Wing Commander | |
---|---|
Обложка игры Wing Commander III: Heart of the Tiger, на которой изображены: крупным планом - главный герой (полковник Кристофер Блэр) и Килрафи, внизу - прочие основные персонажи, в центре - звёздный истребитель |
|
Жанр | Космосимулятор |
Разработчик | Origin Systems, Inc. |
Первая игра | Wing Commander / 1990 |
Последняя игра | Wing Commander Saga: the Darkest Dawn / 2012 |
[[1] (archived)[1] Официальный сайт] |
Wing Commander (англ. командир авиакрыла) — серия компьютерных игр, а также книги и фильм по их мотивам.
Содержание |
По мнению журнала Мир фантастики, Килрафи обнаруживают некоторое сходство и паралели с Кзинами из вселенной "Мир-Кольцо" Ларри Нивена, в том числе и в развитии военного конфликта расписанного в Войны людей и кзин (англ.)[2].
Что касается происхождения названия, то согласно одной версии "Kilrathi", звучит как "Kill rathi", что может быть истолковано как "Kill rats" (убийство крыс)[3] По другой же версии "Kilrathi", происходит от "Kill wrath", что означает "убийственная ярость"[4]
Основная трилогия, известная также как "Kilrathi Saga" посвящена войне между Терранской Конфедерацией и Империей Килрафи. Помимо основной трилогии этот сюжет также является общим и для Wing Commander: Privater и Wing Commander: Armada, а также для фанатской, но официально признанной Wing Commander Saga.
Wing Commander IV: The Price of Freedom, посвящена чуть было не разгоревшейся войне между Терранской Конфедерацией и Союзом Приграничных Миров.
Wing Commander: Prophecy посвящена тому, что победившие люди вживую столкнулись с древним пророчеством Килрафи из священной "Книги Сивара", предрекавшим пришествие врага.
События Wing Commander: Privateer 2: The Darkening происходят через столетие после войны с Килрафи, а местом действия является удалённый звёздный сектор.
I wanted the WC universe to be immersive — an aletrnate reality with no hint that it was a game at all (Я хотел, чтобы вселенная WC была бы с эффектом присуствия — альтернативной реальностью без намёков на то, что это всего лишь игра) |
В первоначальной версии игра должна была называться "Squadron" ("Эскадрилья"), а государство людей являлось Империей[6].
Крис Робертс - ведущий дизайнер, продюсер и програмист, также создал Freelancer[5], его брат Эрин Робертс - создатель AI и тестировщик, также создал Privateer и Stike Commander, в последующем - Starlancer и Freelancer[5]
В 1992 году студия Origin Systems была куплена Electronic Arts за $30 миллионов. Одной из целей продажи была поддержка игр, находившихся на тот момент в разработке Wing Commander: Privateer, Wing Commander III: Heart of the Tiger и Ultima II:The Revenge of the Enchantress[7].
Свои причины ухода из Origin после создания Wing Commander IV: The Price of Freedom, Крис Робертс объяснял тем, что "перегорел создавая WC снова и снова..." (англ. I was burned out in creating WC again and again...)[8].
"The Darkening", известная как "Wing Commander: Privateer 2: The Darkening", изначально проектировалась как игра не относящаяся к серии Wing Commander, но затем было принято маркетинговое решение привязать игру ко вселенной Wing Commander в качестве второй игры серии Privateer[9].
Согласно мнению журнала Мир фантастики серия Wing Commander, не просто вошла в топ "100 лучших фантастических игр", а была признана как "Эталон симулятора"[10]. Wing Commander III: Heart of the Tiger была названа в качестве "стандарта качестава", а Wing Commander IV: The Price of Freedom названа "лебединной песней" всей серии[11].
Игромания назвала серию Wing Commander "главным кинотриумфом игровой индустрии 90-х"[12] Wing Commander III: Heart of the Tiger была названа стирающей границу между игрой и киноискусством[4]. Особой похвалы также удостоилась Wing Commander IV: The Price of Freedom, которую игромания назвала "квитессенцией" идей создателя серии Wing Commander, заодно назвав её "игрой настолько близкой к его любимым «Звездным войнам», насколько позволяли технологии конца прошлого века"[4].
