Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Экуменическая деятельность Русской православной церкви

Перейти к: навигация, поиск

Экуменическая деятельность Русской православной церкви — активность епископата, клириков и мирян Русской православной церкви в сфере экуменизма. Данная деятельность в Русской православной православной церкви (как и экуменизм вообще) встречает самые разные оценки — от всецелого одобрения до полного неприятия[1] и требований немедленно выйти из экуменических организаций[2], в первую очередь Всемирного совета церквей[3][4][5][6][7]. Членство Русской православной церкви в другой экуменической организации — Конференции европейских церквей было приостановлено в 2008 году[8]. В целом в Русской православной церкви преобладает негативное отношение к экуменизму[9].

История

Официальные межконфессиональные контакты, имевших непосредственное отношение к вопросу о восстановлении общения с инославными, в дореволюционный период Русской Православной Церкви не были многочисленны[10].

В 1716—1720 годах состоялись первые контакты с англиканами[10].

В начале XVIII века с вопросом воссоединения с Русской Православной Церковью обратилась группа англиканских епископов, — «неприсягающих», отделившихся от Англиканской Церкви в 1690 году, после того как они отказались присягать на верность королю Вильгельму III[10].

Контакты с Англиканской Церковью активизировались в 1860-х годах вследствие соприкосновения обеих Церквей на северо-западном побережье Америки. Начавшияся дискуссии о воссоединении велись до 1870 года, но не привели к конкретным результатам по той причине, что стороны рассматривали сущность единения неодинаково: Англикане стремились прежде к практическому единению на основе общения в таинствах, не придавая значения догматическим различиям, православные не допускали единения без согласия в вере[10].

Контакты с англиканами возобновились в конце XIX века. В 1895—1897 годах велись переговоры о возможности сближения, которые окончились ничем[10].

В 1894—1914 годах Русская Православная Церковь вела богословский диалог со старокатоликами, который осуществлялся в рамках так называемой Петербург-Роттердамской комиссии[10].

В начале ХХ века возобновились переговоры с Епископальной Церковью в США при участии епископа Русской Православной Церкви в Северной Америке Тихона (Беллавина)[10].

Вопросы, связанные со взаимодейсвием с инославным миром обсуждались на Поместном Соборе 1917—1918 годов, в рамках которого действовал Отдел единства христианских Церквей. На последнем заседании Собора 7-20 ноября 1918 года было решено продолжить диалог о единстве с англиканами и старокатоликами, основываясь на доктрине и традициях древней неразделенной Церкви. Соборным определением предписывалось создать постоянную комиссию с отделениями в России и за рубежом для изучения разногласий на пути объединения с англиканами и старокатоликами[10].

В период 1917—1945 годов международные контакты Русской Православной Церкви были сведены к минимуму. Русская церковная эмиграция по вопросу участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении не имела единого мнения. Архиерейский Синод Русской православной церкви заграницей занял непримиримую позицию по вопросу отношения к экуменизму во всех его формах. В то же время часть Русской Церкви в Западной Европе, находившаяся под омофором митрополита Евлогия (Георгиевского), достаточно активно участвовала в экуменическом движении[10]. Активно констатировала с епископалами Северо-Американская митрополия, возглавляемая митрополитом Платоном (Рождественским). Вместе с тем две данные юрисдикции не могли представлять Русскую православную церковь на экуменических встречах также потому что они отделились от неё — митрополит Платон в 1924 году, а митрополит Евлогий в 1930 году.

Непосредственное взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением начинается по мере возобновления международных контактов Московской Патриархии после окончания Великой Отечественной войны[10].

На декабрь 1946 года Всемирным советом церквей и Московской Патриархией была назначена встреча для «ознакомления друг с другом и установления общей базы, целей и деятельности Совета Церквей»[11]. 12 августа 1946 года в специальном докладе на имя Патриарха протоиерей Григорий Разумовский отмечает условия участия РПЦ МП в экуменическом движении:

Мы согласны вступить в экуменическое движение, если:
1) лидеры экуменического движения откажутся на деле от покровительства нашим раскольникам (Феофил, Дионисий, Герман Аав, Анастасий, Иоанн Шанхайский) и фактически проявят действия известного этим лидерам давления на раскольников, в целях воссоединения их в юрисдикции Святейшего Патриарха Московского;
2) если ни один из представителей наших раскольников не будет приглашён к участию в движении. Никаких Безобразовых, никаких Флоровских и других креатур парижского Богословского Института к участию в движении не должно быть допущено.
Или они, экуменисты, пожелают иметь дело с единой целостной (в своих прежних границах) Русской Православной Церковью, или в экуменическом движении не будет участвовать ни одна из Поместных Православных Церквей (восточных, балканских и др.) Таков наш ультиматум. Чтобы он мог быть удовлетворён — следует сколотить блок всех православных и неправославных, но находящихся или на территории СССР или в сфере влияния СССР (армяне, старокатолики) церквей[11].

