Экономика Ливан Экономические показатели |
|
---|---|
Центральный район Бейрута |
|
|
|
Валюта | Ливанский фунт (LBP) |
Фискальный год | календарный |
Международные организации |
GAFTA |
Статистика | |
ВВП (номинальный) | $41.484 миллиардов (2012 оценка)(номинальное) $63.448 (PPP) |
Место по ВВП по ППС | 104-е[1] |
ВВП на душу населения по ППС | $15,557 (PPP) $10,746 (номинальная)[2](2011) |
ВВП по секторам | сельское хозяйство: 5.1 промышленность: 19.1 сфера услуг: 75.8 |
Инфляция (ИПЦ) | 4.4% (2012) |
Экономически активное население | 1.5 миллиона [3] (2005) |
Уровень безработицы | 18.77% (2012) |
Основные отрасли | Банковское дело, Туризм, Виноделие, Пищевая промышленность, Ювелирное дело, Производство строительных материалов, Текстильная промышленность, Производство минеральной и химической продукции, Деревообрабатывающая промышленность и Мебельное производство, Нефтеперерабатывающая промышленность и Металлургия. |
Внешняя торговля | |
Экспорт | $5.65 миллиардов (2012) [4] |
Статьи экспорта | Аутентичные ювелирные изделия, Неорганические вещества, различные виды потребительских товаров, Фрукты, Табак, строительное сырьё, Электрические машины и РУ, Ткани и Бумагу. |
Партнёры по экспорту | ЮАР 16.9% Швейцария 10.7% ОАЭ 8.7% Саудовская Аравия 8.5% Сирия 6.4% Ирак 4.4% (2012)[5] |
Импорт | $20.73 миллиардов (2012) [6] |
Статьи импорта | Нефтепродукты, Автотранспорт, Медицинское оборудование и препараты, Одежду, Мясо и живых животных, Потребительские товары, Бумага, Текстильные и табачные изделия. |
Партнёры по импорту | США 11.2% КНР 8.3% Италия 7.8% Франция 7.4% Германия 5.4% Турция 4.7% Египет 4.1% (2012)[7] |
Государственные финансы | |
Государственный долг | $61.48 миллиардов (31 декабря 2011) |
Внешний долг | $32.64 миллиардов (31 декабря 2012)[8] |
Государственные доходы | $10.121 миллиардов (2012) |
Государственные расходы | $15.456 миллиардов (2012) |
Экономическая помощь | получил $2.3 миллиардов (2003) |
Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США |
Экономика Ливана является развивающейся экономикой, с частным сектором, который удовлетворяет 75% совокупного спроса и большим банковским сектором, который поддерживает этот спрос. МВФ прогнозирует рост на уровне 7 % реального ВВП Ливана в 2010 и 2011 после 9% роста в 2009 году и 8,5 % в 2008 году, что выводит Ливан на уровень 54-й страны мира по ВВП на душу населения, и прогнозируется, что ливанский ВВП на душу населения составит 19 100 к 2015 году, в результате чего он станет одним из самых сильных в регионе[9].
В число основных отраслей промышленности включаются обработка метала и производство металлических изделий, банковское дело, сельское хозяйство, химическая промышленность и производство транспортного оборудования. Ливан имеет коммерческие традиции свободного рынка и невмешательства в рынок. Ливанская экономика сервис-ориентированная; основными секторами роста являются банковское дело и туризм. Там нет ограничения на валютные операции или движение капитала.
Это диаграмма тенденции валового внутреннего продукта Ливана по рыночным ценам по оценке Международного валютного фонда с цифрами в миллионах ливанских фунтах[10].
Год | Валовой внутренний продукт | Курс обмена доллара США | Индекс инфляции (2000=100) |
---|---|---|---|
1980 | 14,000 | 3.43 л.ф. | 0.071 |
1985 | 59,329 | 16.41 л.ф. | 0.21 |
1990 | 1,973,000 | 695.20 л.ф. | 18 |
1995 | 18,027,607,000 | 1,621.33 л.ф. | 81 |
2000 | 25,143,000,000 | 1,507.46 л.ф. | 100 |
2005 | 33,243,000,000 | 1,507.48 л.ф. | 105 |
2007 | 37,243,000,000 | 1,507.48 л.ф. | 103 |
2009 | 39,243,000,000 | 1,507.48 л.ф. | 101 |
2011 | 43,243,000,000 | 1,507.48 л.ф. | 99 |
Средняя заработная плата составила $ 8,95 за человеко-час в 2009 году.
