Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

R.E.M.

Перейти к: навигация, поиск
R.E.M.

R.E.M. в 1995 году во время концертного тура в поддержку альбома Monster. Слева направо: Питер Бак, Майк Миллз, Майкл Стайп и Билл Берри
Основная информация
Жанр

альтернативный рок
колледж-рок
джэнгл-поп

Годы

19802011

Страна

США США

Город

Атенс

Другое название

Hornets Attack Victor Mature[1]
Bingo Hand Job[2]
It Crawled from the South[3]

Язык песен

английский

Лейбл

Hib-Tone enru
I.R.S.
New West enru
Warner Bros.

Бывшие
участники

Майкл Стайп
Майк Миллз
Питер Бак
Билл Берри

Другие
проекты

Automatic Baby
The Baseball Project
Hindu Love Gods
The Minus 5
Tuatara
Tired Pony

Официальный сайт
 Аудио, фото, видео на Викискладе

R.E.M. [ар-и-э́м] — американская рок-группа, сформированная в городе Атенс (штат Джорджия) в 1980 году, музыкантами: Майклом Стайпом (вокал), Питером Баком (гитара), Майком Миллзом (бас-гитара) и Биллом Берри (ударные и перкуссия). Одна из наиболее важных и значительных групп, оказавших влияние на альтернативный рок. Группа почти сразу привлекла к себе внимание мелодичным звучанием гитары Питера Бака, который часто играл в стиле арпеджио, и характерным вокалом Майкла Стайпа. R.E.M. выпустили свой первый сингл «Radio Free Europe», в 1981 году на независимом лейбле Hib-Tone. В 1983 году группа выпустила свой дебютный альбом Murmur, положительно встреченный критиками, и сформировала свою репутацию в течение ближайших нескольких лет в рамках последующих альбомов, постоянных гастролей, и при поддержке студенческих радиостанций. После нескольких лет андеграундного успеха, R.E.M. ворвались в мейнстрим со своим синглом «The One I Love», в 1987 году. Группа подписала контракт с лейблом Warner Bros. и выпустила успешный альбом Green, в 1988 году. Группа стала использовать политические и экологические проблемы в своих текстах, и начала выступать на больших площадках по всему миру. Музыкальный стиль R.E.M. представляет собой инди-рок, с элементами пост-панка и фолк-рока.

К началу 1990-х, когда альтернативный рок стал пользоваться успехом среди широкой аудитории, R.E.M. рассматривались как пионеры жанра и выпустили два своих наиболее коммерчески успешных альбома — Out of Time (1991) и Automatic for the People (1992), последний отошёл от традиционного звучания группы. Альбом 1994 года Monster, вернул группу к более привычным рок-стандартам. В поддержку альбома, R.E.M. начали свое первое турне за последние шесть лет; но тур был омрачен тем, что во время него к медицинской помощи обращались три участника группы. В 1996 году музыканты вновь подписали контракт с лейблом Warner Bros., как сообщалось, сумма контракта составляла $80 млн, и на тот момент это был самый дорогой контракт в истории. В следующем году Билл Берри покинул группу, а Бак, Миллз и Стайп продолжили свой творческий путь, как трио. Пройдя через некоторые изменения в музыкальном стиле, группа продолжила свою карьеру в следующем десятилетии, с переменным критическим и коммерческим успехом. В 2007 году группа была введена в Зал славы рок-н-ролла.

Название группы обычно истолковывают как медицинскую аббревиатуру для «Rapid Eye Movement» — быстрые движения глаз. В физиологии это один из признаков так называемой «фазы быстрого сна» — фазы, в которую спящий видит сновидения.

Коллектив просуществовал 31 год, объявление о распаде было опубликовано 21 сентября 2011 года[4]. В конце 2011 года была издана компиляция Part Lies, Part Heart, Part Truth, Part Garbage 1982–2011, она содержала песни со всех альбомов R.E.M., что стало символической точкой в карьере группы[5].

История группы

Формирование: 1980—1981

В январе 1980 года Майкл Стайп и Питер Бак встретились в одном из музыкальных магазинов города Атенс, в котором работал Бак. Парни обнаружили, что они разделяют общие музыкальные вкусы в музыке, особенно им нравились стили панк-рок и протопанк таких музыкантов, как Патти Смит, Television, и Velvet Underground. Позже Стайп сказал: «Выходит, что я покупал все записи, которые он [Бак] откладывал для себя»[6]. Вскоре Стайп и Бак встретили студентов Университета Джорджии Майка Миллза и Билла Берри[7], которые играли музыку вместе ещё со школы[8]. Квартет договаривается о сотрудничестве, рассчитанном на несколько песен, Стайп позднее заметил, что «ни у кого из них не было больших планов»[6]. Их все ещё не названная группа провела несколько месяцев репетиций и сыграла свой первый концерт 5 апреля 1980 на дне рождения у друга, состоявшегося в преобразованной епископальной церкви. После рассмотрения таких названий, как «Twisted Kites», «Cans of Piss», и «Negro Wives», группа остановилась на «R.E.M.» (аббревиатура Rapid Eye Movement, фаза быстрого сна), которое Стайп выбрал наобум из словаря[9].

Продюсер Митч Истер enru (крайний слева) играл важную роль в определении звучания группы, продюсируя все их материалы в течение 1983 года

Участники группы в конце концов бросили университет, чтобы сосредоточиться на своей развивающейся группе[10]. Они нашли своего первого менеджера Джеферсона Холта enru, клерка магазина звукозаписей, который был столь впечатлён выступлением R.E.M. в его родном городе Чапел-Хилл (Северная Каролина), что переехал в Атенс[11]. Успех R.E.M. был почти немедленным в Атенс и окружающих областях; группа постепенно привлекала все больше публики на свои концерты, что вызвало определенное недовольство среди музыкального сообщества Атенс enru[12]. В течение следующих полутора лет R.E.M. гастролировали по всей южной части Соединенных Штатов. Турне проходили трудно, поскольку гастрольных схем для альтернативных рок-групп тогда ещё не существовало. Группа совершала поездки в старом голубом фургоне, которым управлял Джеферсон Холт, и участники группы жили на пособия для питания, размером в $2 в день[13].

Летом 1981 года R.E.M. записали свой первый сингл «Radio Free Europe» с продюсером Митчем Истером enru на студии Drive-In Studios в городе Уинстон-Сейлеме (штат Северная Каролина). Сингл был выпущен на локальном независимом лейбле Hib-Tone с первоначальным тиражом в 1000 экземпляров, которые были мгновенно распроданы[14]. Несмотря на ограниченный тираж, сингл получил признание критиков и вошёл в список одного из 10 лучших синглов года газеты Нью-Йорк Таймс[15].

I.R.S. Records и культ успеха: 1982—1986

«Radio Free Europe»
Первоначально выпущенный как дебютный сингл группы на Hib-Tone в 1981 году, «Radio Free Europe» была повторно перезаписана для дебютного альбома R.E.M. Murmur в 1983 году.
Помощь по воспроизведению

В октябре 1981 года R.E.M. записали мини-альбом Chronic Town с продюсером Митчем Истером, планируя выпустить его на новом инди-лейбле, названном Dasht Hopes[16]. Тем не менее, лейбл I.R.S. Records приобрел демозапись первой рекордсессии группы, записанную с продюсером Эстером, которая циркулировала в течение многих месяцев[17]. Группа отклонила предложение мейджор-лейбла RCA Records в пользу I.R.S. Records, с которыми они подписали контракт в мае 1982 года. I.R.S. Records выпустил Chronic Town, в августе того же года, в качестве своего первого издания в США[18]. Журнал New Musical Express в своей рецензии на мини-альбом, оценил таинственную ауру песен, и пришёл к выводу, что «R.E.M. звучат правдоподобно, и замечательно услышать кое-что столь же непринужденное и хитроумное, как это»[19].