Журнал Лучшие компьютерные игры, отметил, что именно игры серии Wing Commader положили начало существующей и ныне в жанре космический симулятор, традиции "бороться" с космической физикой, путём внесения в физику игры эффектов присущих полёту в атмосфере, а не в космосе[13]. Вместе с тем, ЛКИ и 3DNews отмечают, что игра получилась очень зрелищной - "кинематографичной", дающей почувствать себя игроку героем фильма с красивыми спецэффектами и увлекательным сюжетом[13][14].
"Навигатор игрового мира" оценил Wing Commander III: Heart of the Tiger как Золотую, а Wing Commander IV: The Price of Freedom как Платиновую[15] Лучшей же игрой в серии он назвал Wing Commander: Privateer[16]. А худшей - Wing Commander: Privateer 2: The Darkening[9], жёстко раскритиковав его за недоработанность и в особенностия за несбалансированность[17], а также за очень слабую сюжетную связь с другими играми серии[9], вместе с тем отметив в нём наличие "хороших идей под ворохом плохих"[18]. Wing Commander:Prophecy удостоилась похвалы за улучшенную физическую модель, придавшую "эстетичность и отточенность"[18], а также была названа "практически первой игра серии, в которой ощущались масштабы и мощь капшипов"[19], однако, сюжет Prophecy был оцененён как "незатейливо простой"[18].
По мнению британского журнала PC Zone (англ.) Wing Commander оказал влияние на все последующие игры жанра космосимулятор, включая даже X-Wing[20]. Самой лучшей игрой в серии был назван Wing Commander IV: The Price of Freedom, который также по оценке журнала на 2005 год являлся самой дорогой игрой в истории создания игр, и превосходил по бюджету большую часть Голливудских фильмов 1996 года[8].
Игры серии Wing Commander, представляют собой классику жанра космический симулятор, во многом определившие его каноны. Особенностью которого является аркадная физика полёта (традиционно объясняемая в игре наличием у истребителей "гасителей инерции" - англ. inertial dampeners), в сочетании с проработанной детализацией технических характеристик космической техники. Так например, в игре Wing Commander: Armada бронирование и щиты различаются по носу, бортам и корме, а манёвренность подразделяется на рысканье, тангаж и крен. А сам истребитель состоит не из абстрактных хит-поинтов, а из различных систем со своими собственными процентами повреждений, таких как двигатели, топливная система, аккумуляторы, система регенерации щитов, система автопочинки, радар, системы вооружения, и так далее[21]. Кроме того, выстрел из оружия долетает до цели не мгновенно, и требует упреждения, которое помогает брать англ. Inertial Targeting and Tracking System (Система Инерционого Отслеживания и Прицеливания). При этом необходимое упреждение для разных видов оружия отличается, так например в Wing Commande: Privateer существет упреждения для восьми типов оружия (нейтронной пушки, мезонного бластера, импульсной ионной пушки, масс-драйвера, ускорителя частиц, лазера, плазменной пушки и тахионного бластера). Что показательно, в первом Wing Commander, полученные в бою повреждения истребителем отражались и на видеоролике демонстрировашем его посадку на борт, взависимоти от тяжести повреждений истребитель на ролике мог быть практически целым, или тяжелоповреждённым[22].
