Город
б. Иезуитский коллегиум
|
О́рша (белор. Орша) — город областного подчинения в Белоруссии, центр Оршанского района Витебской области. Расположен на Днепре при впадении в него реки Оршица в 80 км к югу от Витебска и в 202 км на восток от Минска. Крупный железнодорожный и автомобильный узел. Население на 1 января 2011 года — 117 228[2].
Содержание |
Происхождение названия данного города пока не выяснено. Существуют несколько теорий, по которым Орша получила данное название:
По одной из гипотез, гидроним образован от балтийской основы rus «медленно течь»[4].
Название реки могло первоначально иметь форму «Ржа» или «Ржанка» (от славянского — «ржавый»)[5]. Высказываются гипотезы и об угрофинском происхождении названия реки[6].
Согласно одной из гипотез, Орша являлась одним из центров древнерусского племенного объединения Арсании упоминавшемся в арабских источниках IX века.
Город впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1067 годом как Ръша. (Тогда князь Всеслав Полоцкий с двумя сыновьями был вызван князьями Ярославичами «на Ршу у Смоленска», пересёк Днепр на смоленскую (левую) сторону, где был схвачен и посажен в «поруб» — тюрьму без дверей, построенную вокруг заключённого.) Позже город оказывается в пределах Минского княжества князя Глеба Всеславича. Последний между 1104 и 1116 годами построил в Орше крепость. В 1119 году Орша перешла в состав Полоцкого княжества. С этого времени граница между Полоцкой землёй в целом и Смоленским княжеством устанавливается по реке Днепр.
С 1359 года Орша входит в состав Великого княжества Литовского. 8 сентября 1514 года город Орша стал местом ожесточённых боёв московской и литовско-русинской армий (см. Сражение под Оршей). В 1566 году Орша становится центром одноимённого повета. 13 декабря 1620 года Орше дано городское самоуправление по магдебургскому праву и герб: серебряный крест и полумесяц под ним на голубом поле.
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году город вошёл в состав Российской империи и стал центром Оршанской провинции (с 1777 года — уезда) Могилёвской губернии. В 1776 году город был лишён магдебургского права. В 1781 году был утверждён новый герб: двуглавый орёл и пять стрел. Во время Отечественной войны 1812 года краткое время комендантом города был Мари-Анри Бейль. Позже, при отступлении французов город был сожжён.
В годы Первой мировой войны с февраля по октябрь 1918 года город был занят немецкими войсками. 2 февраля 1919 года Орша вошла в состав Гомельской области советской России, с 1920 — в состав Витебской области. После образования Советского Союза была передана Белорусской ССР в 1924 году.
В годы Великой Отечественной войны 16 июля 1941 года город был оккупирован немецкими войсками. Подразделения 17-й танковой дивизии из группы Гудериана и 8-го армейского корпуса ворвались в правобережную часть Орши 14 июля 1941 года. Оккупированный город вошёл в состав одной из частей Белоруссии, которая административно относилась к штабу тыла группы армий «Центр»[7]. Власть в Орше, начиная с 26 июля 1941 года, разделили между собой местная комендатура (Ortskommandantur 11/354) и полевая комендатура (Feldskommandantur 683), при полном главенстве последней[8]. В дальнейшем местную комендатуру II/354 сменила аналогичная под номером 1/842.
По предвоенной переписи 1939 год горожан-евреев было 7 992 человека — 21,3 % от общего числа жителей[9]. Евреи Орши, не успевшие эвакуироваться, были согнаны нацистами в Оршанское гетто и большей частью убиты.
В 1941 году под Оршей состоялось одно из первых применений в бою РСЗО «Катюша». Удар был нанесен из района деревни Пищалово по железнодорожной станции. В течение Великой Отечественной войны непосредственно в городе крупномасштабные боевые действия не велись, так как удары атакующих и оборонявшихся войск были направлены на более крупные города севернее и южнее Орши (Витебск и Могилёв). Однако Орша являлась крупнейшим железнодорожным узлом, что вызывало регулярные бомбардировки как немецкой, так и советской авиацией. Также в городе действовало подполье. Одну из групп подпольщиков, действовавшую непосредственно на железнодорожном узле, возглавлял К. С. Заслонов.
Орша была освобождёна 27 июня 1944 года войсками 3-го Белорусского фронта в ходе Витебско-Оршанской операции.
11 марта 1971 года исполком городского совета депутатов своим решением утвердил новый советский герб Орши, авторами которого были Гаранский и Янковский.
В июне 1984 года за мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Оршу наградили Орденом Отечественной войны I степени.
19 сентября 2008 года в Орше прошёл ежегодный фестиваль «Дожинки». В рамках подготовки к мероприятию было построено и реконструировано более 500 объектов, проведена реконструкция городской гостиницы, моста через Оршицу, железнодорожного вокзала и автовокзала, построен городской стадион и баня. Вдоль берега Днепра теперь работает детский парк с аттракционами, улучшены жилой фонд центра города, площади Ленина (центральная площадь города) и городского парка. Некоторые старые дома были снесены, чтобы расширить центральные улицы.
В подготовке Орши к празднику принимало участие более 800 предприятий со всей страны[10].
На территории города работает 25 промышленных предприятий, на которых трудятся 19 тысяч человек[11]. Промышленность города представлена предприятиями машиностроения, металлобработки, легкой промышленности, строительных материалов, мясомолочной, пищевой и других отраслей. В структуре промышленности города определяющими являются легкая и пищевая промышленность, удельный вес которых составляет более 75 %. Среди ведущих предприятий:
За 2009 год предприятиями города произведено промышленной продукции в фактических отпускных ценах (с учетом давальческого сырья) на сумму 0,906 трлн рублей.
В Орше находится один из двух белорусских авиаремонтных заводов — ОАО «Оршанский авиаремонтный завод»[12][13]
Через Оршу проходят международные автомагистрали М8E 95 и М1E 30, республиканские дороги Р15 (Кричев — Орша — Лепель), Р22 (Орша — Дубровно), Р76 (Орша — Шклов — Могилёв), Р87 (Витебск — Орша).
Орша — один из крупнейших железнодорожных узлов Беларуси — «Восточные ворота Беларуси»: линии на Витебск, Лепель, Минск, Могилёв, Кричев, Смоленск. В 1871 году через город прошла железнодорожная линия Смоленск — Брест. Между городом и станцией, построенной на расстоянии приблизительно 3 км от города, было построено шоссе. В 1902 году построена железная дорога Новосокольники — Жлобин, в 1923 — линия Орша — Кричев, в 1927 — линия Орша — Лепель.
Пассажирские перевозки в городе осуществляются автобусами и маршрутными такси.
В 1812 найдено Оршанское Евангелие — летописный памятник XIII в.
Орша.