I.R.S. Records наперво свел R.E.M. с продюсером Стивеном Хейгом, чтобы сделать запись их дебютного альбома. Акцент продюсера на техническом совершенствовании оставил группу недовольными, и участники группы попросили, чтобы лейбл позволил им сделать запись альбома с Митчем Истером[20]. Лейбл согласился на «пробную» сессию, что позволило группе вернуться в Северную Каролину и записать песню «Pilgrimage» с Истером и помощником продюсера Доном Диксоном enru[21]. Услышав композицию, I.R.S. Records позволили группе записать альбом с Истером и Диксоном. Из-за негативного опыта с Хейгом, группа записала альбом через процесс отрицания, отказавшись включать в него клише рок-музыки, такие как гитарные соло или популярные тогда синтезаторы, для того, чтобы придать своей музыке «вечное» чувство (избегая клише звука, модного в тот период времени)[22]. Законченный альбом Murmur был встречен признанием критиков сразу после выхода в 1983 году, а журнал Rolling Stone поместил альбом в свой список в качестве записи года[23]. Альбом достиг 36 позиции в хит-параде Billboard[24]. Перезаписанная версия «Radio Free Europe» стала главным синглом альбома и достигла #78 в хит-параде Billboard в 1983 году. Несмотря на признание, полученное альбомом, Murmur был продан в количестве лишь около 200 тысяч экземпляров, что было сочтено руководством I.R.S. Records не оправдавшим их ожиданий[25].

В октябре 1983 года R.E.M. впервые выступили на телевидении на шоу «Late Night with David Letterman enru»[26], в ходе которого группа исполняла новую, ещё не получившую название песню[27]. Песня, в конечном счете названная «So. Central Rain (I’m Sorry)», стала первым синглом из второго альбома группы, Reckoning (1984), который был также записан с Истером и Диксоном. Альбом был встречен признанием критиков; редактор New Musical Express Мэт Сноу писал, что альбом Reckoning «подтверждает, что R.E.M. одна из самых красивейших и захватывающих групп на планете»[28]. Несмотря на то, что Reckoning достиг 27 строчки в хит-параде США — необычно высокая позиция для группы, играющей в стиле колледж-рок в то время — скудная ротация и неэффективная дистрибуция за границей привели к тому, что альбом провалился в зарубежных хит-парадах, добравшись лишь до 91 места в британском чарте[29].

Стайп и Бак на концерте в 1985 году.

Третий альбом группы, Fables of the Reconstruction (1985), продемонстрировал изменение направления группы. Вместо Истера и Диксона, R.E.M. предпочли продюсера Джо Бойда, (ранее работал с группой Fairport Convention и Ником Дрейком), направившись для записи альбома в Англию. Участники группы сочли сессии неожиданно трудными, испытывая проблемы из-за холодной зимней погоды и плохой пищи[30]; ситуация привела к тому, что группа была на грани распада[31]. Мрачность, окружающая запись альбома, привела к обеспечению контекста для самого альбома. Лирически Стайп стал создавать сюжетные линии по мотивам южной мифологии, отметив в интервью 1985 года, что он был вдохновлен «самой идеей о стариках, сидящих без дела у костра, передавая… легенды и басни своим внукам»[32]. Fables of the Reconstruction стал самой продаваемой записью, выпущенной I.R.S. Records в Америке на тот момент. Тем не менее, альбом был плохо принят в Европе и отзывы критиков были смешанными, причем некоторые критики считали его скучным и плохо записанным[33]. Как и в случае с предыдущим альбомом, синглы из Fables of the Reconstruction были, в основном, проигнорированы основными радиостанциями. Между тем, I.R.S. Records все больше разочаровывался в том, что группа не желала становиться мейнстримовой[34].

Для записи своего четвёртого альбома R.E.M. привлекли продюсера Дона Гехмана enru, работавшего с Джоном Мелленкампом. В результате, на альбоме Lifes Rich Pageant (1986) вокал Стайпа был выдвинут на передний план относительно музыки. В интервью 1986 года для Chicago Tribune Майк Миллз сказал: «Майкл становится все лучше в том, что он делает, и он становится более уверенным в этом. И я думаю, это проявляется в становлении его голоса»[35]. Продажи альбома заметно улучшились по сравнению с Fables of the Reconstruction и в конечном итоге он достиг 21 позиции в хит-параде Billboard. Сингл «Fall on Me» также имел поддержку на коммерческом радио[36]. Lifes Rich Pageant был первым альбомом группы, который был сертифицирован как золотой диск с продажами более 500 тысяч экземпляров[37]. Хотя американские студенческие радиостанции оставались основной поддержкой группы, R.E.M. начинали постепенно создавать мейнстримовые рок-хиты, способные пробиться в хит-парады, но их музыка все ещё встречала сопротивление со стороны коммерческих радиостанций[38]. После успеха Lifes Rich Pageant, I.R.S. Records издал Dead Letter Office, сборник, составленный из композиций, записанных группой в ходе их сессий для альбома, многие из которых были выпущены в качестве би-сайдов или оставались невыпущенными вообще. Вскоре после этого I.R.S. Records составил музыкальный видеокаталог R.E.M. (за исключением «Wolves, Lower»), как первый видео релиз группы, под названием Succumbs.

Прорыв и успех (1987—1993)

«Losing My Religion»
Загадочная лирика и необычный звук мандолины, сделали песню самым большим хитом группы в США. Она достигла четвёртого места в хит-параде Billboard и принесла группе две статуэтки Грэмми.
Помощь по воспроизведению

Дон Гехман был не способен продюсировать пятый диск R.E.M., поэтому он предложил группе поработать со Скоттом Литтом[39]. Литт будет продюсером следующих пяти альбомов группы. Лонгплей Document содержал одни из наиболее откровенно-политических песен Стайпа, в частности «Welcome To the Occupation» и «Exhuming McCarthy», которые были реакцией на консервативную enru политическую обстановку в 1980-х годах, во время правления американского президента Рональда Рейгана[40]. Джон Пэйрлес enru из The New York Times написал в своей рецензии на альбом: «Document является уверенным и вызывающим; если R.E.M. собирается перейти от статуса культовой группы к массовой популярности, альбом указывает, что группа доберется туда на её собственных условиях»[41]. Document стал прорывным альбомом группы, и первый сингл альбома «The One I Love» попал в Top 20 хит-парадов США, Великобритании и Канады[24]. К январю 1988 года, Document стал первым альбомом группы, который был продан в количестве более миллиона копий[42]. В связи с успехом группы, журнал Rolling Stone объявил R.E.M. «Лучшей рок-н-рольной группой Америки», это было напечатано на обложке декабрьского выпуска издания (1987 год)[43].

Разочарованные тем, что их записи не получили должной зарубежной дистрибьюции, R.E.M. покинули лейбл I.R.S. Records по истечению контракта, и подписали новый контракт с мейджор-лейблом Warner Bros.[44]. В 1988 году I.R.S. Records выпустил сборник «Eponymous», в который вошли большинство синглов группы и некоторые раритеты. В 1988 году в Нашвилле (штат Теннесси), был записан дебютный альбом на новом лейбле — «Green», он продемонстрировал то, что группа экспериментировала со своим звуком[45]. Композиции альбома колеблются от оптимистичного первого сингла «Stand» (хит в Соединенные Штаты Америки)[46], до более политизированного материала, такого как рок-ориентированный «Orange Crush» и «World Leader Pretend», в которых рассматриваются темы войны во Вьетнаме и «холодной войны», соответственно[47]. «Green» был продан в количестве 4 миллионов копий по всему миру[48]. Группа поддержала альбом своим самым большим и наиболее визуально развитым туром на сегодняшний день, который включал проецирование на экране, позади группы и артхаусные фильмы, показываемые на сцене[49]. После гастролей участники группы неофициально решили взять перерыв на следующий год, это был первый длительный перерыв в карьере группы[50].