GDP | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |||
ВВП (млрд. долл. США) | 14.7 | 14.2 | 15.1 | 16.5 | 17.7 | 19.2 | 22.3 | 27.8 | 31.7 | 39.1 | 42.0 | 45.4 | 49.5 | 55.5 | |||
Темпы роста ВВП | 0.0% | 2.6% | 3.9% | 4.4% | 6.3% | 1.0% | -8.2% | 9.9% | 9.5% | 7.0% | 8.8% | 1.5% | 2.0% | -.- | |||
ВВП на душу населения (долл. США) | 6321 | 6766 | 7023 | 7444 | 7731 | 8002 | 8708 | 9062 | 9213 | 10351 | 11902 | 13013 | 15130 | 16346 | |||
Источник: МВФ [11] |
Год | Ливан | Страны MENA среднее |
---|---|---|
1980 | 5,322 | 3,346 |
1981 | 5,897 | 3,581 |
1982 | 3,970 | 3,681 |
1983 | 5,064 | 3,781 |
1984 | 7,592 | 3,903 |
1985 | 9,613 | 3,980 |
1986 | 9,025 | 3,873 |
1987 | 10,722 | 3,869 |
1988 | 7,875 | 3,826 |
1989 | 4,674 | 4,001 |
1990 | 4,158 | 4,191 |
1991 | 5,649 | 4,472 |
1992 | 5,925 | 4,570 |
1993 | 6,352 | 4,658 |
1994 | 6,868 | 4,764 |
1995 | 7,320 | 4,860 |
1996 | 7,606 | 5,138 |
1997 | 7,892 | 5,352 |
1998 | 8,031 | 5,512 |
1999 | 7,928 | 5,585 |
2000 | 8,077 | 5,876 |
2001 | 8,478 | 6,063 |
2002 | 8,792 | 6,261 |
2003 | 9,144 | 6,711 |
2004 | 9,959 | 7,175 |
2005 | 10,367 | 7,360 |
2006 | 10,751 | 7,882 |
2007 | 11,893 | 8,354 |
2008 | 13,116 | 8,735 |
2009 | 14,197 | 8,862 |
2010 | 15,168 | 9,220 |
2011 | 15,523 | 9,896 |
2012 | 15,985 | 10,188 |
Гражданская война 1975-90 годов в Ливане нанесла серьезный ущерб экономической инфраструктуре Ливана, привела к падению национального производства в два раза[14], и оказали серьезное воздействие на положение в Ливане в качестве ближневосточного перевалочного пункта и банковского концентратора[15]. После войны, центральное правительство вновь обрело способность собирать налоги и восстановило контроль над ключевыми предприятиями и государственными учреждениями. В результате ВВП на душу населения выросло на 353 % к 1990 году[16]. Восстановлению экономики финансово поспособствовало наличие здоровой банковской системы и устойчивого малого и среднего бизнеса, а также семейные денежные переводы, банковские услуги, изготовление и экспорт сельскохозяйственной продукции, и международная помощь в качестве основных источников иностранной валюты[17]. Экономика Ливана сделала впечатляющие успехи с момента запуска программы "Горизонт-2000", и инвестицией 20 миллиардов долларов правительством в программу реконструкции в 1993 году. Реальный ВВП вырос на 8 % в 1994 г. и 7% в 1995 году до израильской операции «Гроздья гнева» в апреле 1996 года прервавшей развитие экономической деятельности. Прирост реального ВВП в среднем составил менее 3% в год в течение 1997 и 1998 годов и только 1% в 1999 году. В 1992-98, годовая инфляция снизилась с более чем 100 % до 5 %, а валютные резервы возросли до более чем $6 млрд с $1,4 миллиарда. Растущий приток капитала породил иностранные излишки платежей, и ливанский фунт остаётся относительно стабильным. Прогресс также был достигнут в восстановлении разрушенных ливанской войной производственной и финансовой инфраструктуры. «Солидер», компания с оборотом в 2 миллиарда долларов, взяла на себя управление реконструкцией центрального делового района Бейрута; фондовый рынок открылся в январе 1996 года, и международные банки и страховые компании начали возвращаться. Правительство, тем не менее столкнулось с серьезными проблемами в экономической сфере. Для финансирования реконструкции оно было вынуждено задействовать валютные резервы и увеличить кредиты заимствования. Сокращение дефицита государственного бюджета является основной целью нынешнего правительства. Разрыв между богатыми и бедными вырос в 1990-х годах, в результате народного недовольства на неравномерное распределение преимуществ реконструкции и ведущихся программ, правительству пришлось переключить свое внимание с восстановления инфраструктуры на улучшение условий жизни.
