Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Соболь

Перейти к: навигация, поиск
Соболь
Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Млекопитающие
Отряд: Хищные
Семейство: Куньи
Род: Куницы
Вид: Соболь
Латинское название
Martes zibellina Linnaeus, 1758
Ареал
621945
36722
Международная Красная книга
Виды под наименьшей угрозой
Вызывающие наименьшие опасения
41652
Соболь на кедре

Со́боль[1] (лат. Martes zibellina) — млекопитающее семейства куньих.

Описание

Длина тела соболя — до 56 см, хвоста — до 20 см. Окраска шкурки изменчива, и ее вариации имеют особые названия. «Головка» — самая темная (почти черная) и наиболее дорогая. «Меховой» — окраска очень светлая, песчано-желтая или палевая — самая дешёвая. Промежуточные окраски: «воротовой» — коричневого тона с темным ремнем на спине, более светлыми боками и большим ярким горловым пятном.

Образ жизни

Характерный обитатель сибирской тайги. Ловкий и очень сильный для своих размеров хищник. Ведет наземный образ жизни. Передвигается прыжками. Следы — парные крупные отпечатки размером от 5x7 до 6x10 см. Длина прыжка — 30—70 см. Хорошо лазает по деревьям. Имеет отлично развитые слух и обоняние, зрение слабее. Голос — урчание, вроде кошачьего. Легко ходит по рыхлому снегу. Наибольшую активность проявляет утром и вечером. Как правило, обитает в кедрачах, в верховьях горных рек, близко к земле — в зарослях стланика, среди каменных россыпей, изредка поднимается в кроны деревьев.

Питание

В питании есть мышевидные грызуны, главным образом — красная полёвка (на юге красно-серая). Восточнее Енисея и в Саянах большую роль в питании соболей играет пищуха. Часто поедает белок, нападает на зайцев. Истребляет в крае за год несколько миллионов белок. Из птиц соболь чаще всего нападает на рябчика и глухаря, но в целом птицы являются второстепенным кормом.

Соболь активен в сумерки, ночью, но часто охотится и днём. Питается соболь также растительной пищей. Любимая пища — кедровые орехи, рябина, голубика, а еще соболь поедает ягоды брусники, черники, черёмухи, шиповника, смородины.

Размножение

Гнездовые убежища в дуплах поваленных и стоящих деревьев, в каменных россыпях, под корнями. Щенение на севере в первой половине мая, на юге в апреле. Половой зрелости зверьки достигают в возрасте двух-трех лет и размножаются до 13—15 лет. Спаривание в июне — июле, беременность 250—290 дней. В помете от одного до семи щенков, обычно 3—4. Линька заканчивается в середине октября.

Распространение

В настоящее время соболь встречается по всей таёжной части России от Урала до побережья Тихого океана к северу до пределов лесной растительности. Предпочитает темнохвойную захламлённую тайгу, особенно любит кедрачи. Также встречается в Японии, на острове Хоккайдо. На восточном Урале порой встречается гибрид соболя с куницей, называемый кидус[2].

Промысел в Российской Федерации

Русский промысел и торговля в Мангазейском крае в XVII веке

В XVII веке в Западной Сибири русскими при впадении реки Лососевой в реку Таз, в 180 км выше от ее впадения в Северный Ледовитый океан, было основано поселение Мангазея — русский речной и морской порт и промысловая фактория. Первоначально это было место, куда стекалась добытая как пришельцами русскими, так и местными охотниками пушнина, которая русскими же парусно-гребными судами вывозилась затем в Европейскую Россию. Вслед за «промышленными» в Мангазее появились «гости» — русские купцы. Местонахождение Мангазеи держалось «промышленными людишками» и «гостями» в глубокой тайне — чтобы избежать конкуренции и обложения государственными пошлинами.

Царь Великого княжества Московского, получив достоверные сведения о Мангазее, выслал в город воевод с широкими административными полномочиями. На чрезвычайно прибыльный мангазейский соболиный, беличий и иной промысел, торговлю и вывоз была наложена тяжелая «государева рука». Соболь в московской государственной казне, внутренней и, особенно, внешней торговле имел исключительно важное экономическое значение для Москвы. Соболиные и бобровые меха «из Московии» в силу высокого качества и большого спроса на них в Западной Европе составляли основу бюджета Московского Великого княжества, а позднее — Русского централизованного государства. Одна только Мангазея поставляла из Западной Сибири до 85 тыс. шкурок высококачественного соболя в год. Промысел осуществлялся без какого либо регулирования и за 70 лет привел к истощению соболя в крае. С освоением Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока Мангазея потеряла свое значение, была заброшена и забыта.

