Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Шаляпин, Фёдор

(перенаправлено с «Шаляпин, Фёдор»)
Перейти к: навигация, поиск
Фёдор Шаляпин
Основная информация
Полное имя

Фёдор Иванович Шаляпин

Дата рождения

1 (13) февраля 1873({{padleft:1873|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:13|2|0}})

Место рождения

Казань, Российская империя

Дата смерти

12 апреля 1938({{padleft:1938|4|0}}-{{padleft:4|2|0}}-{{padleft:12|2|0}}) (65 лет)

Место смерти

Париж, Франция

Страна

Российская империя Российская империя
Российская республика
Советская Россия
США США

Профессии

оперный певец, актёр

Певческий голос

Бас

Коллективы

Частная опера Зимина
Большой театр
Мариинский театр
Метрополитен Опера

Награды
 Аудио, фото, видео на Викискладе

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (1 [13] февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра[1]. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство»[2]. Занимался также живописью, графикой и скульптурой. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство[2].

Биография

И. Я. Шаляпин — отец Ф. И. Шаляпина

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина — крестьянка из деревни Дудинцы Кумёнской волости (Кумёнский район Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы. В детстве Шаляпин был певчим. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к сапожникам Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем в Четвёртом приходском училище в Казани, позже в Шестом начальном училище.

Начало карьеры

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова, вначале на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

19 сентября 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии — например, Феррандо в «Трубадуре».

В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к малороссийской труппе Г. И. Деркача, которая приехала в Уфу. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

Ф. Шаляпин в 1893 году.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в столицу, Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894—1895 гг. — в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» М. И. Глинки). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере Д. Чимарозы «Тайный брак[en]», но ещё не получило должной оценки. В сезон 1895—1896 годах он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях».

Мамонтовская опера

Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в Мамонтовской опере в 1896—1899 годах, и за эти четыре сезона приобрёл громкую известность. Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в ряде сольных партий. Благодаря тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он индивидуально и глубоко правдиво создал ряд значительных образов в таких произведениях русских композиторов, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарте и Сальери» (Сальери) Н. А. Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А. С. Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М. И. Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) М. П. Мусоргского. В то же время он работал и над ролями в иностранных операх; так, роль Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» получила в его передаче яркое, сильное и своеобразное освещение.

Мамонтов, давая Шаляпину карт-бланш, дал возможность раскрыться таланту певца. Сам Шаляпин позднее вспоминал:

С. И. Мамонтов сказал мне: — Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

В автобиографической книге «Маска и душа», Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».

Расцвет творчества

Шаляпин в образе Мефистофеля (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1915).
Народная песня «Эй, ухнем» (Фёдор Шаляпин)
Авторский текст «Дубинушка» (Фёдор Шаляпин)
Народная песня «Из-за острова, на стрежень» (Фёдор Шаляпин)

В 1899 году Шаляпин вновь поступил на службу в Императорские театры — на этот раз он пел в Москве, в Большом театре, где пользовался громадным успехом. Гастрольные выступления Шаляпина на императорской Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В 1901 году Шаляпин дал 10 представлений в миланском театре Ла Скала: его выступление в заглавной партии в опере А. Бойто «Мефистофель[en]» было высоко оценено.

В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

В 1917 году при постановке на сцене Большого театра оперы Дж. Верди «Дон Карлос» Шаляпин выступает не только как певец, исполнив партию Филиппа, но и как режиссёр. Его следующим режиссёрским опытом стала постановка оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». На главную партию он выбирает молодую певицу К. Г. Держинскую[3]

Революционный период

Шаляпин и Максим Горький в президиуме торжественного собрания, посвящённого празднованию 1-го мая в Петрограде (1920).

С 1918 года Шаляпин — художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики.

В эмиграции

С 1922 года[4] Шаляпин на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой — Марией Валентиновной. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году В. В. Маяковский писал в «Письме к Горькому»:

Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!

— 1926Полный текст произведения

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким сотрудником «ВСЕРАБИСа» С. Симоном как поддержка белогвардейцев[5]. Подробно об этой истории рассказывается в автобиографии Шаляпина «Маска и душа». 24 августа 1927 года Постановлением СовНарКома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

«Предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики» рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты. Постановление 1927 года было отменено лишь через 53 года после смерти певца: 10 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 317, предписывающее

Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“ как необоснованное.

