Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Эзоп (спектакль)

Эзоп
Жанр

драма

Основан на

пьесе «Лиса и виноград»

Автор

Гильерми Фигейредо

Режиссёр

Г. А. Товстоногов

Актёры

Виталий Полицеймако
Николай Корн
Нина Ольхина

Компания

БДТ им. Горького

Страна

СССР

Язык

русский язык

Год

1957

«Эзоп» — спектакль Ленинградского Большого драматического театра, поставленный Георгием Товстоноговым.

Содержание

История спектакля

Спектакль по пьесе Гильерми Фигейредо «Лиса и виноград» был поставлен в БДТ в 1957 году и стал важной вехой в истории театра. Придя в феврале 1956 года в Большой драматический, переживавший затяжной кризис и потерявший зрителей, Георгий Товстоногов в первый год работы свою главную задачу видел в возвращении зрителей в забытый ими театр и в буквальном смысле слова «завлекал» их комедиями «Шестой этаж» А. Жери и «Когда цветёт акация» Н. Винникова, «Безымянной звездой» М. Себастиану…[1]. Именно с философской притчи Фигейредо, спектакля, впервые представленного зрителям 23 марта 1957 года[2] и ставшего настоящим событием театральной жизни, одним из символов «оттепели», начался новый БДТ, «театр Товстоногова»[3].

В сентябре 1967 года, уже под названием «Лиса и виноград», спектакль был возобновлён с новым составом исполнителей[2]: Эзопа играл Сергей Юрский, Ксанфа — Олег Басилашвили, Клею — Наталья Тенякова, Агностоса — Вадим Медведев. Фактически это был уже другой спектакль: наступило иное время, и «оттепельный» пафос из «Лисы и винограда» ушёл, усилилось фарсовое начало. Во второй редакции иронии было больше, чем героики, а финал спектакля («Где здесь пропасть для свободных людей?»), по мнению литературоведа Б. Бурсова, очень напоминал финал «Горя от ума»[4].

Телевизионная версия

В 1960 году на киностудии «Ленфильм» была создана телевизионная версия спектакля (его первой редакции), с использованием возможностей кинематографа: так, открывает фильм-спектакль панорама пустыни, по которой движутся рабы с тяжёлой поклажей; рассказ Эзопа о корзине с хлебом сопровождается соответствующим видеорядом; если на сцене БДТ в финале Эзоп покидал дом Ксанфа и дальнейшее театр предоставлял воображению зрителя, то телеверсия показывает, как он в сопровождении стражи и толпы народа направляется к обрыву и бросается в бушующее море.

В 1962 году телеверсия спектакля была отмечена призом на Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло[5].

Сюжет

Действие происходит в Древней Греции, на Самосе, в V веке до н. э.

Служанка Мели наряжает свою скучающую госпожу, Клею (Нина Ольхина), и развлекает её рассказом о споре философов на городской площади. В то время как Мели (Инна Кондратьева) восхищается мужем госпожи, философом Ксанфом, Клею гораздо больше интересует капитан стражи из Афин, для него, а не для мужа она наряжается, и не скрывает этого от служанки. Ксанф представляется Клее человеком ограниченным, заурядным и чудовищно однообразным, — вот сейчас он придёт и скажет, как всегда: «Клея, радость моя, я привёз тебе подарок!»

Именно с этими словами появляется Ксанф (Николай Корн), а очередным подарком оказывается уродливый раб по имени Эзоп — «самый уродливый во всей Греции», как утверждает Ксанф. Клея просит убрать прочь «эту гадость», но раб, который держится с нерабским достоинством, рассказывает ей басню о том, как люди равным образом привыкают и к красоте, и к уродству. Ему удаётся заинтересовать Клею.

Из рассказа самого Эзопа (Виталий Полицеймако) и Ксанфа Клея узнаёт, что во время путешествия Эзоп нашёл для её мужа клад, но не получил обещанной свободы, вместо этого Ксанф приказал его высечь. Клея, возмущенная несправедливостью мужа, просит отпустить раба, но Ксанф отказывается: Эзоп ещё не созрел для свободы.

