Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Серир

Сарир
средневековое государство

 

VI век — XI век



 


Столица Хумрадж/Хунзах
Религия Христианство/ислам
Форма правления Монархия
 История Дагестана

Дагестан в древнем мире

Кавказские албаны

Кавказская Албания

Дагестан в средних веках

Авары

Хазарский каганат

Сарир

Лакз

Дербентский эмират

Зирихгеран

Кайтагское уцмийство

Табасаранское майсумство

Эмирство Ильчи-Ахмада

Казикумухское шамхальство

Цахурское ханство

Рутульское бекство

Дагестан в новое время

Аварское ханство

Илисуйский султанат

Мехтулинское ханство

Шамхальство Тарковское

Казикумухское ханство

Кавказская война

Северо-Кавказский имамат

Дагестанская область

Горская республика

Северо-Кавказский эмират

Дагестан в составе СССР

Дагестанская АССР

Северо-Кавказский край

Дагестанская АССР

Дагестан после распада СССР

Республика Дагестан

Вторжение боевиков в Дагестан

Кадарская зона


История Дагестана | Народы Дагестана
Портал «Дагестан»


Сарир (Серир) — аварское средневековое государство в горном Дагестане, существовавшее с VI по XI вв. Правители исповедовали христианство.

Содержание

Название

Происходит от титула, которым именовали местного правителя арабы: «сахиб ас-сарир» — «владелец трона».[1].

Территория

Территориально страна Сарир граничила на севере с Хазарией, на юге — с Дербентом, на западе — с Аланией, на юго-западе — с грузинскими княжествами. В сохранившихся описаниях страна Сарир характеризуется как густонаселённая и хорошо укреплённая многочисленными крепостями страна. Столицей являлся город Хумрадж, идентифицируемый с современным аулом Хунзах (в переводе с аварского «У хунов»).

В период расцвета территория Серира включала в себя как нагорную, так и предгорную часть современного Дагестана и соседние земли за его пределами.[2].

Государственное устройство

Царская власть являлась наследственной. Дошедшие до нас имена царей, как правило, сирийско-иранского происхождения.[источник не указан 807 дней] Армия Сарира исчислялась тысячами человек. Из знати известны тарханы и батрики (патриции). В дружину царя входили и иностранные наёмники, в том числе тюркского происхождения.

История

Образование Серира

Сарир упоминается в источниках с VI века н. э. Легенды связывали его возникновение с переносом трона персидских царей. По одной версии, основателем государства выступает иранский полководец Бахрам Гур. По другой, местного правителя назначил шах Хосров Ануширван. Владетели Сарира обладали золотым троном и носили титулы вхрарзан-шах и авараншах. Арабский географ и путешественник Ибн Русте (X в.) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar).

В VI веке через Северный Кавказ в Европу вторглись авары — кочевой народ из Центральной Азии, вероятно тюркского или  протомонголо-восточноиранского происхождения, объединивший вокруг себя на раннем этапе и какое-то количество так называемых «сино-кавказоязычных» этнических групп, хотя полного единства мнений по вопросу их этногенеза среди учёных не существует. По-видимому, часть их, осев в Дагестане, дала начало государству Сарир или же внесла свой существенный вклад в его усиление. К сторонникам этой «инфильтрационной» точки зрения на аварский этногенез и складывание государственности принадлежат Й. Маркварт, О. Прицак, В. Ф. Минорский, В. М. Бейлис, М. Г. Магомедов, Т. М. Айтберов.

Арабский историк X века, Масуди, передает:"Когда Арабы завоевали Иран, настал конец сасанидам, из сасанидских царей Ездигерд бежал от арабов, а впереди себя послал верного человека в Серир со своей казной и золотым троном. Царя убили, а посланец укрылся в горном Дагестане. Царь Серира стал называть себя Сахиб-ас-Серир, т.е. владетель золотого трона, а его подданные назывались серирами. У царя Серира была неприступная крепость, называемая ал-Ал(Аркас), где хранилась его казна. Столицей был Хумрадж(Хунзах). В стране было 12000 населения, разбросанных по ущельям, и царь брал в рабы кого угодно. Царя Серира звали "Авар". Он исповедовал Христианство, а все остальные жители государства были язычниками и поклонялись "сухой голове". Этнический состав населения был разнообразным. Серир граничил с хазарами и много воевал с ними".[3]