Однако Всемирным советом церквей этот «ультиматум» не был принят, и на московском всеправославном совещании 1948 года Антиохийская, Александрийская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Албанская, Польская и Русская православные поместные церкви в резолюции «Экуменическое движение и Православная Церковь»[12] отметили, что «принуждены отказаться от участия в экуменическом движении, в современном его плане»[13].

Но ровно десять лет спустя председатель ОВЦС митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), выступая в Московской духовной академии[14], декларировал новую позицию РПЦ МП по отношению к участию в экуменическом движении.

Основной причиной для пересмотра решений совещания послужил (как и ныне) аргумент о необходимости проповеди православия среди инославных. По словам митрополита Николая, «благодаря участию одних Православных Церквей» произошла «эволюция экуменического движения»… «соприкасаясь с нашей церковной жизнью, многие деятели экуменического движения совершенно изменили свое представление о православии». А поэтому, продолжает митрополит Николай, надо «усилить наше внимание к его развитию».

В 1960 году произошла радикальная перемена в отношениях Русской православной церкви с экуменическим движением, что было связано с назначением на должность председателя ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), до сих пор памятного своей экуменической деятельностью. С этого момента РПЦ МП становится непосредственным и активным участником экуменического движения.

11 апреля 1961 года Патриарх Алексий I выступает с заявлением о вступлении РПЦ МП во Всемирный Совет Церквей, в котором подтверждает согласие РПЦ МП с Конституцией ВСЦ и соответствие РПЦ МП требованиям ВСЦ к вновь вступающим членам. «РПЦ МП не только всегда молилась и молится о благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, но и полна решимости нести свой вклад в великое дело христианского единства по линии бывших движений „Веры и Устройства“, „Жизни и Деятельности“ и „Международной Дружбы посредством Церквей“»[15].

Архиерейский собор в июле 1961 года в своем определении по докладу митрополита Никодима одобрил вступление РПЦ МП во Всемирный совет церквей и, таким образом, закрепил пересмотр решений московского Всеправославного совещания 1948 года.

Эпоха в жизни РПЦ МП с 1960 по 1978 годы, когда ОВЦС находился под руководством митрополита Никодима, известна среди противников экуменизма под названием «никодимовщины». Она характеризуется усилением контактов РПЦ МП с Ватиканом. Серьёзные споры вызвало решении Священного Синода от 16 декабря 1969 года, согласно которому священнослужителям Московского Патриархата разрешалось «преподавать благодать Святых Таинств католикам и старообрядцам в случаях крайней в сем духовной необходимости для последних и при отсутствии на местах их священников»[16]. В «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано разъяснение митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, в котором подчёркивалось, что данное разрешение допускается лишь в случае болезни и из-за невозможности обращения к священнослужителям своих Церквей. «В таких случаях духовенству Русской Православной Церкви надлежит проявлять пастырскую заботу и преподавать нуждающимся духовное утешение и Святые Таинства»[16]. Впоследствии митрополит Никодим пояснял, что «подобное имело место в 1878 году, когда Константинопольский Синод вменил в обязанность греческим православным священникам совершать таинства для армян там, где у них не имеется церквей и священников»[16]. Это решение Поместного собора 1971 года вызвало недоумение и критику. Так, оно было осуждено Элладском Синодом и осуждено как еретическое на Архиерейском Соборе РПЦЗ в 1974 году[17]. Никодим шёл в экуменизме гораздо дальше, чем решение синода 1969 года. 14 декабря 1970 года в базилике Св. Петра в Риме он преподавал причастие православное католическим клирикам, нарушая многие правила Православной Церкви, по этой причине собор РПЦЗ определил его действия как предательство Православия[17].

Этот период продолжился и после смерти Никодима (Ротова) в 1978 году. Продолжались совместные молитвы и богослужения, так например, в 1983 году архиепископ Кирилл (Гундяев) на архиерейском соборе РПЦЗ в Окружном послании подвергся критике за то, что служил Лимскую литургию вместе с многочисленными протестантами из самых разнообразных конфессий. Хотя во время Лимской литургии православные и католики не причащались, Кирилл «возглавлял молитву о том, чтобы „мы скоро достигли видимого общения в Теле Христовом, благословляя хлеб и чашу на том же престоле“». Лимскую литургию собор РПЦЗ назвал «фальшивым объединением», а экуменизм как ересь и всех, кто его исповедует, предал анафеме[18] С 1969 по 1986 год в РПЦ причащали католиков[19][20].

