армог • Багам • Ван • Ваан | |
См.: Армянские царские династии |
Ара Гехецик.