В середине 1990 года, музыканты возобновили творческий процесс, начав работу над своим седьмым альбомом — Out of Time. В отличие от предыдущих пластинок, во время сочинения музыки использовались нетипичные рок-инструменты: мандолина, орган и акустическая гитара[51]. Выпущенный в марте 1991 года, Out of Time был первым альбомом группы, достигшим вершины хит-парадов по обе стороны Атлантики.[24] Запись была продана в количестве 4,2 миллиона копий только в США[52], и около 12 миллионов копий по всему миру к 1996 году[48]. Первый сингл альбома, «Losing My Religion» стал мировым хитом, который получил широкую ротацию на радио, а его музыкальное видео на MTV[53]. «Losing My Religion» стал самым успешным синглом группы в США, достигнув 4 строчки в хит-параде Billboard[24]. «В нашей карьере было очень немного событий, кардинально менявших жизнь, потому что наш творческий путь был очень постепенным,» — сказал Майк Миллз несколько лет спустя, «Если Вы хотите поговорить о переменах в жизни, я думаю, „Losing My Religion“, является самым близким примером»[54]. Второй сингл альбома — «Shiny Happy People» (одна из трех песен с вокалисткой Кейт Пирсон, участницей другой группы из Атенс - B-52's), также стал хитом, достигнув #10 в США и #6 в Великобритании[24]. Out of Time завоевал для R.E.M. семь номинаций на премию Грэмми, больше чем у любого другого исполнителя в 1992 году. Группа выиграла три награды: «Лучший альтернативный музыкальный альбом», «Лучшее короткометражное музыкальное видео» и «Лучшее поп-исполнение дуэта или группы с вокалом» — две последние за песню «Losing My Religion»[55]. R.E.M. не провели тур в поддержку Out of Time; вместо этого группа отыграла несколько отдельных выступлений, в том числе появилась в эпизоде MTV Unplugged, который был записан на аудиоплёнку[56].

В 1991 году, по прошествии нескольких месяцев, R.E.M. вернулись в студию для записи своего нового альбома. В конце 1992 года группа выпустила Automatic for the People. Хотя группа намеревалась сделать хард-роковый альбом, после более мягких структур Out of Time[57], мрачный Automatic for the People «[казалось], движется в сторону более мучительной агонии» отмечал журнал Melody Maker[58]. Альбом затрагивал темы утраты и скорби, вдохновленные, по словам Бака: «этим чувством… кризиса среднего возраста»[59]. Несколько песен содержали струнные аранжировки бывшего басиста Led Zeppelin Джона Пола Джонса. По мнению ряда критиков (а также Бака и Миллза), это был лучший альбом группы[60], Automatic for the People достиг #1 и #2 в хит-парадах Великобритании и США, соответственно, и содержал хит-синглы «Drive», «Man on the Moon» и «Everybody Hurts», все они попали в американский Top 40[24]. Альбом был продан в количестве 10 миллионов копий по всему миру[48]. Как и в случае с Out of Time, группа не стала проводить тур в поддержку альбома. Решение отказаться от тура, в сочетании с физическим состоянием Стайпа, породили слухи, что певец был при смерти, которые категорически отрицались группой[58].

Monster и New Adventures in Hi-Fi: 1994—1996

«What’s the Frequency, Kenneth?»
Громкие, искажённые гитары (доминирующие на диске) — были преднамеренным шагом, группа дистанцировалась от звука 2-х предыдущих дисков.
Помощь по воспроизведению

После того как группа выпустила два «медленных» альбома подряд, альбом 1994 года Monster был, как сказал Бак «'рок' записью, со словом рок в кавычках». В отличие от саунда своих предшественников, музыка Monster состояла из искаженного гитарного звука, минимальных инструментальных наложений, и штрихов глэм-рока а-ля 1970-е[61]. Как и Out of Time, Monster возглавил чарты в США и Великобритании[24]. Альбом был продан в количестве около 9 миллионов копий по всему миру[48]. Синглы «What’s the Frequency, Kenneth?» и «Bang and Blame» были последними синглами, которые попали в американский Top 40, хотя все синглы с Monster достигли Top 30 в британском чарте[24].

В январе 1995 года R.E.M. отправился в свой первый тур за последние 6 лет. Тур имел огромный коммерческий успех, но этот период был трудным для группы[62]. 1 марта Берри рухнул на сцене во время выступления в Лозанне (Швейцария), перенеся мозговую аневризму. Он перенес операцию немедленно и выздоровел полностью, в течение месяца. Аневризма Берри была только началом целой серии проблем со здоровьем, с которыми группа столкнулась во время Monster Tour. В июле Миллз перенёс операцию по удалению кишечной спайки; месяц спустя Стайпу было произведено экстренное грыжесечение[63]. Несмотря на все проблемы R.E.M. записали часть нового альбома во время гастролей. Концертный материал, записанный на восьмидорожечные магнитофоны, стал основой New Adventures in Hi-Fi[64]. Во время трёх последних шоу Monster Tour группа сняла концертный фильм, который вышел на видеокассетах под названием Road Movie[65].

Группа вновь подписала контракт с лейблом Warner Bros. в 1996 году за $80 млн, крупнейший контракт в истории, на тот момент[66]. Альбом 1996 года New Adventures in Hi-Fi дебютировал под номером два в США и номером один в Великобритании[24]. Было продано пять миллионов копий альбома, что стало заметным коммерческим успехом группы за предыдущие пять лет[67]. Автор журнала Time Кристофер Джон Фэрли утверждал, что меньшие продажи альбома произошли из-за снижения коммерческого интереса к альтернативному року в целом[68]. В том же году R.E.M. расстались с менеджером Джефферсоном Холтом enru, предположительно из-за обвинений в сексуальном домогательстве со стороны одного из членов домашнего офиса группы в Атенс[69]. Адвокат группы Бертис Даунс enru принял обязанности менеджера[70].

Уход Берри и Up: 1997—2000

Майкл Стайп на фестивале Гластонбери в 1999 году.

В апреле 1997 года группа собралась в доме отдыха Бака на Кауаях, чтобы сделать запись нового материала, предназначенного для следующего альбома. Группа стремилась изобрести свой звук и была намерена добавить новые барабанные ритмы и эксперименты с перкуссией[71]. Так как сессии должны были начаться в октябре, Берри решил, после нескольких месяцев размышлений и дискуссий с Даунсом и Миллзом, сказать остальным участникам группы, что он уходит[72]. Берри сказал своим товарищам по группе, что он не уйдет, если группа распадется в результате, поэтому Стайп, Миллз и Бак согласились продолжить свой творческий путь как трио, с благословения Берри[73]. Берри публично объявил о своем уходе три недели спустя, в октябре 1997 года. Он заявил журналистам: «Просто теперь у меня нет былого энтузиазма, чтобы заниматься этим дальше… У меня была самая лучшая работа в мире. Но сейчас, я готов расслабиться и поразмышлять и, возможно, больше не быть поп-звездой»[71]. Стайп признал, что группа будет отличаться без основного участника: «Что касается меня, Майка, и Питера, как группы R.E.M., будем ли мы по-прежнему R.E.M.? Я думаю, что трехногая собака — все ещё собака. Она просто должна учиться бежать по-другому»[73].

