Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Нагорный карабах 2024 видео, нагорный карабах чья республика, нагорный карабах лурк

Контуры территории, контролируемой НКР на момент подписания соглашения о прекращении огня 1994 г., наложены на контуры территории, на которой была провозглашена НКР в сентябре 1991 г.

Наго́рный Караба́х (азерб. Dağlıq Qarabağ, арм. Լեռնային Ղարաբաղ) — регион в Закавказье, в восточной части Армянского нагорья[1][2][3].

Фактически бо́льшая его часть контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики находится на его территории. Занимает восточные и юго-восточные горные и предгорные районы Малого Кавказа, вместе с Равнинным Карабахом составляет географическую область Карабах.

Содержание

Происхождение и неоднозначность термина

Слово «Карабах» составлено из тюркского «кара» — чёрный и персидского «баг» — сад. По-армянски регион называется арм. Լեռնային Ղարաբաղ (читается Лернаин Гарабаг), по-азербайджански — азерб. Dağlıq Qarabağ или азерб. Yuxarı Qarabağ. Для обозначения территории армяне также часто используют название провинции Великой Армении Арцах (арм. Արցախ), охватывавший регион в древности.

Нередко термином Нагорный Карабах называют Нагорно-Карабахскую Республику[4][5][6], хотя её заявленная и фактически контролируемая территории географически с Нагорным Карабахом совпадают частично.

История

История Нагорного Карабаха

Доисторический период
Азыхская пещера
 
Античность
Великая Армения (Арцах)
Кавказская Албания  
Средние века
Хаченское княжество
Государство Сефевидов
 
Новое время
Меликства Хамсы
Карабахское ханство
XIXXX
Гюлистанский мирный договор
Елизаветпольская губерния
Армяно-азербайджанская война
Азербайджанская ССР (НКАО)
Карабахский конфликт
Нагорно-Карабахская Республика, Азербайджанская Республика 

п·о·р

Автохтонным населением региона были различные кавказские племена. Не позже чем со II в. до н. э. регион вошел в состав Великой Армении, как провинция Арцах[7] (в греко-римских источниках Орхистена[8]). С начала II века до н. э. до 90-х гг. IV века н. э. территория современного Нагорного Карабаха находилась в границах армянского государства Великая Армения династии Арташесидов, затем Аршакидов северо-восточная граница которого проходила по реке Кура[9]. После падения Великой Армении Арцах отошли к вассальной от Персии[10] Кавказской Албании[11][12][13]. В период долгого нахождения в составе Армении регион был арменизован[14]. Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками автохтонного населения области[15][16]. С этой эпохи на территории Нагорного Карабаха процветает армянская культура[17]. Согласно сообщениям исторического источника 700 года, население древнеармянской провинции[18] Арцах говорило не просто по-армянски[19], но и на своём собственном диалекте армянского языка[20][21].

Ал-Истахри, арабский автор X века, сообщает:

«… за Берда'а и Шамкуром народ из племени армян…»

«Путь из Берда'а в Дабиль идет по землям армян, и все эти города в царстве Санбата, сына Ашута»[22]

В IXXI веках территория Нагорного Карабаха входит в состав восстановленного Армянского государства Багратидов[23]. В начале IX века под предводительстом Сахла Смбатяна (Сахл ибн Сунбат ал-Армани[24]), которого Каганкатваци именует «Саhлем из рода hАйка»[25], на территории Нагорного Карабаха образовалось армянское феодальное княжество Хачен. С XIII века там правили армянские[26] княжеские династии Гасан-Джалаляны и Допяны — ответвления потомков Сахля Смбатяна. Как отмечают авторы академической «Истории Востока» а также другие авторитетные российские историки, в XII—XIII веках армянонаселенный[26][27][28] Нагорный Карабах становится одним из центров армянской культуры[29][28][30]. После сельджукского завоевания Армении в Хачене продолжает существовать армянское правление[31], являвшейся центром армянской политической жизни[29].

На рубеже XVIXVII веков Хачен распался[32][33], а на его месте постепенно образовались пять армянских[34][35] княжеств (Хачен, Дизак, Варанда, Джраберд и Гюлистан), которые соответственно получили название «Хамса» — «Пятерка».

Карабаг есть страна, лежащая между левого берега Аракса и правого реки Куры, выше Муганского поля, в горах. Главнейшие обитатели ее - Армяне, управляемые наследственно 5 своими меликами или природными князьями, по числу сигнагов или кантонов: 1.Чараперт, 2. Игермадар, 3.Дузах, 4. Варанд, 5. Хачен.[36]

Эти меликства, подчинявшиеся беглербеку Карабаха (с резиденцией в Гяндже), просуществовали до второй половины XVIII века[37][38][39]. Институт меликств в Нагорном Карабахе окончательно был сформирован при иранском шахе Аббасе I[33]. После распада в конце XIV века армянского царства Киликии практически только в Карабахе сохранились остатки армянского государственного устройства[40][39].

