Никола зимний | |
---|---|
|
|
Тип | народно-христианский |
Иначе | Николин день, Никольщина, Никола морозный, Микола зимний |
также | Никола Чудотворец, Праздник Святого Николая (церк.) |
Значение | начало зимних святок |
Отмечается | восточными славянами |
Дата | 6 (19) декабря |
Традиции | «никольщина» (зимняя братчина), начало зимнего сватовства |
Нико́ла зи́мний[1] — день народного календаря, в который почитают святого Николая Чудотворца. Отмечают 6 (19) декабря. В славянском народном православии день завершает трёхдневный праздничный комплекс: Варварин, Савин, Николин дни[2].
Николин день, Никола, Никольщина[3], Никола морозный[4], Никола холодный[5], Микола зимний[6][7], Никола осенний.
Праздник приурочен ко дню преставления Николая, архиепископа Мир Ликийских, умершего по языческому календарю в день богини Дианы (Артемиды) около 345 года. Это один из почитаемых христианских праздников на Руси. Отмечается католиками, протестантами и некоторыми православными 6 декабря, в Русской православной церкви 19 декабря по новому стилю.
В этот день в Рождественский пост у православных христиан делается послабление поста — разрешается употребление рыбы.
Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди определённой части украинского населения Закарпатья и других западных областей Украины в начале XX века устраивались обходы ряженых накануне 6 декабря. Возглавляемая переодетым Николаем группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям: конфеты, фрукты, орехи и т. д., а непослушным оставляли палку как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке и наоборот[8].
В католических странах на праздник Святого Николая дети перед тем, как ложиться спать, ставят около кровати большие носки для подарков, в которые Святой Николай (Санта-Клаус) положит им подарки.
Николай Чудотворец (Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола) на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался[9].
Могущество святого считалось почти беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже распространялось понятие «спасителя». Не случайно иностранцы констатировали, что русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу — Иисусу Христу: «Николу … аки Бога почитают православнии»[9]. Поволжские и сибирские народы России также именовали его «Никола — Русский Бог». Выступал Никола и как «Морской Бог», «Мужицкий Бог», даже «Общий Бог» («Богами» назывались иконы — отсюда и отождествления)[10].
В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы»[11]. Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело — зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.
В Смоленской губернии перед «праздником свечи» на Николу Зимнего был обычай сучить свечу: после молитвы св. Николаю жевали соты и выплевывали в чашку с водой; из этого воска изготавливалась затем мирская свеча Николе угоднику.
В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка-«микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами[12].
Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину»[13]. Праздновали в течение нескольких дней, обязательно в складчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В отличие от прочих — это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года. «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага — рядит. Николыцина красна пивом да пирогами». За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощали, делились новостями, велись беседы о мироустройстве. Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами[14].
Николин день приходился на Рождественский пост, поэтому в начале XX века во многих местах празднование «микольщины» справлялось не в Николин день, а гораздо ранее — в ноябре, приблизительно за неделю перед заговением[15].
В Новгородской губернии с Николы Зимнего устраивались святочные посиделки со складчиной на артельных началах, и праздничной атмосферой. По мнению исследователей, соотнесение Николина дня со Святками в новгородских областях обусловлено развитием здесь культа Николая Чудотворца, который объединил в себе черты древнего дохристианского божества с чертами не только ряда святых, но и Иисуса Христа[16].
Молодёжь начинает подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра[17].
В некоторых местах на Николу начало зимнего сватовства[18][19][13]. К Николе зимнему приурочивалась распродажа лишнего хлеба[20] — «никольский торг всему указ»[21].
Праздник Николая носил преимущественно церковный характер, хотя в отдельных местностях Украины в этот день выполнялись и народные обычаи, близкие по значению к рождественско-новогодним обычаям.
Раньше в этот день хозяева варили пиво, созывали гостей: пили, гуляли, веселились. А после обеда запрягали лучших лошадей в «козырьки» и с песнями и весёлыми возгласами ездили по селу — «бо ж треба знати, чи слизький сніг цього року випав!»[22].
