(O)
Полигон взлётно-посадочных систем «Нитка» (от аббр. НИТКА: Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный) — научно-тренировочный комплекс, предназначенный для отработки лётчиками палубной авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца. Во времена СССР обеспечивал испытания самолётов и корабельных авиационно-технических средств для первого тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.5, а также подготовку лётного и инженерного состава морской авиации. Комплекс расположен на авиабазе Саки (посёлок Новофёдоровка, ранее Саки-4) близ города Саки, Крым. Прежнее название — НИУТКА (Научно-Испытательный Учебный Тренажер Корабельной Авиации). В марте 2014 года комплекс палубной авиации «Нитка» де-факто перешёл в собственность Вооруженных Сил России, над полигоном был поднят флаг Российской Федерации[1].
Тренажёр состоит из основного взлётно-посадочного блока и взлётно-посадочной полосы со стартовым трамплином. Оборудован мощными паросиловыми и электрогидравлическими устройствами — катапультами и аэрофинишёрами[2].
Взлётно-посадочный блок, выполненный заподлицо с поверхностью лётного поля, состоит из следующих основных элементов:
Блок оборудован аварийными задерживающими устройствами и сетями.
Направленная в сторону моря взлётно-посадочная полоса имеет длину 290 метров. ВПП оборудована стартовым трамплином Т-2 с углом отрыва 14 градусов.
Общий вес металлоконструкций комплекса вместе с трамплином составляет около 12000 тонн[2]. НИТКА считается крупнейшим тренажером данного типа в мире. Обслуживание комплекса и поддержание его в рабочем состоянии осуществляет около 180 военных специалистов[3].
На «Нитке» установлена корабельная оптическая система посадки «Луна», КДП оборудован системой управления полетами «Цилиндр», которая представляет собой один контур аналогичной корабельной системы «Резистор-К4».
Таким образом, на тренажере может осуществляться подготовка лётчиков палубной авиации на все типы авианосцев: с палубой для вертикального, катапультного и трамплинного взлёта.
Согласно украино-российскому соглашению Об использовании полигона взлётно-посадочных систем «Нитка» от 7 февраля 1997 года в состав полигона взлётно-посадочных систем «Нитка» входят 19 объектов[4]:
№ п/п | Наименование объекта | Год постройки |
---|---|---|
1 | Штаб части | 1937 |
2 | Мастерские | 1979 |
3 | Подсобное помещение | 1979 |
4 | Прирельсовый склад | 1980 |
5 | Караульное помещение | 1981 |
6 | Караульное помещение | 1980 |
7 | Дизельная электростанция | 1988 |
8 | Дымовая труба с каналами | 1984 |
9 | Удерживающее устройство | 1984 |
10 | Морской водозабор | 1988 |
11 | Насосная обратного водоснабжения | 1988 |
12 | Флотационной станция | 1986 |
13 | Камера переключения | 1985 |
14 | Взлётно-посадочный блок | 1986 |
15 | Резервуар (1000 метров) | 1986 |
16 | Резервуар (500 метров) | 1986 |
17 | Блок БС-2-2 | 1982 |
18 | Трамплин | 1984 |
19 | Казарма | 1953 |
План строительства комплекса утверждён 30 апреля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в рамках намеченной программы постройки в 1978—1980 годах двух больших крейсеров с авиационным вооружением водоизмещением 65000 т. с атомными энергетическими установками, двумя катапультами и аэрофинишёрами[5]. Строительство тренажёрного комплекса в авиагарнизоне Саки-4 было начато в 1977 году[6] после ввода в эксплуатацию первого авианесущего крейсера проекта 1143 «Киев». Строительство каждого следующего авианесущего крейсера осуществлялось по новым проектам, параллельно создавались новые типы самолётов палубной авиации, поэтому нужен был специальный полигон, на котором отрабатывалась бы методика взлёта-посадки самолётов на все перспективные проекты авианосцев, испытывались бы новые прототипы самолётов корабельной авиации с укороченными взлётом и посадкой.
Проект тренажерного комплекса был разработан Невским проектно-конструкторским бюро (Ленинград). Основные сооружения комплекса — взлётно-посадочные блоки строил и осуществлял монтаж Черноморский судостроительный завод (Николаев). Аэрофинишёры и трамплины — Пролетарский завод (Ленинград)[7]. Всеми работами по строительству «Нитки» руководил старший строитель ЧСЗ Алексей Иванович Середин[7].
