Like a Prayer | ||||
Студийный альбом Мадонны | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска |
21 марта 1989 |
|||
Записан |
август 1988 – январь 1989 |
|||
Жанр | ||||
Длительность |
51:16 |
|||
Продюсер |
Мадонна, Патрик Леонард, Стивен Брей, Принц |
|||
Лейбл | ||||
Профессиональные рецензии | ||||
|
||||
Хронология Мадонны | ||||
|
||||
Синглы из Like a Prayer | ||||
|
RS | Позиция №237 в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone |
Like a Prayer (рус. Будто молитва) — четвёртый студийный альбом Мадонны, изданный в 1989 году.
«Like a Prayer» один их самых ярких альбомов в карьере Мадонны, и признается как критиками, так и поклонниками певицы одной из лучших работ певицы (наряду с диском 1998 года «Ray of Light»). Журналом «Rolling Stone» альбом помещен на 237 строку в Списке 500 альбомов всех времен. Окончательно утвердившись в статусе поп-иконы, Мадонна предстает на альбоме ранимым, переживающим, но в то же время сильным человеком. Запись стала одной из самых личных в дискографии артистки: Мадонна поёт о своем неудачном браке, об умершей матери, о сложных взаимоотношениях с отцом.
Вместе с тем запись стала одной из самых скандальных в истории мировой музыки и самой обсуждаемой в 1989 году. Противоречивость, двусмысленность альбома были настолько провокационны, что компания Pepsi, в рекламной компании которой Мадонна участвовала, приняла решение о расторжении контракта с певицей. Так, певица активно использовала религиозную символику для порождения ярких чувственных образов, что вызвало волну негодования среди религиозно настроенной общественности. Впервые представитель жанра поп-музыки — самого безобидного и сдержанного — сумел настолько сильно шокировать общественность, фактически перечеркнув нравственные табу, что навсегда изменило поп-музыку. Испытание терпения начиналось с обложки диска, где фигурирует оголенный живот и бедра Мадонны, на которые помещено распятие. Известно, что во время фотосессии певица, после того как крест упал ей за пояс брюк, бросила: «Ха, даже Христос пытается залезть ко мне в штаны!» — что сразу же попало в прессу. Череда скандалов продолжилась и с выходом клипов, где Мадонна предстала со стигматами на руках, на фоне горящих крестов, соблазняющего чернокожего святого (Христа?), делающая генитальный захват и пр. Как позже писал «Rolling Stone»: «В карьере, полной моментов выхода за рамки дозволенного, этот был самым шокирующим — и самым неотразимым».
Альбом записан на стыке многих жанров: рок-музыки, танцевальной музыки, на нём присутствуют элементы фанка и ритм-энд-блюза, религиозность подчеркивается госпелом.
Композиция стала первым синглом с альбома и одной из самых удачных записей за всю карьеру Мадонны. В треке выставлено противопоставление священного и мирского. Певица предстает в роли падшего ангела, падающего с небес: «Я стою на коленях, я хочу забрать тебя туда. В полночь я чувствую твою мощь», — обращается она к Богу/отцу/любовнику. Образность фразы, порождающая различные смысловые вариации, породило дискуссию о допустимости подобных песен. Однако Мадонна парировала, что каждый слышит только то, что он хочет услышать. Сама же она хотела слышать, как произносят её имя — «ведь это будто маленькая молитва» и «дает почувствовать себя дома». Пребывание Мадонны в чувственном раю (или аду) сопровождается помимо прочего драматическими хоровыми партиями.
«Express Yourself» также стал одним из величайших хитов за всю карьеру певицы. Мадонна бросила вызов обществу, а заодно и сигнал к действию — «Вырази себя!» — позднее повторенный в «Human Nature» с альбома «Bedtime Stories». «Верите ли вы в любовь? У меня есть, что сказать об этом», — проронила она феминистскую реплику в самом начале песни и подспудно развила эту темы в видео на песню, где предстала в мужском костюме и спародировала Майкла Джексона, изобразив знаменитый генитальный захват.
«Love Song», записанная с Принцем показала: Мадонна может творить не только громкие поп-хиты, но и показать себя в нежной и медленной психоделии. «Вкладывай смысл в то, что ты говоришь, или я уйду — это не песня о любви»…
Песня адресована Шону Пенну и посвящена неудачному браку с ним. Мадонна демонстрирует попытки сохранить семью, попытки исправить ситуацию, оказавшиеся тщетными: «Я хотела, чтоб это изменилось, но этого не произошло — ты больше не влюблен в меня», «Все синяки в свой срок пройдут- твои слова сильнее бьют». При этом Мадонна верит, что всё же можно начать заново, ведь они обещали друг другу быть вместе «пока смерть не разлучит нас».
Мадонна поёт о своей матери, о её смерти и горе утраты. Певица обращается к себе шестилетней: «Не забыла ли ты её лицо?… Не забыла ли ты её глаза?». Кульминация композиции заключена в словах: «Малышка, ты забыла прошлое и научилась прощать меня. Я обещаю попробовать, но это звучит как ложь»… Никогда ещё песни Мадонны не были настолько личностны и не затрагивали подобных тяжёлых тем. «Я не могу поцеловать её на прощание, но обещаю попробовать».
