Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Осетрово (порт)

Перейти к: навигация, поиск
Осетровский речной порт
местонахождение

Усть-Кут,
Иркутская область,
Россия

грузооборот

более 850 тыс. тонн

пропускная способность

1,7 млн тонн,
18 тыс. пассажиров

время навигации

125—170 сут.

форма управления

ОАО

к-во и длина причалов

1895 м

к-во портовых кранов

29

Дополнительные сведения
наличие собственного флота

самоходный (16 ед.),
несамоходный (10 ед.),
плавучие краны (3 ед.)

транспортные развязки

Ленский транспортный узел

генеральный директор

Захаров Андрей Александрович

председатель совета директоров

Лавров Аркадий Владимирович

ближайшие порты

[[[Киренск]] (С)

ближайшая ж/д станция

Лена

ближайший аэропорт

Усть-Кут

ОАО «Осетровский речной порт»

56°47′06″ с. ш. 105°46′07″ в. д. / 56.78500° с. ш. 105.76861° в. д. / 56.78500; 105.76861 (O)

Осетро́вский речно́й по́рт — речной порт (до 1958 г. — пристань Осетрово) на реке Лене, ранее крупнейший речной порт в СССР и России[1].

Расположение

Осетровский речной порт расположен в городе Усть-Куте Иркутской области на левом берегу реки Лены.

Часовой пояс: MSK+5 (UTC+8) (Иркутское время).

Работает в едином технологическом процессе со станцией Лена (Усть-Кут).

Описание

Логистическим оператором и эксклюзивным агентом ОАО «Осетровский речной порт» является ООО «Речсервис» (центральный офис — г.Ленск, обособленное подразделение — г.Усть-Кут), входящее наряду с портом, ООО ГК «Авто Альянс Групп» и ООО «Старвей Снабжение» в группу компаний «Старвей».

Период навигации, обусловленный резко континентальным климатом, составляет 125—170 суток[1].

Общая протяжённость грузовых причалов — 1895 м. Годовой объём грузооборота — более 850 тыс. тонн. Мощности предприятия позволяют перевезти за одну навигацию 1700000 тонн груза. Мощности распределены по двум районам:

  • Северный грузовой район: имеет 13 причалов для переработки грузов открытого и закрытого хранения и 1 автопричал. Протяженность причальной набережной — 1310 м. Общая площадь грузовых площадок — 281920 кв. м. Расстояние до железнодорожной ст. Лена ВСЖД — 5,35 км.
  • Западный перегрузочный комплекс имеет 6 благоустроенных механизированных причалов по переработке грузов открытого хранения. Протяженность причальной набережной — 585 м. Общая площадь грузовых площадок — 36300 кв. м. Расстояние до железнодорожной ст. Лена ВСЖД — 3,45 км.

В распоряжении порта 9000 м железнодорожных путей, с фронтом одновременной подачи — 440 вагонов и фронтом одновременной выгрузки — 80 вагонов. Осетровский речной порт осуществляет крепление груза на транспорте, ведет разработку и согласование схем размещения и крепления груза на подвижном железнодорожном транспорте. Благодаря хорошо развитой инфраструктуре внутрипортовых и подъездных железнодорожных путей погрузочно-разгрузочные работы ведутся с исключением простоя. Все причалы сегодня универсальны и способны переработать грузы различной номенклатуры.

Бесперебойные погрузо-разгрузочные работы в порту осуществляются перегрузочной техникой, находящейся на балансе предприятия:

  • 28 портальных кранов грузоподъемностью от 6 до 40 тонн;
  • мачтовый жестконогий кран «Деррек» грузоподъемностью 160 тонн;
  • контейнерный перегружатель грузоподъемностью 30 тонн;
  • козловые краны грузоподъемностью 6,3 и 50 тонн;
  • плавкраны грузоподъемностью 5 и 16 тонн;
  • автопогрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 30,5 тонн

Имеет в распоряжении собственный флот:

  • 16 ед. — самоходный, в том числе пассажирские теплоходы типа «Заря» и «Полесье»;
  • 10 ед. — несамоходный;
  • 3 плавучих крана.

На территории порта расположены 15 складов общей площадью 80738 кв. м. Складские площади Осетровского грузового порта, благодаря своему статусу постоянной зоны таможенного контроля, открывают удобную возможность ответственного хранения грузов, находящихся в процессе таможенного контроля.