Все конструкции, которые монтировались на тренажёре — основные блоки, а затем и трамплины изготавливались секциями в Николаеве на Черноморском заводе и транспортировались морем в Новофёдоровке, где был сооружен специальный причал, создана производственная база завода для организации полноценного строительства.
Генеральный штаб ВС СССР постоянно оказывал давление на ГШ ВМФ и Минсудпром, снижая объёмы финансирования с целью прекращения работ по строительству катапультного устройства, а в октябре 1980 года полностью прекратил финансирование «Нитки». На этот период был сформирован основной взлётно-посадочный блок БС-1, в котором шёл монтаж механизмов энергоустановки, аэрофинишёров и катапульты №1, а также был сформирован корпус второго (посадочного) блока БС-2-1. Был подготовлен совместный доклад главнокомандующего ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова и директора ЧСЗ Юрия Ивановича Макарова министру обороны Д.Ф. Устинову, где кроме «Нитки», был сделан акцент на необходимости создания авианосца с палубой для горизонтального взлёта и посадки самолётов. Кроме того, в этом докладе отмечалось, что по расчётам институтов и ОКБ министерства авиационной промышленности имеется возможность взлёта с коротким разбегом самолётов типа Су-27 с полётной палубы корабля с применением трамплина с углом схода 15-20 градусов[8].
В 1982 году комплекс был введён в эксплуатацию без паросиловой установки и катапульты[7]. На тренажёре началась подготовка экипажей самолётов вертикального взлёта Як-38.
После выхода в январе и апреле 1984 года правительственных постановлений о создании палубных истребителей Миг-29 и Су-27 активизировались работы по изготовлению катапульты «Светлана-1», внутренний диаметр двух цилиндров которой равнялся 50 см, а длина - около 90 м. Чтобы катапульта в течение нескольких секунд смогла разогнать самолёт до скорости взлёта 270-280 км/ч, требовалось накопить максимальное количество пара, а затем мгновенно направить его под челнок катапульты. Волгодонский завод «Атоммаш» изготовил для «Нитки» экспериментальные пароаккумуляторы и систему жаростойких трубопроводов, способных пропускать большие объёмы пара высокого давления[8]. Однако из-за того, что в СССР так и не было построено полноценного авианосца, катапульта, в работе над которой участвовал не один десяток КБ и заводов, так и осталась ненужной. Катапульта №2, под которую проектом зарезервировано место на тренажёре не устанавливалась.
Энергообеспечения полигона осуществлялось с помощью трёх дизель-генераторов мощностью 680 КВт каждый.
Сначала на комплексе был установлен трамплин Т-1 с углом наклона 8°. Первый взлёт с трамплина был осуществлён 21 августа 1982 года на самолёте Миг-29. Однако, по расчётам конструкторов, оптимальный угол наклона должен был составлять 12° для Миг-29 и 18° для Су-27. Поэтому было предложено разработать трамплин с переменным углом наклона, но такая конструкция по расчётам оказалась слишком громоздкой, и от этой идеи отказались[8]. Для второго трамплина, который получил название Т-2, был выбран компромиссный угол в 14 градусов. ЧСЗ срочно изготовил новый трамплин — в сентябре 1984 года с него начались осуществляться взлёты самолётов Су-27, Миг-29 и Су-25УТГ.
В 1981 году в авиагарнизоне Саки-4 был сформирован 23-й испытательный учебно-тренировочный комплекс (23 ИУТК). 21 августа 1986 года он переформирован в 39-е управление испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации, а сам комплекс получил название НИТКА. Первый взлёт с трамплина с углом схода восемь градусов совершил 21 августа 1982 года лётчик-испытатель ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности СССР имени А. И. Микояна и М. И. Гуревича Герой Советского Союза А. Г. Фастовец на самолёте Миг-29ЛЛ[9].
В сентябре 1984 года начались полёты самолётов Су-27 и Миг-29. Первый взлёт с нового трамплина на Су-27 совершил лётчик-испытатель герой Советского Союза Г. Ф. Садовников, на Миг-29 — Герой Советского Союза В. Е. Меницкий. После них полёты с «Нитки» на самолётах Миг-29 и Су-27 выполняли лётчики-испытатели Герои Советского Союза А. В. Федотов, Б. А. Орлов, В. Г. Пугачёв и другие. Это были первые в мировой практике взлёты самолётов с обычной аэродинамикой с трамплина[8].