Группа отменила свои запланированные рекордсессии в результате ухода Берри. «Без Билла было по-другому, это сбивало с толку», сказал Миллз позже, «Мы не знали наверняка, что нам делать. Мы не могли репетировать без барабанщика»[74]. Остальные члены R.E.M. возобновили работу над альбомом в феврале 1998 года в Toast Studios в Сан-Франциско[75]. Группа завершила свое десятилетнее сотрудничество со Скоттом Литтом и наняла Патрика Маккарти enru продюсировать запись. Найджел Годрич был приглашен в качестве помощника продюсера, они также позвали бывшего участника группы Screaming Trees Барретта Мартина enru и концертного барабанщика Бека, Джоуи Уэронкера enru. Напряжение среди музыкантов негативно влияло на процесс записи, группа была близка к распаду. Бертис Даунс организовал экстренное собрание, где участники группы обсудили накопившиеся проблемы и договорились продолжить выступать единым коллективом[76]. В октябре 1998 года был записан альбом Up. Первый сингл альбома — «Daysleeper», дебютировал в десятке лучших в США и Великобритании. Тем не менее, альбом был относительным провалом, его продажи были около 900 000 экземпляров в США к середине 1999 года, и в конце концов он разошёлся в количестве 2 миллиона копий по всему миру[52]. В то время как американские продажи R.E.M. уменьшались, коммерческая основа группы переходила в Великобританию, где записей R.E.M. продавалось больше, чем в любой другой стране, а синглы группы регулярно попадали в Top 20[77].

Спустя год после выпуска Up, R.Е.М написали инструментальную партитуру для биографического фильма об Энди Кауфмане, «Человек на Луне», это был первый подобный опыт для группы. Фильм получил свое название от одноименной песни из альбома Automatic for the People (в тексте которой присутствуют многочисленные ссылки на Кауфмана, чьим ярым фанатом является Стайп)[78]. Композиция «The Great Beyond» из саундтрека к фильму «Человек на Луне» была выпущена в качестве сингла. «The Great Beyond» достиг лишь 57-й строчки в американских хит-парадах, но стал самым успешным синглом группы в Великобритании, добравшись до третьего места в 2000 году[24].

Reveal и Around the Sun: 2001—2005

R.E.M. на концерте в Падуе, Италия, 22 июля 2003 года.

R.Е.М. записали большую часть их двенадцатого альбома, Reveal (2001) в Канаде и Ирландии, с мая по октябрь 2000 года[79]. Reveal разделяет «мрачный темп» альбома Up[80], барабанщиком на альбоме, опять же был Джоуи Уэронкер, также внесли свою лепту Скотт Маккоги enru (соучредитель группы The Minus 5 enru с Питером Баком) и основатель группы «The Posies» Кен Стрингфеллоу enru. Мировые продажи альбома составляли более 4 миллионов копий, а в США «Reveal» был продан примерно в таком же количестве, как и его предшественник Up[81]. Первый сингл альбома, «Imitation of Life», достиг 6 строчки в хит-парадах Великобритании[82]. Автор журнала Rock's Backpages преподобный Эл Фристон (The Rev. Al Friston), описал альбом как «снабжённый золотым очарованием в каждом завихрении и повороте», по сравнению с «чрезвычайно неубедительной работой группы на пластинках New Adventures in Hi-Fi и Up»[83]. Кроме того, Роб Шеффилд из журнала Rolling Stone назвал Reveal «духовным обновлением, внедренным в музыку», и похвалил его «непрерывно удивительную красоту»[84].

В 2003 году Warner Bros. выпустил сборник In Time: The Best of R.E.M. 1988–2003, в который вошли две новые песни «Bad Day» и «Animal». В том же году Берри неожиданно выступил с группой на сцене, во время концерта R.Е.М в городе Роли (штат Северная Каролина), исполнив бэк-вокал на «Radio Free Europe». Затем он сел за барабанную установку, чтобы исполнить с товарищами их давнишнюю композицию — «Permanent Vacation», это было его первое выступление с группой, с момента ухода из R.Е.М[85].

R.E.M. выпустили новый альбом Around the Sun в 2004 году. Во время работы над альбомом в 2002 году, Стайп сказал: «[альбом] звучит, как будто это взлёт из двух последних альбомов в неизведанную территорию для R.E.M. Отчасти примитивный и воющий»[86]. После выхода альбома, Миллз сказал: «Я думаю, честно говоря, он оказался немного медленнее, чем мы хотели, с точки зрения общей скорости песен»[87]. Around the Sun получил смешанные отзывы критиков, и добрался до 13 строчки в хит-параде Billboard[88]. Первый сингл альбома, «Leaving New York», стал хитом и попал в британский Top 5[89]. Для записи альбома и последующего тура, группа наняла нового полноценного барабанщика Билла Райфлина enru, который ранее был участником группы Ministry. В конце 2004 года, R.E.M. гастролировали с Брюсом Спрингстином, Джексоном Брауном, Pearl Jam, Bright Eyes и другими музыкантами в туре, названном Vote for Change enru. Тур проводился в связи с американскими выборами 2004 года, и многие музыканты призывали не голосовать за Джорджа Буша-младшего, а поддержать его оппонента Джона Керри. В течение 2005 года, группа провела свои первые мировые гастроли, впервые со времен тура Monster Tour, десятью годами ранее. Во время тура R.E.M. выступили в лондонском Гайд-парке на фестивале Live 8.

«Accelerate» и распад группы: 2006—2011

В 2006 году, лейбл EMI, которому принадлежит каталог I.R.S. Records материала R.E.M., выпустил сборник, охватывающий период группы с 1982 по 1987 год, под названием «And I Feel Fine… The Best of the I.R.S. Years 1982—1987». Одновременно с этим сборником, был выпущен DVD «When the Light Is Mine: The Best of the I.R.S. Years 1982—1987», посвященный тому же периоду группы. В тот же месяце, все четыре оригинальных участника группы выступили на церемонии введения R.E.M. в Georgia Music Hall of Fame (Зал славы музыки, штата Джорджия)[90]. Во время репетиции церемонии, группа записала кавер-версию песни Джона Леннона «# 9 Dream» для альбома Instant Karma: The Amnesty International Campaign to Save Darfur enru[91]. Песня была выпущена в качестве сингла — в поддержку международной амнистии, это была первая студийная запись Билла Берри вместе с товарищами, после его ухода из R.E.M., почти десять лет назад[92]. В октябре 2006, R.E.M. были номинированы на введение в Зал славы рок-н-ролла, сразу как только это стало возможно (исполнитель имеет право быть введён в Зал славы рок-н-ролла, спустя 25 лет после выхода их первого сингла), группа была в числе пяти победителей[93]. 12 марта 2007 года, в нью-йорском отеле Waldorf-Astoria Hotel enru состоялась торжественная церемония — Эдди Веддер произнёс спич, после чего R.E.M исполнили четыре песни, вместе с Биллом Берри[94].

Майк Миллз в 2008 году.

Работа над четырнадцатым альбомом группы началась в начале 2007 года. Группа сделала запись с продюсером Джекнайфом Ли в Ванкувере и Дублине, где они выступали пять вечеров в Olympia Theatre enru, между 30 июня и 5 июля, в рамках «рабочей репетиции»[95]. R.E.M. Live, первый концертный альбом группы (содержащий композиции, записанные из Дублинского шоу 2005 года), был издан в октябре 2007 года[96]. Группа продолжила это начинание, выпустив ещё один концертный альбом Live at The Olympia, в 2009 году. R.E.M. выпустили Accelerate в начале 2008 года. Альбом дебютировал под номером 2 в хит-параде Billboard[97] и стал восьмым альбом группы достигшим вершины британского хит-парада[98]. Дэвид Фрик из журнала Rolling Stone считает Accelerate более совершенным, по сравнению с предыдущими альбомами периода после ухода Берри, и назвал его «одной из лучших записей R.E.M., сделанных когда-либо»[99]. В 2010 году группа выпустила новый концертный DVD R.E.M. Live from Austin, TX записанный на телевизионной программе Austin City Limits enru в 2008 году. 7 мая 2010 года, закончилась первая рекордсессия следующего альбома группы, большая часть материала была записана летом, в следующих городах: Берлин, Нэшвилл и Новый Орлеан[100].

