Роза Сирота | |
Имя при рождении: |
Роза Абрамовная Сирота |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Профессия: | |
Гражданство: | |
Годы активности: | |
Театр: | |
Награды: |
Ро́за Абра́мовна Сиро́та (30 сентября 1924, Ленинград — 1 ноября 1995, Санкт-Петербург) — советский театральный режиссёр и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986).
Содержание |
Роза Сирота родилась в Ленинграде, окончила ЛГИТМиК, где была ученицей Б. В. Зона. С 1952 года работала в качестве режиссёра в Кизеловском театре.
В 1955 году Роза Сирота вернулась в родной Ленинград и стала режиссёром Большого драматического театра, в то время переживавшего тяжёлый кризис и потерявшего зрителей. Но всё изменилось с приходом в БДТ в феврале 1956 года Георгия Товстоногова; Сирота была «правой рукой» главного режиссёра в работе над многими знаменитыми спектаклями БДТ, такими как «Эзоп», «Идиот», «Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи, «Пять вечеров» и «Моя старшая сестра» А. Володина, позже «Мещане»[1]. Оставаясь режиссёром «при постановщике» Товстоногове, она оказывала значительное влияние на художественный результат[2]. Говоря о постановках современных пьес, прежде всего А. Володина, критик отмечал у Сироты «абсолютный слух на нарождающиеся, непривычные и первоначально не столь уж отчетливо выраженные новые ритмы», слух на «специфические особенности очередной драматургической „новой волны“»[3].
Как немногие режиссёры, Роза Сирота умела работать с актёрами[4], в частности, ей, не в последнюю очередь, театр был обязан рождением такого актёрского шедевра, как князь Мышкин Иннокентия Смоктуновского[5]. Артисты БДТ нередко обращались к ней за помощью и в процессе работы над киноролями: так, Иннокентий Смоктуновский репетировал с ней Гамлета, а Кирилл Лавров — Ивана Карамазова[6].
Георгий Товстоногов высоко ценил Сироту как помощника, однако недостаток самостоятельной работы побудил её в 1962 году покинуть театр и перенести свою деятельность на Ленинградское телевидение, где, в частности, был поставлен спектакль «Зима тревоги нашей» по Дж. Стейнбеку со Смоктуновским в главной роли.
В 1966 году Сирота вернулась в Большой драматический, где работала до 1972 года; поставила один из самых популярных спектаклей БДТ того времени — «Цена» по пьесе Артура Миллера[4].
В 70-х годах Сирота ставила также литературные программы в Ленконцерте для Марины Раковой — «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта и «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова (1979)[7]
Покинув во второй раз и теперь уже окончательно БДТ, Роза Сирота несколько лет работала в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола; в 1979 году была приглашена во МХАТ — по инициативе Иннокентия Смоктуновского, который намеревался поставить «Царя Фёдора Иоанновича» А. К. Толстого и, будучи неопытным режиссёром, нуждался в её помощи. Совместная постановка не состоялась: не без участия Сироты, упрекнувшей своего старого друга в неподобающем обращении с актёрами, художественный совет театра прекратил работу над спекталем[8], но она осталась во МХАТе, участвовала в качестве режиссёра в нескольких постановках Олега Ефремова (и даже выходила на сцену в роли концертмейстера Доры в спектакле «Московский хор»), самостоятельно поставила ряд спектаклей. Последней работой Сироты стал спектакль «Семь жизней Немировича-Данченко»[9].
В этот период Сирота создала на студии «Мелодия» литературные композиции «Супруги Каренины», по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (1983), с участием Людмилы Чурсиной и Изиля Заблудовского[10], и «Монарх. Пётр и Алексей» (1988) — драматические сцены по материалам «Истории Петра» А. С. Пушкина в исполнении Владимира Рецептера[11]
Роза Сирота известна также как театральный педагог: в 1958—1967 годах преподавала в ЛГИТМиК на кафедре режиссуры, в 80-х вместе с О. Ефремовым вела режиссёрский курс в Школе-студии МХАТ.
Кизеловский драматический театр
Молотовский драматический театр
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской
Большой драматический театр им. М. Горького[1]
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
Ленинградский Дом медицинского работника
В постановках В. Я. Венгерова
Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
В постановках Г. А. Товстоногова
В постановке Э. Аксера
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
В постановках Г. М. Опоркрова
В постановках О. Н. Ефремова
Могилевская софья абрамовна зал был весь в окнах, татьяна абрамовна учитель английского, могилевская софья абрамовна лето в крекшине, фрида абрамовна про мужество.
Gastein Ladies 2009, Мисс США 1994, Файл:Бектуров Абикен.jpg.