Эти мелики, по учреждению Надыра, непосредственно зависели от шаха, а местное управление имел католикос их (или титулярный патриарх, поставляемый от главного всей Армении патриарха эчмиадзинского), имеющий прилагательный титул агванского, каковым именем древле Армения называлась.[41]

Российский историк конца XIX-го века П. Г. Бутков ссылаясь на Санкт-Петербургские ведомости от 1743 года приводит следующую цитату:

В Нагорном Карабахе находился Гандзасарский (агванский) католиксат Армянской церкви (Из письма Есаи Гасан-Джалаляна к Петру I):

«Мы по Иисусе смиренный раб Исайя, от четырех един соборный патриарх страны Арменския, нарицаемыя Агван, имеющий власть над християны народа армянского ...»[42]
Армянский монастырь Ерек Манкунк, XVI—XVII века

В 1720-гг. Нагорный Карабах становится одним из центров национально-освободительной борьбы армян против Османской оккупации[43][33]. В этой борьбе армяне Нагорного Карабаха были воодушевлены также персидским походом Петра I[44][45].

В документе конца XVIII веке говорится:

«В области Карабагской , яко едином остатке древния Армении сохранявшем чрез многие веки независимость свою под властию природных владельцов , полагала нация сия при помощи божией и неотъемлемом от нея сильном покравительстве Всероссийския империи ту только льстящую ея надежду»[46]

В 1747 году в Равнинном Карабахе было образовано Карабахское ханство, которое вскоре установило власть над преимущественно армянонаселенным[47] Нагорным Карабахом: первые два карабахских хана — Панах и Ибрагим — подчинили своей власти армянских меликов, утвердившись в центре армянского меликства Варанда — в построенном Панахом городе-крепости Шуше[48]. В результате междоусобиц[49] между армянскими меликами, первые за свою историю Нагорный Карабах оказался под властю тюркского правителя[33][50]. После этих событий, с середины XVIII века, наблюдается массовый отток армянского населения из Нагорного Карабаха, и, наоборот, тюркские переселения[51]. Изначально она находилась под персидским, с 1805 г. — под русским суверенитетом. Ханство было занято русскими войсками во время русско-персидской войны и принято в российское подданство по трактату 14 мая 1805 года.[52]

Формально оно было признано за Россией по российско-персидскому Гюлистанскому мирному договору 1813 года.

После ликвидации ханства в 1823 году Нагорный Карабах представлял собой сначала часть Карабахской провинции, затем — часть нескольких уездов Елизаветпольской губернии.

В 1917 году в связи с развалом Российской империи и выходом из под власти последней, Карабах фактически представлял собой государство управляемое Собранием Армян Карабаха. Азербайджанцы строящие свое государство, не смотря на абсолютное большинство армян в регионе оспорили право армян управлять Карабахом. Регион стал на несколько лет ареной ожесточённых столкновений между азербайджанцами и армянами. Для решения территориального спора в свою пользу азербайджанцы прибегали к помощи англичан, турков и большевиков. С иностранной помощью Азербайджан добился успеха[53].

Население

XIX век

По данным переписей первой половины XIX века, около трети населения всей территории всего Карабаха (вместе с равнинной его частью) составляли армяне, и около двух третей азербайджанцы[54][55]. Джордж Бурнутян указывает, что в переписях показано: армянское население было, в основном, сосредоточено в 8 из 21 магалов (районов) Карабаха, из которых 5 составляют современную территорию Нагорного Карабаха, а 3 входят в современную территорию Зангезура. Таким образом, 35 процентов населения Карабаха (армяне) проживали на 38 процентах земли (в Нагорном Карабахе), составляя на ней абсолютное большинство (около 90 %) [54]. Согласно к.и.н. Анатолию Ямскову, следует учитывать тот факт, что переписи населения велись в зимний период, когда кочевое азербайджанское население находилось на равнинах, а в летние месяцы оно поднималось на высокогорные пастбища, меняя демографическую ситуацию в горных районах. Однако Ямсков отмечает, что точка зрения на права кочевых народов считаться полноценным населением сезонно используемой ими кочевой территории, на сегодняшний момент не разделяется большинством авторов, как из постсоветских стран, так и из стран «дальнего зарубежья», включая и проармянские, и проазербайджанские работы; в российском Закавказье XIX века эта территория могла являться собственностью только оседлого населения[55].