7 марта 2011 года был издан последний студийный альбом группы — Collapse into Now. В записи пластинки приняли участие Патти Смит, Эдди Веддер из Pearl Jam, Peaches и Ленни Кей[101]. Музыканты охарактеризовали новую работу как «масштабную и всеобъемлющую». В отличие от предшественника — Accelerate, на котором были собраны короткие и динамичные композиции, участники, по словам Майка Миллза, «в этот раз хотели достичь большего разнообразия и не ограничивали себя каким-то одним типом песен. На диске можно будет обнаружить парочку медленных и красивых композиций, несколько треков среднего темпа и три-четыре рок-боевика»[102]. Диск дебютировал на пятом месте в американском чарте Billboard 200[103] и возглавил швейцарский и немецкий хит-парады[104]. Он получил в целом положительные отзывы критиков и имеет рейтинг 71 балл из 100 на сайте Metacritic[105].

21 сентября 2011 года участники R.E.M. объявили о прекращении деятельности группы[106]. На официальном сайте группы размещены комментарии участников коллектива. Майкл Стайп, Майк Миллз и Питер Бак сообщили, что между ними нет никаких конфликтов, но они решили, что со сцены следует уходить вовремя. В заявлении говорится, что музыканты «уходят с чувством благодарности, завершенности и удивления от всего, чего им удалось добиться»[107].

Музыкальный стиль

«Fall on Me»
Отрывок из композиции «Fall on Me» иллюстрирует джэнгл и арпеджио, характерные для музыкального стиля Бака, а также припев, в котором Стайп и Миллз поют в унисон, гармоничным вокалом.
Помощь по воспроизведению

В интервью 1988 года, Питер Бак описал типичную песню R.E.M.: «минорная тональность, средний темп, загадочная наполовину-фолковая наполовину-рок-балладная вещь. Это — то, что все думают, и, в определенной степени, это правда»[108]. Авторство в написании песен приписывается всей группе, хотя иногда, отдельные музыканты вносят больший вклад в конкретную песню[109]. Каждому музыканту дано равное право голоса в процессе написания песен; однако, Бак признал, что Стайпа, как лирика группы, редко удается убедить следовать идее, которая ему не нравится[58]. В период «золотого» состава группы, существовало разделение труда, в процессе написания песен: Стайп сочинял тексты, а также придумывал мелодии, Бак подкидывал идеи из новых музыкальных направлений, а Миллз и Берри могли «тонко настроить», и довести «до ума» эти композиции, в связи с их большим музыкальным опытом[110].

Биограф Дэвид Бакли описал вокальный стиль Майкла Стайпа, как: «плач, причитания, выразительные вокальные фигуры»[111]. В композициях группы, Стайп часто поёт унисон с Миллзом, их вокал гармонирует; так, в припеве композиции «Stand», Миллз и Стайп чередуют друг-друга, создавая эффект диалога[112]. Ранние статьи о группе были сосредоточены на стиле пения Стайпа (газета The Washington Post описывала его, как «бормотание»), который часто делал его лирику неразборчивой[113]. Автор журнала Creem enru Джон Мортлэнд (англ. John Morthland) написал в своем обзоре альбома Murmur: «Я все ещё понятия не имею, о чём эти песни, потому что ни я, ни кто-либо другой, кого я знаю, никогда не могли различить лирику группы R.E.M.»[114]. Стайп прокомментировал в 1984 году: «Это — просто способ, которым я пою. Если бы я пытался управлять им, это было бы довольно фальшиво»[115]. Продюсер Джо Бойд убедил Стайпа начать петь более разборчиво, во время записи «Fables of the Reconstruction»[116].

В 1994 году, во время общения в онлайн-чате, Стайп настаивал, что многое из его ранней лирики было «ерундой», заявив: «На многих ранних вещах, по сути, нет подобающих текстов. Я даже не могу вспомнить их». По правде говоря, Стайп тщательно подбирал лирику, для большинства ранних песен группы[117]. Вокалист объяснял, что в 1984 году, когда он начал писать тексты, они были похожи на «простые картинки», но через год он устал от этого подхода и «начал экспериментировать с текстами, которые не имели прямолинейного смысла, и это просто шло изнутри»[115]. В середине 1980-х годов, когда вокальный стиль Стайпа становился все более разборчивым, группа решила, что его тексты должны передавать свои идеи на более дословном уровне[118]. Миллз объяснил: «После того как вы сделали три записи и написали несколько песен, и они становятся всё лучше и лучше в лирическом плане, на следующем этапе найдется кто-то, кто спросит вас — „у вас есть что сказать? у вас есть месседж?“. И в тот момент, Майкл имел уверенность, чтобы ответить „да“»[119]. Например, песни «Cuyahoga» и «Fall on Me» из Lifes Rich Pageant, касались темы загрязнение окружающей среды. Стайп пошёл ещё дальше на альбомах Document и Green, где обратился к политическим проблемам в своей лирике. «Наша политическая активность и содержание песен было реакцией на то, где мы были, и то, чем мы были окружены, эта реакция была просто призренным ужасом» — говорил Стайп позже. «В 1987 году и 88 было нечего делать, но мы были политически-активными»[120]. В дальнейшем, Стайп исследовали и другие лирические темы. Альбом Automatic for the People затрагивал темы «смертности и умирающих». «Довольно напыщенный материал», по мнению Стайпа[121]. В то время как на альбоме Monster критикуется любовь и массовая культура.

Стиль игры Бака определил звук R.E.M.

Многие выделяют стиль игры гитариста Питера Бака, как наиболее отличительную особенность музыки R.E.M.. На протяжении 1980-х «экономичный, наполненный арпеджио, поэтический» стиль гитариста, напоминал британским журналистам, американскую музыку 1960-х годов, а именно творчество фолк-рок группы The Byrds[122]. Бак заявлял, что: «[гитарист The Byrds] Роджер Макгуинн enru оказал большое влияние на меня как гитариста»[123], но с оговоркой, что это были группы, находившиеся под влиянием The Byrds, в том числе — Big Star и The Soft Boys enru, они вдохновили его больше чем сами The Byrds. Среди современников, его стиль сравнивали с гитаристом Джонни Марром, из альтернативной рок-группы The Smiths. Несмотря на то, что по словам Бака он является поклонником группы, гитарист признался, что поначалу критиковал The Smiths просто потому, что ему надоел частый вопрос от фанатов — «повлияло ли на его стиль игры творчества Джонни Марра», чья группа фактически появилась после R.E.M.. Бак обычно сторонился гитарных соло, в 2002 году он объяснил почему: «Я знаю, что, когда гитаристы исполняют красивое гитарное соло, люди сходят с ума, но я не пишу песни, в которые подходят для этого, и я не особо заинтересован в этом. Я могу сделать это, если придется, но я не люблю соло»[124]. Мелодичный подход Майка Миллза к игре на бас-гитаре, был вдохновлен Полом Маккартни из The Beatles и Крисом Сквайром из Yes; Миллз говорил: «Я всегда играл мелодичный бас, как бас на фортепиано, в некотором смысле… Я никогда не хотел играть в традиционном стиле, в рамках — бас-бочки (kick drum) и тоники». В начале карьеры, у Миллза было больше музыкальной практики, чем у его товарищей по группе, связи с этим он говорил: «нам было проще превратить абстрактные музыкальные идеи в реальность»[123].