Сибирский промысел в Российской империи в XVII — начале XX века

Общая осенняя численность в 1973 — около двухсот тыс., а по оценке 1961 — 296 тыс. К 30-м годам XX-го столетия соболь был почти полностью истреблен в пределах Красноярского края и оставался здесь в небольшом числе в немногих обособленных участках. Позднее, в результате охранных мероприятий, численность восстановилась до уровня изначальной, бывшей в XVII столетии. В 1961—1963 гг. численность соболя в крае достигла максимума. Затем в результате перепромысла во многих местах запасы соболей стали сокращаться, и создалось положение, угрожающее благополучному развитию охотничьего хозяйства, не исправленное до настоящего времени. Принята следующая примерная оценка численности соболей: много — более 25 соболей на 100 км²; средне — 12—25; мало — менее 12; редок — единично. Иногда выделяется градация — очень много — более 50, но с такой плотностью соболь, как правило, населяет только отдельные участки, а не большие площади.

Современное размещение и состояние ресурсов соболей в крае таково (Нумеров, 1958, 1973; Линейцев и Мельников, 1971 и др.):

Горную тайгу Саян и Кузнецкого Алатау соболь населяет с максимальной для края плотностью. В среднем соболей здесь всюду «много», а на значительных участках в кедровниках и «очень много». Плотность населения в кедровниках травянистых и мшистых достигает 150 и даже 200 на 100 км². Это максимальные показатели для страны. После 1964 г. численность и добыча здесь начинают снижаться в результате интенсивного перепромысла. Максимальная сезонная заготовка шкурок за 1960—1970 гг. составляла 18 тыс., а в 1973—1974 гг. она снизилась до 5,1 тыс. На пятой части территории соболь выбит полностью, а в целом в регионе численность вдвое ниже емкости угодий.

Центральный густонаселенный регион включает примагистральные и лесостепные районы и бассейн Чулыма. Здесь по смешанным лесам, островам тайги и в подтаежном ландшафте соболь был местами многочисленным, широко распространенным видом. В целом в начале 60-х годов его численность здесь составляла 20—25 тыс., а максимальная заготовка шкурок доходила до 8,5 тыс. В результате неумеренного промысла многочисленной армией охотников-любителей в большинстве участков соболь выбит полностью. Общая численность его не превышает 4—6 тыс., а заготовки шкурок в 1973—1974 гг. составили всего 1 тыс. штук.

В южной тайге, включающей Приангарье и почти весь Енисейский район, соболей «много» в темнохвойных угодьях, в светлохвойных численность «средняя». Здесь, начиная с 1968 г., тоже начинается резкое снижение заготовок, а затем и снижение численности зверьков в результате перепромысла. По четырем ангарским районам заготовки от максимальных 10,5 тыс. снизились до 4,5 тыс. В средней тайге соболей «много» только в отдельных участках с темнохвойными угодьями (Байкитский район, приенисейская тайга в Туруханском районе). В остальных угодьях численность «средняя», а на значительных площадях и «малая».

В типичной северной тайге численность в основном «средняя» и «малая». В средней и северной тайге только в Эвенкии нет перепромысла (освоение угодий на 80 %), и объем добычи приближается к размеру прироста, то есть к нормальному использованию. В Туруханском районе добыча тоже близка к норме, но на участках вблизи Енисея и на Бахте уже наблюдается перепромысел. Заготовки снизились, но не так резко, как южнее: в Эвенкии — с 26 до 22 тыс. шкурок. В крайней северной тайге соболь всюду редок, за исключением некоторых озерных котловин, но площадь хороших таежных участков в котловинах ничтожна. Единично соболя селятся и в лесотундре: на Енисее до Потапова и Никольского, на востоке до Котуйкана на р. Котуй и р. Фомич, притока Попигая.

Следовательно, в южной части края в лучших угодьях положение с соболиным хозяйством совершенно неблагополучно. Быстро снижается численность соболя. Заготовки резко снизились из-за большой утечки шкурок на «черный рынок», а также из-за истребления соболей. Процесс неблагополучия развивается. В соболином деле получаются роковые «ножницы»: чем больше шкурок уходит на сторону, тем напряженнее становится положение с выполнением плановых заданий в хозяйствах, и тем более усиливается пресс промысла.