В конце лета 1932 года Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста «Приключения Дон Кихота[en]» по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров. Музыку к фильму написал Жак Ибер, натурные съёмки проходили близ города Ницца.

В 1935—1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток: в Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.

Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз, 12 апреля 1938 года он скончался в Париже на руках жены. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль. В 1984 году его сын, Фёдор Фёдорович, добился перенесения праха певца из Франции в Россию. Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года. Два года спустя там был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского.

Личная жизнь

Ф. И. Шаляпин и И. И. Торнаги

Шаляпин был дважды женат. Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги (Ле-Прести; 1873 (?), Монца—1965, Рим (?[6]), Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде. Они обвенчались в церкви села Гагино в 1898 году. В этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, близнецы Фёдор и Татьяна, Ирина и Лидия.

Уже имея семью, Фёдор Иванович Шаляпин сблизился с Марией Валентиновной Петцольд (урождённой Элухен, 1882—1964), у которой уже было двое детей от первого брака. У них рождаются три дочери: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977). Фактически, у Шаляпина появилась вторая семья, при этом первый брак не был расторгнут, а второй не был зарегистрирован. Одна семья жила в Москве, вторая — в Петрограде, между собой они не пересекались. Брак Марии Валентиновны и Шаляпина был оформлен официально в одной из русских церквей в Праге, во время его сольных гастролей, предположительно 10 ноября 1927 года.

Из всех детей Шаляпина дольше всех прожила Марина, которая скончалась на 98-м году жизни[7][8].

Шаляпинские адреса

Дача Шаляпина в Кисловодске

в Санкт-Петербурге — Петрограде

В Москве

Шаляпин впервые оказался в Москве в начале лета 1894 года, когда в театральном бюро Е. Н. Рассохиной (Георгиевский переулок, 1) он подписал контракт на выступления в Петербурге и Казани. До 1899 года Шаляпин жил во флигеле дома № 36 на Долгоруковской улице (не сохранился), затем — в доме № 9 по Большому Чернышевскому переулку. Примерно год спустя он переехал в дом № 24 в Леонтьевском переулке, после чего в 1904 году поселился в 3-м Зачатьевском переулке, в доме № 3[9]. Здесь в его семье вскоре после переезда родился сын Борис, а в следующем году — двойняшки Фёдор и Татьяна.

В Плёсе

В 1910 году Шаляпин впервые приехал в Плёс, который ему так понравился, что в его окрестностях он выкупил пустошь Хмельницы. Приезжал туда в июне и в сентябре 1912 года вместе с архитектором Кузнецовым[уточнить], подготовившим план будущего дома, который и был построен к 1914 году по соседству с имением С. А. Шулепникова «Утешное»[10]. В 1918 году дача Ф. И. Шаляпина была национализирована и передана для размещения в ней детской коммуны, с 1924 года в ней разместился дом отдыха[11].

Память о Шаляпине

Памятник Шаляпину в Казани возле одноимённого отеля
Звезда Фёдора Шаляпина на Голливудской «Аллее славы»

Киновоплощения

Галерея

Награды[16]

Удостоверение командора Почётного легиона
  • 1902 — бухарский орден Золотой звезды III степени.
  • 1907 — Золотой крест Прусского орла.
  • 1908 — кавалер офицерского звания.
  • 1910 — звание Солиста Его Величества (Россия).
  • 1912 — звание Солиста Его Величества итальянского короля.
  • 1913 — звание Солиста Его Величества английского короля.
  • 1914 — английский орден за особые заслуги в области искусства.
  • 1914 — русский орден Станислава III степени.
  • 1916 — звание офицера.
  • 1918 — звание Народного артиста Республики (присвоено впервые).
  • 1925 — командор ордена Почётного легиона (Франция).

Творчество

Ф. И. Шаляпин лепит свой портрет.

Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах.

Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, он выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.

Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо писал маслом, рисовал и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

Партнёрами в разные годы были: А. М. Давыдов, Т. Даль Монте, Д. де Лука, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, E. Збруева, Э. Карузо, К.Держинская, В. Касторский, E. Куза, Н. М. Ланская, Л. Липковская, Ф. Литвин, Е. Мравина, В. Петров, Т. Руффо, Н. Салина, Т. Скипа, П. Словцов, Д. Смирнов, Л. Собинов, Р. Сторкьо, М. Черкасская, В. Эберле, Л. Яковлев, А. Шеманский.