Население Нагорного Карабаха в начале ХХ века

Этнические группы в Армении и Нагорно-Карабахской Республике (1995)[уточнить]

Согласно переписи 1923 года, в новообразованной НКАО армяне составляли 94 %; из оставшихся 6 % подавляющее число были азербайджанцы. Среди других меньшинств выделялись курды, издавна населяющие эти земли и русские, переселенцы или потомки переселенцев XIX-ХХ веков; было также некоторое количество греков, также колонистов XIX в. [56][57]

В 1918 году карабахские армяне утверждали:

По статистическим данным, относящимся к последним годам, армянское население Елизаветпольского, Джеванширского, Шушинского, Карягинского и Зангезурского уездов, распределенное почти исключительно в нагорных частях этих уездов, составляет 300.000 душ и является абсолютным большинством в сравнении с татарами и другими этническими группами, которые лишь в некоторых местностях составляют более или менее значительную часть населения, тогда как армяне всюду представляют сплошную массу. Следовательно, мусульманская часть населения может состоять лишь на положении меньшинства, и из-за этого меньшинства в 3-4 десятки тысяч нельзя приносить в жертву кровные интересы народа[58]

Некоторые азербайджанские авторы, например кандидат педагогических наук Адиль Багиров в соавторстве с американским политиком Камероном Брауном, возражают против утверждений об историческом преобладании армян в Нагорном Карахе, указывая статистику XIX века по всему Карабаху (с чисто азербайджанским равнинным Карабахом и Зангезуром), которая показывает азербайджанское большинство в бывшем Карабахском ханстве (без выделения отдельных районов)[59].

В 1918—1920 годах эта область была спорной между Арменией и Азербайджаном; после советизации Армении и Азербайджана, решением Кавбюро ЦК РКП(б) от 4 июля 1921 г. было решено передать Нагорный Карабах Армении, но окончательное решение оставить за ЦК РКП(б), однако новым решением от 5 июля он был оставлен в составе Азербайджана с предоставлением широкой областной автономии[60]. В 1923 году из армянонаселенной части Нагорного Карабаха (без Шаумянского и части Ханларских районов) в составе Азербайджанской ССР была образована Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК). В 1937 году АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО).

Этноязыковая динамика

Население НКАО
Год Население армяне азербайджанцы русские
1923 157800 149600 (94 %) 7700 (6 %)
1926 125.159 111.694 (89,2 %) 12.592 (10,1 %) 596 (0,5 %)
1939 НКАО 150.837 132.800 (88,0 %) 14.053 (9,3 %) 3.174 (2,1 %)
Степанакерт 10.459 9.079 (86,8 %) 672 (6,4 %) 563 (5,4 %)
Гадрутский район 27.128 25.975 (95,7 %) 727 (2,7 %) 349 (1,3 %)
Мардакертский район 40.812 36.453 (89,3 %) 2.833 (6,9 %) 1.244 (3,0 %)
Мартунинский район 32.298 30.235 (93,6 %) 1.501 (4,6 %) 457 (1,4 %)
Степанакертский район 29.321 26.881 (91,7 %) 2.014 (6,9 %) 305 (1,0 %)
Шушинский район 10.818 4.177 (38,6 %) 6.306 (58,3 %) 256 (2,4 %)
1959 130.406 110.053 (84,4 %) 17.995 (13,8 %) 1.790 (1,6 %)
1970 150.313 121.068 (80,5 %) 27.179 (18,1 %) 1.310 (0,9 %)
1979 162.181 123.076 (75,9 %) 37.264 (23,0 %) 1.265 (0,8 %)

За годы советской власти процент азербайджанского населения НКАО возрос до 23 %. Армянские авторы объясняют это целенаправленной политикой властей Азербайджанской ССР по изменению демографической ситуации в регионе в пользу азербайджанцев. Похожие этнические сдвиги в сторону титульной национальности наблюдались также в автономных республиках Грузинской ССР: Абхазии, Южной Осетии и Аджарии.[61] Доля русского населения в Нагорном Карабахе, как следует из таблицы, стремительно увеличивалась в довоенные годы и, достигнув максимума в 1939 г., начала столь же стремительно сокращаться, что коррелирует с процессами, происходившими во всем Азербайджане и вообще во всем Закавказье.

Из пяти районов НКАО азербайджанцы составляли большинство в самом маленьком по площади Шушинском районе, где в 1989 году, согласно последней советской переписи, проживало 23156 человек, из которых 21,234 (91.7 %) были азербайджанцами и 1,620 (7 %) армянами. В самом городе Шуша проживало 17000 из которых 98 % были азербайджанцами.[62] Однако перепись 1939 года дает другие данные: население Шушинского района 10818, из которых азербайджанцев 6306 (58,3 %) и армян 4177 (38,6 %). Причем большая часть азербайджанцев жила в Шуше, население которой было 5424 человека, в сельской части района армяне составляли большинство. Население же города Шуша, в 1883 году составляло 25656 человек, из которых 56,5 % армян и 43,2 % азербайджанцев[63], но подавляющее большинство армян были убиты или покинули город в результате Шушинской резни в конце марта 1920 года.[64] В 1939 году наиболее велика доля русских была в Степанакерте (5,4 %).

