Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Курды

Курды

Салах ад-ДинАхмед ХаниШараф-хан БидлисиАбдулла ОджаланДжаляль ТалабаниМасуд БарзаниЛейла ЗанаФелекнас УджаЗара
Самоназвание

Kurd

Современный ареал расселения и численность

Всего: ок. 20-25 млн. ч.
 Турция:
   20,5 млн. чел.[1][2][3]
 Иран:
   ок. 6,8 млн. чел.[3][4][5]
 Ирак:
  от 6,2 млн. чел.[3][6]
 Сирия:
  около 3 млн. чел.[7]
 Россия:
  от 50,9 [8] до 62 тыс. чел.[источник не указан 759 дней]
 Германия:
  от 800 тыс. чел.[9][10]
 Израиль:
   от 11 [11]    до 32 тыс. чел.[12]
 Афганистан
 24 тыс. чел.[9]
 Ливан:
43 тыс. чел.[9]
 Казахстан:
  около 100 тыс. чел. />
 Армения:
  около 50 тыс. чел.[9]
 Азербайджан
  от 9 до 15 тыс. чел.[9][13]
 Туркмения:
  6 тыс. чел.[9]
 Грузия:
  2,514 чел.[14]

Язык

курдский, также турецкий, арабский, персидский.

Религия

ислам, преимущ. суннитского толка, также шиизм, алевизм, езидизм, христианство

Ку́рды (курд. Kurd/ کورد/ Кöрд, курд. Kurmancî/ کورمانجی/ Кöрманщи) — иранский народ, представляющий собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата — в регионе, называемом Курдистаном. В настоящее время Курдистан поделён между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Многочисленные диалекты курдского языка относятся к северо-западной подгруппе иранских языков. Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка, часть — ислам шиитского толка, также алевизм, езидизм и христианство ( за последнее десятилетие в некоторой степени растет обращение и в христианство, в результате деятельности протестантских и православных миссионеров).[15]

Содержание

Этногенез

Происхождение

Происхождение курдов представляет очень спорную проблему. Высказываются различные гипотезы происхождения курдов. Скифско-мидийское происхождение курдов и яфетическая (картвелы, армяне, халды, курды) гипотеза Марра. Из шумерских источников известно, что народ населявший горные районы Месопотамии шумеры называли "куртиями" и "хурритами" (шум. кур - гора, ти - место, жилище; хурр - холм, возвышенность). Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают также античные источники (др.-греч. Kýrtioi, лат. Cyrtii)[16] Куртии — одно из племён в древней Персии. Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской[17] и были скотоводческим и разбойничьим племенем[18].

Имя курдов (kwrt) упоминается в среднеперсидских источниках (Карнамак-и Ардашер-и Папакан)[19], но, как отмечают исследователи, в раннем средневековье это был прежде всего социально-экономический термин, означавший у осёдлого иранского населения кочевых живущих в шатрах горцев на западе Иранского плато[20] и мог применяться к любому ираноязычному племени, соответствовавшему этим характеристикам. Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных языках/диалектах: курманджи, зазаки, сорани, леки, келхури, горани, авромани, лури.

Собственно «курдскими» языками/диалектами в настоящее время называют курманджи, сорани и группу южнокурдских языков/диалектов (леки, келхури, фейли). Согласно исследованиям Д.Н. Маккензи, курдский вместе с белуджским из всех северо-западных иранских языков обнаруживают наибольшую близость к юго-западным языкам (персидскому и его ближайшим родственникам)[21]. По этой теории, эта близость отражает существование персо-курдско-белуджского единства в центральном Иране (Мидии), при этом пракурды изначально населили гористые земли Луристана к западу от Исфахана[22]. Существующие в горах Загроса переходные говоры между южнокурдскими и луро-бахтиарскими диалектами могут считаться «мостом» между курдским и персидским[23].