Влияние

Pavement — одна из нескольких альтернативных рок-групп, которые отметили влияние музыки R.E.M. на своё творчество; коллектив даже написал песню о своих кумирах — «Unseen Power of the Picket Fence».

«R.E.M.» сыграли решающую роль в создании и развитии альтернативного рока. Allmusic утверждает, что «R.E.M. символизирует момент, когда пост-панк превратился в альтернативный рок»[10]. Альтернативный рок, который играли R.E.M., находился под влиянием таких групп, как The Beach Boys, The Byrds, Creedence Clearwater Revival, The Rolling Stones и Патти Смит, в начале 1980-х он контрастировал с пост-панком и новой волной, жанрами, которые были его предшественниками. Музыкальный журналист Саймон Рейнольдс отметил, что пост-панк движение в конце 1970-х и начале 1980-х годов «придало забвению целый ряд музыкальных жанров», в частности музыку 1960-х, и что «после демистификации пост-панка и схематичности нью-попа, было настоящим облегчением услышать музыку уходившую корнями в мистический страх и ведущую на вершину блаженства». Рейнольдс заявил, что звук группы «R.E.M.» напоминает музыку 1960-х годов с их «тягучими перезвонами гитар и вокалом в стиле фолк» и их «мечтательными и абстрактными образами открывавшими новые рубежи для Америки», «одна из двух наиболее важных групп альтернативного рока» — подытожил он[125]. Выпустив альбом Murmur, R.E.M. оказали ключевое влияние (музыкальное и коммерческое) на начинающих музыкантов альтернативной сцены — появился ряд последователей играющих в стиле джангл-поп[126].

Я не знаю, как эта группа создаёт такие вещи. Боже, они потрясающие. Они относятся к своему успеху как святые и продолжают сочинять великолепную музыку[127].

Курт Кобейн. Rolling Stone. 27 января 1994

Ранний успех и прорыв R.E.M. послужил вдохновением для других альтернативных коллективов. Журнал Spin упомянул термин «Модель R.E.M.» — карьерные принципы, которыми руководствовалась группа и которые стали примером для других андеграундных исполнителей, вдохновляя их делать также. Редактор Spin Чарльз Аарон (англ. Charles Aaron) писал: «К 1985 году R.E.M. продемонстрировали, как далеко могут зайти андеграундные музыканты (вдохновлённые панк-роком) в шоу-бизнесе, без потери своей музыкальной целостности. Они сообразили, как этого добиться не бросаясь словами на ветер, они осуществили Американскую Богемную Мечту»[128][129]. Стив Винн (англ. Steve Wynn) из Dream Syndicate сказал: «Они изобрели „новые правила игры“ для всех андеграундных исполнителей, будь то Sonic Youth или Replacements или Nirvana или Butthole Surfers. R.E.M. были первопроходцами. В музыкальном плане, эти группы сочиняли разные вещи, но R.E.M. были первыми, кто показал нам — что можно быть знаменитым и оставаться верным своим принципам»[130]. Биограф Дэвид Бакли (англ. David Buckley) заявил, что в период между 1991 и 1994 годами группа продала приблизительно 30 миллионов альбомов, R.E.M. «утвердили себя в качестве соперников U2 за титул самой значительной рок-группы мира»[131]. В течение своей карьеры, группа продала более 70 миллионов пластинок[132]

Позже такие альтернативные рок-группы, как Nirvana, Pavement и Live, черпали вдохновение из музыки «R.E.M.». «Когда мне было 15 лет, я жил в Ричмонде, штат Вирджиния, и они были очень важной частью моей жизни» — вспоминал участник Pavement Боб Настанович (англ. Bob Nastanovich), «также как и других членов нашей группы». Pavement посвятили песню «Unseen Power of the Picket Fence» из сборника «No Alternative» (1993), двум первым альбомам «R.E.M.»[133]. Фронтмен группы Nirvana Курт Кобейн был ярым поклонником «R.E.M.», и вынашивал планы о создании музыкального проекта со Стайпом, незадолго до своей смерти в апреле 1994 года[134].

Агитация и политическая активность

На всём протяжении карьеры группы участники R.E.M. стремились выделить социальные и политические вопросы в своем творчестве. По данным Los Angeles Times, коллектив считается одной из «самых либеральных и политкорректных рок-групп Соединенных Штатов»[135]. На страницах этой же газеты сообщалось, что участники группы, с политической точки зрения, разделяют либеральное и прогрессивное мировоззрение[136]. Миллз признался, что иногда между участниками группы возникают разногласия, в вопросах того, кого они могли бы поддержать, но признал, «из уважения к людям, которые имеют другую точку зрения, эти дискуссии имеют тенденцию оставаться внутри группы, поэтому мы не сообщаем посторонним в чём содержится суть наших споров, чтобы они не могли использовать это в своих собственных целях». Например, в 1990 году Бак упомянул, что Стайп сотрудничал с организацией «Люди за этичное обращение с животными», но остальные участники группы не были активистами этой организации[137].

Майкл Стайп использовал свой «звёздный» статус для поддержки гуманитарных и политических акций; здесь он находится на кинофестивале Tribeca Film Festival (2007), который был создан, чтобы восстановить разрушенный район Нью-Йорка, после тер.актов 11 сентября.

R.E.M. помогали привлекать средства для фондов защиты окружающей среды, феминистических движений и организаций по защите прав человека, а также принимали участие в кампании по поощрению регистрации избирателей enru. Во время тура в поддержку альбома Green, Стайп выделял время во время концертов, чтобы информировать аудиторию о различных актуальных социально-политических проблемах[138]. В период с конца 1980-х и на протяжении 1990-х годов, группа (в частности, Стайп) все чаще использовали преимущества своей известности, при появления в СМИ и по национальному телевидению, чтобы акцентировать внимание на различных социально-политических вопросах, которые по их мнению были важны. Один из примеров: когда группа приняла участие в церемонии MTV Video Music Awards 1991 года, по ходу шоу Стайп сменил полдюжины белых рубашек, на которых были написаны лозунги, среди которых были — «защитим тропические леса», «любовь не имеет цвета», и «контроль за оружием, прямо сейчас!»[139]. R.E.M. помогли повысить осведомленность общественности об Аун Сан Су Чжи и нарушениях прав человека в Бирме, когда они работали с организациями Компания Свободы enru и Американская компания для Бирмы enru[140]. В 1988 году, Стайп самолично агитировал в поддержку кандидата в президенты от демократов, губернатора штата Массачусетс Майкла Дукакиса, который был соперником кандидата от республиканцев — вице-президента Джордж Буша-старшего[141]. В 2004 году группа приняла участие в туре Голосуй за Перемены enru, целью которого было мобилизовать американских избирателей и поддержать кандидата в президенты от демократической партии — Джона Керри[142]. Политическая позиция R.E.M., особенно исходя из статуса популярной рок-группы и имевшей контракт с рекорд-лейблом принадлежащем транснациональной корпорации, получила критику со стороны некоторых журналистов. Бывший редактор журнала Q Пол Дю Нойер (англ. Paul Du Noyer) подверг критике «либерализм известной группы», говоря: «То, что они затевают — это совершенно безболезненная форма протеста. Там нет риска, связанного с чем бы то ни было, но совсем немного укрепления лояльности обывателей»[143].

С конца 1980-х годов, R.E.M. принимали участие в политической жизни своего родного города Атенс, штат Джорджия[144]. Бак рассказал журналу Sounds в 1987 году — «Майкл всегда говорит: „думай о своём родном городе и делай для своего родного города“ — мы делаем много вещей в нашем городе, чтобы попытаться сделать это место ещё лучше»[145]. Группа часто жертвует средства в местные благотворительные организации и фонды, чтобы помочь отремонтировать и сохранить исторические здания города[146]. Политическому влиянию R.E.M. приписывали победу на выборах мэра Атенс Гвена O' Луни (он побеждал с незначительным перевесом), которого избирали дважды в 1990-х[147].