После окончании гражданской войны Ливан пользовались значительной стабильностью, реконструкция Бейрута была почти что завершена[18], и все большее число туристов стало отдыхать на курортах страны[19]. Свидетельством роста экономики стало также повышение банковских активов до более чем 75 млрд. долларов США[20], Рыночная капитализация также была всё это время высока и оценивалась в $ 10,9 млрд на конец второго квартала 2006 года[20]. Вторая ливанская война 2006 года нанесла серьезный ущерб экономике Ливана, особенно в туристическом секторе[21]. В течение 2008 года Ливан модернизировал инфраструктуру недвижимости и туризма, в результате имея сравнительно крепкую послевоенную экономику. Основной вклад в восстановлении Ливана внесли Саудовская Аравия (с заявленными вложениями 1,5 млрд. долл. США)[22], Европейский союз (около $ 1 млрд)[23] и некоторые другие страны Персидского залива с вкладами до 800 миллионов долларов[24].
Учитывая частые военные потрясения с которыми она столкнулась, ливанская банковская система приняла консервативный подход, со строгими нормами, установленными Центральным банком для защиты экономики от политической нестабильности. Эти правила в целом оставили ливанские банки невредимыми во время финансового кризиса 2007-2010 годов. Ливанские банки по-прежнему, даже в нынешних условиях, демонстрируют высокую ликвидность и спокойствие за их безопасность[25]. В конце 2008 года агентство Moody перевело Ливан по собственному рейтингу со стабильного на позитивный уровень, признавая ее финансовую безопасность[26]. Кроме того, с увеличением на 51 % торгов на фондовом рынке Бейрута, индекс рейтинговой компании MSCI установил что Ливан является лучшим фондовым рынком в мире в 2008 году[27]. Ливан является одним из всего лишь семь стран в мире, в которых объём фондового рынка увеличился в 2008 году[27]. Ливанский экономика по прежнему показывает устойчивость, её рост составил 8.5% в 2008 году, 7% в 2009 году и 8,8% в 2010 году.
Ливан имеет коммерческие традиции свободного рынка и невмешательства в рынок. Ливанская экономика является сервис-ориентированной; основными секторами роста экономики являются банковская сфера и туризм. В Ливане нет ограничений на валютные операции или движение капитала и банковская тайна строго соблюдается. Ливан недавно принял закон о борьбе с отмыванием денег. В Ливане практически нет ограничений на иностранные инвестиции. Так-же у США отсутствуют конкретные торговые санкции против Ливана.
Ливан получает большую выгоду от его сплоченной, и предпринимательской диаспоры[28]. В течение длительного времени, эмиграция дала ливанской экономике коммерческие сети во всем мире[29]. По итоговым данным, денежные переводы от ливанцев за границей другим членам своих семей в Ливане составляют $8,2 млрд.[30] и составляют одну пятую часть экономики страны[31]. Нассиб Гобриль, руководящий отделом исследований и анализа Byblos Bank, подсчитал, что ливанцы за рубежом добавляют Ливану около $1400 на душу населения в год[32].
Капитализация фондового рынка ведущих компаний в Ливане была оценена в $10858 млн в 2007 году Всемирным банком[33].
Ливан не привлекает значительного уровня иностранной помощи, необходимой чтобы помочь ему восстановиться как после длительной гражданской войны (1975-89), так и израильской оккупации юга страны (1978-2000). Кроме того, тонкий социальный баланс и почти полное отсутствие центральных правительственных учреждений во время гражданской войны привели к полному банкротству государства, которое стремится поднять доходы, нужные ему для финансирования усилий по восстановлению. Таким образом, накоплен значительный долг, который к 2001 году достиг 28 миллиардов долларов, или почти 150 % от ВВП. К сожалению, экономические показатели был вялым в 2000 году и 2001 году (нулевой рост в 2000 году, и по оценкам между 1,0-1,4 % в 2001 году, в значительной степени объясняется небольшим увеличением туризма, банковского дела, промышленности, и строительства). Безработица оценивается в 14% на 2000 год и 29 % среди возрастной группы 15-24 лет, с предварительным оценкам дальнейшего роста в 2001 году. Однако, к счастью, многие иностранные ливанцы вернулись в страну из-за негативной финансовой ситуации, с которой они сталкиваются за рубежом, в связи с глобальным экономическим кризисом. Кроме того, больше возможностей для трудоустройства привлекают все больше ливанской молодежи, видящих шанс вернуться и работать в Ливане, а также поддержку ливанцев с высшим образованием проживающих в стране.