Напротив, происхождение таких «курдских» языков как гурани и зазаки, также относящихся к северо-западной подгруппе и распространённых соответственно в среднем Загросе и в истоках Тигра и Евфрата, не связано с собственно курдскими диалектами. Данные языки происходят из прикаспийского региона и их распространение связано с миграциями дейлемитов на запад Иранского плато, где они в дальнейшем вступили в тесное взаимодействие с курдами. Гуранийское и зазайское влияние заметно соответственно в северном (курманджи) и центральнокурдском (сорани) языках[23].

Средневековая история

Этническая структура и языки

Файл:Linguistik kart Kurdistan.jpg
Карта курдских языков. 1980-гг.

Курды представляют собой совокупность многочисленных и зачастую разнородных племён, называемых вслед за своими эпонимами[24]. Племенная принадлежность до сих пор очень важна в социальных отношениях в традиционном курдском обществе[16].

Курдский персоязычный историк XVI в. Шарафхан Бидлиси писал, что курды разделяются на четыре народа: курманджи, луры, келхури и гурани. Из них луров, говорящих на юго-западных иранских диалектах, в настоящее время уже обычно не включают в состав курдов. Келхури (вместе с леки и фейли) составляют сильно дифференцированную южнокурдскую общность, объединяющуюся с гурани и смыкающуюся с лурами на юге. Южные курды населяют иранские останы Керманшах и Илам, а также прилегающие районы на востоке Ирака.

Курманджи — основное надплеменное самоназвание большинства остальных — центральных и северных курдов, включая часть народа заза. По сути оно аналогично термину «курд» в старом значении и обозначает носителя определённого социально-экономического уклада, основывающегося на отгонном горном скотоводстве[16]. Тем не менее в научной литературе термином «курманджи» обычно обозначают только северных курдов и их язык, наиболее далеко распространившихся в западном направлении в ходе курдской экспансии на Армянское нагорье, в то время как за «центральными» курдами (курд. Kurdmancî Xwarû «южные курманджи»), населяющими районы иракской Сулеймании и Иранский Курдистан с прилегающими областями, закрепилось персидское название сорани.

С лингвистической точки зрения все языки/диалекты, называемые ныне «курдскими», можно разделить на следующие группы:

Несмотря на то, что и в обиходном употреблении, и в научной литературе часто идёт речь о «курдском языке» и его диалектах, взаимопонимание сильно затруднено уже между носителями курманджи и сорани — наиболее близких курдских языков. Большинство курдов является билингвами и владеет основным языком государства проживания: турецким, арабским, персидским и др.

Расселение

В настоящее время курдов насчитывается ок. 30 млн человек[25][26]. Это четвёртый по численности народ Ближнего Востока после арабов, персов и турок. Большинство курдов расселено в регионе Курдистана. Почти 2,5 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины.

Курды в Турции

Самый большой массив курдской этнической территории занимает юго-восток и восток Турции в районе озера Ван и города Диярбакыра. Отдельные курдские поселения разбросаны также по всей Анатолии, крупные курдские диаспоры сосредоточены в больших городах на западе страны. Точная численность курдов в Турции, ввиду фактического отказа правительства этой страны признавать такую национальность, может быть оценена только приблизительно. Экспертные оценки говорят о 20 — 23 % населения страны[3], что может составлять до 16-20 млн чел. В это число включаются северные курды-курманджи — основное курдское население Турции и народ заза (говорящий на языке зазаки) — ок. 1,5 млн чел., а также значительная доля тюркоязычных курдских племён, перешедших на турецкий язык — ок. 5,9 млн чел.[27]).

Курды в Иране

В Иране курды населяют останы Илам и Керманшах (южные курды: келхури, фейли, леки, гурани, авромани), Курдистан (сорани) и Западный Азербайджан (сорани и курманджи), а также прилегающие к ним районы останов Хамадан и Зенджан. Курдские поселения также разбросаны практически во всех остальных останах Ирана. Особенно большой район компактного расселения курдов (преимущественно курманджи) расположен в остане Северный Хорасан, куда шах Аббас I в XVII в. расселял воинственные курдские племена для обороны Хорасана от туркменов и Хивинского ханства. Всего в Иране насчитывается около 5,5 млн. курдов[28].