В остальных 4 районах и городе Степанакерт азербайджанцы являлись меньшинством, однако и в них имелись населённые пункты с преимущественно азербайджанским населением. Азербайджанскими населенными пунктами в этих 4 районах являлись сёла Умудлу, Ходжалы и другие.

См. также

Примечания

  1. Britannica encyclopedia статья «Armenian Highland»: «mountainous region of Transcaucasia. It lies mainly in Turkey, occupies all of Armenia, and includes southern Georgia, western Azerbaijan, and northwestern Iran. »
  2. БСЭ, Статья: Армянское Нагорье
  3. «Natural regions of the U.S.S.R.», страница 232. издание 1950.:

    The Armenian Plateau lies between the Trialetsk range on the north, the Agri-Dagh (more exactly, Lake Van, in Turkey) on the south, the Arsiansk on the west, and the Karabakh on the east. The Trialetsk range stretches from west to east, from Borzhom to Tiflis; it forms the eastern continuation of the Adzhar-Akhaltsykh range. On the watershed of the Black and the Caspian seas lies the Arsiansk range (elevation 3121 m.). The Armenian Plateau has an average elevation of 1500 m., but its eastern part, tho Karabakh Plateau, is much higher (2500 m. and more).

  4. Президент Нагорного Карабаха подписал ряд законов
  5. Президент Нагорного Карабаха переизбран на новый срок
  6. Новые правила игры
  7. Армянская География
  8. География, XI, XIV, 4:

    В самой Армении много гор и плоскогорий, где с трудом растет даже виноградная лоза; много там и долин, причем одни из них не отличаются особенным плодородием, другие же, напротив, чрезвычайно плодородны, например равнина Аракса, по которой река Аракс течет до границ Албании, впадая в Каспийское море. За этой равниной идет Сакасена, тоже граничащая с Албанией и с рекой Киром; ещё далее идет Гогарена. Вся эта страна полна дикими плодами и плодами деревьев, выращенных человеком, и вечнозелеными растениями; здесь растет даже маслина. Провинцией Армении являются Фавена, а также Комисена и Орхистена, выставляющая наибольшее число всадников.

    • Очерки истории СССР: Первобытно-общинный строй и древнейшие государства на территории СССР. М.: АН СССР, 1956, стр., 615
    • К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период // Кавказ и Византия : Сб. — Ер.: Наука, 1979. — № I.
    • С. В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании // Исторические записки : Сб. — М., 1937. — № I. — С. 129-148.
    • Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Erster Band. Stuttgart 1894. p. 1303
    • Яновский А. О древней Кавказской Албании // Журнал министр. народного просвещения. — 1846. — № 52. — С. 97.
    • Marquart J. Eranlahr nach der Geogrphle des Ps.Moses Xorenac’i. In: Abhandlungen der koniglichen Geselsch. der Wissenschaften zu Gottingen. Philologisch-hisiorische Klasse. Neue Folge B.ffl, No 2, Berlin, 1901,S 358
    • Б. А. Дорн. «Каспий. О походах древних русских в Табаристан» («Записки Академии Наук» 1875, т. XXVI, приложение 1, стр., 187)
    • Карабах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Мовсес Хоренаци, кн. II, гл.8, 65; «Армянская География VII века по Р.Х (приписывавшаяся прежде Моисею Хоренскому)», СПб.,1877; Фавст Бузанд, «История Армении», кн. III, гл.7; кн. V, гл.13; Агатангелос, «Житие и история святого Григора», 28, «Спасительное обращение страны нашей Армении через святого мужа-мученика» , 795 CXII , Юстин, XLII, 2,9 ; Плиний, VI,37;27; Стефан Византийский, s.v. Ο τ η ν ή, Ω β α ρ η ο ί
  9. Всемирная история. Энциклопедия. Том 3, гл. VIII: «Внутренний строй стран Закавказья оставался без изменения до середины V в., несмотря на то, что в результате договора 387 г. Армения оказалась разделённой между Ираном и Римом, Лазика была признана сферой влияния Рима, а Картли и Албания должны были подчиниться Ирану.»
  10. История древнего мира, М., 1989, т.3, стр. 286
  11. Анания Ширакаци. Армянская География
  12. Закавказье в I—IV вв. н. э.
  13. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период // Кавказ и Византия : Сб. — Ер.: Наука, 1979. — № I.
  14. Этническая одонтология СССР, — М., 1979, с. 135.
  15. Бунак В. Антропологический состав населения Кавказа // Вестн. гос. музея Грузии. Т. XIII. 1946.
  16. Hewsen, Robert H. Ethno-History and the Armenian Influence upon the Caucasian Albanians, in: Samuelian, Thomas J. (Hg.), Classical Armenian Culture. Influences and Creativity, Chico: 1982, p. 34: «христианская или новая культура Албании, которое процветало после передачи в пятом столетии нашей эры столицы из Кабалы, к северу от Куры, на Партав, юг реки, было по существу и несомненно армянским»
  17. V. Minorsky. Studies in Caucasian History. — CUP Archive, 1953. — С. 115.:

    Ahar is still the center of the district of Qaraja-dagh (older Maymad), the hilly and wild tract to which, on the opposite northern bank of the Araxes, correspond the highlands of Qara-bagh (ancient Armenian provinces Artsax and Siunik').

  18. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М.-Л., 1959. — С. 294-295.:

    Временем расцвета албанской письменности принято считать V—VII вв.. когда, по словам А. Г. Шанидзе, «албаны во всех областях политической и культурной жизни Кавказа принимали деятельное участие наравне с грузинами и армянами». По всей видимости, в Албании параллельно с албанским как язык письменности использовался ещё и армянский, на котором к тому времени говорило население областей Арцаха и Утика, входивших до 387 г. в состав Большой Армении.

  19. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М.-Л., 1959.:

    Высокий уровень албанской культуры в это время объясняется не только экономическим подъемом, но и тем, что Албания в VII в.находилась в оживленных культурных сношениях с соседними странами, главным образом с Арменией, особенно с армянской областью Сюник (Джываншер был женат на дочери сюнийского князя, княжне Хосровануйш). В Сюнике в это время, как сообщает Стефан Сюнийский, процветала и славилась школа, во главе которой стоял поэт и философ Матусала (Мафусаил). Преподаватели этой школы назначались главами армянских школ и вардапетов, и то же самое, вероятно, имело место и в отношении школ Албании. Любопытно, что тот же Стефан Сюнийский сохранил сведения о существовании арцахского (то есть карабахского) диалекта армянского языка.

  20. Н. Адонц. Дионисий Фракийский и армянские толкователи. — Пг., 1915. — С. 181—219.
  21. КАРАУЛОВ Н. А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане.
    • Большая советская энциклопедия
    • Товма Арцруни и Аноним, «История дома Арцруни», гл.11
    • Матеос Урхаеци, «Хроника» , Вагаршапат, 1898, стр. 230—231  (арм.)
    • «Всеобщая история», рус. пер., М., 1864
    • Ованес Драсханакертци, «История Армении», Ереван, 1984
  22. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). — М., 2002. — С. 262. (ср. также прим. 52)
  23. Каганкатваци, кн. III, гл. XXIII
  24. 1 2 Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л., 1949. — С. 28.: «Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем хачена в период монгольского завоевания, в XIII в. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских…»
  25. А. Л. Якобсон, Из истории армянского средневекового зодчества (Гандзасарский монастырь), стр. 447: «коренное население Хачена—в древности, как и в эпоху строительства храма, а также позднее, по сообщению современников, было именно армянским. Княжество Хачен находилось на территории Аррана, но термин этот является лишь топонимом и указание на этнос отнюдь не содержит».
  26. Лев Гумилев. «История Востока» (Восток в средние века — с XIII в. х. э.).— М:"Восточная литература", 2002 — т. Т. 2.:

    Для армянской культуры этой поры характерно перемещение её центра на северо-восток, в области исторической Албании, где существовал (прежде всего в горных районах и в городах) массив армянского населения

  27. 1 2 А. Новосельцев, В. Пашуто, Л. Черепнин. Пути развития феодализма. — М.: Наука, 1972. — С. 47.:

    В результате резкой и достаточно фанатичной политики сельджукских владык", в политических целях принявших ислам и ставших его очередным «оплотом», армянское население вынуждено было покидать родную землю и эмигрировать на север в пределы Грузии и особенно в Киликию.
    Сражение при Манцикерте (Маназкерте) привело к окончательной потере Армении Византией. Теперь центрами армянской политической и культурной жизни стали Киликия и Албания.

  28. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. — М.: Академкнига, 2003. — С. 236.
  29. Armenia — статья из энциклопедии Британника:

    A few native Armenian rulers survived for a time in the Kiurikian kingdom of Lori, the Siuniqian kingdom of Baghq or Kapan, and the principates of Khachen (Artzakh) and Sasun.

  30. Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. — М.: Академкнига, 2003.:

    Хачен — средневековое армянское феодальное княжество на территории современного Карабаха, сыгравшее значительную роль в политической истории Армении и всего региона в Х-XVI вв.

