Теология замещения, Суперсессионизм (англ. Supersessionism, от англ. «замещать») — христианское учение, согласно которому Церковь как избранный народ заменила собой Израиль и все обетования, адресованные в Библии евреям, после утверждения Нового Завета адресованы христианам. Основанием для замещения стало предание Христа евреями на распятие и отречение от него, вследствие чего Ветхий Завет (заключенный только с евреями) заменяется Новым, где чадами Божьими становятся представители всех народов. "Замещенные" иудеи при этом становятся проклятым народом.
Теология замещения представляет собой альтернативу христианскому сионизму и нередко рассматривается последним как богословское обоснование антисемитизма[1][2]. Также подчеркивается, что теология замещения господствовала в Церкви на протяжении многих веков[3]. В частности ее придерживался византийский богослов Иоанн Златоуст в "Словах против иудеев"[4] (IV век), русский летописец Нестор в "Повести временных лет" (XIII век) и немецкий реформатор Мартин Лютер в трактате "Об иудеях и их лжи" (XVI век)
Слово «суперсессионизм» — транслитерация английского слова supersessionism, производного от глагола supersede, впервые использованного в значении «замещать» в 1642 году.[5] Западные Отцы Церкви в том же значении использовали слово succedere, усиленное приставкой super. Таким образом, суперсессионизм — современный термин, используемый для описания уже существовавших прежде взглядов.
Содержание |
Условно можно выделить три вида[6] суперсессионизма:
Иудаизм и христианство | |||||
---|---|---|---|---|---|
Теологии | Диспенсационализм · Христианский иудаизм · Суперсессионизм · Богословие Нового Завета · Богословие заветов · Иисус в иудаизме · Богословие двойного завета · Отмена ветхозаветных законов | ||||
Отношения |
|
||||
Синкретизм | Мессианский иудаизм · «Движение священного имени» | ||||
См. также | Авраамические религии · Иудеохристианство · Празднование ветхозаветных праздников в христианстве |
Суперсессионизм.