В ближайшем будущем можно ожидать сокращения ресурсов в северных районах и общего упадка соболиного дела. Необходимо принять срочные меры по ограничению добычи и особенно по пресечению утечки шкурок, то есть по ликвидации браконьерства.

Баргузинский соболь

До выпадения глубокого снега на соболей охотятся с лайкой. Позднее переходят на самоловы, главным образом капканы, отчасти кулемки. Эвенки нередко охотятся верхом на оленях. Обмет применяется очень редко. Обычная сезонная добыча промысловика в хороших угодьях — 40—50 соболей. Отдельные охотники добывают по 70—80 и даже по 100—140 соболей.

Из-за красивого, прочного и дорогого меха соболя называют царем дикой пушнины — «мягким золотом». Чем темнее соболь, тем дороже ценится его шкурка. Баргузинский соболь, обитающий в прибайкальских лесах, — самый тёмный из встречающихся в Сибири и поэтому особенно ценится на международных аукционах пушнины. Крупнейшим исследователем природы Баргузинского соболя является российский учёный Е. М. Черникин.

Важнейший охотничий вид края — основа благосостояния промыслового охотничьего хозяйства таежной зоны. Красноярский край дает около 33 % общероссийской добычи соболей и стоит в этом отношении на первом месте. Соболь водится не только в России, но и соседних странах Северной Корее, Монголии и Китае. После того как Россия с 1997 года отказалась от государственной монополии на заготовку пушнины, добыча и заготовка, по большей части перешли в частные руки.

В конце ХХ века

Общая осенняя численность в 1973 г. — около двухсот тыс., а по оценке 1961 г. — 296 тыс. К 30-м годам XX-го столетия соболь был почти полностью истреблен в пределах Красноярского края и оставался здесь в небольшом числе в немногих обособленных участках. Позднее, в результате охранных мероприятий, численность восстановилась до уровня изначальной, бывшей в XVII столетии. В 1961—1963 гг. численность соболя в крае достигла максимума. Затем в результате перепромысла во многих местах запасы соболей стали сокращаться, и создалось положение, угрожающее благополучному развитию охотничьего хозяйства, не исправленное до настоящего времени. Принята следующая примерная оценка численности соболей: много — более 25 соболей на 100 км²; средне — 12—25; мало — менее 12; редок — единично. Иногда выделяется градация — очень много — более 50, но с такой плотностью соболь, как правило, населяет только отдельные участки, а не большие площади.

Геральдика

Герб Мотыгинского района Красноярского края

Изображение соболя встречается на гербах городов и регионов.

Примечания

В Викисловаре есть статья «соболь»
  1. Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1984. — С. 99. — 10 000 экз.
  2. Советская детская энциклопедия, Москва, 1958, том 1, страница 196.