Постепенно Клея привыкает к внешности Эзопа, а глубокий ум, остроумие и оригинальность выгодно отличают его от Ксанфа. Сочувствуя Эзопу, Клея в отсутствие Ксанфа предлагает ему бежать; но Эзоп не хочет жить под постоянным страхом быть пойманным, ибо это не свобода.

В один из дней Ксанф приводит в дом «мудреца» — человека, который ничего не хочет, ничем не дорожит и никого не любит. Это тот самый капитан стражи из Афин, к которому неравнодушна Клея, Агностос (Павел Луспекаев).

Изрядно напившись с ним, Ксанф ввязывется в пьяный спор о том, может ли он выпить море, и в пылу спора подписывает бумагу с обещанием выпить море — или, в случае неисполнения, передать Агностосу свой дом и своё имущество.

Возмущённая поведением мужа, Клея уходит из дома. Незадачливый философ обещает даровать Эзопу свободу, если он вернёт ему жену: положение брошенного мужа слишком позорно и унизительно. И Эзоп находит способ вернуть Клею; но Ксанф в очередной раз обманывает его.

Тем временем в Клее просыпается чувство к Эзопу, она предлагает рабу отомстить Ксанфу — заключить её в свои объятия; Эзоп признаётся Клее в любви, но отказывается от неё. Оскорблённая женщина обвиняет его перед мужем в домогательствах; но Ксанфу уже не до жены: Агностос требует исполнения обещания. Чтобы выпутаться из ситуации, Ксанф готов заискивать перед Эзопом и даже обвинить Клею в том, что она сама спровоцировала раба.

Эзоп находит для Ксанфа выход: философ обещал выпить только море, но не подвизался пить воду впадающих в него рек; пусть отделят воду рек, и тогда Ксанф выпьет море.

Народ догадывется о том, что выход для Ксанфа нашёл Эзоп, и требует его освобождения. Клея хочет уйти с Эзопом и просит Ксанфа отпустить её; но именно потому, что вместе с Эзопом уйдёт Клея, Ксанф отказывается даровать свободу своему рабу. В конце концов Клея обещает остаться, и Ксанф, скрепя сердце, освобождает Эзопа.

Проходит время, Ксанф, исчерпавший запас басен Эзопа, которые он перед учениками выдавал за собственные, пытается сочинять сам, но у него не получается. В дом к нему приводят связанного Эзопа: его обвиняют в краже золотого сосуда из храма Аполлона в Дальфах. Но Эзоп не повинен в краже: сосуд в его котомку положила Клея, чтобы вернуть его в дом Ксанфа. По закону, свободный человек за такое преступление должен быть сброшен в пропасть, раба должен наказать его хозяин, — Эзопа привели к Ксанфу, потому что в Дельфах его считают рабом: Эзоп спрятал освободивший его папирус. Но только для того, чтобы ещё раз увидеть Клею.

И Ксанф, и Клея убеждают Эзопа признать себя рабом, сжечь документ об освобождении и таким образом спасти свою жизнь; но Эзоп выбирает «пропасть для свободных людей».

Действующие лица и исполнители

Создатели спектакля

  • Постановка и оформление Г. А. Товстоногова
  • Режиссер Р. А. Сирота
  • Композиторы: Н. С. Симонян и Ю. Г. Прокофьев

Создатели телеверсии

  • Режиссёры — Георгий Товстоногов и Юрий Музыкант
  • Операторы — Моисей Магид, Лев Сокольский
  • Художник — Александр Блэк

Текст за кадром читает Георгий Товстоногов

Примечания

  1. Старосельская Н. Товстоногов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 141. — ISBN 5-235-02680-2
  2. ↑ Спектакли театра 1956—1979 гг. // Официальный сайт Большого драматического театра
  3. Старосельская Н. Товстоногов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 152—153. — ISBN 5-235-02680-2
  4. Старосельская Н. Товстоногов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 248. — ISBN 5-235-02680-2
  5. Телевизионная постановка // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.

Эзоп (спектакль).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24