Если в первом Wing Commander крупные корабли представляли собой мишень с хитпоинтами[23], то в позднейших играх зональной стала и система повреждений больших кораблей, представленных не одним общим абстрактным life-barом, а состоящим из отдельных частей, таких как орудийные и ракетные башни, генераторы щитов, командный мостик, двигатели итд[24]. Помимо этого в Wing Commander II: Vengeance of the Kilrathi щиты крупных кораблей (англ. capital ship) были уязвимы только для торпед, а между обычными истребителями и торпедонсцами наблюдались заметные различия в манёвренности и скоростных характеристиках[25]. Но затем в Wing Commander III: Heart of the Tiger крупные корабли вновь стали узявимы для ракет и пушек[26]. В Wing Commander: Prophecy щитами уязвимыми лишь для торпед и малоуязвимыми для прочего оружия, защищены критические важные узлы - капитанский мостик и двигатели[24]. Что показательно, в Wing Commander: Prophecy, крупные корабли класса англ. capital ship были сделанны не просто большими, а коссальными, и даже появились специальные миссии посвящённые атаке циклопических кораблей ощетинивихся множеством зениток[19]. Что получило от Навигатора Игрового Мира оценку "практически первая игра серии, в которой ощущались масштабы и мощь капшипов"[19].
"Визитной карточкой" Wing Commander, по мнению, Навигатора Игрового Мира, является Активное использование форсажа во время битв[27]. В Wing Commander: Prophecy появился учёт массы и ускорения космического корабля, оказывающих заметный эффект при резком маневрировании с включёным форсажем или твёрдотопливным ускорителем[18]. Особенно при выполнении манёвра известного в серии Wing Commander как "afterburner slide" ("форсажное скольжение") или "Shelton slide" ("скольжение Шелтона"), при выполнении которого пилот разогнавшись до максимальной скорости, врубал форсаж, а затем мог повернувшись "скользить" некоторое время боком. Более того по мнению, Навигатора Игрового Мира, именно в Wing Commander: Prophecy бои отличаются особой "эстетичностью отточенностью"[18].
Особенностью геймплея также является нелинейность кампании[27]. Так например, в первом Wing Commander сюжет состоял из нелинейно связанных между собой сюжетных арок, каждая из которых именовалась в соответсвии со звёздным сектором, в котором происходили события, и состояла из трёх миссий, а дальнейшее движение игрока по сюжету зависело от соотношения выйгранных и проигранных миссий в сюжетной арке[27]. Во втором Wing Commander сюжет стал включать романтическую историю[28]., а в третьем появился любовный треугольник с альтернативынми концовками[29]. Помимо этого второй Wing Commander включал элементы шипонского детектива, в котором было необходимо выявить вражеского агента[28]. Подобная атака, а также классическая такика "сесть на хвост", стимулируется ещё и тем, что попытка лобовой атаки часто грозит быстрой потерей лобовых щитов от встречного огня противика[24].
Основной формой подачи сюжета были различные видеоролики (сначала мультипликационные, а начиная Wing Commander III: Heart of the Tiger и с живыми актёрами), посвящённые различным событиям, таким как брифинг перед вылетом или награждение медалью[22]. Но, помимо этого, в перырывах между миссиями, игрок мог по собственному желанию зайти в бар на корабле и побеседовать с другими персонажами на свой выбор[22], а в поздних играх серии имелись и другие доступные помещения с NPC[29]. Результатом беседы могла явиться как сюжетная информация, так и советы по тактике и пилотированию[22], и даже пари или дуэль на симуляторе[29] (который можно посетить и в тренировочных целях). Однако, во втором Wing Commander вместо бара со свободным выбором персонажа для диалога, присутствовала кают-компания, при посещении которой запускался сюжетный диалог или видеоролик[27], а в Wing Commander: Prophecy улучшенная "боёвка" оказалась скомпенсированной упрощением небоевой части геймплея[18] - из диалогов с выбранным персонажем исчез выбор фраз во время беседы[24], а сам сюжет стал более линейным[24].
В первом Wing Commander, в отличие от последующих напарники могли погибнуть в любой из миссий (в более поздних игра они обычно успевают катапультироваться, если сюжетная линия не предусматривает возможности его гибели)[27].
В третьем появились наземные миссии[29].