Текущая программа ливанских реформ сосредоточена на трех основных принципах:
Правительство также сохранила твердый курс ливанского фунта, который был привязан к доллару с сентября 1999 года. В конце 2000 года правительство существенно сократило таможенные пошлины, приняло программу увеличения экспорта продукции сельского хозяйства, снизило социальные сборы на безопасность и ограничения на инвестиции в недвижимость иностранцами, и приняло политику открытого неба, которые положительно повлияли на торговлю в 1991 году. Тем не менее, относительная оценка ливанской валюты подорвала конкурентоспособность, а экспортом товаров упал с 23% ВВП в 1989 году до 4% в 2000 году.
В 2001 году правительство обратило свое внимание на фискальные меры, увеличив налоги на бензин, сократив расходы, и введя налог на добавленную стоимость, который вступил в силу в феврале 2002 года. Медленный рост денежной массы и долларизация депозитов воспрепятствовали способности коммерческих банков в финансировании правительства, оставляя большинство расходов на долю Центрального банка. Монетизация бюджетного дефицита оказывает огромное давление на резервы центрального банка, лишь слегка уменьшившееся с выпуском новых еврооблигаций в течение последних 2 лет. Центральный банк сохраняет стабильную валюту, вмешиваясь непосредственно на рынке, а также низкую инфляцию, и ему удалось сохранить доверие инвесторов к долгу. Это было сделано по стоимости, однако, так же международные резервы сократились на $ 2,4 млрд. в 2000 году и на $ 1,6 млрд. в первой половине 2001 года.
В 2002 году правительство поставило основной акцент на приватизацию, первоначально в секторе телекоммуникаций и электроснабжения, с продолжением планирования продажи государственной авиакомпании, бейрутского порта и водоканалов. Правительство пообещало применить доходы от продажи для сокращения государственного долга и бюджетного дефицита. Кроме того, оно прогнозирует, что приватизация принесет новую экономию фонда заработной платы, а также послужит к примеру для снижения процентных ставок и роста частного сектора и стимулирования иностранных инвестиций. Кроме того, правительство решает сложную задачу административной реформы, с целью привлечения квалифицированных технократов для решения амбициозных экономических программ, а также изыскания возможностей дополнительной экономии, которые могут быть реализованы через реформирование системы подоходного налога. Правительство Ливана сталкивается с серьезными проблемами в целях удовлетворения требований финансовой корректировки программы с акцентом на налоговые реформы и модернизацию, рационализацию расходов, приватизацию и совершенствование управления долгом.
США занимает сильные позиции в качестве экспортера Ливана, в целом занимая первое место по импорту и являясь источником четверти имеющихся в Ливане иностранных товаров. Более 160 различных отделений, представляющих американские компании, в настоящее время работают в Ливане. С отменой ограничений паспортного режима в 1997 году, ряд крупных компаний США открыли филиалы или региональные отделения, в том числе Microsoft, American Airlines, Coca-Cola, FedEx, UPS, General Electric, Parsons Brinckerhoff, Cisco Systems, Eli Lilly, Computer Associates и Pepsi Cola. В Мексике также многих предприятий, возглавляемых этническими ливанцами, такими как Карлос Слим из Telmex.
После того, как 15 октября 2011 года различные профсоюзные объединения, в том числе Союз учителей, Общий союз рабочих и другие пригрозили забастовкой, минимальная заработная плата была поднята на 40% (на 200,000 л.ф. - 133$) до 700,000 л.ф. (466$).
Увеличение заработной платы приветствовали большинство ливанцев, но оно также вызвало критику многих профсоюзов некоторых категорий работников, заявивших, что увеличение было неожиданно незначительным, что сотрудники зарабатывающие больше $1200, вообще не получили повышения. Другие критиковали увеличение вообще сославшись, что это стало бременем для малого бизнеса, который может в конечном итоге разориться, в основном эти критики были из числа оппозиционных политиков.
По состоянию на 2011 год Всемирный банк анализируя Индекс качества жизни подсчитал что:
Страны Азии: Экономика | |
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Ливан в темах | ||
---|---|---|
Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика |
Экономика Ливана.