Для обслуживания пассажиров в центре города имеется речной вокзал «Осетрово» (в обиходной речи в Усть-Куте также встречается «водный вокзал»).

Значение

Осетровский речной порт — единственный объект Ленского бассейна, сообщающийся с железной дорогой, вследствие чего его называют «воротами на север».

Основная роль порта — обслуживание северного завоза. В 1970—80-х годах обеспечивал перевалку и отправление речным транспортом до 80 % грузов, предназначенных для северных районов Иркутской области, Якутии и прибрежных арктических районов от Хатанги до Колымы. В настоящее время Осетровский речной порт остается основным транспортным узлом, через который осуществляется завоз грузов на север Иркутской области, Якутии. Ежегодный объем перевалки грузов приближается к 1 млн тонн.

Осетровский речной порт и ООО «Речсервис» представляют собой единый транспортно-логистический центр, крупнейший на реке Лена, который осуществляет комплексную организацию переработки грузов, включая:

  • разработку оптимальной схемы доставки МТР от изготовителя заказчику: (выбор маршрута, способа транспортировки, точек перевалки с учетом специфики груза, критичности, сроков и экономических параметров);
  • организацию приемки, переработки и хранения грузов, в том числе контейнеров, в городах Усть-Кут (ст. Лена ВСЖД), Ленск, Якутск, поселках Витим и Пеледуй, а также в других пунктах назначения Ленского бассейна с организацией возврата порожних контейнеров;
  • доставку грузов, в том числе контейнеров, водным и автотранспортом (в том числе по дорогам зимнего действия) до склада заказчика; входной контроль при приемке МТР по количеству и качеству;
  • транспортно-экспедиционное обслуживание клиентов по приему/отправке грузов и контейнеров с оформлением всей необходимой документации и оплатой услуг смежников;
  • диспетчеризацию грузопотока и мониторинг движения грузов.

Свою эксплуатационную деятельность Осетровский речной порт осуществляет на участке р. Лена протяженностью 1980 км, от г.Усть-Кут до г.Якутск.

Большую социальную значимость имеют пассажирские перевозки через Осетрово из-за полного отсутствия иных путей сообщения на участках Жигалово — Усть-Кут (выше по течению) и Алексеевск — Пеледуй (ниже).

История

Пристань Осетрово была основана в 1929 году на базе пристани Усть-Кут. Последняя, хоть и носила название села Усть-Кут, на самом деле находилась в 7 км от одноимённого села ниже по течению реки — в селе Осетрово. Недоразумение было исправлено при основании новой пристани. Однако в 1954 году село было присоединено к Усть-Куту, ставшему городом, при этом название пристани сохранилось.

В 1930 году объём перевозимых через пристань грузов составил 10 тысяч тонн. Грузы в Осетрово доставлялись преимущественно санным путём с Ангары либо на малогабаритных судах с верховьев Лены. Перегрузка велась вручную при помощи тележек. К 1940 году грузооборот вырос в 4 раза и составил 41 тысячу тонн.

Очередной этап развития порта был предопределен строительством железнодорожного участка Тайшет — Лена (см. БАМ). Осетрово стало единственным местом на Лене, где возможна перевалка грузов с железной дороги на речные суда, и остаётся им до сегодняшнего дня.

В конце 1950 года было начато строительство новых портовых объектов. Ключевыми задачами порта стали: перевалка и перегрузка с железной дороги и обратно; транспортировка и получение грузов местного значения; букировка речных судов и пассажирские перевозки. В 1951 году в порт был доставлен первый портальный кран. В 1954 году территория порта вошла в состав вновь образованного города Усть-Кута.

В 1957 году основана Осетровская РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) флота, построен второй грузовой район[2].

4 августа 1958 года пристань Осетрово переименована в Осетровский речной порт Ленского пароходства. В 1962 году отстроен Центральный грузовой район, сдано в эксплуатацию здание речного вокзала[2]. В 1970 завершено строительство Западного грузового района. В эти годы порт имел уже около 100 портовых кранов и стал крупнейшим в СССР. С 1964 года речной порт и железнодорожная ст. Лена работают в едином технологическом процессе.

В 1971 году порт награждён орденом Трудового Красного Знамени. Грузооборот порта в течение предыдущих 20 лет возрос в 20 раз[1].