Песня «Cherish» стала третьим синглом с альбома и, что примечательно, первой видеоработой знаменитого фотографа Херба Ритца. В клипе Мадонна стремится показать себя естественной, без прикрас, на ней отсутствует привычный грим — певица получилась приятной и милой, что для того этапа карьеры было для неё нехарактерно.
В «Dear Jessie» Мадонна обращается к ребёнку. Песня звучит словно колыбельная: «Закрой глаза, и ты окажешься там [в мире грез]». Полагают, что композиция адресована ребенку, которого Мадонна хотела бы завести. В Европе песня была выпущена синглом, и его выход сопровождал первый в видеографии певицы клип-мультфильм.
«Oh Father» посвящена тяжёлым отношениям с отцом — показано взаимное непонимание и разобщённость. «Забавно, как можно привыкнуть к слезам и боли… Ты никогда не любил меня. Сейчас ты не можешь причинить мне боль, я ушла от тебя, никогда не подумала бы, что сделаю это. Ты не можешь заставить меня расплакаться, некогда у тебя была сила надо мной. Никогда ещё я не чувствовала себя так хорошо». В то же время Мадонна показывает, что отец не является ей безразличным, она по-прежнему любит его, более того, она осознает, что «также причинила ему боль».
Композиция была выпущена синглом, который, однако, стал самым неудачным с 1984 года. Клип на песню, выпущенный накануне Рождества, хотя и не имел оглушительного успеха, стал милой, грустной историей, посвящённой семье.
Песня о ценности семьи, она также автобиографична. Мадонна рассказывает, о своих братьях и сестрах. «Семья — это золото», — подытоживает певица.
Композиция была также выпущена отдельным синглом, однако видеоработы за этим не последовало.
Греховная и самая чувственная баллада с альбома — «Spanish Eyes» — повествует о безответной любви. Утомленная Мадонна задается вопросом: «Что это за тип жизни, если Бог существует?», — но в то же время со страданием в голосе повторяет: «Если есть Христос — ночью он явится помолится за испанские глаза». Певица не открывает слушателю, кто её возлюбленный: «По крайней мере, он мужчина», — куплеты построены таким образом, что они могут в равной степени относится, как и к возлюбленному, так и к Христу.
Певица просит прощения за свои прегрешения. «Я скрывала, я решилась», — произносятся полушепотом, затем Мадонна срывается на крик «Что ты думаешь? Это не было запрограммировано?»
№ | Название | Автор | Продюсер(ы) | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Like a Prayer» | Madonna, Patrick Leonard | Madonna, Patrick Leonard | 5:39 |
2. | «Express Yourself» | Madonna, Stephen Bray | Madonna, Stephen Bray | 4:39 |
3. | «Love Song» (совместно с Принцем) | Madonna, Prince Rogers Nelson | Madonna, Prince | 4:52 |
4. | «Till Death Do Us Part» | Madonna, Leonard | Madonna, Patrick Leonard | 5:16 |
5. | «Promise to Try» | Madonna, Leonard | Madonna, Patrick Leonard | 3:36 |
6. | «Cherish» | Madonna, Leonard | Madonna, Patrick Leonard | 5:03 |
7. | «Dear Jessie» | Madonna, Leonard | Madonna, Patrick Leonard | 4:20 |
8. | «Oh Father» | Madonna, Leonard | Madonna, Patrick Leonard | 4:57 |
9. | «Keep It Together» | Madonna, Bray | Madonna, Stephen Bray | 5:03 |
10. | «Pray For Spanish Eyes» | Madonna, Leonard | Madonna, Patrick Leonard | 5:15 |
11. | «Act of Contrition» | Madonna, Leonard | Madonna, Patrick Leonard | 2:19 |
Альбом стал одним из самых успешных в карьере певицы: продажи только в США составили около 4 миллионов копий, в мире же было продано порядка 13 миллионов.
Высокими были также и позиции в чартах. Так, альбом стартовал в авторитетнейшем американском чарте «Billboard» на одиннадцатом месте, а через 3 недели достиг первого, где и оставался в более месяца.
Что касается синглов, то «Like a Prayer» также достиг 1-го места в чарте «Billboard», «Express Yourself» и «Cherish» — 2-го, «Keep It Together» — 8-го.
Чарт (1989) | Максимальная позиция |
---|---|
Australia ARIA albums chart | 2 |
Austria albums chart | 1 (4 нед) |
Canada albums chart | 1 (6 нед) |
European albums chart | 1 (10+ нед) |
Finland albums chart | 6 |
France albums chart | 1 (8 нед) |
Germany albums chart | 1 (4 нед) |
Hungary albums chart | 27 (2 нед) |
Spain albums chart | 1 (4 нед) |
UK albums chart | 1 (2 нед) |
USA Billboard Top 200 | 1 (6 нед) |
USA Billboard Top R&B/Hip-Hop Albums | 55 |
Мадонна | |
---|---|
Дискография • Библиография • Фильмография • Турне | |
Студийные альбомы |
Madonna • Like a Virgin • True Blue • Like a Prayer • Erotica • Bedtime Stories • Ray of Light • Music • American Life • Confessions on a Dance Floor • Hard Candy • MDNA |
Компиляции | |
Саундтреки | |
Туры | |
Книги | |
Фильмы | |
Категория |
Like a Prayer.