Ф. И. Шаляпин был замечательным рисовальщиком, он пробовал себя как в живописи, так и в скульптуре. Сохранилось множество портретов, автопортретов, рисунков и карикатур его работы.

Интересные факты

  • Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька», Ф. И. Шаляпин завалился на сцене — сел мимо стула. С тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь опять промахнуться.
  • От политической деятельности и членстве в какой-либо политической партии Ф. Шаляпина отговорил М. Горький, считая лишним растрачивать его талант на партийную суету.[источник не указан 730 дней]

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия. Ф. И. Шаляпин
  2. ↑ Краткий музыкальный словарь
  3. Е. Грошева, К. Г. Держинская. Государственное музыкальное издательство, М. 1952, стр. 42,43
  4. Ф. И. Шаляпин."Маска и душа"
  5. Честь Фёдора Шаляпина теперь защищена. — «Известия», 1991, № 140, 13.06.1991
  6. Иола Игнатьевна выехала в Рим из СССР в конце 1950-х годов по приглашению сына Фёдора.
  7. На 98-м году жизни скончалась дочь Фёдора Шаляпина
  8. В Риме скончалась дочь Фёдора Шаляпина
  9. 3-й Зачатьевский переулок, д. 3. Дом Шаляпина
  10. «Плёсский вестник» 25 — 31 мая 2012 года, № 21 (22), с.8/«Плёс театральный»
  11. Алёна Солнцева. «Иногда образцово поданный обед играет огромную роль в истории»
  12. Федеральная информационная адресная система
  13. Шаляпинский фестиваль в Казани
  14. Могила Ф. И. Шаляпина на Новодевичьем кладбище
  15. Беларусь вчера. Минские хроники эпохи demi-saison//Белорусские новости, 2009/11/02)
  16. Фёдор Шаляпин. Маска и Душа. М., 1997, с.275, 277

Литература

  • Котляров Ю., Гармаш В. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. В 2-х книгах.. — Л.: Музыка, 1985. — 15 000 экз.
  • Шаляпин, Федор Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шаляпин Ф. И. «Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах» (автобиография).
  • Шаляпин Ф. И. «Страницы из моей жизни» (совместно с Максимом Горьким).
  • А. В. Оссовский, Ф. И. Шаляпин, в кн: А. В. Оссовский, Музыкально-критические статьи (1894—1912), «Издательство Музыка» Ленинград, 1971, стр. 174—177.
  • Лесс А. Л. Рассказы о Шаляпине. — М., «Советская Россия», 1973. — 174 с.
  • Петелин В. В. «Восхождение, или Жизнь Шаляпина (1894—1902)». М.: Центролиграф, 2000, 2004.
  • Отечественные певцы 1750—1917. Словарь.. М.: «Композитор» (2000). Проверено 9 января 2010. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.
  • Фёдор Иванович Шаляпин. Альбом-каталог из фондов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина / С.В. Семиколенова. — М: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2012. — 408 с. — (Бахрушинская серия). — 1000 экз. — ISBN 978-5-901977-56-9.
  • «Этот гений — Фёдор Шаляпин. Воспоминания и статьи», ГЦММК им. М. И. Глинки, дом-музей Ф. И. Шаляпина, фортепианная школа «Клавир». М., 1995.
  • Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. — Л.; М.: Искусство, 1947.

Ссылки

  • Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Москве
  • Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге
  • Коллекция фотографий Шаляпина в различных ролях
  • Шаляпин декламирует стихотворение Семена Надсона «Грёзы», mp3
  • Фёдор Шаляпин (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Шаляпсусы. Отрывок из книги И.Дарского «Народный Артист Его Величества… Шаляпин», в журнале «Чайка»
  • «Вятский Шаляпин» исследование Бориса Садырина о вятских корнях знаменитого певца. Отец и мать, посещение Вятской губернии, знакомство Шаляпина со многими известными людьми той эпохи.
  • Документы, связанные с Шаляпиным, из фондов Национального архива РТ
  • Международный оперный фестиваль имени Фёдора Ивановича Шаляпина в Казани
  • Влас Михайлович Дорошевич. «Шаляпин в „Мефистофеле“», «Шаляпин в „Scala“», «Шаляпин»
  • Дискография Фёдора Ивановича Шаляпина на сайте Russian-Records.com
  • Фёдор Шаляпин в передаче «Лица истории»
  • Игорь Фунт к 140-летию со дня рождения Ф. И. Шаляпина в Переменах.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Шаляпин, Фёдор.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24