  31. 1 2 3 4 Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. — М.: Академкнига, 2003. — С. 199.:

    При персидской династии Сефевидов Карабах являлся одной из провинций (бегларбекство), где низменности и предгорья входили в мусульманские ханства, а горы оставались в руках армянских правителей. Система меликств окончательно сложилась в Нагорном Карабахе в годы правления шаха Аббаса I (1587—1629) в Персии. Тогда персидские власти, с одной стороны, побуждали армянских меликов к активным действиям против Османской империи, а с другой, пытались ослабить их, отделив их от основных армянских территорий путем переселения курдских племен в район, расположенный между Арцахом и Сюником. Тем не менее, в XVII—XVIII вв. пять армянских меликств Карабаха составляли силу, с которой приходилось считаться их могущественным соседям. Именно эти горные районы стали тем центром, где возникла идея армянского возрождения и образования независимого армянского государства. Однако борьба за власть в одном из меликств привела к междоусобице, в которую с выгодой для себя вмешалось соседнее кочевое племя сарыджалы, и в середине XVIII в.власть в Карабахе первый раз за всю его историю досталась тюркскому хану

  32. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л., 1949. — С. 59.:

    Наряду с этим были и владетельные мелики — армяне в следующих округах […] в пяти округах Нагорного Карабага — Чараберд (Джраберт), Гюлистан, Хачен, Варанда и Дизак; эти пять карабагских армянских меликств обычно известны под общим именем «Хамсэй-и Карабаг» («карабагская пятерица»)

  33. Armenia — статья из энциклопедии Британника:

    In mountainous Karabakh a group of five Armenian maliks (princes) succeeded in conserving their autonomy and maintained a short period of independence (1722-30) during the struggle between Persia and Turkey at the beginning of the 18th century; despite the heroic resistance of the Armenian leader David Beg, the Turks occupied the region but were driven out by the Persians under the general Nādr Qolī Beg (from 1736-47, Nādir Shah) in 1735.

  34. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НОВОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗ ГОД
  35. Hewsen, Robert H. «The Kingdom of Arc’ax» in Medieval Armenian Culture (University of Pennsylvania Armenian Texts and Studies). Thomas J. Samuelian and Michael E. Stone (eds.) Chico, California: Scholars Press, 1984, pp. 52-53
  36. Aspects of India’s International relations, 1700 to 2000: South Asia and the World, p.63:

    «The real trend towards Armenians settling down in the subcontinent began only in the eighteenth century. In the Persian occupied mountainous region of Karabakh, a group of five Armenian maliks (princes) succeeded in conserving their autonomy and enjoyed even a brief period of independence during the struggle between Perisa and Turkey at the beginning of the eighteenth century.»

  37. ↑ James Stuart Olson. An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires. — Greenwood Publishing Group, 1994. — С. 44.:

    The acceptance of Islam by the Mongols around 1300, the resurgence of the Turks under the Ottomans, and the European abandonment of the Levant sounded the death knell of the last Armenian kingdom, which fell to the Mamluks (or Mamelukes) in 1375. Only pockets such as Karabagh (Karabakh) and Zangezour in eastern Armenia and Sasun and Zeitun in western Armenia remained autonomous.

  38. Cyril Toumanoff. Armenia and Georgia // The Cambridge Medieval History. — Cambridge, 1966. — Т. IV: The Byzantine Empire, part I chapter XIV. — С. 593—637.:

    The title of King of Armenia was inherited by the Lusgnans of Cyprus and, from them, by the House of Savoy. Only in Old Armenia could some vestiges of the once imposing structure of the Armenian polity be found in the houses of dynasts (meliks) in Qarabagh

  39. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НОВОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗ ГОД. Топоним Агванк был распространен на восточных территориях исторической Армении в частности на территории древней области Арцах, однако название Албания/Арран в армянсонаселенном Нагорном Карабахе являлось лишь топонимом без какого-либо этнического указания. См. А. Л. Якобсон, Из истории армянского средневекового зодчества (Гандзасарский монастырь), стр. 447
  40. Г.А.Эзов, Сношения Петра Великого с армянским народом. Документы. - СПб., 1898, док. № 211
  41. Armenia and Iran — статья из Encyclopædia Iranica. G. Bournoutian:

    Having only recently shaken off the yoke of the qezelbāš, the Armenian people reengaged in a struggle for liberation, this time against Ottoman occupation troops. The armed Armenian forces waged heroic battles on the outskirts of Erevan, in Qarabāḡ, in the mountainous regions of Siwnikʿ and elsewhere.