Происходившие в самом монархическом Иране интеграционные процессы отразились и на характере межнациональных отношений в Иранском Курдистане. До свержения шахского режима определенное сближение населявших страну национальностей гарантировала политика иранского национализма. Она была нацелена на разрушение традиционных форм общественных отношений, на формирование социальной структуры и хозяйства, свойственных капиталистическому обществу, распространение общеиранских форм культуры, внедрение персидского языка во все сферы жизни и т.д. При этом игнорировались национально-культурные запросы неперсидских народов страны. Социально-политическая и экономическая неудовлетворенность иранских курдов, ущемление их национально-государственного статуса и иные причины порождали претензии к властным структурам, представителям доминирующего этноса (персоязычным иранцам), с которыми связывались этнокультурные последствия интеграционных процессов. Между тем использование военных и репрессивных институтов позволяло шахскому режиму в целом сохранять определенный баланс межнациональных отношений.[29]

Курды в Ираке

В Ираке также представлены три курдских субэтноса (с юга на север): южные курды с гурани, сорани (в районе Киркука и Сулеймании) и курманджи (в районе Мосула), населяющих восточные и северо-восточные районы страны. Лишь часть этнической территории иракских курдов включена в автономное образование Иракский Курдистан со столицей в Эрбиле. Всего в Ираке проживает более 5,6 млн курдов[30].

Курды в Сирии

В северной Сирии проживает 1,8 - 2 млн курдов[31], преимущественно курманджи.

Курды в России и других странах СНГ

После вхождения в состав Российской империи Грузии (1801 год), а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств часть курдов стала российскими подданными.[источник не указан 668 дней] Отдельные их семьи и родоплеменные группы оказались в российском Закавказье также после русско-персидских войн (1804—1813, 1826—1828 годы). Это были либо жители тех селений, которые, согласно условиям Гюлистанского (1813 год) и Туркманчайского (1828 год) договоров, вошли в подданство России, либо переселенцы, бежавшие в Азербайджан (частично — в Армению) от притеснений иранских и турецких властей и в поисках лучших пастбищ.

К концу 19 века из Турции и Ирана курды массово переселялись в Закавказье из-за неурожаев и голода.

В 1937 г. курды Армении и Азербайджана, а в 1944 г. - курды Грузии были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. В 1989-90 годах курды из Средней Азии, Казахстана, Закавказья мигрировали в Россию (в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи).

В странах бывшего СССР насчитывается около 1 млн курдов[источник не указан 758 дней], в основном в Азербайджане[32], Армении[33], Грузии[34],Туркменистане и Казахстане.

В России по переписи 2002 года проживает 19,6 тыс. курдов, которые являются мусульманами. Езидов, которые учитывались отдельно — 31,3 тыс.

Субъект федерации Численность курдов-мусульман в 2002 году, тыс. (*)
Краснодарский край 5,0
Адыгея 3,6
Саратовская область 2,3
Ставропольский край 1,3
показаны субъекты c численностью курдов более 1000 человек


В Адыгее курды компактно проживают в сёлах Еленовское, Белое и Садовое Красногвардейского района, где поселились в конце 80-х — 90-х годах XX века беженцы из зоны Карабахского конфликта и переселенцы из других регионов Закавказья, а также из Средней Азии[35].

Религия

Мечеть в г. Эрбиль

Большинство курдов — мусульмане-сунниты, придерживающиеся преимущественно шафиитского мазхаба. Часть курдов Ирана исповедует шиитский ислам. Одна из крайних шиитских сект — алевизм — исповедуется курдами Турции, прежде всего народом заза. Ядро другого крайнего шиитского направления ислама является секта Ахл-е Хакк («люди истины») составляют гурани и южные курды. Наиболее своеобразной курдоязычной конфессиональной группой являются езиды, исповедующие синкретическую религию, ведущую происхождение от учения араба шейха Ади (XII в.). За последнее десятилетие в значительной степени растет обращение в христианство[15].