Одновременно начались испытательные полёты специально созданного для подготовки лётчиков корабельной авиации двухместного учебно-боевого самолёта Су-25УТГ. Первые посадки с использованием аэрофинишёров были выполнены на Су-27К В. Г. Пугачёвым и МиГ-29К Т. А. Аубакировым.
Директивой главного штаба ВМФ от 13 декабря 1988 года на базе 39-го управления в Саках был создан 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации, в который вошли 23 ИУТК, 229-й отдельный корабельный инструкторско-исследовательский штурмовой авиаполк (на самолётах Як-38, позднее Миг-21 и Су-25) и сформирован 10 марта 1986 года 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк (на самолётах Су-27 и Миг-29), а также части обеспечения — батальон связи и батальон аэродромно-технического обеспечения. Центр замыкался на 33-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ имени Преображенского (Николаев).
В 1991 году, в ходе испытаний самолёта Су-27К, в акватории Чёрного моря лётчики 100-го авиаполка Т. А. Апакидзе и А. П. Яковлев 26 и 27 сентября 1991 года выполнили первые самостоятельные посадки на корабль — тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» ВМФ РФ). Лётчики С. Г. Рассказов и Л. А. Стратоницкий, которые также были подготовлены к полётам на «Тбилиси», но на самолётах МиГ-29К, совершить посадку на корабль не смогли — авианесущий крейсер был срочно выведен в море и перебазирован на Северный флот.
10 апреля 1992 года 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации во главе с полковником авиации Виктором Безногих присягнул на службу Украине. Приказом Министра обороны соединение было зачислено в состав Вооруженных Сил Украины. В то же время многие офицеры отказались от службы в Вооружённых Силах Украины и военной присяги. Организационно 1063-й ЦБПКА и НИТКА замыкались на 3-й филиал ГЛИЦ (Приморский, Феодосия), который в свою очередь подчинялся 5-му авиационному корпусу ВВС Украины (Одесса). А в июле 1993 года, с формированием авиации Военно-морских сил 100-й и 299-й полки вошли в его состав. На базе Центра боевого применения корабельной авиации ВМС было сформировано управление авиации Военно-морских сил. Командующим авиацией Военно-морских сил Украины был назначен генерал-майор Николай Воловин[10][11].
Из-за отсутствия у Вооруженных сил Украины авианесущих крейсеров подготовка лётчиков самолётов палубной авиации для ВС Украины представлялась нецелесообразной. Поэтому некоторое время тренажёрный комплекс по назначению не использовался.
1 февраля 1994 года Министерство обороны Украины переименовало комплекс в испытательный полигон взлётно-посадочных систем Нитка. 8 июля 1994 года подписан контракт об использовании комплекса в интересах РФ. Контракт подписали от заказчика — государственная компания «Росвооружение» от исполнителя — ВВС Украины. В июле 1994 года на полигоне возобновилась подготовка личного состава морской авиации ВМФ РФ.
7 февраля 1997 года правительства Российской Федерации и Украины подписали соглашение Об использовании полигона взлётно-посадочных систем «Нитка»[4]. Стороны договорились о совместном использовании полигона НИТКА. По соглашению Украина разрешила России использовать полигон в составе взлётно-посадочной полосы с трамплином и комплексом средств и механизмов, обеспечивающих трамплинный взлёт и аэрофинишёрную посадку самолётов, а также обязалась оказывать помощь по подготовке лётного состава, проведению испытаний объектов авиационной и морской техники, обеспечению эксплуатации полигона. За предоставленные услуги российская сторона обязалась поставлять украинской стороне запасные части, агрегаты, комплектующие изделия к самолётам типа «Су» Воздушных сил Украины на сумму, эквивалентную затратам украинской стороны на предоставление полигона, поддержание его в исправном состоянии.
С того времени до 2008 года на полигоне ежегодно проходили тренировки лётчики 279-го корабельного истребительного авиационного полка Северного флота России (аэродром базирования Североморск-3) на самолётах Су-27К, Су-27УБ и Су-25УТГ. Тренировки продолжительностью 1,5-2 месяца, обычно проходили в летний период.