  42. Franco Cardini. Europa und der Islam, 2001, p. 179 :

    The Russians had already tested the Caucasus area in 1722-3, with an expedition designed to inflame the hearts of the Armenians in the mountainous regions of Karabagh and Siwnik

  43. Richard G. Hovannisian. The Armenian People From Ancient to Modern Times. — Palgrave Macmillan, 2004. — Т. II. — С. 88.:

    In order to assume control of Eastern Armenia and Georgia, as well as to safeguard these strategic neighboring provinces from Russia, the Turks violated the 1639 agreement and entered Transcaucasia in 1723. The Georgians sent urgent messages to Peter but Russia, fearing to antagonize the Ottomans, concentrated its effort on the Caspian coast. Russian assurances of support, however, had encouraged the Armenians to armed resistance, and, together with the Persians, they fiercely defended Erevan and Ganja. Although the Turks were successful in capturing those fortresses, as well as most of northeastern Persia in 1724, the Armenian region of Karabagh-Zangezur fought on. The Armenians there were armed and had found a formidable leader in the person of Davit Bek.

  44. АВПР,ф.СРА, оп.100/3, 1797-1799 гг. д.464,лл.191-192. Копия
  45. The Armenian People from Ancient to Modern Times: Foreign dominion to statehood : the fifteenth century to the twentieth century, Palgrave Macmillan, 2004, p.96:

    «The Armenians of Ganja had also been reduced to a minority. Only in the mountains regions of Karabakh and Zangezur did the Armenian manage the maintain a solid majority»

  46. Раффи. Меликства хамсы.
    • Мирза Адегизель-бек. Карабах-наме
    • Аббас Кули-Ага Бакиханов. Гюлистан-и-Ирам Период V
    • Мирза Джамал Джеваншир Карабагский. История Карабага
  47. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л., 1949. — С. 71.:

    После гибели Надир-шаха и развала Иранского государства (1747), тогдашний глава племени Панах-хан джеваншир, сын Ибрахим-хана, провозгласил себя независимым ханом Карабага. Воспользовавшись междоусобиями среди пяти армянских меликов нагорной части Карабага, Панах-хан поддержал одного из них, мелика Варанды Шах-Назара, и, с его помощью, подчинил себе всех армянских меликов и сделал их своими вассалами.

  48. Michael P. Croissant, The Armenia-Azerbaijan conflict: causes and implications, p.11:

    Importantly, disunion amongst the five princes allowed the establishment of a foothold in mountainous Karabakh by a Turkic tribe around 1750. This event marked the first time that Turks were able to penetrate the eastern Armenian highlands…

  49. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. — М.: Академкнига, 2003. — С. 200.:

    «Таким образом, во второй половине XVIII в. состав населения Карабаха резко изменился. Мусульманские (курды) и тюркские племена, которые обитали на окраинах Карабаха с XI—XII вв., в середине XVIII в. получили доступ к горным районам и впервые стали заселять Шушу. В то же время к концу XVIII в. Нагорный Карабах покинула значительная часть его армянских обитателей.»

  50. Акты собранные Кавказскою Археографическою коммисиею. Том II. Тифлис 1868 г. с. 705.
  51. FACT SHEET: NAGORNO-KARABAGH // The University of Michigan-Dearborn; April 3, 1996
  52. ↑ The Politics of Demography: Misuse of Sources on the Armenian Population of Mountainous Karabakh (англ.) // Journal of the Society for Armenian Studies. — Society for Armenian Studies, 1999. — Vol. 9. — P. 99—103.

    An uncited Russian survey of 1832 and my article are used as the main sources for this statement. The survey lists the Armenian population of the whole of Karabakh at 34.8 percent (slightly over one-third) and that of the Azeris at 64.8 percent. This time Altstadt confuses the reader by identifying the whole of Karabakh with Mountainous Karabakh. The Armenian population of Karabakh (as will be demonstrated below) was concentrated in 8 out of the 21 districts or mahals of Karabakh. These 8 districts are located in Mountainous Karabakh and present-day Zangezur (then part of Karabakh). Thus 34.8 percent of the population of Karabakh populated 38 percent of the land. In other words the Armenians, according to the survey cited by Altstadt, formed 91.58 percent of the population of Mountainous Karabakh.