Серир - название собирательное. В тот период, когда Арабы писали о Серире, под ним подразумевалась значительная часть Дагестана, где проживало разноязычное население. По мере того как кольцо арабского завоевания вокруг Дагестана суживалось, сокращалась и территория Серира. В конце концов это сокращение привело к тому, что территория Серира ограничивалась рамками аварских и некоторых близлежащих районов. Название Серир не чуждо аварцам; чеченцы и поныне называют своих соседей аварцев этим древним именем - сули, т.е. горцы.[3]

Серир в VII-XI веках

В VIIVIII веках Сарир находился в зоне влияния Хазарского каганата и был его союзником в войнах против арабов. К этому же периоду относят сообщение, что владетелю Сарира принадлежит большинство поселений Аррана (Эрети) и Туш (Тушети). С точки зрения мусульманских географов, Сарир как христианское государство входил в состав Византийской империи.

Арабская армия вторглась на территорию Серира в 737 году во главе с Марваном ибн Мухаммадом. Серирцы оказывали захватчикам решительное сопротивление. Целый год они мужественно сражались с вторгшимся в их страну врагом. Арабами осадили и захватили крепость в Гумике. Согласно Ал-Куфи, в 737 году арабский полководец Марван держал в осаде крепость царя Сарира ровно год, после чего царь Сарира обязался выплачивать дань. После Арабы ушли в соседний Туман, а Серир стал зависеть от Арабского халифата.[4] Царь Серира должен был ежегодно поставлять дербентскому наместнику 1500 юношей и 500 девушек в рабство, а также привозить в зернохранилище Баб-ал-Абваба 100000 мер зерна.[5]

Серирский царь стал искать союзников по всему кавказу. Так, эмир Тифлиса Исхак ибн Исмаил (830—853), был женат на дочери царя Сарира[6]. Их союзу не помешала даже разница в религий.[7] В середине IX века Серир окончательно освобождается от Аббасидского халифата. В это же время соседнее мелкое княжество Филан включается в состав Серира, причкм "сахиб-ас-Серир" получает титул "филаншах".[8]

В IX веке в связи с начавшимися смутами в Халифате, Сарир приобрёл независимость. Царь Сарира вмешивается в дела новообразовавшихся государств Ширвана, Дербента и принимает участие в региональных войнах[9]. В 851 году Ширваншах напал на владетеля Сарира. В 912 году эмир Дербента в союзе с Ширваншахом совершил "исламский набег" на Шандан, которому помогал Серирский царь[10]. В 968 году Ибрагим бин Марзубан занял Ширван и приказал эмиру Дербента Ахмаду, подчиниться. Эмир ал-Баба в союзе с царём Сарира напал на Ширван. В Сарире дербентские эмиры порой находили себе убежище и поддержку во время внутренних неурядиц и внешней опасности со стороны ширваншаха. Позднее Дербент становится союзником Ширвана и «народ ал-Баба» перебил сарирцев. В 971 году владетель Сарира нанес поражение ал-Бабу. В 1032 году Мстислав Тмутараканьский, совершая свой рейд по Кавказу, стал врагом для Серира, так как эмир Дербента Мансур, который был в состоянии войны с ним, был женат на дочери Серирского царя. В 1064 году по подстрекательству Ширвана, владетель Сарира вновь напал на ал-Баб. Царь Сарира также совершает успешные походы на равнинные владения хазар. Как пишет Аль-Масуди: «Царь Сарира с успехом воюет с хазарами и одерживает победы над ними, потому что они на равнине, а он в горах».