Традиции и культура

Преобладают традиционные занятия: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак). Традиционная одежда мужчин — широкие штаны, куртка, головной платок и широкий пояс с заткнутым за него большим кинжалом.

Курдский фольклор отличается оригинальностью, богатством и разнообразием. Сказки, песни, легенды, свадебные и погребальные обряды — таков далеко не полный список представленных в нём жанров.

Первые памятники курдской письменности датируются VII в. Самобытная литература развивается уже с XI в., достигая своей вершины в творчестве целой плеяды курдских поэтов XIV—XVIII веков (Факи Тейран, Мелае Бате, Ахмед Хани, Харис Битлиси и другие).

Курдская одежда, 1873

Национальная одежда курдов сохраняется среди пожилых женщин. В традиционный комплекс входят: рубаха (крас), шаровары (хэвалкрас), жилет (элек), юбка (навдэере, туман), передник (шалек), нарукавники (давзанг), шерстяной пояс (бэне пэштэ), головной убор (кофи, фино) или головные платки, шерстяные чулки (горэ), обувь.

В условиях кочевания, а также в холодное время женщины носили несколько платьев или юбок с жилетами. Из широко бытовавших в прошлом различных типов женских поясов (пэшт, кямбар), надеваемых поверх юбок или платьев, следует выделить: из материи, обшитой обычно перламутровыми пуговицами и ракушками; шерстяной, домотканый, вывязанный цветными шерстяными нитками. Известны также пояса из серебряных украшений с большой серебряной пряжкой. Кямбар — непременный элемент нарядной одежды курдянок Турции, Ирана, Ирака, Сирии и Закавказья. Пояс имеет ювелирные изделия, пришитые к шерстяной матерчатой, вязаной или кожаной основе пояса. Застегивается пояс на большую, обычно серебряную пряжку.

Обязательным дополнением служат старинные и современные украшения (головные, нагрудные, ручные, ножные). В прошлом распространено носовое украшение (кэрэфил).

Женщины разных племен, независимо от религиозной принадлежности носят головные платки. Однако, курдская женщина никогда не носила чадры.

Курдское национальное движение

Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В 1842 году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом 1847 г. Бохтан был занят Османскими войсками, эмират ликвидирован, а сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. в 1868 г. в Дамаске).

Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце 1854 г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис, а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с Османскими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март 1855 г.) После этого восстание сошло на нет.

Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в 1880 г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Османской империи. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Империю. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

Курдская кавалерия в Кавказских горах, 1915

В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма; её пропаганду вела первая курдская газета —"Курдистан", которую выпускали с 1898 г. в Каире потомки Бадрхана.

Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции 1908 года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед за тем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Османской империи, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

Поражение Османской империи в Первой мировой войне, казалось, открыло перед курдами новые перспективы. На Версальской конференции курдов представлял генерал Шериф-паша, пытавшийся добиться создания независимого курдского государства. Однако курдские националисты, выступавшие в Париже, на деле не имели прочных связей с Курдистаном и реально не представляли никого, кроме узкого кружка курдских интеллигентов. Согласно Севрскому мирному договору 1920 г., предполагалось немедленное провозглашение Курдистана автономным с последующим (в течение года) предоставлением ему независимости, если курды выразят такое желание.