  53. 1 2 Анатолий Ямсков. Традиционное землепользование кочевников исторического Карабаха и современный армяно-азербайджанский этнотерриториальный конфликт: «Во-вторых, это проблема признания прав кочевого скотоводческого (как и любого другого неоседлого) населения на сезонно используемые им земли и на передачу этих земельных прав потомкам. Здесь лишь последние десятилетия XX в. ознаменовались существенными и позитивными для кочевников изменениями, тогда как ранее подобные права на землю кочевого скотоводческого населения практически не признавались европейскими государствами … Итак, именно вопросы политической истории территории и этнической истории постоянно проживающего на данной территории населения обычно используются в качестве аргументов, доказывающих права каждой из сторон на земли Нагорного Карабаха. Данный подход преобладает не только в советских и постсоветских научных исследованиях и в публицистике, но и в работах ученых из „дальнего зарубежья“, имеющих самую различную политическую ориентацию — см., например, работы достаточно нейтральные (Heradstveit, 1993, р. 22; Hunter, 1994, р. 97,104—105; Loken, 1995, р. 10), явно проармянские (Chorbajian,Donabedian, Mutafian, 1994, р. 6, 11) и почти столь же открытопроазербайджанские (Altstadt, 1992, р. 7—8, 195—196).»
  54. Bradshaw Michael J Contemporary World Regional Geography: Global Connections, Local Voices. — New York: Mcgraw-Hill, 2004. — P. 164. — ISBN 0-0725-4975-0
  55. Yamskov, A. N. «Ethnic Conflict in the Transcausasus: The Case of Nagorno-Karabakh». Theory and Society, Vol. 20, No. 5, Special Issue on Ethnic Conflict in the Soviet Union October 1991, 659. Retrieved on February 13, 2007.
  56. Записка о Карабахе, составленная Тифлисским земляческим союзом, от 10 июля 1918 г. ЦГИА Армении, ф. 200, оп. 1, д. 49, лл.6-9 об.//Нагорный Карабах в 1918—1923 гг. Сборник документов и материалов. Издательство АН Армении. Ереван, 1991, стр 11.
  57. Author(s): Adil Baguirov and Cameron Brown. Source: Middle East Journal, Vol. 59, No. 2, Changing Geopolitics (Spring, 2005), pp. 342—347. Published by: Middle East Institute Стр:344-345. Цитата: Now, this is the epitome of great mis- statements and misunderstanding of history and facts. First, there is no evidence what- soever of Armenian ethnic majority until the 20th century — all official censuses, counts, tax and land records, conducted by Mongols, Ottomans, Iranians, Azerbaijanis and imperial Russia, since the 13th century, attest to that. Second, the very definition of historical Karabakh changed to suit the needs of the Armenian minority, which shrank it. Then a flawed agricultural (!) census was conducted in 1921 (not 1920 as Dilip Hiro mistakenly believes) and the num- ber 94 % produced by a researcher, R. Kocharyan in a 1926 book, and repeated ever since. The rest is history. It is important to note that the first official Soviet census was conducted only in 1926, and that all the censuses favored more settled Armenians as opposed to many Azerbaijanis who were cattle breeders and were absent in the Karabakh mountains dur- ing the winter (this fact is actually recognized by both Armenian and Russian historians and researchers). Note that according to the Russian imperial authorities and their early census (actually, a tax inventory — a much more precise and accurate census than agricul- tural) of all of Karabakh done in 1823 (the year after the Karabakh khanate was abol- ished and Karabakh ceased to exist as an administrative, political unit), Azerbaijanis were 78 %, Armenians 22 %. By 1871, there were 73 % Azerbaijanis and 24 % Armenians. By 1897, only 57 % were Azerbaijanis, whilst 42 % — Armenians! However, de- spite a constant influx of Armenians, higher births among Azerbaijanis were able to slow down the inevitable. According to 1912 real estate (land purchases) records and the 1917 agricultural census, the permanent residents of Karabakh were 62 % Azerbaijani and 36 % Armenian. How Azerbaijanis could drop from 62 % in 1917 to mere 5 % in 1921 can be explained easily: falsifications and mas- sacres of the peaceful civilian population.
  58. Постановление Кавбюро от 4 июля 1921 года. ЦПА ИМЛ, ф. 85, оп. 18, д. 58, л. 17. Постановление от 5 июля: ЦПА ИМЛ, ф. 85, оп. 18, д. 58, л. 18.//Нагорный Карабах в 1918—1923 гг. Сборник документов и материалов. Издательство АН Армении. Ереван, 1991, стр 649—650.
  59. Арсен Мелик-Шахназаров Глава 2. Шагреневая кожа Закавказья
  60. Amirbayov, Elchin. «Shusha’s Pivotal Role in a Nagorno-Karabagh Settlement» in Dr. Brenda Shaffer (ed.), Policy Brief Number 6, Cambridge, MA: Caspian Studies Program, Harvard University, December 2001.
  61. Шуша // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  62. Giovanni Guaita Armenia between the Bolshevik hammer and Kemalist anvil // 1700 Years of Faithfulness: History of Armenia and its Churches. — Moscow: FAM, 2001. — ISBN 5898310134

Ссылки

  • Кавказский край // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Нагорный Карабах в Словаре современных географических названий
  • Нагорный Карабах в Современном толковом словаре
  • Население Автономной области Нагорного Карабаха и прилегающих районов по переписи населения АзССР 1921 года

Нагорный карабах 2024 видео, нагорный карабах чья республика, нагорный карабах лурк.

Файл:Karyer 75km view sos-bor.JPG, UnrealIRCd.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24