|
|
Ян Матейко | |
Рейтан — упадок Польши, 1866 | |
Rejtan – upadek Polski | |
Холст, масло. 282×487 см | |
Королевский замок, Варшава |
«Рейтан — упа́док По́льши» (польск. Rejtan – upadek Polski) — картина, написана Яном Матейко в 1866 году и изображает события марта 1773 года, когда Тадеуш Рейтан пытался сорвать сейм и не допустить раздела Речи Посполитой. Чтобы не выпустить депутатов из зала заседаний, Рейтан лёг перед выходом со словами: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!».
Сюжет картины повествует о сцене, которая разыгралась 21 апреля 1773 года. В последний третий день работы «Разделительного сейма», который проходил в Варшаве, сейм должен был ратифицировать раздел земель Речи Посполитой между Пруссией, Россией и Австрией. Центральной фигурой картины является шляхтич Тадеуш Рейтан, который в отчаянии пытается предотвратить позорное для его родины событие. Лежащему в дверях Рейтану Адам Понинский указывает на русских гренадёров, которые видны в зале за дверью. Слева от Понинского изображён Станислав Щенсный Потоцкий (которому в то время был 21 год и в зале сейма его не было). Справа от Понинского коронный гетман Франциск Ксаверий Браницкий, который закрыл лицо руками. Эти трое как раз собираются войти в зал сейма, чтобы подписать унизительный для Речи Посполитой договор.
В левой части полотна выделяется фигура Франца Салезия Потоцкого. Он изображён в соболиной шубе бредущим, ничего не видя перед собой и протянув руки, как слепой. На его груди изображён Орден Белого орла. Салезий Потоцкий на самом деле в этот день был уже мёртв, однако Матейко изобразил его на полотне как символ отчаяния и бессилия крупнейших польских магнатов. Справа видна голова князя-самодура Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку.
В левом углу картины изображён сидящим князь Михаил Фредерик Чарторыйский (пол.). Справа от него в расстёгнутой сутане Михаил Ежи Понятовский пол., брат последнего короля польского Станислава Августа Понятовского.
Над всей мизансценой высится портрет русской императрицы Екатерины II с державой в руке. Однако слева от портрета императрицы Матейко изобразил молодого человека, в правой руке которого зажата сабля в ножнах, а в левой конфедератка. Этот молодой человек — Самуил Корсак, активный сторонник Рейтана, будущий участник восстания, который погиб при штурме Праги, символизирует надежду на освобождение Речи Посполитой.
В ложе в окружении двух дам изображён русский посол князь Николай Васильевич Репнин — ещё одна историческая вольность, в это время послом уже был Отто Магнус фон Штакельберг.
Несмотря на сопротивление деятелей польской эмиграции в Париже и, в частности, князя Адам Ежи Чарторыйского и его окружения, картина была показана на выставке в Париже в 1867 году, где была награждена золотой медалью.
Картину для своей коллекции приобрёл император Австрии Франц Иосиф I. В 1918 году правительство Польши выкупило полотно и передало его в коллекцию Королевского замка в Варшаве. В сентябре в 1939 года картина перешла в руки немцев, и они эвакуировали полотно из Варшавы в 1944 году. Картина была найдена в ужасном состоянии в немецкой Силезии недалеко от города Еленя-Гура. Полотно было восстановлено в течение трёх лет реставрационных работ.
Рейтан упадок польши, ян матейко рейтан упадок польши, рейтан падение польши, рейтан упадок польши картина яна матейко.
Вайвара (концентрационный лагерь), Каапорский жестовый язык, Бент Фабрик, Золотая ветвь.