В отличие от основной серии игр Wing Commander являющихся практически полной противположностью такой классической игре как Elite[13], игры серии Wing Commander: Privateer близки по к ней по духу свободы[30]
По мнению 3DNews Wing Commader: Privateer на момент своего выхода, был не просто продолжателем традиций жанра сформированных Elite, а "стал новым эталоном для игр такого плана"[14].
Навигатор Игрового Мир называет Wing Commader: Privateer - "непреходящей классикой жанра"[31]
Иногда в качестве своеобразного продолжения серии Wing Commander: Privateer, называются Starlancer и Freelancer[30]
Несмотря на отличие в жанре от основной серии, геймплей игр наследует традиционный для серии Wing Commander бар для пилотов, в котором игрок может свободно беседовать с другими персонажами получая информацию, советы и задания[16].
Главную роль в стратегии игры играет огромный корабль-матка, скромно именующийся просто «авианосцем», хотя без него в игре не может быть не только колонизирована ни одна планета, но и не может быть построена (или снесена) ни одна постройка на уже колонизированной планете (для апгрейда матка не требуется). Более того, победа или поражение в игре определяется по уничтожению этого корабля. Помимо истребителей, и оборудования для строительства и колонизации, матка имеет свой собственный склад ресурсов, расходуемых при строительстве и колонизации.
В связи с тем что «авианосец» всего один, истребители способны совершать дальние межзвёздные перелёты самостоятельно — без авианосца. Все межзвёздные перелёты осуществляются по гиперпространственным туннелям.
Планета считается колонизированной, если на ней имеется хотя бы одна из следующих построек:
• Шахты (Mines)
• Космическая Верфь (Shipyard)
• Звёздная Крепость (Fortress)
Каждая, из которых строится и сносится «авианосцем» (кораблём-маткой), кроме того постройки могут быть разрушены вражеским флотом. Планета на которой, не осталось ни одной постройки (упомянутого типа), становится покинутой.
По версии Игромании: третья часть серии Privateer - Wing Commander: Privateer 3: Retribution началось в 1998 году, но затем в 1999 году после провала фильма, и последующего увольнения Нейла Янга снятого Electronic Arts с поста руководителя Origin Systems, была начата переделка в Wing Commander: Privateer Online или просто Wing Commander: Online[32] Однако, на следующий год, в 2000 году, проект был закрыт и отменён в пользу Earth & Beyond, а команда разработчиков присоденилась к Star Wars: Galaxies[32].
По версии Навигатора Игрового Мира: в 1998 году началась одновременная разработка Wing Commander: Privateer 3 и мультиплейерной Wing Commander: Strike Team с возможностью кооператива, которые было вскоре решено объединить в Wing Commander Online[33]. После провала фильма весной 1999 года, проект был закрыт, а Нейл Янг - уволен, но через несколько месяцев проект снова воскрес под названием Wing Commander: Privateer Online, чтобы вновь оказаться закрытым в 2000 год[33]. Причиной отмены явились Earth & Beyond и тоже впоследствии отменённая Ultima Online 2[33].
Что касается геймплея... То по некоторым слухам игра ожидалась подобной Star Wars Galaxies, которая на тот момент не имела космических полётов и боёв[33]. По другим же, помимо наземных приключений в духе Ultima, ожидались также и традиционные для Wing Commander космические бои[32]. Более того на основании некоторых скетчей делался вывод о возможной поддержке полной кустомизации космического корабля игроком, путём сборки своего корабля из различных деталей[32].
Иногда в числе отмеённых игр называют Wing Commander VI и Wing Commander VII на основании неподтверждённых данных о том что Wing Commander: Prophecy (неофицициально именуемая "Wing Commander V") являлась началом новой трилогии[34]
Wing Commander: Privateer Gemini Gold на движке Vega Strike[35]
22 Марта 2012 года вышла игра Wing Commander Saga: the Darkest Dawn, получившая официальное признание от правообладателься Electronic Arts в качестве игры официально входящей в серию игр "Wing Commander"[36][37]
В первом Wing Commander "модель истребителя" на самом деле представляла паралеллепипед с нарисованным на нём истребителем[27].
