Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Крещенский вечер дата, крещенский вечер в библиотеке

Перейти к: навигация, поиск
Крещенский вечер
И. Смукрович. Святочное гадание, 1900-е
Тип народно-православный
иначе Водяная коляда, Канун Богоявления, Голодная кутья, Крещенская коляда, Голодный свят-вечер, Второй Сочельник, «Кутя-варóжка» (полесье)
также Навечерие Богоявления, Крещенский сочельник (христ.)
Значение Окончание зимних святок
Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается славянами
Дата ночь с 5 (18) января

на 6 (19) января

Празднование колядование, ряженье, святочные игры
Традиции гадания, заготовка «крещенской воды»
Связан с Колядой

Креще́нский ве́чер[1] (Водяная коляда, Канун Богоявления) — день народного календаря у славян, отмечаемый в ночь с 5 (18) января на 6 (19) января. Последний день Коляд, последние святочные гадания, набирают из водоёмов и колодцев «крещенскую» воду, которая, как считается, обладает особыми целебными свойствами.

Содержание

Другие названия

У восточных славян большинство названий дня терминологически смыкается с названиями Рождественского сочельника и во многом повторяет рождественско-новогодние обычаи[2]: рус. Голодная кутья, Крещенская коляда, Голодный свят-вечер, Второй Сочельник, Водяная коляда, Голодный вечер, Третья, или водопостная кутья, Канун Богоявления, Свечки; белор. Пiскуха, Марья, Терпека; укр. Голодна кутя, Свят-вечір водохрэсний, Голодна куття, Друга куття; белор. , укр. Остатня кутья , Постна кутья, Проводная кутья, Водяна коляда[2]; полес. Нисчемная кутья, Третья велея, Други коляды, Водянуха, Последняя кутья, Кутя-варóжка, Пи́сана коляда, Терплячка; болг. Попо́ва коледа.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: навечерие Богоявления (Крещенский сочельник); священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского и мученика Феоны волхва (303); преподобного Синклитикии Александрийской (ок. 350); мученика Иосифа и с ним 37-ми мучеников (1921); мученицу Евгению (1933); священномученика Сергия пресвитера (1934); мученика Матфея (1938); пророка Михея (IX до Р.Х.); преподобного Аполлинарии (ок. 470); преподобного Фостирия; преподобного Мину (VI); преподобного Григория Акритского (ок. 820); преподобного Симеона Псково-Печерского (1960)[3].

Cвященномученику Феопемпту и мученику Феоне молятся при отравлении различными веществами[4].

Славянские обряды

Последний раз ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят, медвежьей лапой во всякое окошко стучат. В этот день Коляда «отъезжает на белых конях». В Полесье на оконных рамах и дверях рисуют деревья, коней, людей и телеги. Кое-где «выписывают Коляду»: рисуют на окнах и дверях по три креста мелом, крестясь, имея при себе хлебец, свечу, тарелку, ложку кутьи, держа под рукой шапку. После этого садятся ужинать («вечéрати»)[5].

Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечетное количество постных блюд. У восточных славян непременно варили кутью, бобовые блюда, сухие фрукты (узвар), пекли блины, хлебные изделия и т. п. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; выделяли часть пищи от каждого блюда для душ предков, «щоби ci душi накормили тай пам'ятали Свийт вечip водохрэсний» (гуцул.). У белорусов Могилёвщины принято было за ужином в Крещенский вечер есть очень быстро, чтобы летом своевременно управляться с полевыми работами. Болгары в Крещенский сочельник устраивали третий, последний святочный ужин (кадена вечеря): к традиционным постным блюдам добавляли грецкие орехи, зерно; ставили свечу, не догоревшую после предыдущих двух трапез. Хорваты Самобора только в канун Крещения начинали есть обрядовый хлеб letnica, который каждый раз выкладывали на праздничный стол в канун Рождества, Нового года, Крещения. Словенцы (горен., долен., штирий.) пекли на святки три хлеба, самый большой из которых (poprinjak, mocen kruh) ели в день Трёх королей, чтобы быть сильными и здоровыми. В Родопах пекли аналогичный рождественскому хлеб с запечённой монетой, используемой для гадания о счастье. После ужина кормили домашнюю птицу в обруче от бочки, гадали, обвязывали фруктовые деревья соломой, совершали другие обряды, сходные с магической практикой рождественско-новогоднего цикла (в.-слав., болг.)[6].

Чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнется ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится».

В полночь ходят на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывают целебные свойства и которую тщательно оберегают. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Умываются снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы «без белила белыми быть, без румяна — румяными».

Снег этого сочельника считается целебным, про него говорили: «подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этим снегом лечили недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляют ульи во время собирания роев. Собранный за околицей (за селом), в поле — сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы.

Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна и утром осматривали — на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году».

Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.

Сербы говорят, что ночью небо открывается и все воды в этот момент прекращают течь, останавливаются. Некоторые даже считают, что и ветер перестаёт дует и вся вода превращается в вино. Кто в этот момент зачерпнёт воду, то она останется вином и будет лекарством от всех болезней[7].

Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин идёт вечером босыми ногами в сад и перевязывает деревья, чтобы «не боялись мороза» и приговаривает дереву: «Я босой пришёл не боясь мороза и ты не бойся»[8].

Святки, понятно, к концу, и с ними страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьёт мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисуют мелом или углём кресты. Особенно опасен в крещенскую ночь оборотень «Огненный змей», являющийся девушкам в виде прекрасного юноши.

Тульское поверье

«Лютует под Крещенье — больше всей другой нечисти пододонной — Огненный змей. Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво Огненный Змей. Все знают, зачем он и куда летает. Огненный Змей – не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, за чем он летает, и говорят, что если Огненный Змей полюбит девицу, то его зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берётся. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнём неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, – говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветёт красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит себя»[1].

Для защиты от нечисти, считали крестьяне, надо начертить крест на двери и оконных рамах, насыпать на печную загнетку снега, собранного в крещенский вечер. Говорят, что когда змей, проникнув через трубу, станет на крещенскую воду — то погибнет навсегда.

Поговорки и приметы

Коляда отъезжает. Снегу под Крещение надует — хлеба прибудет. Если утром идёт снег — уродится ранняя гречиха; в полдень идёт снег — уродится средняя; вечером пойдёт — поздняя. Если снег погнёт сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчёлы станут хорошо роиться. Мало снега на ветвях деревьев – летом ни грибов, ни ягод не ищи. В Крещенскую ночь иней падает на те хлеба, которым назначено родиться в следующее лето, а те, которым не родиться, остаются сухими. Крещенский снег хранят водою, для беленья холстов и от разных недугов. Перед заутреней, небо открывается, а о чем в Крещенье открытому небу помолишься, то сбудется. Если в Крещенскую ночь небо чистое — будет много гороха. «Бел» звёзд не видно — грибы не родятся. Яркие звёзды в Крещенскую ночь — к хорошему приплоду овец. Ярки звёзды породят белые ярки. Полный месяц — к большому разливу. Если в этот день будет метель — то же самое будет и на Масленице, если сильные южные ветры — будет лето грозовое. Увиденные в этот день сны всегда бывают вещими. Нельзя в этот день поминать покойников, чтобы не накликать новых. На Крещение огня из дома не дают. На каком амбаре плотнее снег — целее в том и батюшка-хлеб. «Геть, кутя, з покуття, а, ти, узвар, йди на базар» (укр.). «У який день Щадруха и ў який день Галодна куття, у тые дни шоб не сеять. У той день ничего не сеют у гароде. Ат курей, ат птиц» (белорус.). «Брали горщик, де варилась кутя, і розбивали об ворота, і при цьому тричі стріляли з рушниці» (укр.). Погода этого дня указывает на погоду ноября.

См. также

Примечания

Литература

  1. Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. Благопожелания: ритуал и текст. // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал / Отв. ред. Н. И. Толстой; Институт славяноведения и балканистики РАН. — М.: Наука, 1994. — С. 168—208. — ISBN 5-02-011499-5.
  2. Антонић Д., Зупанц М. Српски народни календар. — Београд, 1988. — ISBN 86-81369-02-4
  3. Виноградова Л. Н., Плотникова Л. А. Крещение // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 667-672. — ISBN 5-7133-1207-0.
  4. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9
  5. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  6. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X

Ссылки

  • Православный календарь. Навечерие Богоявления (pravoslavie.ru)

Крещенский вечер дата, крещенский вечер в библиотеке.

Асуми, Кана, Хлористоводородная кислота, Портал:Геральдика/Избранный герб/6.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24