В 1980-е годы порт продолжает развиваться, внедряются новые технологии, появляются новые грузовые районы.

В 1993 порт был акционирован, на его базе создано ОАО «Осетровский речной порт». Общий экономический упадок в стране сказался и на его работе. В 1990-х — начале 2000-х годов упал грузооборот, на предприятии были нередки задержки заработной платы, а местные СМИ сообщали об опасности рейдерских захватов и угрозе банкротства порта.

До конца 1990-х годов порт состоял из пяти грузовых районов, сложившихся естественным образом из-за специфики переваливаемых и отгружаемых грузов: центрального, западного, восточного, северного и Ленского. В 1998—1999 годах по решению руководства ОАО «Осетровский речной порт» произошло укрупнение грузовых районов в целях экономии.

Осенью 2009 года прекратилась процедура банкротства[3], проводившаяся в отношение порта в течение 2000-х.

После проведения аукциона по на приватизации приватизацию контрольного пакета акций ОАО «Осетровский речной порт» в октябре 2011 года предприятие обрело стратегического партнера в лице Группы Компаний «Старвей». Под управлением ООО «Старвей Управление Проектами» также находятся находится ООО «Старвей Снабжение», ООО ГК «Авто Альянс Групп» и ООО «Речсервис» — одно из ведущих предприятий Якутии по оказанию транспортно-экспедиторских услуг и переработке грузов.

С 2011 года на базе Осетровского речного порта начал создаваться крупнейший на Лене транспортно-логистический центр. Главная цель создания центра — предоставление комплекса услуг по управлению цепочкой поставок, доставке грузов от поставщика до склада заказчика, а также сервисному обслуживанию нефтедобывающих и судоходных компаний. Основа центра — материальные и нематериальные активы Осетровского речного порта и ООО «Речсервис»: крупнейшие складские и перегрузочные мощности в г.Усть-Кут, причал в пос.Витим (Якутия), базы хранения в пос.Витим и Пеледуй, грузоперевозящий флот, а также многолетний опыт в организации снабжения крупных проектов, поставках оборудования и материалов для предприятий нефтегазовой отрасли, оказании логистических услуг.


Производственная деятельность

Переработка и перевозка грузов

ОАО «Осетровский речной порт» в навигацию 2012 года перевез 180 тыс. тонн грузов, что на 18 % больше, чем годом ранее. Объем перевалки (перегрузки с одного вида транспорта на другой) возрос на 34 % — до 853,3 тыс. тонн.

В навигацию 2012 года крупнейшими клиентами Транспортно-логистического центра в составе Осетровского речного порта и «Речсервиса» стали ОАО «Сургутнефтегаз», ведущее освоение Талаканского месторождения нефти в Якутии, ОАО «Верхнечонскнефтегаз», разрабатывающее Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение на севере Иркутской области и ОАО «Высочайший», осуществляющий добычу рудного золота в Бодайбинском районе Иркутской области.

Пассажирские перевозки

Осетровский речной порт в навигацию 2012 года осуществлял регулярные пассажирские перевозки по маршрутам Осетрово (Усть-Кут) — Алексеевск — Осетрово на теплоходе «Заря» и Осетрово — Пеледуй (республика Якутия) — Осетрово на теплоходах «Полесье». Для удовлетворения потребностей предприятий, Осетровский порт дополнительно к регулярным рейсам осуществлял перевозки вахт по отдельным заказам, в частности, ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «ТНГ-Ленское», холдинга «Геотек», ООО «Георесурс» (Самара). В период пассажирской навигации (18 мая — 14 октября) флот Осетровского порта перевез 10521 человека, что на 37,4 % больше, чем годом ранее. В частности, в направлении Осетрово — пос. Пеледуй — Осетрово Осетровский речной порт перевез 7,8 тыс. пассажиров, тогда как в навигацию 2011 года — 5,9 тыс.

Примечания

  1. ↑ Ленского бассейна речные порты».
  2. 1 2 Родной Усть-Кут. Здесь БАМ берёт начало… — Усть-Кут: Типография «Новая», 2009.
  3. «Мы это сделали!» // Ленские вести. — 2009. — 13 нояб. — № 44. — Проверено 14 нояб. 2009.

(O)

Ссылки

  • ОАО «Осетровский речной порт»

Осетрово (порт).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24