В августе 2008 года в связи с российско-грузинским конфликтом сотрудничество Украины и России по подготовке российских лётчиков было приостановлено. По версии, обнародованной для СМИ заместителем командующего морской авиацией ВМФ России Николаем Куклевым 5 сентября 2008 года, «9 августа МИД Украины выступил с заявлением, в котором посчитал нецелесообразным тренировку российских лётчиков на тренажере в Крыму»[12]. По его словам, официальный Киев занял такую позицию в связи с российско-грузинским конфликтом. По словам Куклева, «к 9 августа 15 самолётов Северного флота уже перелетели на аэродромы в Анапу и Псков для последующих тренировок в Саках. Но, несмотря на все договорённости, в том числе и на разрешение Генерального штаба Украины, оплату аренды на несколько лет вперёд в этот вопрос вмешалась политика, и российские лётчики-палубники были вынуждены вернуться на свою базу в Североморск»[13]. Вследствие политико-дипломатических споров между двумя государствами тренировки лётчиков в 2008 году так и не состоялись.
Не состоялись тренировки российских лётчиков на «Нитке» и в 2009 году. Официальная причина, названная Украиной — не был продлён срок эксплуатации аэрофинишёра. Российская сторона причиной срыва тренировок назвала «постоянно меняющуюся политическую конъюнктуру на Украине и неумение украинских политиков отвечать за свои слова»[14][15].
Следующие полёты с «Нитки» состоялись только в 2010 году. 21 августа 2010 года на аэродром Саки прибыли российские самолёты Су-27К, МиГ-29К, Су-33УБ и Су-25УТГ, а тренировки начались 5 сентября и продолжались около 20 дней. По словам командира отдельного корабельного истребительно-авиационного полка морской авиации Северного флота ВМФ РФ Евгения Кузнецова, российские лётчики остались довольны организацией подготовки полигона[16].
20 августа 2012 года министр обороны Украины Дмитрий Саламатин и министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков подписали протокол О внесении изменений в соглашение между правительством Украины и правительством Российской федерации об использовании полигона взлетно-посадочных систем «Нитка. Реализация протокола позволит перейти на расчёты за использование полигона в твёрдой денежной сумме вместо получения запчастей, увеличить перечень авиационной техники, которая будет привлекаться для проведения испытаний на полигоне, а также использовать полигон в интересах не только Российской Федерации, но и других государств[17].
В 2013 году Россия отказалась от тренировки лётчиков на полигоне «Нитка» в Крыму[18]. Позже, 4 сентября 2013 года, во время 6-го заседания подкомитета по вопросам безопасности украино-российской межгосударственной комиссии, которое состоялось в Москве, российская сторона сообщила об отказе в использовании тренировочного комплекса «Нитка» с 2014 года[19]. Украинская сторона со своей стороны заявила о готовности прекратить действие российско-украинского межправительственного соглашения от 1997 года, регламентирующего использование полигона в интересах ВМФ РФ[20].
Официальный представитель МО РФ 7 января 2014 года заявил, что с 2014 года переучивание лётчиков 279-го корабельного истребительного авиационного полка Северного флота России на самолёты МиГ-29К будет осуществляться на аналогичном комплексе Центра боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ в Ейске[21].
21 марта 2014 года после событий в Крыму стало известно, что комплекс палубной авиации «Нитка» переходит в собственность Вооруженных Сил России[1]. С конца лета по начало сентября 2014 года в течение нескольких недель проводились учебно-тренировочные полёты лётчиками отдельного корабельного истребительного авиационного полка палубной авиации СФ на 6 Су-33 и 2 Су-25УТГ[22][23].
21 января 2009 года в 949-м государственном лётно-испытательном центре (город Ахтубинск, Астраханской области) состоялось выездное заседание военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации под председательством заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова. Одним из вопросов, который обсуждался в ходе заседания ВПК, был вопрос создания на базе авиагарнизона Ейск Центра подготовки лётчиков морской авиации с многофункциональным авиационным тренажёрно-полигонным комплексом. По словам Иванова в рамках федеральной целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004-2020 годы» правительством РФ определен смета на создание Центра подготовки лётчиков морской авиации (ЦПЛМА) с многофункциональным авиационным тренажёрно-полигонным комплексом на территории Ейского высшего военного авиационного института. Решение о создании ЦПЛМА в Ейске было принято правительством России еще в декабре 2007 года. Смета работ составляла 5,7 млрд рублей до 2011 года[24]. Формальным поводом для строительства является «избавление от зависимости от Украины при подготовке лётчиков для тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» на тренажерном комплексе НИТКА, арендованного у Украины»[24].