Между тем в самом Курдистане происходило следующее. В Мосульском вилайете (нынешний Иракский Курдистан), занятом англичанами, последние некоторое время носились с планами организовать конфедерацию курдских княжеств. В качестве первого шага, шейх Махмуд Барзанджи был ими назначен правителем Сулеймании. Однако Барзанджи в мае 1919 г. поднял восстание, арестовал английских представителей, провозгласил себя королем Курдистана и двинулся на Киркук, но был разбит англичанами. Он был раненый взят в плен и приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Индию. Осенью 1922 года, когда Мосульскому вилайету (то есть Южному, ныне Иракскому, Курдистану) стали угрожать турецкие войска, англичане вернули в Сулейманию Махмуда Барзанджи, который вновь провозгласил себя королем Курдистана, сформировал правительство, стал чеканить монеты и печатать марки со своим изображением; не доверяя англичанам, он вступил в тайные сношения с турками и послал письмо Ленину с просьбой о поддержке и протекторате. В феврале 1923 г. англичане ультимативно потребовали от Барзанджи покинуть Сулейманию, после чего подвергли город воздушным бомбежкам. Барзанджи ушёл в горы и держался там несколько лет, время от времени налетами беря Сулейманию; в 1927 г., видя безуспешность дальнейшей борьбы, он сдался на амнистию.

Курдские дети в Сулеймании

Весной того же 1922 года провозгласил себя королем «независимого Курдистана» и вождь иранских курдов Симко, сформировавший собственное правительство и начавший выпускать свою газету. В августе он был разбит персами, но продолжал оставаться «возмутителем спокойствия» вплоть до своей гибели в 1930 г.

В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нём независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

Новое восстание турецких курдов началось в 1927 г. в Араратских горах. Здесь была образована курдская Республика Арарат, существовавшая с 1927 по 1930 год. Восстание было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в 1931 г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До 1936 г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в 1938 г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В 1930 г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством Мустафы Барзани. В 1946 г. в Мехабаде провозглашается курдская Мехабадская Республика. В то же время возникают и крупные курдские партии: Демократическая партия Иранского Курдистана (1945) и Демократическая партия Курдистана (Ирак) (1946). Наконец, в 1961 году в Ираке вспыхивает восстание под руководством Мустафы Барзани, продолжавшееся до 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани.

В начале 1979 г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время ирано-иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

Статуя курдской девочки с вазой в Сенендедже
Площадь Свободы в Сенендедже

В марте 1991 года после поражения иракских войск в ходе войны в Персидском заливе вспыхнуло новое восстание в Иракском Курдистане. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО, действуя по мандату ООН, вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является Масуд Барзани.

В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего её приверженцев называют «апочистами». После военного переворота 1980 г. её члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана». Первая вооруженная акция была совершена в 1984 году, к середине 90-х гг. РПК уже обладала армией в несколько тысяч (по её собственным утвержденим до 20 тысяч) «террористов» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате двадцатичетырехлетнего курдско-турецкого противостояния погибло более 35 тысяч человек. В 1998 г. Сирия под нажимом Турции вынуждена была отказаться от поддержки РПК и попросила Оджалана покинуть страну, в противном случае ей грозило военное вторжение со стороны Турции; 15 февраля 1999 года Абдулла Оджалан был захвачен турецкими спецслужбами (при содействии американских и израильских спецслужб) в Кении, судим и приговорен к смертной казни; под давлением курдской диаспоры и мирового сообщества смертная казнь была заменена на пожизненное заключение; в настоящее время Абдулла Оджалан содержится в одиночной тюрьме строгого режима на острове Имралы.

В течение многих лет использование курдского языка в турецких СМИ было запрещено. Курдский Алфавит был сформирован английскими, российскими и французскими учеными в последнем столетии. Однако, под давлением мирового общественного мнения, постепенной демократизации страны и в результате снижения активности РПК, Турция начала поэтапно смягчать запреты в области использования курдского языка. С января 2009 года Турция начала регулярные круглосуточные телепередачи на курдском языке.[36]

В настоящее время курдский вопрос является одним из ключевых при обсуждении дальнейшей евроинтеграции Турции. Европа требует большей регионализации и автономизации курдов, а также соблюдение их прав в соответствии с европейскими стандартами[37]