Варить пиво на «Николая» — обычай древний. В одной колядке это пивоварения представляется как один из сакральных обычаев, на которых «держится мир»:
Чому так нема, як було давно,
Як було давно, а з первовіку:
Святним Миколам пива не варять...— О. Воропай
В Купянском уезде на Харьковщине 17 18, 19 декабря производили так называемые «Миколыни святки» (укр. Миколині святки). В эти дни варили кутью и узвар, чтобы в следующем году был урожай на плоды и на жито. Над Збручем в Николин день проходил второй «полаз». В окрестностях Киева ещё в конце XIX — начале XX веков устраивались обходы в честь Николая, похожие на рождественские колядования. Группа парней обходила дворы, пели песню: «Ішов Микола лужком, бережком, святий Миколай, лужком, бережком...»
Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди определённой части украинского населения Закарпатья и других западных областей в начале XX века устраивались обходы ряженых накануне 6 (19) декабря. Возглавляемая переодетым Николаем группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям: конфеты, фрукты, орехи и т. д., а непослушным оставляли палку как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке и наоборот[8].
С этого дня начинали готовиться к Рождеству: кололи свиней, скупались на базаре.
Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять. Коли на Михайлов день зима закуёт, то на Николу раскуёт. Перед Николой иней — овсы хороши будут. Иней на Николу (также: о святках, на Крещенье) — к урожаю. Если иней будет раньше Миколы зимнего, то надо сеять раньше ячмень, если после Миколы — позже (белорус.). Какой день в Миколу Зимнего, такой и в Миколу Летнего[4]. Два Николы: один травный, другой морозный; один с травой, другой с зимой[4]. Подошёл бы Николин день, а зима будет. Подошёл бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним. Хвали зиму после Николина дня. Зима — за морозы, а мужик — за праздники. «Варвара заварыть, а Мыкола закуе, а Сава варэныкы наварыт — ужэ морозы, да ужэ Коляды» (полесье). Бог Седовлас послал зиму на нас. «Мікола і Варвара ноч урвалі» (белорус.).
На Никольщину зови друга и недруга. На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага — рядит. Никольщина красна пивом да пирогами. Едут на никольщину с пооглядкой, а наваляются под лавкой. Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьёт, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют. Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют. Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют. В Николин день во всяком доме пиво. Для кума Николыцина бражку варит, для кумы пироги печёт. Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьёт. Дониколился до сумы. Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится. Никольщина не ходит с поклоном на барский двор. Позывала Никольщина барщину в гости пировать, а того Никольщина не ведала, что на барщину царём от Бога навек заказ положен. Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле. От Холмогора до Колы тридцать три Николы. Никола Студённый — волчий сват, маков закат.
«Сава — это батька Николая, а Варвара — это матка Николая. Он сказаў: Не празнуйте меня! Празнуйте мать и отца!» (белорус). «Микола сказаў: Не празнуйте так мене, як маего батьку!» (белорус.). «На зимню Миколу воду сватяць, у колодец льюць, кажуць, от грому, шоб гром не падал на хату да ў сарай» (полесье). «На Савы тчуть, Варвары — тчуть, на тые святá тчуть. На Миколы — нэ» (полесье). Никола — второй после бога заступник[20].
Народные праздники славян | |
---|---|
Коляда / Божич • Святки • Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Крещенский вечер • Громницы (Сретенье) • Власьев день • Масленица / Мясопуст • Со́роки • Благовещенье • Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница • Егорий Вешний • Никола Вешний • Вознесение • Зелёные Святки (Русалии) • Троицкая суббота • Троица • Русальная неделя • Иван Купала • Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота • Дмитриев день • Кузьминки • Никола Зимний |
Никола зимний приметы традиции, никола зимний иконография, никола зимний славянский дед мороз.
Категория:Статьи проекта Русский метал I уровня высшей важности, Университетская клиническая больница имени Паула Страдыня.