В условиях ослабления позиций Хазарии и Халифата на Кавказе, Сарир выступает как самостоятельная сила и в X веке приходится пик его могущества. Царь Сарира именуется в арабских источниках как «хакан ал-джибал» или-же правитель гор. Новосельцев А. П. пишет: «крупнейшим владетелем горного Дагестана был сахиб ас-серир»[11]. Сарир характеризуется как «страна горная и степная». Союзнические отношения Сарира с Аланией, сложившиеся очевидно на антихазарской почве, подкрепляются династическими браками[12]. Царство Сарир, согласно В. Г. Гаджиеву и В. М. Бейлису, было общедагестанским государством фигурирующим во всех источниках наряду с Царством Алан, Хазарским Каганатом и Киевской Русью[13][14]. Якуби пишет что в Арране 4000 селений и большая часть их принадлежит царю Сарира[15]. Согласно профессору А. Д. Даниялову, Ширван это древняя территория Сарира.

Распад Серира

Последнее упоминание о Серире относиться к 1067 году. Серир начал распадаться вследствие противостояния и внутренних войн между жителями христианами, иудеями, язычниками и мусульманами. В XI веке от Серира откалываются его западные земли(современные Ботлихский, Цумадинский и Ахвахский районы), которые образуются в Андийское владение.[16] По данным Е.М. Шиллинга «вся территория по левому берегу Андийского Койсу рассматривается как принадлежащая ЖъугьутIхану (дословно «Еврейский хан»), а правобережные земли – Суракату Аварскому». М.А. Агларов отмечает, что это предание носит название «О 1000 всадниках на белых конях, войске ДжугьутI-хана». «Согласно историческим преданиям андийского долинного селения Муни, – пишет М.А. Агларов, – здесь некогда существовало обширное государство, во главе которого стоял Жъугьут-хан. Его земли простирались в горах до Хунзахского плато, в плоскости ниже по течению Дангъиза (Андийское Койсу) и до Харачоя. Верхнеандийские села тогда подчинялись Жъугьут-хану. Он мог собрать войско в 1000 всадников на белых конях. Башня, что ныне высится напротив села, построена также Жъугьут-ханом».[17] Возможно что еврейская знать, бежавшая из Хазарии после её разгрома, поселилась в Серире, а после её распада утвердила за собой западный Серир. На территории Серира образовалось несколько вольных обществ, а на территории нынешнего Хунзахского района образовалось Аварское нуцальство.

Правители

Примечания

  1. В. Ф. Минорский. Худуд ал-Алам.
  2. В. М. Бейлис. В. М. Бейлис. Из истории Дагестана VI—XI вв. Известия Института Востоковедения. — Ленинград, 1963. С. 258.
  3. 1 2 Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 59 страница
  4. Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 67 страница
  5. Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 68 страница
  6. В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербента X—XI веков. — М., 1963.
  7. Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 72 страница
  8. Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 76 страница
  9. Ал-Белазури. Китаб футух ал-булдан. — Лейден, 1866. С. 196.
  10. Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 84 страница
  11. Ибн ал-Факих. Китаб ал-булдан. — Лейден, 1885. С. 291.
  12. Ал-Масуди. Луга золота и рудники драгоценных камней. (Пер. Караулова Н. А.) — Тифлис. 1908.
  13. В. Г. Гаджиев. Сочинение Гербера И. «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся». — М., 1973. С. 165.
  14. В. М. Бейлис. Из истории Дагестана VI—XI вв. Известия Института Востоковедения. — Ленинград, 1963. С. 259.
  15. Якуби. История. (Пер. Жузе П. К.) — Баку, 1927.
  16. М.А.Агаларов «Народы Дагестана», 2002 г. стр.12
  17. М.А.Агаларов «Народы Дагестана», 2002 г. стр.32

Ссылки

  • [1]

Литература

  • Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. — М.,1963
  • Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье (по материалам археологических раскопок Аварии). Махачкала, 1963
  • Тахнаева П. И. Христианская культура средневековой Аварии (VII—XVI вв.) в контексте реконструкции политической истории. Махачкала, 2004
  • Айтберов Т. М. И аварский язык нуждается в государственной поддержке // Журнал «Народы Дагестана». 2002. № 5. С. 33 — 34
  • Магомедов Мурад. Походы монголо-татар в горный Дагестан // История аварцев. — Махачкала: ДГУ, 2005. С. 124
  • Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.
  • М.А.Агаларов «Народы Дагестана», 2002 г.

Серир.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24