В заявлении Священного Синода от 20 марта 1980 года говорится следующее:

Труды в экуменической сфере, их развитие и углубление также должны оставаться в центре внимания нашей Церкви. И, в частности, богословские диалоги с неправославными Церквами имеют целью стремление к достижению единства… Мы полагаем необходимым продолжать углублять эти диалоги… Мы считаем необходимым дальнейшее углубление участия Православной Церкви в текущей деятельности ВСЦ, а также Конференции Европейских Церквей[21]

На Архиерейском соборе РПЦ 1994 года с докладом «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» выступил председатель Синодальной богословской комиссии Московской Патриархии митрополит Филарет (Вахромеев). В докладе был затронут вопрос о допустимости для православных участвовать в «экуменической молитве о христианском единстве», которая совершается ежегодно в январе во время недели молитв о единстве с присутствием христиан разных исповеданий. В докладе отмечалось, что Православная церковь не признаёт католиков, протестантов и англикан еретиками, несмотря на отсутствие с ними евхаристического общения и наличие догматических разногласий. В соответствии с докладом Православная церковь признаёт действительность крещения, евхаристии, священства, епископата католиков и наличие у них апостольского преемства. В отношении протестантов и англикан в докладе было сказано, что Православная церковь признаёт действительность их таинства крещения:

Они разделённые наши братья во Христе, братья по вере в Триединого Бога, по вере в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя, братья по сопричастности к Телу Христову (то есть к Церкви Христовой) через Таинство Крещения, действительность которого у них мы признаём (исповедуя едино Крещение), братья по христианскому сообществу, которым мы свидетельствуем истину Святого Православия, Предание и неповрежденную веру Древней Церкви.

[22]

По докладу митрополита Филарета Архиерейский собор принял определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», которым вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях был передан «на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни».[23] [24]

В 1998 году большой общественный резонанс получило Заявление братии Валаамского монастыря о пагубности экуменизма и сотрудничества со Всемирным советом церквей[25][26]. «Участие в деятельности ВСЦ, основанной на экклезиологической ереси, — сказано в Заявлении братии Валаамского монастыря, — неизбежно вынуждает православных участников экуменического движения относиться к инославным сообществам как к равноправным „церквам“, облагодатствованным Святым Духом, тем самым попирая догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Заявление подписано 150 монахами монастыря, включая его священноначалие, выступившее решительно против совместных «экуменических молений», в частности, с новостильной Финляндской православной церковью, епископы которой тоже хотели служить на Валааме[25].

На Архиерейском соборе РПЦ под председательством Патриарха Алексия II в 2000 году были приняты «Основные принципы отношения к инославию», в которых сказано, что[27]:

Православная церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем «христианским миром», что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров" (II. 4), «совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая „теория ветвей“, утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных „ветвей“» (II. 5), «Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены»[9].

Однако, засвидетельствовав таким образом несогласие с протестантской «теорией ветвей», «Основные принципы» подчеркнули позитивную цель экуменического движения и осудили враждебное отношение к его задаче:

Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия[28].
Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение её является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, "искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные[29].

При этом отношение РПЦ к экуменическому движению (как отмечено в специальном приложении) формулируется следующим образом: «важнейшая цель православного участия в экуменическом движении всегда состояла и должна состоять в будущем в том, чтобы нести свидетельство о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь истину о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей». Членство РПЦ во Всемирном совете церквей, говорится далее, не означает признания его церковной реальностью самого по себе: «Духовная ценность и значимость ВСЦ обуславливается готовностью и стремлением членов ВСЦ слышать и отвечать на свидетельство кафолической Истины».

В принятом Синодом в 2006 году документе «Об отношении к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям» сказано: «Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями»[9].

В марте 2007 года профессор МДА протоиерей Валентин Асмус отметил:

наша Церковь давно пережила то увлечение экуменизмом, которое было свойственно, что греха таить, наверное, всем Православным Церквам, определенное время в десятилетия после второй мировой войны. И в наше время наша Русская Православная Церковь находится, не побоюсь сказать, впереди борьбы против эксцессов этого непродуманного легкомысленного экуменизма, который и прежде нанес ущерб Православию и продолжает его наносить. Думаю, именно наша Церковь была инициатором того, что не состоялось запланированное некоторыми Православными Поместными Церквами унии с монофизитами. <…> И это воссоединение не состоялось, прежде всего потому, что Русская Православная Церковь выступила против.