Начиная с Wing Commander: Armada серия игр перешла на настоящие полигональные модели истребителей[38].
Одной из особенностей движка Wing Commander: Prophecy, является то что корабли собраны в базу данных, собраннуую из таких общих свойства корабля, как вооружение, щиты, двигатель итп, соединённую с файлами содержащими как его внешний вид, так и дополнительные свойства[39]
Примерно через год после Wing Commander III: Heart of the Tiger - в 1995 году, вышла также и коллекционная карточная игра[15]
провалился в прокате, получив негативные оценки как от фанатов игры, так и от критиков.
По воспоминаниям Навигатора Игрового Мира, первые сомнения у фанатов возникли когда был обнародован относительно скромный для блокбастера бюджет фильма в $50,000,000[19], на деле же бюджет составил ещё меньше, а именно $30,000,000[4]. И провалившись в прокате, смог собрать немногим более $11,000,000[4]. В числе актёров игравших в фильме отметился и сам Крис Робертс - в качестве камео, он сыграл эпизодическую роль одного из пилотов[19]. Как 3DNews, так и Навигатор Игрового Мира высоко оценили игру Чеки Карио, сыгравшего "Палладина"[14][33]. А вот их мения по поводу игры Мэтью Лилларда, сыгравшего пилота по прозвищу "маньяк" - резко разошлись, и если Навигатор Игрового Мира назвал его игру отличной[33], то по мнению 3DNews актёр явно постоянно переигрывал[14].
3DNews охарактеризовал замену Марка Хамилла на Фредди Принца младшего следующими словами "трудно было найти более неподходящего актера на роль Блэйра, чем Фредди Принц Мл."[14]. Навигатор Игрового Мира, в целом более благосклонно оценил кастинг актёров[19], но и он назвал выбор Фредди Принца на главную роль "непоправимым вредом фильму"[33], и даже эммоционально отразил мнение фанатов Wing Commander, назвав актёра "губастым отродьем"[33].
Игромания отметила, что Килрафи в фильме не просто отличаются от канона, но и полностью облысели, потеряв не только свои знаменитые львиные гривы, но и весь свой мех[4]. По мнению же 3DNews, Килрафи "показаны пунктирно", и большую часть фильма зритель их просто не видит[14].
Особой критики удостоились и кардинальные изменения в сюжете, прямо противоречащие сюжету серии игр[4][14]. Так, например, особо массированой критике подверглось введение в сюжет ранее неупоминавшейся, загадочной расы Пилигримов, чьим потомком вдруг оказался главный герой[4][14][19]
Что касается оценки режисёрской работы, то 3DNews сравнил Криса Робертса с Тарасом Бульбой, который сам породил и сам убил[14], так как именно Крис Робертс создал (ещё в качестве геймдизайнера) феномен Wing Commander, а затем приложил руку к созданию роскошных видеороликов.
Игромания же про него написала, что он "наступил на все грабли, на которые только мог" [4]
13-серийный американский мультсериал с манерой рисования стилизованной под аниме, рассказывет о той поре когда Кристофер Блэр по прозвищу "бродяга" и Тодд Маршал по прозвищу "маньяк" были ещё кадетами, только начавшими свою службу на авианосце "Tiger's Claw" ("Коготь Тигра")[15]
Игромания высоко оценила новелизации Wing Commander, похвалив «Полёт к свободе», «Сердце тигра» и «Цена свободы» за возможность взглянуть на события с другой стороны[40]. Похвалы так же удостились спин-оффы «Расплата», «Битва флотов», «Action Stations» и «False Colors»[40]. А вот трилогия написанная Питером Телепом по провалившемуся в прокате фильму и состоящая из книг Wing Commander, Pilgrim Stars и Pilgrim Truth была навзана посредственной[40]. Навигатор Игрового Мира, назвал "весьма умным" отказ издателя от публикации последней книги новеллизации фильма - "Pilgrim Truth"[33]
Wing Commander.