«Три святителя» | ||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | Броненосец | |
Государство флага | Россия | |
Принадлежность | Черноморский флот | |
Верфь | Николаевское адмиралтейство | |
Строительство начато | 4 сентября 1891 года | |
Спущен на воду | 31 октября 1893 года | |
Введён в эксплуатацию | 1895 год[1] | |
Современный статус | Разобран на металл | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 13 300 тонн | |
Длина | 115,1 м | |
Ширина | 22,2 м | |
Осадка | 8,6 м | |
Бронирование | сталежелезная броня, борт от 406 до 457 мм, башни от 406 мм, палубы от 76 до 229 мм, боевая рубка — 305/76 мм, казематы — 406 мм | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 вертикальных паровых машины тройного расширения, 14 цилиндрических котлов | |
Мощность | 11 300 л. с. (8,3 МВт) | |
Скорость | 17 узлов (31,5 км/ч) | |
Дальность плавания | 2400 морских миль | |
Экипаж | 26 офицеров и 705 матросов | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 4 — 305-мм/40, 8 — 152-мм/45, 4 — 120-мм, 10 — 47-мм/43, 10 — 37-мм, 2 — 64-мм |
|
Торпедно-минное вооружение | Шесть 18-дюймовых торпедных аппаратов |
«Три Святителя» — линкор Черноморского флота додредноутного типа. Является развитием балтийского броненосца «Наварин», с некоторыми улучшениями в бронировании и вооружении. Построен на Николаевской верфи, заложен в 1891, спущен на воду в 1893, вступил в строй в 1895 году[2]. Модернизирован в 1911—1912 годах. Принимал участие в боевых действиях на Чёрном море в 1914—1916. В 1922 был разобран на металл.
Содержание |
В начале 90-х годов XIX в. основу Черноморского флота составляли барбетные броненосцы типа «Синоп» и одиночный «Двенадцать Апостолов». При всей своей оригинальности эти корабли стремительно устаревали, поэтому в сентябре 1891 года на Николаевском адмиралтействе «в присутствии Его Императорского Высочества великого князя Алексея Александровича» был заложен башенный броненосец «английской» схемы, получивший название «Три Святителя» (в честь почитаемых в Православной церкви трёх вселенских учителей) и ознаменовавший собой важный этап в отечественном кораблестроении.
Прототипом его послужил балтийский «Наварин». В то же время недостатки последнего в новом проекте удалось в значительной мере преодолеть. Во-первых, было решено отказаться от неразумного ограничения размеров — в результате проектное водоизмещение достигло 12 480 т. Во-вторых, намучившись с отечественными поставщиками брони для «Наварина» (Ижорский завод не только сорвал оговоренные контрактом сроки, но и вообще не смог изготовить 4 крупногабаритные броневые плиты для башен, из-за чего их пришлось перезаказывать заводу «Сен-Шамон» во Франции), «Три Святителя» «одели» в импортированную из Англии сталеникелевую броню завода «Виккерс» — более прочную и своевременно доставленную.
Наконец, в-третьих, уже в ходе строительства предусмотренные проектом 35-калиберные пушки главного калибра в круглых неуравновешенных башнях заменили новыми 40-калиберными. Прекрасно показали себя и ходовые механизмы (также закупленные в Англии): на испытаниях «Три Святителя» развил скорость 17,7 узла вместо проектных 16-ти. И это несмотря на всё же имевшую место почти 900-тонную перегрузку и переуглубление на 0,44 м! В результате к моменту ввода в строй новый черноморский броненосец по праву мог считаться не только сильнейшим кораблем Российского флота, но и мира[3] .
В составе Черноморской эскадры участвовал в бою с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» (англ. SMS «Goeben») у мыса Сарыч 17 ноября 1914 года, однако плохая видимость не позволила вести прицельную стрельбу кораблям, следовавшим в кильватере за флагманским «Евстафием».
10 мая 1915 Черноморская бригада линкоров вновь встретила «Гебен», на этот раз у входа в пролив Босфор. 20-минутный бой шёл на дистанции 16 км. Большая дальность предопределила низкую результативность — в русские корабли не попал ни один снаряд, немецкий крейсер поразили три 305-мм снаряда, уничтожив при этом одно 150-мм орудие[4]. В результате боя «Гебен» был вынужден отойти.
В дальнейшем русские линкоры блокировали Босфор, поддерживали десантную операцию в Трапезунде, обстреливали угольные разработки в Зонгулдаке.
Последняя встреча черноморских линкоров с «Гебеном» произошла при весьма скорбных обстоятельствах: следствием Брестского мира стала сдача Севастополя немцам. Бывший противник вошёл в главную базу флота как победитель, и на замерших в Южной бухте броненосцах были подняты кайзеровские флаги[5]. В море линкоры додредноутного типа больше не выходили[6].
Эскадренные броненосцы ВМФ Российской империи | ||
---|---|---|
Тип Пётр Великий | Пётр Великий | |
Тип Екатерина II | Екатерина II · Чесма · Синоп · Георгий Победоносец | |
Тип Император Александр II | Император Александр II · Император Николай I | |
Тип Двенадцать Апостолов | Двенадцать Апостолов | |
Тип Гангут | Гангут | |
Тип Наварин | Наварин | |
Тип Три Святителя | Три Святителя | |
Тип Сисой Великий | Сисой Великий | |
Тип Полтава | Полтава · Петропавловск · Севастополь | |
Тип Ростислав | Ростислав | |
Тип Пересвет | Пересвет · Ослябя · Победа | |
Тип Князь Потёмкин-Таврический | Князь Потёмкин-Таврический (с 1905-го — Пантелеймон) | |
Тип Ретвизан | Ретвизан | |
Тип Цесаревич | Цесаревич | |
Тип Бородино | Бородино · Император Александр III · Орёл · Князь Суворов · Слава | |
Тип Евстафий | Евстафий · Иоанн Златоуст | |
Тип Андрей Первозванный | Андрей Первозванный · Император Павел I |
Три святителя (броненосец).