Научная литература

  • Monakhov Vladimir G. Martes zibellina (Carnivora: Mustelidae). Mammalian Species 2011: Volume 43, Issue 1: pp. 75 — 86.
  • Proulx G., Aubry K., Birks J., Buskirk S., Fortin C., Frost H., Krohn W., Mayo L., Monakhov V., Payer D., Saeki M., Santos-Reis M., Weir R., and Zielinski W. World distribution and status of the Genus Martes in 2000. Pages 21-76 in Harrison, D.J.; Fuller, A.K.; Proulx, G. (Eds.). Martens and fishers (Martes) in human-altered environments: An international perspective. Springer Science+Business Media Publishers, New York. 2004.
  • Монахов Г. И., Крючков В. С., Монахов В. Г., Шурыгин В. В. Результаты интродукции восточносибирских Соболей в Енисейской Сибири и бассейне р. Васюган // Промысловая териология. М.: Наука, 1982. С.136-148.
  • Monakhov V., Ranyuk M. Phänetische Analyse der Innenartveränderlichkeit des Zobels Martes zibellina (MAMMALIA, CARNIVORA), nach dem Komplex von nonmetrischen Schädelsmerkmalen. Вестник зоологии (Киев). 2010. Том 44. № 5. С. 445—454.
  • Monakhov V. Veranderlichkeit von Korpermassen in introduzierten Biberpopulationen Osteuropas. Beitraege zur Jagd- und Wildforschung, 2010 (35). Pp. 259—267.
  • Монахов В. Г. Динамика размерной и фенетической структуры соболя в ареале — Екатеринбург: [Изд-во УрО РАН], 2006. — 201 с.
  • Черникин Е. М. Экология соболя (Martes zibellina Linneus, 1758) в Баргузинском заповеднике — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2006. — 265 с.
  • Монахов В. Г. Экономическая эффективность реакклиматизационных работ по соболю в Енисейской Сибири //Акклиматизация охотничьих животных в СССР. Минск: Урожай, 1978. С.114-116.
  • Монахов В. Г. Экономическая эффективность интродукционных работ по соболю //Обогащение фауны и разведение охотн. животных.- Киров, 1982. С.94-95.
  • Монахов В. Г. Возрастная структура популяций соболя // Зоол. ж. 1983. Т.62, вып.9. С. 1398—1406.
  • Монахов В. Г. Состояние популяций соболя в Северном Зауралье, их использование и пути рационализации промысла//Сб. «Охрана и рациональное исп-е ресурсов соболя» М., 1983. С. 51-84.
  • Монахов В. Г. Опыт кадастровой характеристики соболя Урала и Приобья // Сб. «Всес.совещ-я по проблемам кадастра и учета животного мира», т.2, М., 1986. С. 357—358.
  • Монахов В. Г. Показатели размножения зауральских соболей как основа планирования их добычи//Сб. «Экологическое нормирование промысла пушных зверей», Киров, 1990. С. 4-9.
  • Монахов В. Г. Репродуктивный процесс в популяциях соболя Урала и Приобья // Жизнь популяций в гетерогенной среде. Ч. 2. Йошкар-Ола: Периодика Марий Эл, 1998. С. 118—124. (1999).
  • Монахов В. Г. Краниометрическая изменчивость соболя в связи с реакклиматизацией // Зоологический журнал, 1999, том 78, № 2, с. 260—265.
  • Монахов В. Г. Популяционный анализ населения соболя урало-приобской части ареала // Экология. 2000. № 6. С. 456—462.
  • Монахов В. Г. Возрастная структура и биотопическое размещение соболей в бассейне р. Вах // Сибирский экологический журнал. 2001. № 1. С. 87-92.
  • Monakhov V.G. Reproductive core in sable populations. Martes Working Group Newsletter. 2001. 9(1). P. 6.
  • Монахов В. Г. Фенетический анализ аборигенных и интродуцированных популяций соболя России // Генетика. 2001. 37 (9). С. 1281—1289.
  • Monakhov V.G. Morphogenetische Analyse autochthoner und introduzierter Populationen von Zobeln in Russland // Beitraege zur Jagd- und Wildforschung, 2001 (26). S. 299—308.
  • Монахов В. Г. Оценка возрастной структуры выборок соболей с применением трех методов определения возраста // Экология, 2004. № 6. С. 430—435.
  • Монахов В. Г. Об изменениях свойств меха баргузинских соболей после интродукции в Приобье. // Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов. Иркутск: ИрГСХА, 2005. С. 260—265.
  • Monakhov, V.G. Age distribution in sable Martes zibellina populations / Abh. Ber. Naturkundemus. Gorlitz, 2005, Band 76, Heft 2. S. 135—150.
  • Монахов В. Г. Об изменениях в репродуктивном цикле популяций соболя в Зауралье в конце ХХ века. Сибирский экологический журнал. 2007. № 4. С. 635—637.
  • Монахов В. Г. Изменчив ли половой диморфизм? Факты по приуральским видам рода Martes. Известия Российской академии наук. Сер. биол. 2009. № 1. С. 55-63.
  • Монахов В. Г. Феногеография краниального признака соболя в ареале // Доклады Академии Наук, 2010, том 431, № 2. С. 274—279.
  • Монахов В. Г. О случаях добычи соболей за пределами ареала на юге Свердловской области зимой 2009/2010 гг. // Зоологический журнал. 2010. Том 89. № 11. С. 1394—1397.
  • Ранюк М. Н., Монахов В. Г. Изменчивость краниологических признаков в популяциях соболя, возникших в результате акклиматизации. Зоол. Журнал. 2011. Т. 90. В. 1. С. 82-96.
  • Монахов В. Г. Избирательная добыча как деструктивный фактор эксплуатируемой популяции соболя // Доклады РАН. 2012. том 443, № 2, с. 265—269.
  • Монахов В. Г. Возрастные изменения размерного полового диморфизма у соболя в природе и неволе // Онтогенез. 2012. № 4. (in litt.)

Ссылки

  • Позвоночные животные России: Соболь
  • Соболь (Martes Zibellina) на сайте питомника ДЦК «Соболь».  (рус.)
  • dikiezveri.com: Соболь

Соболь.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24