Русская Православная Церковь выступает против православно-католического экуменизма, против униатизма, который насаждается агрессивно и ловкими приемами защищается современным католицизмом[30].

С мая 1980 года[31] время от времени проходят встречи Смешанной богословской православно-римско-католической комиссии по диалогу между поместными православными церквями и Римско-Католической церковью[32]. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что «вступая в диалог, православная церковь отказалась от употребления термина „ересь“ в отношении католичества», пояснив, что мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу вовсе не значит, что с повестки дня снят сам термин «ересь» или сняты те разногласия, которые существуют между православными и католиками[33]. Действующий Патриарх Русской православной церкви Кирилл при выступлении на Поместном соборе РПЦ 2009 года подчёркнуто и во всеуслышание употребил термин «католическая ересь»[34], а во время проповеди в Тутаеве 11 сентября 2010 года идею унии с католической церковью назвал «еретическим отступлением от истин православной веры»[35].

Примечания

  1. http://mamif.org/oikoumena.htm
  2. http://www.pravoslavie.ru/guest/veniamin.htm
  3. http://www.russianorthodoxchurch.ws/STATII/ecumenism_savchenko.html
  4. http://www.zavtra.ru/content/view/ne-dopustim-sozyiva-sobora-2016-g/
  5. http://rusk.ru/newsdata.php?idar=730134
  6. http://www.pravpiter.ru/pspb/n274/ta011.htm
  7. http://www.bbc.co.uk/russian/mobile/russia/2012/09/120903_russia_church_opposition.shtml
  8. http://ruskline.ru/news_rl/2008/10/13/rpc_priostanovila_chlenstvo_v_kec_na_ocheredi_vsc/
  9. ↑ http://www.taday.ru/text/48098.html
  10. ↑ http://www.pravoslavie.ru/jurnal/475.htm
  11. ↑ Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей: предыстория взаимоотношений в 1946—1948 гг. // Труды Минской Духовной Академии. — Жировичи, 2005. — № 3. — С. 83
  12. Деяния совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ МП
  13. см. «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП), специальный номер, 1948 г.
  14. см. «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП) № 6/1958, с.67—73)
  15. «Церковная жизнь», № 5-7/1961, с. 95—96
  16. ↑ Поместный собор 1971 г.: Вопросы и размышления… // Журнал «Альфа и Омега». — № 1/45. — 2006
  17. ↑ Монах Вениамин (Гомартели). Летопись церковной истории (1961—1971)
  18. Окружное послание собора епископов Русской Православной Церкви Заграницей 1983 года // «Православная Русь» № 19 (1256) (1/14 октября 1983), с. 1-4
  19. ЖМП. 1970, № 1, стр. 5
  20. ЖМП. 1986, № 9, стр. 7 — 8
  21. «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП), 1980, № 5, с. 3—6.
  22. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 ноября — 2 декабря 1994 года. Москва. Документы. Доклады. — М.: Изд. Московской Патриархии, 1995. — С.92-100.
  23. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 ноября — 2 декабря 1994 года. Москва. Документы. Доклады. — М.: Изд. Московской Патриархии, 1995. — С.190-191.
  24. Определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межристианскому сотрудничеству в поисках единства» на официальном сайте Московского патриархата РПЦ
  25. ↑ Заявление братии Валаамского монастыря, 1998 год
  26. Молчанием предаётся Бог
  27. «Основные принципы отношения к инославию» (II. 7).
  28. «Основные принципы отношения к инославию» (II. 1)
  29. «Основные принципы отношения к инославию» (II. 2)
  30. http://www.pravoslavie.ru/put/print5005.htm
  31. «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП). 1980, № 9, стр. 8.
  32. Девятое заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Католической Церковью в Белграде // Патриархия.ru, 27 сентября 2006.
  33. Православно-католические отношения на современном этапе // Патриархия.ru, 15 ноября 2010 г.
  34. На пороге раскола // копия статьи
  35. Патриарх Кирилл о латинской ереси и унии

Ссылки

  • А. Ведерников СОБЛАЗНЫ ЭКУМЕНИЗМА
  • Русская Православная Церковь и экуменическое движение
  • Анна Куксова Участие Русской Православной Церкви в современном экуменическом движении

Экуменическая деятельность Русской православной церкви.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24