Интересные факты

  • Днем рождения группы считается 5 апреля 1980-го — дата первого крупного (по тогдашним меркам) выступления на местной вечеринке перед аудиторией из нескольких сот человек.
  • Композиция R.E.M. «Everybody Hurts» наиболее эффективно выжимает слезы из мужчин, согласно результатам опроса проведенного PRS for Music. На втором месте оказалась песня Эрика Клэптона «Tears in Heaven», третью строчку занял Леонард Коэн с композицией «Hallelujah»[148][149].
  • R.E.M участвуют в качестве приглашённых звезд в третьей серии тринадцатого сезона сериала «Симпсоны» «Homer the Moe». По сюжету Гомер хитростью заманивает музыкантов на выступление в его переоборудованный в полуподпольный бар гараж, якобы для участия в акции по спасению тропических лесов. Далее в мультфильме демонстрируется исполнение фрагмента It’s the End of the World as We Know It, Гомер с друзьями подпевая, энергично танцуют под музыку. Когда обман раскрывается, Майкл Стайп в ярости разбивает бутылку, намереваясь напасть на Гомера с получившейся «розочкой», Питер Бак и Майкл Миллз хватают его за руки со словами: «Это не стиль R.E.M !». Внезапно успокоившийся Стайп соглашается с ними и аккуратно сметает осколки бутылки в совок, высыпая их в мусорную корзину, после чего предлагает просто уйти (здесь заметно подтрунивание над имиджем группы). В финале серии члены группы присутствуют на торжественном обеде в таверне Мо, на котором все угощаются приготовленной музыкантами индейкой «полностью из сои». Майкл Стайп демонстративно наслаждается соевым творогом, что однако мало вдохновляет сидящего рядом Барта.