Согласно проектной документации ЦПЛМА, среди прочего, планируется строительство на побережье Ейского лимана тренажёрного комплекса палубной авиации, аналогичного крымской «Нитке». В апреле 2012 года в Ейске начался монтаж трамплина[25], а в августе — оборудование взлётно-посадочного блока аэрофинишёрами[26]. В акватории Азовского моря ведётся строительство вертолётной части тренажера палубной авиации. Крымская «Нитка» таким оборудованием не обладает[27]. Этот тренажёр будет представлять собой закрепленную на якорях в прибрежной акватории платформу. Она будет имитировать палубу корабля во время качки. Благодаря такому тренажёру лётчики смогут отрабатывать взлёт и посадку вертолётов на палубу авианесущих кораблей. Системы контроля и управления посадкой ейского тренажера будут аналогичны системам авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» ВМФ России. В начале июля 2013 года строящийся в Ейске комплекс был впервые использован для взлёта палубного учебно-тренировочного самолёта Су-25УТГ[27]. В марте 2014 года государственная корпорация «Ростех» заявила о завершении общестроительных работ на наземном испытательном учебно-тренировочном комплексе корабельной авиации в городе Ейск[28]. Вступил в заключительную фазу процесс монтажа и проведения пусконаладочных работ на разработанных и изготовленных опытных образцах вооружения и военной техники, обеспечивающих взлётно-посадочные операции летательных аппаратов, обучение и тренировку личного состава авианесущих кораблей ВМФ России. Идут предварительные испытания. Согласно официальным планам Министерства обороны России, ейский комплекс будет полностью функционировать уже в 2016 году[27].
Военно-морские силы США имеют на вооружении 11 многоцелевых авианосцев и соответствующее количество авиакрыльев авианосной авиации (типичное авианосное крыло насчитывает 86-88 самолётов палубной авиации). Наземная подготовка молодых лётчиков морской авиации осуществляется в учебных авиакрыльях на авиабазах Чейз-Филд и Кнингсвилл (Техас). Полёты осуществляются на наземную модель посадочной палубы авианосца, которая представляет собой аэродромную взлётно-посадочную полосу, оборудованную тормозной системой (аэрофинишёрами). На первом этапе отрабатываются полёты с выполнением маневра «касание-взлёт» (англ. louch-and-go), когда самолёт, идя на посадку, касается ВПП в определенной точке и снова на форсаже взлетает. На следующем этапе подготовки выполняются посадки с использованием системы торможения — лётчик выпускает посадочный гак, который зацепляется за один из тормозных тросов[29]. После отработки техники посадки на наземной модели лётчики продолжают обучение на настоящем авианосце.
Китай развивает собственное производство палубных истребителей J-15, поэтому начал оснащать необходимые для подготовки лётного состава палубной авиации наземные тренажерные комплексы. В 2010 году ряд СМИ, со ссылкой на японскую газету «Асахи», заявила о том, что Китай начал строительство двух наземных комплексов, предназначенных для подготовки пилотов палубной авиации, которые имитируют взлётно-посадочную палубу авианосца, в провинциях Ляонин и Шэньси[30]. По оценке экспертов, один из них — наземный тренажерный комплекс в Хулудао, провинция Ляонин — почти практическая копия «Нитки»[31].
Ещё один подобный объект находится на берегу Бохайского залива в Жёлтом море. На окраине города Ухань провинции Хубэй построен «наземный авианосец» — почти полная габаритная копия среднего авианосца с островом, полётной палубой и трамплином, которая по внешнему виду похожа на авианесущий крейсер проекта 1143.6 «Варяг» (ныне китайский авианосец «Ши Лан»)[32].
Строительство тренажера SBTF (от англ. Shore-Based Test Facility) на авиабазе ВМС Индии Ханса[en] в штате Гоа осуществляется российскими специалистами по контракту с ОАО «Рособоронэкспорт» от 2009 года. Тренажёр является статичной копией перспективного авианосца «Викрант», оборудованный трамплином с углом схода 14° и аэрофинишёрами. Тренажёр предназначен для тестовых полётов лёгких истребителей HAL Tejas, а также подготовки лётчиков МиГ-29К[33]. В марте 2012 года ОАО «Пролетарский завод» отгрузил аэрофинишёры «Светлана-2» по индийскому заказу[34]. В 2012-2013 годах построен стартовый блок с трамплином.
Нитка шерстяная купить, нитка ягодка отгадка, нитка ейск 2023.