Известные курды

Примечания

  1. Konda Poll
  2. CIA World Factbook: 18 % Kurds out of 72.5 million total population (2008 est.) — 14 млн.
  3. 1 2 3 4 Beverley Milton-Edwards, “Contemporary politics in the Middle East” Polity, 2006. pg 231: “They form a population in all four states, making 23 percent in Turkey, 23 percent in Iraq, 10 percent in Iran and 8 percent in Syria (Mcdowell, 2003, p 3-4)
  4. The World Factbook - Iran. Проверено 21 апреля 2008.
  5. UNPO — Iranian Kurdistan
  6. Estimate based on 15% to 20% of 26,783,383: World Factbook
  7. Syria
  8. Всероссийская перепись населения 2002 г.
  9. ↑ The Kurdish Diaspora
  10. The Kurdish Diaspora
  11. Kurdish culture and society: an ... - Google Books
  12. Чернин В. Этническая карта Израиля: история, проблемы и перспективы развития.
  13. Dövlət Statistika Komitəsi. Əhalinin milli tərkibi (1999)
  14. перепись населения 2002 г.
  15. ↑ История Курдов Христиан
  16. 1 2 3 G. Asatrian, Prolegomena to the Study of the Kurds, Iran and the Caucasus, Vol.13, pp.1-58, 2009
  17. CYRTIANS. Center for Iranian Studies, Encyclopædia Iranica. New York: Columbia University.(недоступная ссылка) Проверено 9 мая 2009. (недоступная ссылка с 03-04-2011 (544 дня))
  18. Strabo 11.13.3
  19. A. Safrastian, Kurds and Kurdistan, The Harvill Press, 1948, p.16 and p.31
  20. McDowall, David. 2000. A modern history of the Kurds. London: I.B. Tauris. p9
  21. D. N. MacKenzie, “The Origins of Kurdish,” Transactions of the Philological Society, 1961b, pp. 68-86.
  22. Published in 2009, Iran and the Caucasus, 13, pp.1-58.
  23. ↑ Ludwig Paul. KURDISH LANGUAGE i. HISTORY OF THE KURDISH LANGUAGE
  24. Pierre Oberling. KURDISH TRIBES
  25. Invalid id
  26. Joshua Project — Great Commission Status of the Kurd People Cluster
  27. Joshua Project — Ethnic People Groups of Turkey
  28. Joshua Project — Ethnic People Groups of Iran
  29. Жигалина О.И. "Иранский Курдистан: от конфликта к диалогу". Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 15. М., ИИИиБВ, 2002. Стр. 352.
  30. Joshua Project — Ethnic People Groups of Iraq
  31. Joshua Project — Ethnic People Groups of Syria
  32. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan
  33. Figures of Yerevan city / Armenian Statistical Service of Republic of Armenia
  34. INTERNET AG - Frankfurt - Germany - Server + Hosting, Firewall, Loadbalancer, VPN, Domains, Leased Lines, SDSL , Managed Services, Rechenzentrum, data center
  35. «Каждый десятый курд, поселившийся в Красногвардейском районе, не имеет гражданства» 29 февраля 2008 г.
  36. Türkisches Staatsfernsehen sendet auf kurdisch (нем.)
  37. Совет Европы подверг критике Турцию за не подписание хартии языков нацменьшинств

Литература

  • Мела Махмуд Баязиди. Нравы и обычаи курдов. Пер., предисл. и примеч. М. Б. Руденко. М. ИВЛ, 1963
  • В. Ф. Минорский История курдов
  • Абдулла Оджалан, В защиту народа, - М., 2007. - 528 с.
  • В. Ф. Минорский, История Ширвана и Дербенда X—XI веков, М., 1963
  • М. Б. Руденко. Отражение некоторых древних обрядов и представлений в совре­менном курдском обрядовом фольклоре. — ПП и ПИКНВ. х. 1974
  • Курды // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 438

См. также

Ссылки

В Викисловаре есть статья «курд»
  • Курды и Курдистан: культурно-просветительный портал
  • История курдоведения в СПбФ ИВ РАН
  • Курдский центр в Москве
  • Курды на сайте "Народы России"
  • Курды на Кубани: из истории традиционной культуры
  • Курдcкий форум
  • Курдский форум
  • Фотокаталог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН


Курды.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24