Состав

Дискография

Примечания

  1. Gray, 1997, p. 68
  2. Gray, 1997, p. 47
  3. Gray, 1997, p. 194
  4. REM объявила о распаде (рус.). Комсомольская Правда (21 сентября 2011). Проверено 15 января 2013.
  5. Группа R.E.M. объявила о распаде (рус.). RUS.ERR.EE (22 сентября 2011). Проверено 15 января 2013.
  6. ↑ «R.E.M.» (англ.). Alternative America (Зима 1983). Проверено 17 июля 2014.
  7. «R.E.M.: Rock Reconstruction Getting There» (англ.). Creem (Сентябрь 1985). Проверено 17 июля 2014.
  8. Buckley, 2002, p. 30
  9. Buckley, 2002, p. 39
  10. ↑ R.E.M > Biography (англ.). Allmusic.com. Проверено 17 июля 2014. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  11. Buckley, 2002, p. 41
  12. Buckley, 2002, p. 46
  13. Buckley, 2002, p. 53—54
  14. Sullivan, 1994, p. 27
  15. Gray, 1997, p. 497
  16. Buckley, 2002, p. 59
  17. Buckley, 2002, p. 61—63
  18. Buckley, 2002, p. 66—67
  19. Nightmare Town (англ.) // NME. — 11 декабря 1982.
  20. Buckley, 2010, p. 72
  21. Buckley, 2002, p. 78
  22. Buckley, 2002, p. 78—82
  23. Buckley, 2002, p. 73
  24. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Buckley, p. 357—358
  25. Buckley, 2002, p. 95
  26. Gray, 1997, p. 432
  27. Gray, 1997, p. 434
  28. «American Paradise Regained: R.E.M.'s Reckoning» (англ.). NME (21 апреля 1984). Проверено 15 января 2013.
  29. Buckley, 2010, p. 115
  30. Buckley, 2002, p. 131—32
  31. Buckley, 2002, p. 135
  32. Interview with R.E.M. (англ.) // Melody Maker. — 15 июня 1985.
  33. Buckley, 2002, p. 140
  34. Buckley, 2002, p. 159
  35. Onward and Upward and Please Yourself (англ.) // Chicago Tribune. — 17 октября 1986.
  36. Buckley, 2002, p. 151
  37. Fletcher, 2004, p. 142
  38. Buckley, 2002, p. 160
  39. Fletcher, 2002, p. 146
  40. There’s No Reason It Shouldn’t Be A Hit (англ.) // East Coast Rocker. — 10 июля 1987.
  41. R.E.M. conjures dark times on 'Document'  (англ.), The New York Times (13 сентября 1987). Проверено 5 июля 2013.
  42. Fletcher, 2002, p. 157
  43. Buckley, 2002, p. 163
  44. Buckley, 2002, p. 174
  45. Buckley, 2002, p. 179
  46. Buckley, 2002, p. 180
  47. Buckley, 2002, p. 183
  48. 1 2 3 4 Fletcher, p. 296
  49. Buckley, 2002, p. 184
  50. Buckley, 2002, p. 198
  51. Buckley, 2002, p. 209
  52. 1 2 Buckley, 2002, p. 287
  53. Buckley, 2002, p. 205
  54. Buckley, 2002, p. 204
  55. Cole's 'Unforgettable' Sweeps the Grammys  (англ.), The New York Times (26 февраля 1992). Проверено 5 июля 2013.
  56. Buckley, 2002, p. 213
  57. Buckley, 2002, p. 216
  58. 1 2 3 Fricke, David. «Living Up to Out of Time/Remote Control: Parts I and II». Melody Maker. 3 октября 1992.
  59. Buckley, 2002, p. 218
  60. Buckley, 2002, p. 217
  61. Buckley, 2002, p. 236
  62. Buckley, 2002, p. 248
  63. Buckley, 2002, pp. 251—255
  64. Buckley, 2002, p. 256
  65. Fletcher, 2002, p. 274
  66. Buckley, 2002, p. 258
  67. Buckley, 2002, p. 269
  68. Waiting for the Next Big Thing  (англ.), Time (16 декабря 1996). Проверено 13 мая 2013.
  69. New Adventures in R.E.M.  (англ.), Request (Осень 1996). Проверено 13 мая 2013.
  70. Buckley, 2002, p. 259
  71. 1 2 Longino, Miriam. «R.E.M.: To a different beat the famed Athens band becomes a threesome as drummer Bill Berry leaves to 'sit back and reflect'». Atlanta Journal-Constitution. 31 октября 1997.
  72. Buckley, 2002, p. 276
  73. 1 2 Buckley, 2002, p. 280
  74. Black, 2004, p. 232
  75. Black, 2004, p. 233
  76. Buckley, 2002, p. 286
  77. Buckley, 2002, p. 292
  78. "R.E.M. To Score 'Man On The Moon'" (англ.). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  79. Black, 2004, pp. 248—249
  80. Buckley, 2002, p. 303
  81. Buckley, p. 310
  82. Buckley, p. 305
  83. «REM: Reveal (Warner Bros.)» (англ.). Rock’s Backpages (Декабрь 2001). Проверено 15 января 2013.
  84. «R.E.M.: Reveal» (англ.). Архивировано из первоисточника 11 мая 2013.
  85. For The Record: Quick News On Hilary Duff, JC Chasez And Corey Taylor, Mary J. Blige, Deftones, Marilyn Manson & More (англ.). MTV.com (14 октября 2003). Проверено 4 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  86. "R.E.M. Get Primitive" (англ.)(недоступная ссылка — Архивировано из первоисточника 11 января 2008.
  87. "R.E.M. Bringing Back The Rock On New Album" (англ.). Billboard.com (11 сентября 2006). Проверено 24 декабря 2007. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  88. "R.E.M. Plots One-Off Berry Reunion, New Album" (англ.). Billboard.com (5 сентября 2006). Проверено 1 июля 2007. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  89. "It's a Prydz and Stone double top" (англ.). NME.com (3 октября 2004). Проверено 30 декабря 2007. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  90. "R.E.M. inducted into Music Hall of Fame" (англ.). USAToday.com (17 сентября 2006). Проверено 3 июля 2007. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  91. "R.E.M. Back in the Studio" (англ.). EOnline.com (14 мая 2007). Проверено 17 января 2008. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  92. "Original R.E.M. Quartet Covers Lennon For Charity" (англ.). Billboard.com (12 марта 2007). Проверено 17 мая 2008. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  93. "R.E.M., Van Halen Headed to Hall?" (англ.). EOnline.com (30 октября 2006). Проверено 3 июля 2007. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  94. "R.E.M., Van Halen Lead Rock Hall's '07 Class" (англ.). Billboard.com (13 марта, 2007). Проверено 1 июля 2007. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  95. "REM begin recording new album" (англ.). NME.com (24 мая 2007). Проверено 3 июля 2007. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  96. "R.E.M. Preps First Concert CD/DVD Set" (англ.). Billboard.com (21 августа 2007). Проверено 2 октября 2007. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  97. "Strait Speeds Past R.E.M. To Debut At No. 1" (англ.). Billboard.com (9 апреля 2008). Проверено 10 апреля 2008. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  98. "R.E.M. Earns Eighth U.K. No. 1 Album" (англ.). Billboard.com (7 апреля 2008). Проверено 10 апреля 2008. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  99. Accelerate review (англ.). RollingStone.com (3 апреля 2008). Проверено 10 апреля 2008. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  100. R.E.M. Tap Eddie Vedder, Patti Smith for Next Album (англ.). Spin (3 ноября 2010). Проверено 7 марта 2011.
  101. Скачивать подано  (рус.), Звуки.Ру (16 декабря 2010). Проверено 20 марта 2011.
  102. Новый альбом REM выйдет в марте  (рус.), music.com.ua (16 декабря 2010). Проверено 21 марта 2011.
  103. Lupe Fiasco's 'Lasers' Lands at No. 1 on Billboard 200  (англ.), billboard.com (16 марта 2011). Проверено 20 марта 2011.
  104. R.E.M. - Collapse Into Now (англ.) (hitparade.ch). Проверено 20 марта 2011. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
  105. Collapse into Now (англ.). metacritic.com. Проверено 20 марта 2011. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
  106. «R.E.M. Breaks Up After Three Decades» (англ.). Rolling Stone (21 сентября 2011). Проверено 15 января 2013.
  107. «R.E.M. Calls It A Day, Announces Breakup» (англ.). remhq.com (21 сентября 2011). Проверено 15 января 2013.
  108. Interview: Peter Buck of R.E.M. (англ.) // East Coast Rocker. — 30 ноября 1988.
  109. The Notorious Stuart Brothers. «A Date With Peter Buck». Bucketfull of Brains. Декабрь 1987.
  110. Buckley, 2002, p. 85
  111. Buckley, 2002, p. 87
  112. Buckley, 2002, p. 180–81
  113. «Reckoning with R.E.M.» (англ.). The Washington Post (10 мая 1984). Проверено 15 января 2013.
  114. «R.E.M.: Murmur» (англ.). Creem (июль 1983). Проверено 15 января 2013.
  115. 1 2 Platt, John. «R.E.M.». Bucketfull of Brains. Декабрь 1984.
  116. Buckley, 2002, p. 133
  117. Buckley, 2002, p. 88
  118. Buckley, 2002, p. 143
  119. Buckley, 2002, p. 150
  120. Olliffe, Michael. «R.E.M. in Perth». On the Street. 17 января 1995.
  121. Cavanagh, David. «Tune in, cheer up, rock out». Q. Октябрь 1994.
  122. Buckley, 2002, p. 77
  123. 1 2 Buckley, 2002, p. 81
  124. Buckley, 2002, p. 80
  125. Reynolds, Simon. Rip It Up and Start Again: Postpunk 1978—1984. — Penguin, 2005. — p. 392. — ISBN 0-14-303672-6.
  126. "American Alternative Rock / Post-Punk" (англ.). Allmusic.com. Проверено 24 июня 2007. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  127. «Kurt Cobain: The Rolling Stone Interview» (англ.). Rolling Stone (27 января 1994). Проверено 15 января 2013.
  128. Aaron, Charles. «The R.E.M. method and other rites of passage». Spin: 20 Years of Alternative Music. — Three Rivers Press, 2005. — p. 18. — ISBN 0-307-23662-5.
  129. Hermes, 2005, p. 18
  130. Sullivan, 1994, p. 169
  131. Buckley, 2002, p. 200
  132. R.E.M. inducted into Music Hall of Fame. USA Today (17 сентября 2006). Проверено 16 января 2013.
  133. «R.E.M. Comes Alive» (англ.). Spin (Август 1995). Проверено 15 января 2013.
  134. Buckley, 2002, pp. 239—240
  135. R.E.M.’s Former Manager Denies Allegations Of Sex Harassment (англ.) // Los Angeles Times. — 21 июня 1996.
  136. Buckley, 2002, p. 155
  137. Buckley, 2002, p. 197
  138. Buckley, 2002, p. 186
  139. Buckley, 2002, p. 195-96
  140. Bands back Burma activist Suu Kyi (англ.). BBC.co.uk (22 сентября 2004). Проверено 30 июня 2007. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  141. REM reborn  (англ.), Telegraph (8 марта 2008). Проверено 11 декабря 2009.
  142. Born to Stump  (англ.), Time (3 октября 2004). Проверено 1 июля 2007.
  143. Buckley, 2002, p. 299
  144. Buckley, 2002, p. 192
  145. The Secret File of R.E.M. (англ.) // Sounds. — 12 сентября 1987.
  146. Buckley, 2002, p. 194
  147. Buckley, 2002, p. 195
  148. R.E.M. оказались авторами самой слезоточивой песни (рус.). Lenta.ru (1 октября 2010). Проверено 15 января 2013.
  149. REM’s 'Everybody Hurts' tops poll of 'songs that make men cry' (англ.). NME (30 сентября 2010). Проверено 15 января 2013.

Литература

  • Black, Johnny. «Reveal: The Story of R.E.M.». — Backbeat Books, 2004. — 272 с. — ISBN 0-87930-776-5.
  • Buckley, David. «R.E.M.: Fiction: An Alternative Biography». — Virgin Books Limited, 2002. — 372 с. — ISBN 1-85227-927-3.
  • Gray, Marcus. «It Crawled from the South: An R.E.M. Companion». — Da Capo Press, 1997. — 564 с. — ISBN 0-306-80751-3.
  • Hermes, Will; Michels, Sia. «Spin: 20 Years of Alternative Music: Original Writing on Rock, Hip-Hop, Techno, and Beyond». — Three Rivers Press, 2005. — 287 с. — ISBN 0-307-23662-5.
  • Fletcher, Tony. «It Crawled from the South: An R.E.M. Companion». — Omnibus, 2002. — 408 с. — ISBN 0-7119-9113-8.
  • Platt, John. «The R.E.M. Companion: Two Decades of Commentary». — Schirmer Books, 1998. — 280 с. — ISBN 0-02-864935-4.
  • Sullivan, Denise. «Talk About the Passion: R.E.M.: An Oral History». — Underwood-Miller/Charles F.. Miller, 1994. — 198 с. — ISBN 0-88733-184-X.

Ссылки

  • Новости, форум (англ.)
  • Официальный сайт R.E.M. (англ.)

R.E.M..

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24